Опубликовано: ЖЖ Юрия Шушкевича. 12.11.2016.
Юрий Шушкевич
Нельзя не порадоваться, что тема искажения имени России в главном языке глобализируемого мира – английском – наконец-то стала широко обсуждаться и даже вышла на государственный уровень:
http://politikus.ru/articles/86409-russia-rasha-eto-velichayshaya-diversiya-prot iv-rossii.html
Материал, изложенный по вышеуказанной ссылке, более чем исчерпывающий, браво! И тем не менее, считаю нужным дополнить его одним важным уточнением.
Переход от благозвучных или нейтральных наименований Российской Империи или просто России, бытовавших до 1918 года: Empire Russe (фр.: [Эмпиир Русс]), Russie (фр.: [Русси]), Russland (нем.: [Руссланд]) или Rossia (aнгл.: [Россиа]),– к нарочито грубому и нацеленному на подсознательное пробуждение тревоги, фонетически прочно связанному с английским глаголом Rush (бросаться, хватать, нападать и т.д.) нынешнему наименованию нашей страны, ставшему международным — Russia, Russian Federation, – имеет четкую временную привязку к периоду 1910-1920 гг.
Данный отрезок времени – не только общеизвестный период страшных испытаний, выпавших на долю России, но и время, когда расцвел тёмный гений основоположника современного политического протестантизма Сайруса Скофильда (1843-1921) *. Этот малоизвестный у нас американский «богослов» оказал решающее влияние на формирование в англо-саксонском обществе глубинных, трансцендентных представлений о России как «стране антихриста» и вообще – «величайшем зле на Земле».
Именно Скофильд, излагавший свои бредовые взгляды в виде авторских комментариев к Библии – в так называемой Skofield Reference Bible, издававшейся в Америке миллионными тиражами и по-прежнему служащей для американцев чем-то близким к тому, чем для советских граждан был в своё время «Манифест коммунистической партии», – так вот, именно Скофильд является автором как представления об Америке в образе «сияющего града на холме» и «тысячелетнего царства божьего», так и дуалистической убежденности в том, что единственным врагом его лучезарной страны является исключительно Россия, «земля антихриста», «страна Гога и Магога, князей Роша, Мешеха и Фувала», ответственных за Армагеддон, и прочая, прочая.
Поскольку широкое распространение взглядов Скофильда пришлось на 1920-е годы, многие считают, что демонизация им России связана с последствиями революции – в самом деле, в те годы советская власть казалась беззаконной и безбожной не только «благочестивым» американцам. Однако его знаменитые комментарии увидели свет в 1909 году, когда Россию с точки зрения религиозных ценностей никто не мог упрекнуть. Стало быть, дело не в богоборцах-большевиках, а в изначальном стремлении уже тогда мечтавших о мировом господстве американских элит устранить в лице России сильнейшего конкурента, который при равных экономических и военных потенциалах за счёт духовного развития и нравственной силы гарантированно обладал бы большей притягательностью.
Если учесть, что протестантский фундаментализм, давно утративший религиозную идею спасения, стал оформившейся социально-политической философией правящего класса США, то наследие Скофильда является здесь краеугольным камнем. А негативный образ России – для неотягощённого знаниями обывателя едва ли не самое доступное в нём.
Поэтому вместо заумных скофильдских размышлений о диспенсационализме и хилиазме обыватель проглатывает яркий и страшный образ неведомой страны как источника абсолютно всех мировых бед. И не менее яркие и страшные образы Армагеддона, в котором «свободному человечеству» предстоит одержать победу над засевшим в Кремле «князем Рош», юные американцы с далёких 1920-х годов поколениями за поколоениями впитывают с материнскими сказками, первыми церковными проповедями и беседами за скаутскими кострами. Отсюда, когда они вырастают и реализуют себя на военной ли службе, в бизнесе или политике, их отношение к стране под названием Russia по определению не может оставаться положительным.
Оговорюсь, что сказанное верно по отношению к американцам из протестантских семей, которых в Америке до сих пор – большинство. Выходцы из других конфессий подобного заряда ненависти внутри себя не несут, и по этой причине наши отношения с Соединенными Штатами временами получают счастливую возможность развиваться в позитивном ключе.
За доказательствами не надо далеко ходить – достаточно взглянуть на конфессиональную идентификацию президентов США и вспомнить, какими строились при них отношения с СССР или Российской Федерацией:
Протестанты-фундаменталисты – отношения на грани войны или на чрезвычайно низком уровне:
- Г.Труман (США в 1945-46 гг разрывают с СССР союзнические отношения)
- Д.Эйзенхауэр (полноценное планирование крупномасштабных атомных бомбардировок СССР)
- Л.Джонсон (развязывание войны во Вьетнаме)
- Д.Картер (начало свертывания политики «разрядки»)
- Р.Рейган (объявление СССР «империей зла», угроза термоядерного Армагеддона реальна как никогда)
- Б.Клинтон (бомбардировка Сербии, начало демонтажа Ялтинской системы)
- Д.Буш-младший (приход во власть неоконов, Афганистан, Ирак)
- Б.Обама (комментарии не требуются)
Другие конфессии – отношения имеют выраженную позитивную составляющую:
- Ф.Рузвельт (англиканство) // антигитлеровская коалиция
- Д.Кеннеди (католик) // благополучная развязка Карибского кризиса
- Д.Форд (англиканство) // окончание войны во Вьетнаме, Хельсинский «Заключительный акт»
- Р.Никсон (квакер) // лучшие годы «политики разрядки»
- Д.Буш-старший (англиканство) // этот президент, чье правление пришлось на наиболее тягостные для России 1989-1992 гг, имел достаточно возможностей Россию добить – однако по какой-то причине делать этого не стал
В ряду американских политиков, не отравленных идеями Скофильда, нужно отметить и нынешнего госсекретаря католика Д.Керри, без усилий которого отношения США с Россией деградировали бы куда значительней.
Избранный президент США Д.Трамп по вероисповеданию пресвитерианец, то есть также, увы, относится к одной из ветвей протестантского фундаментализма.
Будем надеяться, что учитывая выдающуюся самостоятельность Трампа и независимость в суждениях, бредовые идеи Скофильда, которым избранный президент США наверняка внимал ребёнком на проповедях и у скаутских костров, не станут чрезмерно отягощать его на новом посту.
__________
* После обращения в 1879 году к евангельскому христианству Скоуфилд посещает пресвитерианскую церковь, но затем принимает диспенсационалистское богословие, и в 1883 году рукополагается в пасторы конгрегационалистской церкви, став настоятелем общины в Далласе штата Техас.
Конгрегациональная церковь (или индепенденты) — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию каждой поместной общины (конгрегации). Вождем индепендентов в период Английской буржуазной революции был Оливер Кромвель.

