Вид сверху / Париж-Ле-Бурже (фр. Aéroport Paris-Le Bourget, Код ИАТА: LBG) — аэропорт, расположенный в 12 км к северо-востоку от Парижа. В настоящее время используется как для гражданской авиации (самолёты бизнес-класса), так и для известного авиационного шоуФОТО: Вид сверху / Париж-Ле-Бурже (фр. Aéroport Paris-Le Bourget, Код ИАТА: LBG) — аэропорт, расположенный в 12 км к северо-востоку от Парижа. В настоящее время используется как для гражданской авиации (самолёты бизнес-класса), так и для известного авиационного шоу.

Олег Пономаренко

В заметках от 19 июня говорилось о том, что выборочно будем отмечать ту или иную информацию, поступающую с авиасалона, касающуюся военной авиации и вооружения. Именно так и поступаем, начиная сегодня с … гражданских проектов.

В этом нет ничего удивительного. Посмотрим на проект фирмы Boom Aerospace в качестве одного из примеров современных разработок в области создания сверхзвуковых самолетов. Компания завершила предварительное проектирование сверхзвукового самолета бизнес-класса, рассчитанного на перевозку примерно 45 пассажиров со соростью М=2,2. При этом, по заявлению фирмы, самолет будет способен осуществлять не только трансатлантические перелеты, как это делал в свое время Concord, но и работать на столь протяженных марштрутах , как Сан-Франциско-Токио и Лос-Анджелес-Сидней. Ожидается, что опытный самолет-демонстратор совершит первый полет в конце 2018 г., а в 2023 г. первый пассажирский борт будет передан заказчику. Почему обращаем внимание на проект? Принципиальная задача боевой авиации – способность максимально быстро, быстрее противника,  доставить средства поражения в район цели, не важно, оборонительная это задача или наступательная. И если при прежних технологиях и развитии управляемого оружия создание флота сверхзвуковых носителей не всегда имело смысл, в том числе с учетом критерия «стоимость/эффективность», то современные технологии меняют положение, а их развитие в гражданском секторе только поможет военной индустрии. Можно предположить, что истребители пятого поколения, имещие возможность осуществлять достаточно длительный полет со сверхзвуковой крейсерской скоростью на безфорсажном режиме работы двигателей, являются только первой ласточкой. Кстати, не обладает ли демонстратор чертами тактического истребителя?

Boom Aerospace

ФОТО: Boom Aerospace.

Обратим также внимание на представленный китайской COMAC макет салона совместного российско-китайского дальнемагистрального авиалайнера – но смотрим только на характеристики борта: дальность полета порядка 12000 км при вместимости 280 пассажиров в трехклассной компоновке. Машину планируется поднять в воздух в 2023 году, а спустя еще два года начать поставки заказчикам.  Учитывая, что в России 28 мая взлетел МС-21 и в Китае 5 мая совершил первый полет С919, среднемагистральные воздушные суда в классе 150-200 мест , отмечаем, что обе страны сделали первые шаги к обладанию платформами для создания военных самолетов вспомогательного, специального назначения – разведывательных, самолетов-заправщиков, базовых патрульных самолетов. И если в обеих странах производство тактических истребителей на потоке, то с созданием самолетов специального назначения очевидные проблемы вследствие отсутствия приемлемых платформ. Напомним, что Индия, ранее полагавшаяся на технику советского производства в этой категории, сейчас закупает в США базовые патрульные P-8I, созданные на основе Boeing-737.

Таким образом, не таким уж и гражданским является гражданское авиастроение.

В прошлых заметках мы отмечали представленный компанией Leonardo легкий ударный самолет – М-346FA (fighter attack), оснащенного бортовой РЛС, БКО, способного нести более 2 т боевой нагрузки на 7 узлах подвески.  Добавим несколько штрихов. В этом же ряду учебно-боевых машин, дорабатываемых до легких истребителей, также южнокорейский FA-50, который активно продвигается на экспорт: по заявлению разработчика, компании KAI, самолет участвует в четырех кампаниях в Азии, Южной Америке, Африке и Европе, помимо участия в программе T-X в США по замене учебного Northrop T-38 в рамках предложения компании Lockheed Martin. Представитель фирмы считает, что в настоящее время высока вероятность заключения сделки с двумя покупателями, а общее количество самолетов составит 24 единицы – по 12 для каждой страны. Хотя вероятные заказчики не называются, считается, что одним из них может быть Малайзия. Однако общие для многих стран проблемы с военным бюджетом остаются препятствием, несмотря на необходимость приобретения такой техники. FA-50 и его более ранние учебные варианты поставляются, кроме Ю. Кореи, в Филлипины, Индонезию, Таиланд. Примечательно, что на Филлипинах машины задействованы в боевых операциях против исламистских группировок на юге страны. Разработчик отмечает, что командование очень довольно самолетом и ожидает поступления заказа на приобретении дополнительных машин. KAI заявляет, что среди планируемых усовершенствований приоритетом является интеграция контейнера целеуказания Litening компании Northrop Grumman, что позволит FA-50 применять управляемые авиабомбы с лазерными ГСН. Однако конкретных сроков, в которые доработки будут произведены, не называется.

