Исманов А.К. Вода и мир в Средней Азии: швейцарцы в Искре, Коммуне, АндаракеФОТО: Исманов Алмаз Кабылбекович

Опубликовано: Исманов А.К. Вода и мир в Средней Азии: швейцарцы в Искре, Коммуне, Андараке. Материалы круглого стола 01.12.2000.

Алмаз Исманов

Проблему обеспечения питьевой воды сел Андарак, Искра, Коммуна удалось разрешить общественному фонду «За международную толерантность». Фонд инициировал проект «Кыргызстан-Таджикистан», основной миссией которого является предотвращение и разрешение межэтнических конфликтов в приграничных территориях Кыргызстана и Таджикистана. Одним из конкретных примеров деятельности фонда стало построение нового водопровода в трех селах Лейлекского района.

Вода, ее распределение и использование Баткенской областью, в частности, в Лейлекском районе много лет являлась объектом спора и многолетним источником межнациональных разногласий. Проблема водораспределения, например, в трех селах Лейлекского района настолько стара, что много поколений сменилось в селах Искра, Коммуна и Андарак, которым не удалось разрешить ее.

Основным периодом той вражды, которая позже была названо «войной кетменей» между киргизами и таджиками, являлся разгар поливного сезона, который власти подавляли с применением силы. Имели место прецеденты, когда в борьбу за право получения воды включались женщины-таджички, которые, раздевшись догола, ложились у источников воды. Таким особенно оскорбительным для Азии действием женщины не подпускали мужчин-кыргызов к водорегулирующему узлу.

В 1992-м году весной имело место массовая стычка кыргызской и таджикской молодежи на головном водозаборе в связи с началом технической реализации строительства водопровода для сел Андарак и Искра Сумбулинской сельской управы Лейлекского района Баткенской области, реализуемым совхозом «Советский Таджикистан», руководителем которого являлся таджик. Основное недовольство вызвало то, что кыргызское село Коммуна оставалось вне проекта, и в виду этого он так в итоге и не реализовался.

Начиная с 1995-го года, на протяжении трех лет велись очень сложные переговоры между таджиками и киргизами, населяющими данные села по режиму использования и графику распределения воды. Однако и на этот раз стороны не пришли к какому-либо согласию. Далее последовала тихая «борьба за кадры». С должности главы Сумбулинской сельской управы был отставлен таджик, которому не доверяли кыргызы, таджики блокировали кыргызскую кандидатуру от села Коммуна. Главой сельской управы назначили узбека из райцентра, которого также через год отправили в отставку из-за неспособности погасить конфликт. Наконец в марте 1999-го года главой сельской управы стал кыргыз, но из другого села. И это не решило проблемы.

Среди киргизов преобладало мнение, что власти на стороне таджиков, так как решают их проблемы за счет киргизов. Три села Сумбулинской сельской управы расположены в одном ущелье. Единственным источником поливной воды с расходом в 200 литров в секунду является небольшая речка Андараксай, а источником питьевой воды я примыкающие к ней каптажные родники с расходом в 30 литров в секунду. Вода Андараксая хватало только на огородное хозяйство трех сел, в которых проживает свыше 8 тыс 260 человек (в том числе 5137 таджиков и 3123 кыргызов).

В конце советского периода было решено построить в селах Андарак и Искра водопроводную сеть замкнутого круга. Данный проект был разработан Республиканским научно-производственным институтом КиргизНИИовцепром в 1990-м году. Инициатором проекта был директор совхоза Сайнабиев Касымхан, таджик по национальности, который начал реализацию проекта с села Андарак (таджикского). Успели построить водозаборное сооружение с каптажом родников в 30 литров воды в секунду и двухкамерный резервуар с объемом 700 кубометров в каждой камере, а также проложили 2-х километровую ветку водопровода.

