Закон «О Гособоронзаказе» смягчили в угоду интересам ОПКФОТО: http://pasmi.ru

Опубликовано: http://pasmi.ru/archive/65858

Вчера Госдума приняла закон «О Гособоронзаказе». По словам председателя Комитета Государственной Думы по обороне Владимира Комоедова, система государственных закупок должна учитывать особенности размещения заказов и специфику разработки, производства и ремонта вооружения, военной и специальной техники. Закон должен обеспечивать своевременное и полное размещение и выполнение заданий государственного оборонного заказа, развитие предприятий ОПК и, в итоге, эффективное расходование средств федерального бюджета, выделяемых на нужды обороны страны о безопасности государства. Более того, новый закон призван заполнить пробелы в действующем от 1995 года и, следовательно, снизить коррупционную составляющую в государственных оборонных заказах.

По мнению, приведенному на сайте правовой системы Консультант+, закон также уменьшит социальную напряженность в ряде регионов страны. В этом аспекте актуальность принятия нового закона обусловлена, в том числе, и недавними событиями на «Ижмаше» и других оборонных заводах. Напомним, что коррупционный скандал вокруг НПО «Ижмаш» сопровождался возмущением среди рабочих завода, которое вылилось в две забастовки и привело к созданию независимого профсоюза НПО «Ижмаш». Немаловажно и то, что, по словам депутата Владимира Комоедова, новый закон упорядочит работу ОПК, задаст единый ритм военного производства.

Закон «О Гособоронзаказе» устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа, определяет принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по гособоронзаказу. Центральная фигура закона – головной исполнитель, на которого теперь возлагается ответственность за целевое расходование средств по заказу. На госзаказчика, со своей стороны, ложится обязанность обеспечить государственную приемку в соответствии контрактом. Также уточнены условия, при которых госзаказчик имеет право осуществлять контроль в части обеспечения исполнителем поставок продукции по ГОЗу — это вводится через включение такого условия в госконтракт. Устанавливается также механизм компенсации убытков головному исполнителю в случае неиспользования его производственных мощностей заказчиком.

Серьезное внимание закон уделяет ценообразованию, выделяя следующие категории цен: ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена и цена, возмещающая издержки. Кроме того, в целях сохранения государственной тайны, кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, обязали иметь соответствующие лицензии.

«Из всех предложенных в законе мер, серьезным можно считать только пункт об ответственности головного исполнителя за неисполнение оборонзаказа. Остальные носят преимущественно популистский характер», — резюмировал «Первому антикоррупционному СМИ» исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Раппа. «При этом, – продолжает эксперт, – следует различать предложения и их практическое исполнение. К примеру, если госпожа Сметанова понесет заслуженное наказание, то можно говорить о том, что исполнение в нашей стране налаживается».

Интересную особенность законопроекта отметил директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов: «Законопроект разрабатывался еще весной и писался под экс-министра обороны Сердюкова. Документ был призван закрепить его жесткую линию взаимодействия с военной промышленностью. Собственно, отставка Сердюкова во многом вызвана открытым конфликтом между Минобороны и ОПК», — рассказал «Первому антикоррупционному СМИ» военный эксперт. Возможно, по мнению Ивана Коновалова, существенное смягчение законопроекта вызвано именно отходом нового руководства Минобороны от конфронтации с оборонно-промышленным комплексом. В результате, принятый закон во многом утратил жесткую антикорруционную составляющую, ограничившись по многим вопросам наиболее общими нормами, допускающими широкое толкование.

Иван Щеголев