Турецкий Hurkus C (AW&ST)

ФОТО: Турецкий Hurkus C (AW&ST).

AT-802L Longsword компании L3 Technologies (AW&ST)

ФОТО: AT-802L Longsword компании L3 Technologies (AW&ST).

Легкие турбовинтовые штурмовики также находят спрос, прежде всего вызванный характером современных боевых действий, в которых часто парой противников являюся вооруженные силы государства и повстанческие формирования, а производители стараются придать таким самолетам дополнительные возможности. Так, турецкая TAI представила Hurkus C, выполненный на базе учебно-тренировочного Hurkus A, имеющего взлетный вес 3650 кг и оснащаемого двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-68T. Сейчас создана усовершенстованная версия – Hurkus B, первый полет которой запланирован на конец 2017 г. В апреле этого года Hurkus C, оборудованный электронно-оптической камерой, размещенной под фюзеляжем, выполнил стрельбу УР с лазерным наведением Laser-UMTAS (L-UMTAS)/Mizrak производства турецкой Roketsan. В настоящее время сообщается о наличии соглашения о намерениях, согласно которому турецкие военные собираются приобрести 24 единицы.

Американский AT-802L Longsword компании L3 Technologies оснащен таким же двигателем Pratt & Whitney PT657, как и известный легкий штурмовик Super Tucano компании Embraer, имеет взлетный вес порядка 7250 кг и боевую нагрузку порядка 2800 кг, что не уступает показателю реактивного M-346FA, о котором упоминалось в заметках от 19 июня. В экслуатации летный час обходится в $1000. Состав вооружения включает УР Hellfire, обычные авиабомбы и УАБ класса Mk-82 (500 фунтов), блоки НУР M260. Особенно отметим общее количество узлов подвески вооружения – 11. Самолет имеет бронирование кабины, протектированные топливные баки, оснащен электронно-оптической системой с ИК каналом, системой предупреждения о пусках ракет и систему постановки помех. В январе 2017 г. Госдепартамент США одобрил потенциальную продажу 14 единиц Кении, однако решение о приобретении страна отложила до сентября.

В отношении легких штурмовиков интересным событием будут сравнительные испытания американцами трех представителей этого класса машин, которые пройдут этим летом на авиабазе Холломан в штате Нью-Мексико, а участие примут реактивный Scorpion и турбовинтовой АТ-6 (оба – компании Textron), и A-29 Super Tucano компании Embraer. Заметим, что, например, AT-6 имеет максимальный взлетный вес 4500 кг и нагрузку 1800 кг (у А-29 они сопоставимы), что значительно меньше аналогичных показателей AT-802L. Также существенно меньше и количество узлов подвески – 7 против 11.

По сути, легкие машины этого типа с учетом совершенствования управляемого авиационного оружия, у которого возросла  дальность, точность, а массо-габаритные характеристики приемлемы для таких носителей, становятся операционно удобными подвозчиками боеприпасов, когда не требуется применение более серьезных боевых самолетов, а использование на земле артиллерии невозможно, имеет ограничения или нерационально. Таким образом, получает развитие еще один тип платформы – носителя управляемого оружия* в дополнение к боевым самолетам, ударным вертолетам, ударным беспилотникам.

Отметим, что учебно-боевые самолеты – не единственные, которым требуется доработка, превращающая  их в многоцелевые машины в условиях, когда возможности покупателей ограничены, а необходимость иметь максимально универсальную технику есть. Так произошло с европейским истребителем Typhoon, которому в наcтоящее время в рамках программы модернизации (Phase 2 Enhancement package) обеспечена возможность использовать УР класса «воздух-воздух» большой дальности Meteor и КР Storm Shadow. Все запланированные тестовые пуски этих ракет завершены и на очереди пуски УР класса «воздух-земля» Brimstone. Интересно при этом, что Рафаэль Клашка (Raffael Klaschka), глава консорциума Eurofighter по маркетингу, бывший пилот F-4F и Typhoon Люфтваффе, ссылается на эксплуатантов – «они говорят нам, что им нужно, а мы обеспечиваем выполнение их требований вовремя», — в отношении тех доработок, которые производятся. Такой подход представляется сомнительным и не является ли это одной из причин низких продаж за пределами Европы? Скорее успех будет сопутствовать тем разработчикам, кто упредит запросы заказчиков и изначально заложит в машину многофункциональность. На текущий момент поставлены 508 машин Typhoon в 6 стран (Великобритания, Германия, Италия, Испания, Австрия, Саудовская Аравия), готовы к поставке 12 машин Оману, и заключен контракт на поставку 18 машин Кувейту.

__________

* См. отдельную главу, посвященную управляемоу оружию, в новом сборнике: Валецкий О.В. «Оружие современных войн. Практика применения», http://conjuncture.ru/book-valetskiy-ammunition-2017.