Дворы и тарикаты. 500 хасидовФОТО: Мария Амелина // РИА Новости

Украинские пограничники отказались пропустить большую группу еврейских хасидов, сторонников Рабби Нахмана, на территорию страны, ссылаясь на правительственное постановление, запрещающее въезд на Украину иностранцам из-за пандемии коронавируса.

Никакие многодневные уговоры хасидов на украинских пограничников не подействовали. Призывы остановить паломничество из-за коронавируса и вернуться домой были и с израильской стороны. Один из хасидов в ответ на такой призыв израильского министра и уроженца Украины Зева Элкина сказал: Зев Элкин не определяет реальность. Реальность определяет Бог, и согласно этому мы должны делать все, чтобы попасть на могилу Рабби Нахмана на новый 5781 год (по еврейскому календарю).

Стоит отметить, что евреи-хасиды последователи Рабби Нахмана (1772-1810), одного из видных еврейских ученых и религиозных авторитетов Нового Времени, составляют не более 10 процентов всех так называемых эзотерических евреев, доктрины которых строятся на особом пиетете в отношении религиозных лидеров и мистицизме. Они ежегодно совершают паломничество к могиле своего лидера в городе Умань Черскасской области в Украине.

Религиозный мистицизм — классическая составляющая авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама, так как действия Авраама, готового пожертвовать собственного сына в пользу истины, санкционированной Всевышним, есть, согласно всем авраамическим религиям, не что иное, как религиозный подвиг.

Тем не менее, столь бурное противостояние на украинско-белорусской границе не может не вызывать вопросы, например, у последователей традиционных экзотерических направлений, чьи убеждения не подразумевают подобного, а в некоторых случаях не признают доктринально обоснованные паломничества к могилам отдельно взятых религиозных лидеров, мягко говоря, обязательным элементом веры. Самый естественный вопрос у них таков: если из-за пандемиии въезд на территорию Укранины и соответственно посещение могилы Рабби Нахмана невозможно, то почему бы не посетить место жительства и творчества Альтер Ребе (1745 — 1812)), жившего в Лядах Витебской области Беларуси и являющегося основателем параллельного, но гораздо более многочисленного хасидского движения Хабад, распространненого среди евреев по всему миру? Тем более, что это совсем рядом и на территории Беларуси, где застряли хасиды-нахманиды при переходе в Украину и где нет никаких ограничений на передвижения из-за пандемии.

Однако не все так просто в иудаизме, впрочем, так же как и в исламе, и христианстве.
При наличии общих руководств в виде Торы или Библии или Корана, окончательные доктрины формируются отдельными людьми, в данном случае, религиозными лидерами того или иного периода, отличавшегося значительными изменениями в формировании уклада той или иной религиозной община.

В данном случае, речь идет о доктринах евреев Российской империи, живших в противовес еврейской Хаскале, движению Еврейского Возрождения, направленного на принятие ценностей Европейского Просвещения. Так, основатель самого многочисленного еврейского эзотерического движения Хабад Раби Шнеур Залман из Ляд, или Альтер Ребе, на закате эпохи Просвещения во время французского вторжения 1812 года проявил себя как патриот России, призвав хасидов поддержать царя в противовес Наполеону, несшего по сути на штыках доктрину эпохи Просвещения в Россию того времени.

Если же делать сравнения с евреями Ближнего Востока того же времени, живших бок о бок с мусульманами Османской Империи, то они, скорее всего, даже не представляли себе подобных сценариев развития собственной общественной жизни.

По сути, подобное траспонирование религиозных убеждений можно наблюдать и в контексте ислама.

Например, российские сторонники тариката Накшбандия не всегда смогут понять устремления сторонников тариката Сенуссия в Северной Африке.

Вывод напрашивается сам собой: все авраамические религии сугубо контекстуальны, а Священные Писания, такие как Тора, Библия, Коран, служат, как образно, хоть и не об этом, сказал англичанин Уильям Шекспир, «звездой, которой моряк определяет место в океане».

Незабвенный персидско-мусульманский ученый Аль Газали Algazelus, сказал иначе: «Различие людей по религиям и верованиям, а также различие толкований внутри одного вероучения вследствие обилия партий и противоречивости методов аргументации подобно глубокому морю, в котором утонули многие и из которого спаслись единицы».

Впрочем, Абу Хамид аль-Газали, получивший также широкую известность в средневековой христианской Европе и в еврейских общинах, высоко ценимый Фомой Аквинским и переведенный на латинским архиепископом Толедо Домиником Гундиссалином, сам имел научное прозвище «океан знаний», и когда-то сказал еще следующее: „Не считай ложным то, чего ты не в состоянии понять.“

Шамиль Магомедов