«Всемирный ястреб» вместо «Леди Дракон»Опубликовано: Военно-промышленный курьерhttp://vpk-news.ru/articles/8717.

Денис Федутинов.

Когда же дрон придет на смену давно известной пилотируемой машине?

Одному из известнейших проектов американской авиапромышленности – высотному воздушному разведчику U-2 уже перевалило за 55 лет. Это немалый возраст для самолета. Несмотря на проводившиеся работы по его модернизации, уже давно назрела необходимость замены машины на что-то концептуально и технологически более современное. Данное обстоятельство стимулировало ВВС США изучить возможные варианты.

 

Выдающееся достижение… Прошедшей эпохи

Задачу создания самолета-разведчика, способного выполнять полеты на большие дальности на высотах свыше 20 километров, где перехват средствами ПВО был бы практически невозможен, сформулировали в первой половине 50-х годов. Работы по проекту начались в 1954-м подразделением Skunk Works компании Lockheed Martin в режиме строжайшей секретности. Руководил ими известный авиаконструктор Кларенс Леонард «Келли» Джонсон.

Его команда предложила проект машины, конструктивно представлявший собой свободнонесущий среднеплан с цельнометаллическим крылом большого удлинения, с опущенными законцовками консолей крыла, используемыми как лыжи при приземлении. Самолет должен был иметь уникальные летно-технические характеристики: максимальная высота полета – более 21 000 метров, максимальная дальность – 9000 километров.

Работа спорилась, и уже год спустя – в 1955-м состоялся первый полет прототипа U-2. Двумя годами позднее – в 1957-м американские военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение. 25 первых машин поступили в 4028 и 4080-ю стратегические разведывательные эскадрильи стратегического авиационного командования ВВС США, которые базировались в штате Техас и на Пуэрто-Рико, а десять последующих получило NACA – тогдашний предшественник NASA.

Только за первые три года U-2 выполнили 6048 разведывательных заданий, включая 2400 полетов на высоте свыше 18 000 метров. Действовали самолеты с отдаленных баз на Пуэрто-Рико, в Австралии, Малой Азии и Южной Америке. Над территорией СССР U-2 совершили 24 полета. Именно с помощью этих машин были обнаружены стартовые позиции советских баллистических ракет на Кубе.

На борту самолетов устанавливалась различная аппаратура разведки. Первые варианты традиционно включали пленочные фотокамеры высокого разрешения, в частности A-1, A-2, и 73B компании Hycon, 70-миллиметровая камера фирмы Perkin-Elmer. Разведчик также оснащался панорамной камерой высокого разрешения OBC компании ITEK, часть которой позднее перешла под контроль Goodrich.

Некоторые модификации U-2, включая самолет, сбитый под Свердловском, имели оборудование фирм Higgins, Hewlett Packard и Raytheon, предназначенное для обнаружения и регистрации источников радиоизлучений.

Машина неоднократно модернизировалась, совершенствовались двигатель, авионика, разведывательная аппаратура. К примеру, модификация U-2E представляла собой вариант самолета c возможностями радиоэлектронной разведки и РЭБ. Самая значительная «доработка» вылилась в модификацию U-2R (впоследствии она получила обозначение TR-1, а затем U-2S). Увеличились размеры и масса машины, она получила новый, более мощный двигатель, вырос объем топливных баков. При этом дальность полета доведена до 9655 километров. В модификации TR-1 самолет снабдили радаром бокового обзора ASARS II, обеспечивающим картографирование местности с высоким разрешением, и системой селекции движущихся целей. Первый полет этого варианта, неофициально названного «Леди Дракон» (Dragon Lady), состоялся 28 августа 1968 года.

Самолет, безусловно, являлся выдающимся техническим достижением своего времени, но вместе с тем не был лишен и некоторых недостатков, обусловленных конструктивными особенностями. Они стали своеобразной платой за уникальные летно-технические характеристики, которыми обладал U-2. В частности, отмечались сложности со взлетом и посадкой ввиду плохого обзора из кабины пилота. Да и сам полет, который летчик проводит в специальном скафандре, вряд ли можно назвать комфортным.

Ну а самое главное – машина, несмотря на все усовершенствования, в целом осталась продуктом уже ушедшей эпохи. В какой-то момент американские специалисты поняли, что желаемый переход на качественно новый уровень удастся только в результате создания другого современного аппарата, которым, по мнению заокеанских военных аналитиков, мог бы стать беспилотник. Основным претендентом на эту роль оказался БЛА RQ-4 Global Hawk.

