Иван Коновалов

Российские истребители вылетают из строя

Минобороны обнародовало в прошлую пятницу результаты осмотра парка фронтовых истребителей МиГ-29. Проверка еще не закончилась, но уже сейчас почти треть этих машин были забракованы и отстранены от полетов. Причем среди них оказались, по заявлению Минобороны, и «совершенно новые самолеты».

Полеты истребителей МиГ-29 были прекращены приказом главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина после происшедших подряд (17 октября и 5 декабря 2008 года) катастроф МиГ-29 120-го истребительного полка (Читинская область). Авиапарк Миг-29 (291 самолет) составляет почти треть всего истребительного парка ВВС России. Эти самолеты стоят на вооружении пяти авиаполков, трех учебных центров, а также на них летает пилотажная группа «Стрижи». После проведенных проверок на данный момент к полетам были допущены более 100 самолетов этого типа, почти 90 машин, рабочие комиссии, состоящие из специалистов 13-го НИИ Минобороны и РСК МиГ, забраковали.

Как заявил «Ъ» официальный представитель ВВС подполковник Владимир Дрик, осмотры остальных самолетов проходят в плановом порядке, а те машины, что были выбракованы, вернутся в строй после ремонта. Комиссии проверяют хвостовое оперение (киль) самолетов на предмет коррозии и усталостных трещин. Именно это стало причиной катастрофы МиГ-29 5 декабря 2008 года, когда погиб летчик второго класса, заместитель командира авиаэскадрильи подполковник Валериан Кокорев. Аварийный киль разбившегося самолета все еще находится в 13-м НИИ Минобороны, где выясняются причины появления коррозии. Как заявил агентству «РИА Новости» начальник службы безопасности полетов авиации вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов, специалисты института убеждают Минобороны, что все необходимые эксперименты закончатся к концу марта и будет дано экспертное заключение.

В то же время генерал-лейтенант Байнетов выступил с неожиданным заявлением, что в ходе проверок «была выявлена коррозия хвостового оперения даже на совершенно новых самолетах с налетом не более 150 часов». О каких самолетах идет речь, господин Байнетов не уточнил. Самыми новыми МиГ-29 (с минимальным количеством полетных часов) на сегодня являются «алжирские» МиГ-29СМТ, которые после прекращения контракта с Алжиром на поставку этих самолетов были переданы в конце 2008 — начале 2009 года в российские ВВС. Алжирская сторона, кстати, мотивировала свой отказ как раз техническими неисправностями самолетов. В Минобороны впрочем, объясняют разрыв контракта противоречиями в политическом и военном руководстве Алжира.

Сейчас 24 «алжирских» МиГа распределены по авиационным частям. При этом, как объяснил «Ъ» представитель российской авиастроительной отрасли, все они проходили «входной контроль» и, следовательно, какие-то неполадки, действительно, могли быть обнаружены. Бывший главком ВВС (в 1998-2002 годах) генерал армии Анатолий Корнуков заявил «Ъ», что к полетам нельзя допускать почти все истребители МиГ-29, они безнадежно «состарились». По его словам, большую часть нужно снимать с вооружения, а остальные отправлять на длительный и дорогой капремонт.

 

Опубликовано: Коммерсантъhttp://www.kommersant.ru/doc/1138797