Беспилотники слетелись в Баку. Рынок БЛА непрерывно расширяется, о чем свидетельствует выставка ADEX 2014ФОТО: Денис Федутинов.

Опубликовано: Военно-промышленный курьер№ 37 (555). 08.10.2014.

Денис Федутинов

В начале сентября в Баку состоялась первая в Азербайджане международная выставка ADEX 2014. Интерес к проведению собственных подобных мероприятий обусловлен активными работами о переоснащению вооруженных сил в ряде национальных республик, и Азербайджан здесь не исключение.

Выставка ADEX отметилась большим количеством современных образцов вооружений и военной техники. Как и на многих других подобных мероприятиях в бывших советских республиках, немалое внимание здесь было уделено современным роботизированным средствам, в первую очередь беспилотным авиационным системам.

 

Собственные системы

Местные беспилотники можно было видеть на стенде и на открытой площадке компании AZAD Systems. Впрочем, назвать представленные системы чисто национальными достаточно сложно. Это разработки израильской компании Aeronautics Defense Systems, собранные в Азербайджане по лицензии.

В 2009 году было подписано соответствующее соглашение с Израилем, в рамках которого здесь создаются местные копии беспилотной системы мини-класса Orbiter 2 и системы тактического класса с 200-килограммовым БЛА Aerostar. Кроме того, сюда также стоит добавить систему с привязным аэростатом Skystar. Последний, кстати, был задействован для обеспечения мониторинга в системе безопасности при проведении выставки.

В марте 2011 года предприятие было готово к началу производства беспилотных систем. Оно вошло в состав производственного объединения «Шарг» Министерства оборонной промышленности Азербайджана.

По имеющимся данным, опыт работы с Aeronautics оказался для Азербайджана несколько противоречивым. С одной стороны, страна получила достаточно неплохие системы. С другой – столкнулась с некоторыми сложностями в отношениях с израильскими партнерами. Собственно, контракт пришелся как раз на период, когда компания Aeronautics испытывала серьезные финансовые затруднения, повлекшие за собой срыв ряда договоров с иностранными заказчиками, при этом саму компанию Aeronautics сотрясали скандалы, закончившиеся уходом из фирмы ее основателя Ави Леуми.

 

Иностранные разработки

Иностранные разработки на выставке ADEX однозначно доминировали. Первую скрипку здесь играли израильские и турецкие фирмы. Впрочем, также присутствовали беспилотные системы, созданные компаниями из КНР, ОАЭ, США и Пакистана.

Израильские беспилотники были на выставке представлены всей «большой тройкой», куда входят основные разработчики и производители беспилотных систем. Во-первых, это государственный концерн Israel Aerospace Industries (IAI). Здесь один из основных акцентов был сделан на системе Harop. Это в своем роде беспилотник-камикадзе – аппарат, способный производить разведку и наблюдение, а при выдаче команды на поражение цели, имеющий возможность нанести удар при помощи интегрированной в БЛА боевой части.

Кроме того, здесь же была представлена система обеспечения безопасности морских платформ, в рамках которой предполагается использование БЛА Heron. Подобную систему презентовали в Астане еще весной, однако в Баку ее презентация была более уместна.

Компания Elbit также привезла на ADEX свои беспилотные разработки. Причем в отличие от Казахстана здесь основной акцент был сделан не на БЛА Hermes 450, относящемся к верхней части диапазона тактических систем, а на более легких системах. В частности, здесь компанией были показаны система мини-класса Skylark, а также система тактического класса Hermes 90.

Skylark – одна из самых известных систем мини-БЛА, созданных в Израиле. Комплекс с небольшим пятикилограммовым БЛА может выполнять разведку и наблюдение в ближней зоне в интересах подразделений низшего звена. Помимо собственно Израиля он также поставлялся в США, Канаду, Францию, Нидерланды и некоторые другие страны.

БЛА Hermes 90 – самый легкий беспилотник из семейства «Гермесов». Его взлетная масса составляет порядка 115 килограммов. Эта тактическая система изначально создана небольшой компанией Innocon и была затем использована при формировании линейки компании Elbit.

