Авиапром расправляет крылья.Иван Коновалов
военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры.

Авиасалон МАКС – 2001, который традиционно проходит в подмосковном Жуковском, не обошелся без приятных сюрпризов. Прототип самолета пятого поколения впервые продемонстрировал свои возможности в небе Жуковского.

 

Когда мы говорим о российской авиапромышленности, я предпочел бы делить ее на две составляющие, это военная составляющая – боевая авиация, военнотранспортная авиация и гражданская авиация. Можно сказать, что благодаря длинным зарубежным контрактам, с  Индией и другими странами у нас военная авиация находится в очень неплохом состоянии. Здесь можно говорить о компании «Сухой» и компании «МиГ», которая тоже находилась долгое время в кризисе, но сейчас вышла на приличные позиции благодаря индийским и не толькоиндийским контрактам.

Опять же боевые вертолеты – этот сегмент, здесь в принципе все в порядке, учитывая что внутренние заказы для наших вооруженных сил очень большие, порядка тысячи вертолетов до 2020-го года должны получить для перевооружения наши военные силы, поэтому вертолетная промышленность в военном плане загружена, да и в гражданском плане тоже. Вертолеты сейчас очень востребованы, российские вертолеты в частности, поэтому в вертолетном сегменте вопросов нет, в боевой авиации тоже.

В гражданской авиации — намного сложнее, мы утратили позиции, во многом, те, которые в советские времена занимали, но однако с выходом на рынок компании «Сухой» и ее самолета «Суперджет-100» ситуация начала несколько меняться. Не все, конечно, хорошо, но в целом самолет, про который говорили, что он не полетит и сертификацию не пройдет, он и полетел, и прошел сертификацию, и уже закуплены первые экземпляры, и он естественно будет представлен на рынке, на авиасалоне. Но в целом по гражданской авиации проблем очень много.

Что же касается сегодняшнего статуса авиасалона МАКС, то, во-первых, авиасалоны проводят не так много стран мира, это свидетельствует о том, что это очень престижно. Во-вторых, определенный импульс строительству они, без сомнения, дают, потому что те же промышленники, производители, разработчики должны представить что-то новое каждый раз, поэтому должны работать для того, чтобы хоть что-то выпустить особенное, не выходить каждый год со старыми изделиями, поэтому на МАКСе всегда много новинок.

Возьмем тот же истребитель пятого поколения, который впервые будет публике показан. По вертолетной тематике очень много новинок представляется, особенно по коммерческим вертолетам, а у нас эта тематика была долгое время заполнена исключительно машинами западного и американского производства. Сейчас сразу несколько машин выставляется на авиасалоне нашего производства, коммерческих вертолетов легких и достаточно приличного уровня. Поэтому если брать по сегментам, то боевая авиация и вертолеты — здесь у нас все очень неплохо, гражданская авиация — проблем очень много. Но ежегодный авиасалон показывает, что эти проблемы стараются решать, ищут подходы, люди работают, и это главное. Люди работают, развивают отрасль, несмотря на то, что она не в лучшем состоянии, но она окончательно не утрачена нами, я имею ввиду гражданское авиастроение.

 

 Опубликовано: Актуальные комментарииhttp://actualcomment.ru/theme/1978/