ФОТО: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Опубликовано: Коммерсантъ («Коммерсантъ FM»)17.09.2018.

Министерство обороны выдвинуло очередную версию о виновных в крушении малазийского Boeing 777 над Донбассом. Военное ведомство обнародовало данные, которые ранее были засекречены. Россия утверждает — ракета, которой был сбит Boeing, принадлежала украинской армии. А все представленные международными следователями фото и видеозаписи передвижений зенитно-ракетного комплекса «Бук» — сфальсифицированы.

В качестве еще одного доказательства причастности Украины к трагедии Минобороны привело аудиозапись переговоров. По версии ведомства, это диалог украинских военных, которые обеспечивали воздушную оборону в районе крушения Boeing. Минобороны утверждает, что голос принадлежит полковнику вооруженных сил Украины Руслану Гринчаку.

Малайзийский Boeing 777, выполнявший рейс MH17, разбился летом 2014 года на востоке Донецкой области. Расследованием трагедии занимается международная группа, куда входят сотрудники Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Там считают, что самолет был сбит ракетой из российского комплекса «Бук».

Министерство обороны представило довольно подробную информацию о ракете, которой был сбит Boeing. Так, начальник Главного ракетно-артиллерийского управления военного ведомства генерал-лейтенант Николай Паршин заявил, что эта ракета с 1986 года не покидала Украину.

«Ракета, предназначенная для зенитно-ракетного комплекса “Бук”, 29 декабря 1986 года была отправлена железнодорожным транспортом в войсковую часть 20/152. Известно, что ракета воинской частью была получена. Отдельно остановлюсь на войсковой части. Ее действительное наименование — 223-я зенитная ракетная бригада. В 1986 году она входила в состав Прикарпатского военного округа, дислоцировалась в городе Теребовля, Тернопольской области Украинской ССР. После распада Советского Союза на территорию Российской Федерации она не выводилась и была включена в состав вооруженных сил Украины, по-прежнему имеющей на вооружении зенитно-ракетные комплексы “Бук”. Примечательно, что подразделение, начиная с 2014 года, на постоянной основе привлекалось к участию в так называемой антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей Украины», — заявил Паршин.

Киев резко отреагировал на данные Минобороны о сбитом Boeing. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов назвал новые детали «грязными фантазиями»: «Министерство обороны России выступило с очередным фейком о якобы причастности Украины к трагедии, которая произошла с малазийским Boeing.

На моей памяти это, пожалуй, девятая или десятая версия, которую пытаются навязать мировой общественности российские военные и политики, чтобы скрыть свою причастность к этому страшному преступлению.

Был и испанский диспетчер, и украинский истребитель, и ракеты «воздух-воздух», некий бывший военный, который как раз в то время был на аэродроме, откуда взлетал украинский истребитель, чтобы сбить Boeing — и много другой лжи. Эти грязные фантазии, грязные фейки имеют только одну цель — скрыть настоящих преступников. Но то, что настоящие преступники — российские военные и политическое руководство — это уже доказано, как и официальным расследованием, так и независимыми экспертами».

Тем не менее, это самые подробные доказательства, которые представила Москва за время расследования катастрофы Boeing, отметил директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. По его словам, они довольно убедительны. «Сейчас представлены наиболее весомые аргументы. Если бы было разбирательство в суде, где были бы представлены результаты голландского расследования и российского — все эти доказательства перевешивают все, что есть у коллективного Запада. Самое сильное из них, безусловно — это ракета, ее идентификационный номер, ее путь с Запрудненского завода в войска на территории Украинской Советской Социалистической Республики, постановка на вооружение и номер части, куда она попала», — рассказал Коновалов.

Информации Минобороны недостаточно, чтобы подтвердить версию военного ведомства, убежден независимый авиационный эксперт, экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич: «Обратите внимание, что все представленные документы — это внутренние документы завода, то есть нет ни одного документа, который был бы сделан за проходной завода. Было сказано, что факт передачи ракеты данной воинской части подтвержден актами, и я, соответственно, жду акт — акт не предъявлен. И говорится, что он должен быть у Украины. Но акт — это всегда двусторонний документ: один расписывается, что передал, а другой расписывается, что принял. Непонятно, почему акт не представлен. Сама по себе транспортировка боевой ракеты из Долгопрудного куда-то на Украину — это достаточно непростая операция, и она сама по себе сопровождается другими документами — транспортными и накладными. Эти документы тоже не представлены».

В Минобороны заявили, что готовы поделиться находками с международной совместной следственной группой, которая занимается расследованием крушения.