Евразийский экономический союз (ЕЭС): роль Южной Осетии в евразийской экономической и инфраструктурной интеграции на КавказеФОТО: Международная конференция — «Год до создания Евразийского экономического союза: что нужно сделать?»

Опубликовано: Сайт Посольства Республики Южная Осетия в Российской Федерации.  13.02.2014.

 

13 февраля 2014 года, в Конгресс-зале Торгово-промышленной палаты РФ в рамках Московского экономического форума состоялась Международная конференция — «Год до создания Евразийского экономического союза: что нужно сделать?»

На пленарном заседании председательствовал Президент Промышленного Союза «Новое Содружество», сопредседатель Московского экономического форума К.А. Бабкин. С основным докладом «Формирование Евразийского союза: шансы и риски», на конференции выступил директор Института экономики РАН Р.С. Гинберг.

В работе Конференции приняли также участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Риад Хаддад, Академик РАН, Советник Президента РФ С.Ю. Глазьев, Руководитель фракции Политической партии «Справедлива Россия» С.М. Миронов, Член Государственного Совета, Председатель ЛДПР В.В. Жириновский, член Генерального Совета партии «Партия дела», директор Института проблем глобализации М.Г. Делягин, Координатор Евразийского диалога, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам А.А. Климов, Председатель Совета директоров АО «Агромаш-холдинг» (Республика Казахстан) Д.В. Ким, Советник-посланник Посольства Украины в РФ В.И. Суслов, известный российский экономист Ю.Ю. Болдырев и другие приглашенные эксперты, политики и общественные деятели.

В ходе дискуссии обсуждались вопросы увеличения товарооборота между членами Таможенного Союза, перспективы создания единой валюты, проблемы реализации единой аграрной политики, а также перспективы дальнейшего развития Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

С докладом о перспективах интеграции Республики Южная Осетия в единое Евразийское пространство на пленарном заседании Конференции выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Д.Н. Медоев. Ниже представлены тезисы доклада.

 

Медоев Д.Н., чрезвычайный и полномочный посол Южной Осетии в России

Евразийский экономический союз (ЕЭС):
роль Южной Осетии в евразийской экономической
и инфраструктурной интеграции на Кавказе

Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу выразить признательность за приглашение выступить на предварительной секции Московского экономического форума, посвященной грядущему расширению Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана и Евразийского экономического союза (ЕЭС).

Это очень важная для нас секция, поскольку именно успешное развитие национальных экономик государств-членов Таможенного союза и Евразийского союза
может обеспечить стабильное будущее для всех наших народов, в том числе, и для моей страны — Республики Южная Осетия. Все, что касается развития и планируемого расширения Таможенного союза, а также строительства Евразийского экономического союза непосредственно касается Республики Южная Осетия.

По сути, посредством данной инициативы был провозглашен курс на достижение качественно нового уровня интеграции для обширного геополитического пространства, в интересах безопасности народов этих стран и создания благоприятных условий для полноценного развития каждого из потенциальных государств-участников.

Наше государство не просто признано Российской Федерацией, но и связано многими десятками межправительственных соглашений, ратифицированных парламентами обеих государств, межведомственных соглашений, договоров о сотрудничестве со многими субъектами РФ, в первую очередь, с братской Республикой Северная Осетия-Алания.

Чтобы не утомлять уважаемую аудиторию перечислением всего списка договоров и соглашений, подчеркну главное:
1. с точки зрения географии Южная Осетия де-факто является неотъемлемой Евразийского континента, а де-юре и евразийского экономического пространства, учитывая более 70-и межправительственных соглашений, подписанных с Российской Федерацией, добрая половина, которых затрагивает финансово-экономические аспекты сотрудничества.

2. с военно-стратегической точки зрения, у нас с Россией общее оборонное пространство, Российские и югоосетинские пограничники несут совместную службу по охране государственной границы Южной Осетии с Грузией.
Республика Южная Осетия занимает ключевое стратегическое положение на Центральном Кавказе, весьма важное для экономического и политического будущего всего Таможенного союза, Евразийского экономического союза и кавказского региона в частности.