Традиционно замыкала большую тройку израильских разработчиков уже упоминавшаяся выше компания Aeronautics. На стенде фирмы были выставлены все основные разработки – системы мини-класса Orbiter 2 и Orbiter 3, а также БЛА тактического класса Aerostar. По-видимому, компания не теряет надежды продолжить сотрудничество с Азербайджаном, возможно, расширив номенклатуру собираемых в стране систем БЛА.

Весьма разнообразно на выставке были представлены беспилотные системы турецких разработчиков, включая TAI и Vestel.

Компания Turkish Aerospace Industries (TAI) на своем стенде продемонстрировала модель БЛА MALE-класса Anka. Эта система достаточно хорошо известна. Аппарат взлетной массой более полутора тонн может находиться в воздухе до 24 часов, неся на борту до 200 килограммов аппаратуры полезной нагрузки.

Любопытно, что на бакинской выставке турецкие разработчики показали БЛА с несколько измененным фюзеляжем, получившим наплыв в головной части, по-видимому, связанный с размещением антенны спутниковой связи.

Основную ставку турецкие разработчики продолжают делать на систему MALE. Возможно, это связано с желанием получить дополнительные заказы для компенсации немалых затрат по данному проекту. Впрочем, международный маркетинг этой системы еще не вполне удается. Известно, что интерес к системе проявляли Египет и Саудовская Аравия, однако о каком-либо развитии этого интереса неизвестно. Не торопится с приобретением и Пакистан, который был включен в кооперацию по проекту. Не лучше идут дела и на постсоветском пространстве. Так что формально пока Турция остается единственной обладательницей данных систем.

Группа компаний Vestel из Турции, хорошо известная в качестве производителя бытовой электротехники и электроники, с некоторых пор также занимается разработками в области беспилотных систем. В Азербайджане компания показала уменьшенную в масштабе 1:5 модель своего БЛА Karayel. Компанией он рекламируется как автономная система разведки и наблюдения. Этот аппарат близок по размерности к израильскому БЛА Searcher MkII, поставлявшемуся в том числе в Россию. Впрочем, перспективы его на азербайджанском рынке достаточно сомнительны – только по состоянию на 2012 год вооруженные силы страны уже были обладателями пяти систем Searcher.

Помимо упомянутых турецких компаний на ADEX была также замечена пока малоизвестная фирма Intel Dynamics. На ее стенде можно было наблюдать обилие моделей БЛА различного типа. При более пристальном изучении эта компания оказалась реинкарнацией фирмы KND Robotics со штаб-квартирой в южноафриканском Кейптауне. Она первоначально специализировалась на морской технике, а позднее расширила область своих интересов на авиационные системы.

Полноразмерной на стенде компании была лишь одна разработка – модель легкого беспилотного вертолета Rhino-1 с взлетной массой около 120 килограммов. Сообщалось, что при идеальных погодных условиях он, неся на борту полезную нагрузку до 18 килограммов, может продержаться в воздухе шесть – восемь часов.

Здесь же были представлены многочисленные модели перспективных БЛА самолетного типа. По заявлению компании, разведчик тактического класса FW-800 ожидается в начале следующего года. Еще один тактический разведывательный БЛА Bolt должен выйти на испытания в первой половине 2015 года. Более тяжелый разведывательно-ударный БЛА MK-III также еще не существует «в железе». Его появление обещано на следующий год. Несмотря на неплохой маркетинг, отсутствие значимых успехов у компании за прошедшие несколько лет, чехарда с наименованиями и постоянное перетасовывание моделей в линейке производимых систем дает повод усомниться в перспективах этих разработок.

Китай показал на выставке традиционный «джентльменский набор» основных оборонных систем, предлагаемых страной на экспорт. Беспилотники здесь, очевидно, не были в числе приоритетов – их наличие в экспозиции китайских фирм показалось формальным. Так, полноразмерными образцами представили всего лишь две модели – мини-БЛА CH-502 компании Poly Technologies Inc., отдаленно напоминающий израильский Skylark, а также достаточно крупный для мультикоптера шестироторный БЛА Spider компании CETC International.

