В российских военных спутниках будет иностранная начинкаФОТО: http://www.radiovesti.ru/

Слушать (скачать) аудиозаписи: mp3 (3,1 Mb)

Министерство обороны заказало сразу две технологии слежения. Предполагается, что одна будет наблюдать за спутниками и метеоритами. Ее стоимость составляет свыше миллиарда рублей. Еще 70 миллиардов планируют потратить на слежку из космоса за тем, что происходит на земле. Причем не исключено, что некоторые компоненты этой системы будут покупать за рубежом. Корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Диков выяснял, для чего нужны такие разработки и нужно ли при их внедрении обращаться к иностранным специалистам.

Пять космических аппаратов общей стоимостью 70 миллиардов рублей. К разработке этих спутников уже в этом году приступает НПО имени Лавочкина. Научно-производственное объединение выиграло тендер Министерства обороны. Заказ предполагает, что аппараты будут способны отслеживать происходящее на земле. Автомобильные номера и даже черты лица — технологии должны обладать детальным разрешением. Такие разработки когда-то существовали во время СССР. Но теперь, как сообщают некоторые источники, собираются обратиться за помощью к иностранным специалистам. Среди возможных партнеров называют израильские и европейские компании. Иностранная начинка в российском военном спутнике — в такую конфигурацию верят, впрочем, не все. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что это вряд ли случится. Во-первых, на получение современных разработок России надеяться не стоит, утверждает он. Можно приобрести лишь технологии 15-20-летней давности. А во-вторых, внедрять иностранные компоненты в отечественные военные спутники чревато. И лучше наладить сотрудничество с российскими специалистами.

«Я полагаю, что в первую очередь нам надо ориентироваться на отечественные технологии, такие технологии в России есть. Ну и потом надо понимать, что современные разведывательные технологии для спутников никто нам на Западе не продаст».

Еще один масштабный проект — слежка с Земли за объектами на орбите. Комплекс обнаружения чужих спутников обойдется примерно в миллиард 300 миллионов рублей. Предполагается, что он позволит следить за космическими объектами в оптическом и инфракрасном диапазонах. Вкладывать средства в подобные разработки необходимо, считает главный редактор журнала «Воздушно-космическая оборона» Михаил Ходаренок. Правда он с трудом представляет, как будут отслеживать спутники по тепловому излучению. В космосе огромное число самых разных объектов, тех же звезд, которые способны создавать сильные помехи. И во всем мире подобные технологии еще только разрабатываются.

«Для нас, конечно, очень важно знать, что собой представляет тот или иной спутник после запуска. То ли это метеоспутник, то ли это спутник связи, то ли это спутник-разведчик. Чем раньше мы определим его характеристики, тем лучше. В этой связи, чем больше хороших и разных систем обнаружения и идентификации, тем, безусловно, лучше».

Контролем космического пространства сегодня владеют лишь две страны — Россия и США. Когда-то они уже соревновались в космических достижениях. А военные регулярно подумывали о космическом оружии. Но нынешнее усиление систем контроля к новому противостоянию вряд ли приведет. Так считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. По его словам, существует лишь одна страна, которая стремится в космос, не оглядываясь на мнение других держав — это Китай. Все остальные понимают, что новая гонка вооружений, да еще и с использованием космических технологий, — это чересчур дорого и слишком накладно.

«О гонке вооружений говорят постоянно, особенно последние пять лет. Но, как видим, она пока не начинается. Сейчас существует разумное понимание всех заинтересованных сторон, тех, кто работает в космическом пространстве, что устраивать гонку вооружений в космосе — это контрпродуктивно».

Систему слежения за земной поверхностью планируют наладить в два этапа. Сначала на орбиту запустят два космических аппарата, затем еще три. А разработку системы обнаружения спутников собираются закончить в 2017 году. Почти все специалисты признаются, последнее время Россия сдала свои позиции на космических рубежах. И новые системы, не исключено, помогут их укреплению.

Сергей Диков