Александр Собянин

БАКУ,   17 сен — Новости-Азербайджан, Матанат Насибова. Интервью  АМИ Новости-Азербайджан с  руководителем  службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества  (Москва)  Александром Собяниным.

— Прежде хотелось бы затронуть актуальные международные вопросы, в частности, в Сирии. Как Вы расцениваете шансы правящего режима в Сирии

остаться у власти?

— Очень высокие. Поскольку уже в ближайшие месяцы внимание аппарата внешней политики США переключится на другие страны, к России и Азербайджану поближе. Но лишь при одном условии:  если Башар Асад перестанет обращать внимание на мировое сообщество на 1-2 месяца зачистки международных террористов в Алеппо, на границе с Турцией и Иорданией, в городах Сирии, и перейдет к позитивной наступательной тактике. Хотя бы на 1-2 месяца. Только защита родины и противодействие экстремистам не будут достаточны, ибо против Сирии  совокупные возможности Катара, Саудии, других арабских стран, стран Евросоюза. Если же Башар Асад так и будет оглядываться на оценку Запада, то может дождаться агрессии этой осенью, чтобы Обама победоносно продемонстрировал избирателям США перед выборами в ноябре 2013 года убедительность и привлекательность американской модели демократии —  на примере снесенного режима Асада. В выигрыше в итоге останутся Катар и Саудовское королевство, но Сирии, как государства, к тому времени уже не будет.

— Какова вероятность дипломатического решения иранской программы?

— До середины весны 2013 года вопрос американской военной агрессии для Ирана не актуален, так что нет смысла загадывать.

— Полагаете ли вы, что последствия возможной войны в Иране могут спровоцировать новый виток политических волнений в Закавказье и в Центрально-Азиатском регионе?

— Никаким образом. Между Ираном и Азербайджаном цивилизационная  граница тоньше и более проницаема,  чем между Ираном и Таджикистаном, скажем. Хотя народы ИРИ и Таджикистана говорят на родственных языках.

Для стран Центральной Азии важны лишь действия и позиция двух стран — США и России, в первую очередь, и, во вторую — внутриполитическая ситуация. Остальное менее важно. Не забывайте — в руководстве Исламской Республики Иран на высших постах этнические азербайджанцы. Азербайджанцев в Иране больше численно, чем персов, однако азербайджанцы Ирана — надежные патриоты единого сильного Ирана. Игры на этом поле для Азербайджанской Республики чреваты и опасны.

 — Какие из стран постсоветского пространства, по вашим оценкам, являются потенциальными участниками Евразийского Союза,и какие из них могут быть привлечены к участию в силу объективных и субъективных факторов?

— Сейчас барьеры сняли Россия, Белоруссия, Казахстан. Близки  к решениям и далеко продвинулись по переговорам Армения и Киргизия. Дальше будут Таджикистан,  и, в случае политической целесообразности, признанные Российской Федерацией как независимые государства Абхазия и Южная Осетия. Могут быть серьезные прорывы, иначе не скажешь, у Азербайджана и Узбекистана. Но только и исключительно в том случае, если их решимость к экономической интеграции будет подтверждена не менее решительными действиями по военно-политическому сближению. Бакинские аналитики высших госструктур такую позицию многих российских групп хорошо знают. Но я, как представитель негосударственной Ассоциации приграничного сотрудничества, не рекомендовал бы спешить.

Вышеуказанные проблемные периоды жизни России могут привести к серьезнейшим изменениям в кадрах, в стратегии и тактике в российской внешней политике. