Четвертый ПАК ФА поднялся в воздухФОТО: Т-50 и МиГ-29М2: Виталий Кузьминhttp://vitalykuzmin.net

Никита Корнилов, Центр СК

В среду в Комсомольске-на-Амуре авиационном производственном объединение имени Ю.А. Гагарина (входит в холдинг «Сухой») состоялся первый полет четвертого опытного образца перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Сергей Богдан. Истребитель провел в воздухе сорок минут и совершил посадку на взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома. Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием. В ходе полета была проведена проверка устойчивости самолета, оценка работы систем силовой установки. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной летной программы. Сергей Богдан отметил надежную работу всех систем и оборудования.

Первый вылет ПАК ФА (Т-50) состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время ведется работа по всему комплексу наземных и летных испытаний. На сегодняшний день по программе летных испытаний совершено около 200 полетов.

Всего к 2015 году планируется изготовить и задействовать в испытаниях 14 самолетов ПАК ФА. Уже в 2013 году предполагается начать этап госиспытаний ПАК ФА в Государственном летном испытательном центре Минобороны РФ в Ахтубинске с формальной передачей первых самолетов заказчику. В период с 2016 по 2020 год в войска планируется передать порядка 60 серийных ПАК ФА.

Полная стоимость проекта, включая смежные проекты (создание нового двигателя и систем вооружения)  оценивается в пять млрд. долларов. Стоимость каждого самолета Т-50, по предварительным оценкам, не должна была превышать 100 млн. долларов.

Еще на начальном этапе разработки ПАК-ФА планировалось сделать международным проектом, и партнером России по финансированию проектирования и производству нового истребителя пятого поколения станет Индия. В 2008 году Россия и Индия договорились совместно разрабатывать модификацию Т-50 HAL FGFA (Hindustan Aeronautics Limited Fifth Generation Fighter Aircraft). В числе других отличий у российско-индийского истребителя пятого поколения предусмотрен вариант с экипажем из двух человек