Иван Коновалов

Почти половина из них оказались бракованными

Российско-индийские отношения в сфере военно-технического сотрудничества рискуют дать очередную глубокую трещину. Почти половина из сотен ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, закупленных у России, оказались бракованными. Об этом вчера сообщило издание Indian Express, ссылаясь на официальный доклад счетной палаты Индии по результатам проверки военно-воздушных сил этой страны. Российские оружейники признают проблемы с этими ракетами в прошлом, но говорят, что сейчас их уже нет. Они считают, что теперь дело не в качестве их продукции, а в конкуренции на оружейном рынке Индии.

Авиационная ракета средней дальности РВВ-АЕ (экспортный вариант российской Р-77) разработана в начале 1980-х годов в СССР КБ «Вымпел». Способна перехватывать цели, летящие со скоростью до 3600 км/ч на высотах от 20 м до 25 км. Оснащена активной радиолокационной головкой наведения. Может перенацеливаться в полете с одной цели на другую. Длина — 3,6 м. Стартовая масса — 175 кг. Масса боевой части — 22,5 кг. Максимальная дальность пуска — до 80 км.

Ракетами РВВ-АЕ у Индии вооружены все основные истребители российского производства — Су-30МКИ, МиГ-29 и модернизированный МиГ-21 Bison. Самолетов этих типов в ВВС Индии сейчас более 300. Видимо, поэтому в докладе счетной палаты особо подчеркнуто: бракованные ракеты «оказали влияние на оперативную готовность» индийской боевой авиации. Всего министерство обороны этой страны заказало в России, начиная с 1996 года, более 2 тыс. РВВ-АЕ, примерно 1 тыс. из которых была поставлена.

Проверка показала, что порядка 50% из них имеют дефекты. «Все цифры в этом докладе действительно основаны на данных военно-воздушных сил и подтверждены в ВВС»,— сообщил Indian Express источник в минобороны Индии. Как утверждают индийские аудиторы, многие ракеты во время испытаний не наводились на цель, другие не могли пройти наземных проверок на контрольной аппаратуре, хотя их гарантийный срок для хранения еще не истек. Офицеры индийских ВВС, опрошенные Indian Express, подтвердили, что неудовлетворительная работа ракет РВВ-АЕ — известная проблема, а кроме того, существуют еще и трудности с запасными частями к ним. Бывший главком ВВС Индии (2001-2004 годы) маршал Шринивасапурам Кришнасвами отметил, что, когда эти авиационные ракеты были закуплены, они были лучшими в мире — таких не было ни у одной страны. Но их всесторонние проверки в Индии, по его же словам, тогда (при получении) не проводились из-за отсутствия технических возможностей. Они должны были проводиться в России.

Индийская сторона утверждает, что направила всю информацию о дефектах РВВ-АЕ российскому производителю. Это машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). Официальный представитель КТРВ подтвердил «Ъ», что «претензии к качеству ракет РВВ-АЕ действительно возникали в ходе поставок самых первых партий — вплоть до 2003 года». Однако, по его словам, специалисты «Вымпела» в течение последних лет «разработали и внедрили целый комплекс мероприятий по повышению надежности и качеству ракет».

«Последние испытания и стрельбы, проведенные на индийских полигонах, в полной мере продемонстрировали высокую боеготовность и надежность ракет РВВ-АЕ»,— заявил представитель КТРВ. Как объяснил «Ъ» высокопоставленный чиновник из российского оборонно-промышленного комплекса, претензии индийцев, конечно, небезосновательны, но корень проблемы — в конкуренции на индийском оружейном рынке, откуда западные компании пытаются буквально выдавливать силой российские.

В министерстве обороны Индии существуют различные лоббистские группы, ориентированные на разных поставщиков оружия, говорит он. В случае конкретно с этими ракетами, по данным источника «Ъ», речь идет, скорее всего, о попытках одной из таких групп пролоббировать крупную закупку аналогичных ракет AIM-120 AMRAAM американской компании Hughes Aircraft Corporation, скомпрометировав публично российскую продукцию.

 

Опубликовано: Коммерсантъhttp://www.kommersant.ru/doc/1205069