Предстоящее вхождение в Таможенный союз Армении ставит новые стратегические задачи, в частности, обеспечение надежного круглогодичного товарооборота между «ядром» ТС (Россия, Казахстан и Белоруси) и Арменией. Эта задача связана, в том числе, с необходимостью обеспечения быстрого экономического развития Армении, других Закавказских государств, в том числе и Республики Южная Осетия, а также российских регионов Северного Кавказа; обеспечение государствам Евразийского экономического союза надежного сухопутного транспортного коридора в направлении Ирана, с выходом к крупным логистическим центам региона. Эту третью задачу можно выполнить только с активным участием Азербайджанской Республики, что, несомненно, также явилось бы важным фактором безопасности на Кавказе; создание новой архитектуры единого инфраструктурного пространства Евразийского Союза и стран Южной Азии, где центральный транспортный коридор через Южную Осетию и Армению, а также коридор по берегам Черного моря и Каспия, будут работать согласованно, формируя общее Черноморско-Каспийское и Южноазиатское пространство экономического сотрудничества.

Одним из самых главных факторов нам представляется сохранение российского военного присутствия в странах Южного Кавказа, как гарант мира и стабильного развития на всем транскавказском направлении.
Гео-стратегическое положение Южной Осетии открывает возможность для развития перспективных евразийских транспортных железнодорожных и автотранспортных проектов. Наиболее перспективным из них является строительство через Большой Кавказский хребет короткой – в 140 километров, железнодорожной ветки Алагир-Цхинвал. О необходимости реализации данного проекта неоднократно говорил и президент Южной Осетии Леонид Тибилов. Строительство этой дороги позволит Российским железным дорогам через Центральный Кавказ выйти в Закавказье самым коротким путем.

Согласно разработанным российскими государственными институтами проектам, железная дорога из Северной Осетии в Южную пройдет в непосредственной близости от объектов Кваисинского свинцово-цинкового месторождения. Это позволит начать разработку месторождений полиметаллов, цветных металлов, а также экономически оправданную, на наш взгляд, доразведку на территории Южной Осетии месторождений нефти, открытых еще во времена СССР.
Очевидно, что выход Российских железных дорог на Армению приведет к развитию в этой закавказской республике всех тех отраслей экономики, для развития которых нужна надежная железнодорожная связь с Россией, промышленными районами Северного и Западного Казахстана и т.д.

Отдельно следует сказать и о развитии автодорожной сети в интересах государств Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Одной из основных автомобильных магистралей региона является ТРАНСКАМ — Транскавказская автомагистраль — самая безопасная круглогодичная трасса через Большой Кавказский хребет. Она уже построена и введена в эксплуатацию в конце 1986 года. В настоящее время идет масштабная реконструкция основной штольни Рукского тоннеля с применением новых технологий укладки дорожного полотна, что позволитв перспективе значительно нарастить международные перевозки.

Реализация этих проектов соответствует положениям пункта Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Президента РФ за № 1734-р от 22 ноября 2008 года. Процитирую выдержки из документа. «…Региональная транспортная интеграция является одной из сфер, определяющих динамику и результаты региональной экономической интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Союзного государства… Ключевым направлением региональной транспортной интеграции будет являться формирование в полном объеме транспортного союза и единого транспортного пространства».

Уважаемые коллеги, дамы и господа! Нашим странам ближайшие годы предстоит грандиозная с точки зрения ответственности и масштабов задач работа. Реализация этого проекта, который является стратегическим направлением транзитной политики РФ, полностью отвечает интересам Южной Осетии.

В заключении хочу воспользоваться настоящей возможностью и ответственно заявить, что Республика Южная Осетия готова всемерно способствовать и активно участвовать во всех экономических начинаниях Российской Федерации — нашего стратегического партнера и главного союзника.
Спасибо за внимание!