Конечно, в том или ином виде были представлены и другие китайские БЛА. Скажем, здесь можно было видеть уменьшенную модель аппарата WZ-600 и рекламные материалы с БЛА Pterodactyl. Однако в целом все это было на втором-третьем плане и вызывало ощущение того, что КНР, по-видимому, не связывает с Азербайджаном больших ожиданий в части продвижения своих перспективных беспилотных систем.

Азиатские разработчики на выставке также были представлены Пакистаном, который выставил уменьшенную модель БЛА Shahpar и информацию по другим беспилотникам, таким, как системы мини-БЛА Scout и Sentry, тактический Uqab. Про последний известно, что он используется ВМС Пакистана с 2011 года. Напоминающий китайский аппарат CH-3 БЛА Shahpar впервые показали широкой общественности на оборонной выставке IDEAS в Карачи в конце 2012-го, а через год было объявлено о том, что он принят на вооружение национальными ВС. БЛА относится к той же категории, что и израильский Searcher, однако уступает ему по ряду характеристик, и это делает его показ на выставке исключительно «демонстрацией флага».

Для некоторых коллег оказалось сюрпризом присутствие на выставке разработчиков беспилотных систем из ОАЭ. Впрочем, позволю себе с ними не согласиться. Эмиратовцы выставляются на подобных мероприятиях на постсоветском пространстве далеко не впервые, постоянно увеличивая присутствие. На нынешней выставке на стенде ADCOM Systems экспонировались модели мишенных комплексов Yabhon GRN, Yabhon-HMD и Yabhon-N, а также БЛА MALE-класса United 40, о планах поставить который в Россию руководство компании сообщало в ходе прошлогоднего дубайского авиасалона, и тяжелый БЛА Global Yabhon.

Как ни странно, в числе стран, представивших в Баку свои беспилотные системы, США оказались на одном из последних мест. Американское присутствие на рынке обозначили лишь компании AAI и Aerovironment на совместном стенде. Первая является создателем систем тактического класса Shadow и легкого БЛА Aerosonde. Вторая – основной разработчик и поставщик беспилотных систем мини-класса для Армии США. В ее линейке Puma, Raven, Wasp, Switchblade и др. Впрочем, изобилие здесь было лишь на бумаге. Все американские беспилотники, показанные в виде натурных образцов, исчерпывались аппаратом Raven.

 

О перспективах

Азербайджан активно закупает вооружение и военную технику как напрямую у зарубежных компаний, так и через созданные совместные структуры, занимающиеся лицензионным производством внутри страны.

Видя потенциал рынка, в Азербайджан устремились зарубежные компании. Присутствие турецких разработчиков систем БЛА на азербайджанском рынке объяснимо как географической, так и историко-культурной близостью двух стран. Обилие израильских фирм, работающих в области БЛА, также вполне понятно – Азербайджан выбирает лучшие технические решения, а ищущий новые рынки сбыта Израиль обладает имиджем «разработчика номер 1» в этой области.

Несколько странно выглядело прохладное отношение китайских и американских разработчиков беспилотных систем к данной выставке, а также практически полное отсутствие соответствующих европейских компаний, что контрастировало даже с прошедшим ранее в текущем году аналогичным салоном вооружений и военной техники в Казахстане.

Любопытным моментом является то, что в отличие от Казахстана, сочетающего закупки зарубежных и лицензионных систем БЛА с разработкой собственных, здесь чисто национальных систем замечено не было. По-видимому, это обстоятельство связано с осознанием того, что получение собственных систем, несмотря на очевидные преимущества в части независимости, имеет массу издержек финансового и временного характера. Между тем фактор времени в переоснащении азербайджанских ВС новой техникой является скорее всего решающим. А это значит, что уже на следующей выставке можно ожидать роста и числа участников, и предлагаемых систем. В основном также за счет зарубежья.