Однако данный проект не удалось завершить — совхоз был расформирован в результате аграрной реформы. Для оставшейся части сел Искра и Коммуна предусматривалось бурение 8 артезианских скважин, из которых было пробурено только две, так как бурение и эксплуатация скважин и глубинных насосов является очень дорогостоящим мероприятием. При нынешней стоимости 1 киловатта электроэнергии в 20 центов и при частых сгораниях, и соответствующих заменах глубинных насосов годовая стоимость эксплуатации выливалась в астрономическую сумму. Детальный подсчет показывал, что каждый житель села Коммуна должен платить за питьевую воду 32 доллара ежегодно, что в перерасчете на среднюю семью из шести человек составляет 192 доллара. Эта сумма является непосильной ни для одной семьи, так как годовой доход ее является ниже.

Выращивание овощных культур на приусадебных участках напрямую зависило от подачи поливной воды, которая подавалась раз в месяц. Подача питьевой воды осуществлялась один раз в трое суток в течение двух часов. Соответственно, во время подачи воды у скважин собирались сотни людей, чтобы набрать трехсуточный запас питьевой воды. Время от времени жители сел Коммуна и Искра вынуждены были употреблять воду из открытой арычной сети, вода в которой загрязнена бактериями и пестицидами.

Из года в год ежедневно утром у головного водозабора собираются представители кыргызов и таджиков, чтобы решить вопрос очередности распределения воды и это противостояние достигает такого накала страстей, что малейшее подстрекательство грозит вырасти в серьезный межнациональный конфликт. Свою долю в разжигание страстей внесла статья учителя истории Аюбова, таджика по национальности (газета «Алга», 1995-й год). В своей статье учитель истории описывает историю происхождения названия села Андарак. По Аюбову Андарак — таджикское слово, и эта земля была освоена таджиками раньше кыргызов, тем более что в царское время территория Лейлекского района относилась к Ходжентскому уезду. Данная статья вызвала негодование и большой резонанс среди киргизов, которые считают эти земли испокон веков киргизскими. В противовес версии учителя Аюбова они приводят свою версию происхождения села Андарак, что по-кыргызски звучит как «Он дорак» («Десять деревьев»), а таджики появились в здешних местах в 90-х годах 19-го века и трансформировали это название на свой лад. В результате в регионе разгорелся новый виток взаимных недовольств. Пришлось вмешаться местной администрации, и редактору газеты было сделано замечание, но у кыргызов на душе с тех пор остался горький осадок.

Жители всех трех сел прекрасно понимали, что для них проблема питьевой воды является вопросом жизни или смерти, и если не решить вопрос питьевого водоснабжения, конфликта не миновать. И в этом случае объектом конфликта должно было стать село Андарак с таджикским населением, которое находится в более привилегированном положении из-за своего нахождения у истоков реки, и соответственно, ближе к воде. Кроме того, в Андараке есть старая водопроводная линия — 18 колонок на 5 тысяч населения, а у киргизских сел Искра и Коммуна ниже по течению реки нет ни возможности, ни средств провести отдельную водопроводную линию.

Эта безысходность подталкивала киргизскую молодежь на всякого рода провокации и стычки с таджикским населением, мотивируя свои действия тем, что таджики, живя на кыргызской земле, пользуются большими правами на пользование природными ресурсами, нежели коренные жители. На провокации со стороны киргизской молодежи таджики села Андарак бросали в воду мертвых кошек и собак, также провоцируя киргизскую сторону на конфликт.

Лейлекским ресурсным центром Общественного фонда «За международную толерантность» (Кыргызстан) при поддержке неправительственного объединения «Иттифок» (Таджикистан) были проведены мониторинговые исследования с целью изучения водной проблемы и связанной с ней проблемой межнационального разногласия между таджиками и киргизами. В результате было решено построить новую водопроводную линию при финансовой поддержке швейцарского координационного бюро.

