Белорусские военлеты первыми в СНГ получат Як-130ФОТО: Як-130: Виталий Кузьминhttp://vitalykuzmin.net

Никита Корнилов, Центр СК

Белорусские ВВС первыми в СНГ получат новейшие российские учебно-боевые самолеты (УБС) Як-130. Минобороны Белоруссии корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) заключили контракт на поставку в 2015 году четырех Як-130. Вторым заказчиком «Яков» на постсоветском пространстве может стать Казахстан, которой уже ранее заявил о возможности такого заказа.

2012 год стал знаковым для этих самолетов. Летом на авиасалоне в британском Фарнборо состоялось первое показательное выступление Як-130 перед потенциальными иностранными заказчиками. С этого момента он стал постоянным участником международных авиационных форумов. Корпорация «Иркут» в 2011 году приступила к поставке Як-130 на экспорт. Первые три машины в 2011 году получил Алжир.Среди иностранных заказчиков Як-130 – Сирия и Вьетнам. О возможной покупке самолетов заявляли Филиппины и Малайзия. Емкость рынка этих учебно-боевых самолетов в среднесрочной перспективе оценивается в 250 машин.

Госпрограмма вооружений на 2011–2020 годы предусматривает закупку 65 таких машин (ориентировочная стоимость – 30 млрд. рублей) для российских ВВС.Первые шесть Як-130 из этой серии были переданы военным в октябре 2012 года, 20 ноября Борисоглебский учебный центр ВВС России получил еще три Як-130.

Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 разработан ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» (входит в состав ОАО «Корпорация «Иркут»), серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе.

Этот уникальный самолет позволяет на самом современном уровне обучать и повышать квалификацию летчиков российских и зарубежных боевых самолетов поколения «4+» и «5». Самолет — основной компонент учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

Самолет развивает скорость до 1060 км/час и способен преодолевать до двух тысяч км. В боевом режиме Як-130 способен нести до 3 тонн боевой нагрузки (управляемое и неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение, пушки и т.д.) на девяти наружных узлах подвески.