Опубликовано: Независимая газета. 29.06.2017.

22-9-14.jpg

Иван Коновалов. История современного наемничества. «Дикие гуси» и частные наемные компании.

– М.: Вече, 2017. – 288 с. (Военные тайны ХХ века). ISBN 978-5-4444-5818-1

Институт военного наемничества имеет древние корни. Автор книги прослеживает его историю возрождения после Второй мировой войны – начиная с «недолгого периода расцвета в 1960–1970 годах, когда отряды солдат удачи были весьма востребованным инструментом для правительств Бельгии, Франции, Великобритании и США в решении разного рода «деликатных» политических задач…» Далее пришло время ЧВК – частных военных компаний, «продукта эволюционного развития частного военного предпринимательства». Подробности можно узнать из глав «Конголезский дебют», «Наемники против войск ООН», «Полковник Стирлинг – родоначальник ЧВК», «Британские операции в Омане», «Американские ЧВК – утилитарный подход», «Современные войны» и др.

 

22-9-13.jpg

Андрей Щербак-Жуков. Поэты должны путешествовать.

– М.: Интернациональный союз писателей, 2017. – 142 с.

(Премия имени Владимира Гиляровского представляет публициста). ISBN 978-5-906916-41-9

Поэт, прозаик, заместитель ответственного редактора «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков (р. 1969) убежден: «В наши дни литературные фестивали берут на себя функции, которые когда-то, в 70–80-е годы, выполняли «толстые журналы». <…> Чтобы литература на русском языке развивалась, чтобы был обмен творческими энергиями между городами, поэты и писатели должны путешествовать». О поэтических фестивалях, фантастических конвентах, книжных выставках-ярмарках в России и за ее пределами Андрей постоянно рассказывает на страницах «НГ-EL». Теперь его «творческие отчеты» оформились в виде сборника. Это рассказы о том, как «Русские встречаются на Piccadily» и как «Параллельные пересеклись в Казани», о «Шурупчике русско-шведской дружбы» и «Звездной карте Крыма», «Операции на «Сердце Пармы» и «Трех пластах и чернильнице славянской письменности» (названия очерков) и о многом другом.

 

22-9-11.jpg

Валерия Нарбикова. Пешеход.

– М.: ДООС, 2017. – 66 с. ISBN 978-5-9908092-6-0

Роман «Пешеход» прозаика (автора книг «Равновесие света дневных и ночных звезд», «Около эколо… Повести», «Избранное, или Шепот шума. Романы. Повесть», «Время в пути», «Сквозь» и др.), художника (несколько персональных выставок в музеях и галереях, участие в групповых выставках) Валерии Нарбиковой печатался в № 12 журнала «Юность» за 2016 год, а теперь вышел отдельным изданием. «И вдруг! Проходят какие-то 37 лет (жизнь Пушкина, между прочим), и с некоторой опаской я вступаю в роман «Пешеход». И вдруг – та же внезапность, та же свежесть, то же, но новое, другое обаяние. Смелость автора в том, что он опять не тот, что прежде…» – отмечает в предисловии прозаик Андрей Битов. Вот начало романа: «Все еще только начиналось, до конца еще было далеко.

Совсем не плоское, а пестрое было утро, что хоть куда! Одиннадцать часов утра. Люди в деревне уж встали, уж печь растопили, а в Москве кое для кого все еще утро.

Дождался. Он как дурак ждал ее уже полчаса. В метро на скамейке. Дождался. Окликнул:

– Подождите!

Обернулась:

– Вы мне?

– Вам.

– Мы разве знакомы?»

 

22-9-12.jpg

Сергей Борисов. На правах рукописи: Poetische Grundriss 2008–2017.

  – Шадринск, 2017. – 48 с.

В сборник включены куртуазно-иронические стихотворения (сам автор скромно называет их набросками) доктора культурологии, ведущего научного сотрудника Шадринского государственного педагогического университета, автора научных статей, монографий, энциклопедий, поэта, прозаика, финалиста премии «НГ» «Нонконформизм-2016» и «Нонконформизм-2017» Сергея Борисова (р. 1963): «Срывать кружева ненароком/ С девиц не пришлось мне во тьме,/ Зато тайны жизни Набокова/ Старушки доверили мне.// К девичьему, скажем, алькову/ Меня не пустили, и пусть!/ Зато мне старушки Баркова/ Цитировали наизусть…» («На филологической конференции»).

 

 

22-9-15.jpg

Гарольд Лэмб. Тамерлан. Правитель и полководец / Пер. с англ. Л.А. Игоревского.

– М.: Центрполиграф, 2017. – 288 с. ISBN 978-5-9524-5257-2

Беллетризированная биография полководца Тамерлана (он же Тимур; 1336–1405) в исполнении американского писателя, популяризатора истории, сценариста Гарольда Лэмба (1892–1962) – это повесть о человеке, который в начале жизненного пути был «фигурой малозначащей» («владелец некоторого количества голов скота и земли»), «не был сыном короля, как Александр Македонский, или наследником могущественного племенного вождя, как Чингисхан», однако «попытался стать властелином мира» – и достиг цели. О том, как Тамерлану удалось добиться грандиозных военных успехов и основать империю, рассказывается в главах «Люди в шлемах», «Тимур-дипломат», «Два эмира», «Золотая Орда», «Москва», «Владения», «Соборная мечеть Тимура», «Епископ Иоанн отправляется с посланием в Европу», «Последствия властолюбия», «Поэты», «Монголы», «Татары», «Дворец эмира» и т.д.