22 ноября 2000 года в селе Андарак прошло торжественное открытие новой водопроводной линии, которая была проведена общественным фондом «За международную толерантность» (Кыргызстан) и НПО «Иттифок» (Таджикистан) при финансовой поддержке Швейцарского координационного бюро. В официальной части выступили аким Лейлекского района Дастан Бердиев, президент фонда «За международную толерантность» (Кыргызстан) Рая Кадырова, директор офиса проектных услуг ПРО ООН (г. Ходжент, Таджикистан) Ангел Димитров, представитель швейцарского координационного бюро Йоган Жюли, представители ошской, ходжентской и лейлекской прессы, газеты «Нью-Йорк Таймс» и радио Би-Би-Си.

Пришли все жители трех сел, был организован Ыр-Кесе Сумбула — праздник дружбы местности Сумбула. Девушки одели свои самые красивые нарядные одежды, усилиями детей был организован фестиваль «Добрые соседи», где прошел увлекательный фольклорный конкурс (киргизы и таджики пели и танцевали, жюри ставило баллы), состоялись массовые спортивные мероприятия по волейболу, национальной борьбе куреш, дети киргизы пели таджикскую песню.

Людей переполняла искренняя благодарность за то, что угроза беды и столкновения, которые были столько десятилетий, наконец ушли. Пожилая женщина-таджичка вне официальных мероприятий подошла к нам, представителям прессы, и организаторам и спела на двух языках — на узбекском и таджикском песню, которую она переделала из популярной народной песни, куда включила свои благодарности Швейцарии и «Толерану» (киргизскому фонду): «У нас не было надежды — вы нам дали надежду, не было опоры — вы нам дали опору, у нас не было воды — вы нам дали воду; спасибо, я помолодела, я смогу начать жизнь заново и выйти повторно замуж». После этой шутливой песни женщина расплакалась. Во время ее песни спонтанно стали танцевать вместе женщины таджички и киргизки.

В целом проблема воды, будь то питьевой или поливной, проблема пахотной земли и спорных территорий стоит очень остро в Баткенской области. Если проблему нехватки питьевой воды в селе Андарак удалось решить, то другие узлы будущих конфликтов сохраняют свой опасный потенциал.

Сохский узел — нехватка питьевой и поливной воды. Карабакский узел — поднятие грунтовых вод на территорию таджикских сел из-за ирригационных работ, связанных с Торт-Кульским водохранилищем создает серьезную проблему для развития сельского хозяйства, которое является единственным источником дохода местного населения. Кызыл-Бельский узел — с прибытием таджикских беженцев из-за гражданской войны в Таджикистане на территории пограничных киргизских сел ощущается острая нехватка питьевой воды. Самаркандыкский узел — имели место незаконные захваты пахотных земель жителями пограничных таджикских сел. Пик конфликтов в Кызыл-Беле пришелся на 1989-й год, а последний инцидент случился 25 февраля сего года, когда только после вмешательства силовых структур Киргизии и Таджикистана удалось остановить кровопролитие и массовую стычку киргизов и таджиков. Аркинский узел -незаконный захват таджикскими гражданами пахотных земель на территории Баткенской области, плюс поднятие грунтовых вод в селе Кистакуз (Таджикистан), в чем таджики обвиняют осуществление полива земель киргизами, проживающими выше по течению реки, в свою очередь кыргызы видят причину в водохранилище. Ситуацию в Аркине усугубляет отсутствие прямой дороги, связывающей Аркинскую зону с остальной частью Лейлекского района, что делает киргизских граждан заложниками таджиков.

100 тысяч долларов на водопровод для восьми тысяч жителей, живших у маленькой речки Андараксай дали швейцарцы, которые после Андарака начали заниматься разрешением Самаркандыкского узла. Кто разрешит остальные «водные» проблемы, остается большим вопросом. Вопросом, который для таджиков и киргизов сел Андарак, Искра и Коммуна решился народным праздником и возвращением мира.