Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Опубликовано: Известия: izvestia.ru/news/534700

Иван Коновалов

С минских ее пересадят на брянские

Министерство обороны до конца 2012 года должно решить вопрос по переводу систем вооружений российской армии на шасси отечественного производства. Предварительно выбран Брянский автомобильный завод (БАЗ), куда планируется перебросить с Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) большую часть заказов на специальные колесные шасси (СКШ), прежде всего, для таких систем, как оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер» и реактивные системы залпового огня (РСЗО). Об этом рассказал «Известиям» источник в Генеральном штабе Вооруженных сил РФ.

— Руководством страны принято негласное решение о замене иностранных шасси на платформы российского производства. В связи с этим Минобороны определило Брянский автомобильный завод как наиболее предпочтительного поставщика СКШ, куда планируется перевести большую часть заказов на военные шасси с белорусского МЗКТ, — заявил представитель российского военного ведомства.

Кроме того, по его словам, планируется перевести на шасси российского КамАЗа все перспективные комплексы РСЗО семейства «Торнадо» (сейчас это МЗКТ).

МЗКТ обеспечивает в настоящий момент большую часть потребностей российского оборонно-промышленнго комплекса в шасси для ОТРК «Искандер», РСЗО «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, колесных (экспортных) вариантов зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны (ПВО) «Тор» и «Бук», зенитных ракетных систем ПВО С-300 и С-400. Все мобильные ракетные комплексы ракетных войск стратегического назначения РФ работают на шасси МЗКТ.

Как отметил представитель Генштаба, именно с принятием окончательного решения по данном вопросу был связан визит главкома Сухопутных войск генерал-полковника Владимира Чиркина на Брянский автозавод в середине августа.

— Перспектива, безусловно, есть, потому что и президент, и 
председатель правительства за то, чтобы мы были независимыми в 
плане и комплектующих, и основной базовой составляющей. Создались определенные проблемы у белорусов, 
и мы остановились, потому что мы зависимы от них, — заявил главком, отвечая на вопрос о возможности «пересадить» некоторые комплексы вооружения на брянские шасси вместо импортных.

Помимо технологической независимости определенную роль играет и ценовой фактор.

— Белорусские СКШ ориентировочно на 15–20% дороже российских аналогов, — заявил корреспонденту «Известий» директор департамента военной и специальной техники Независимой ассоциации машиностроителей Виктор Бутко.

Кроме того, по целому ряду экспертных оценок, например, брянские шасси БАЗ 6092 легче и компактнее минского аналога МЗКТ 7093, на который сейчас устанавливаются комплексы «Искандер». У них выше дорожный просвет, ниже монтажная площадка.

Как рассказали «Известиям» на Брянском автозаводе, шасси БАЗ 69092 были разработаны и изготовлены за счет средств предприятия, фактически без финансирования со стороны Минобороны, платформа была представлена министру обороны Анатолию Сердюкову 10 июня 2011 года, однако никаких решений в течение года так и не последовало.

— Но и после принятия положительного решения, необходимо проведение опытно-конструкторских работ, а на проведение испытаний системы, на доработку платформы и на постановку ее серии необходимо пять-семь лет, — подчеркнул Виктор Бутко.