 

Один из самых крупных

Задание на разработку стратегического разведывательного дрона военные США сформулировали еще в первой половине 90-х годов. Итоги конкурса на лучший проект по программе Tier II+ были подведены в мае 1995-го. Победителем признали предложение американской компании Teledyne Ryan Aeronautical. Это произошло не случайно. Teledyne Ryan Aeronautical являлась одной из первых фирм в Соединенных Штатах, которая занялась конструированием БЛА. Созданные ею на основе воздушных мишеней беспилотные разведчики Firebee неплохо зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме, а аппараты Compass Arrow довольно успешно выполняли разведывательные миссии в Китае.

Стратегический беспилотный самолет, получивший наименование Global Hawk, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. В конструкции БЛА широко использованы композиционные материалы. Это один из самых крупных дронов, существующих в настоящее время: размах крыла равен примерно 35 метрам, а взлетная масса приближается к 15 тоннам. Аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 30 часов на высотах до 18 000 метров.

Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки фирмы Hughes (в 1997 году она перешла под контроль компании Raytheon). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS II, используемого на некоторых вариантах самолета U-2. Комплекс включает радар SAR/MTI HISAR, а также оптический и инфракрасный сенсоры.

Дневная оптико-электронная цифровая камера обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. РЛС с синтезированной апертурой, две антенны которой расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, предназначена для работы в любых погодных условиях. Радар обладает возможностью обнаружения наземных подвижных объектов, определения их координат и скорости. При этом РЛС, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно.

На модификацию БЛА Block 40 был установлен радар, созданный по программе MP-RTIP. Он также позволяет вести разведку в большой зоне и производить поиск движущихся целей на больших удалениях. При этом, утверждают разработчики, время отклика РЛС типа MP-RTIP в девять-десять раз меньше, чем штатного радара, а дальность ее действия превосходит радиолокационную станцию APY-7, которая размещена на самолете E-8C.

Для передачи полученной развединформации на землю могут быть использованы как канал связи в зоне прямой видимости диапазона UHF, так и спутниковый канал Ku-диапазона.

Первый полет прототип БЛА Global Hawk совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США Edwards в Калифорнии. Год спустя Teledyne Ryan приобрела компания Northrop Grumman, после чего программа продолжила развиваться под ее маркой. В 2004-м первый аппарат Global Hawk передали военно-морским силам США. Позднее некоторое количество БЛА было поставлено американским ВВС и NASA.

 

Все позже и позже

Предполагалось, что Dragon Lady будут выведены из эксплуатации к 2011 году и на смену им придут беспилотные самолеты-разведчики. Однако сроки неоднократно сдвигались. Так, именно в 2011-м официальные лица из ВВС Соединенных Штатов объявили, что планируемое замещение имеющихся в настоящее время на вооружении U-2 дронами Global Hawk произойдет только к 2015 году. По словам подполковника Рика Томаса, отвечающего в военно-воздушных силах США за программу Global Hawk, в 2015-м в составе ВВС не должно остаться устаревших Dragon Lady. Он выразил уверенность в том, что БЛА RQ-4 Global Hawk будут в состоянии взять на себя те функции, которые в настоящее время выполняют U-2.

Между тем, по словам специалистов, для эффективной замены пилотируемых самолетов дронами необходимо провести еще ряд мероприятий. Так, американские военные выражают желание, чтобы в состав бортовой аппаратуры разведки БЛА была интегрирована пленочная камера высокого разрешения Optical Bar Camera, используемая на U-2.

Пока персонал ВВС вместе с инженерами Northrop Grumman изучает возможные способы установки массивной камеры на борту беспилотника. По-видимому, это потребует некоторых доработок как Optical Bar Camera, так и летательного аппарата. Вероятно, будет создан некий универсальный контейнер для аппаратуры, в числе которой окажется и упомянутая пленочная камера. Впрочем, не исключено, что вместо нее разместят более современную цифровую модель.

Кроме того, нельзя не сказать еще об одном важном условии замены U-2 на беспилотники – стоимость БЛА, их эксплуатации и ремонта должна стать меньше, чем пилотируемых аналогов. Однако, по данным ВВС США, ныне цена летного часа Dragon Lady составляет 31 тысячу долларов, а Global Hawk – порядка 35 тысяч. Да и сам дрон стоит недешево (хотя данный показатель и имеет тенденцию к снижению): цена пустого аппарата – 35 миллионов долларов, а полностью оснащенного БЛА может достигать 123 миллионов.

Таким образом, предстоит еще немало сделать, чтобы подтянуть Global Hawk до нужного уровня. Правда, не исключено, что очерченный круг вопросов удалось бы решить в обозримом будущем, если бы не начавшееся сокращение американского военного бюджета. В Вашингтоне решили сэкономить и на беспилотниках Global Hawk, что сделало их дальнейшие перспективы, как и перспективы замещения U-2, достаточно неопределенными.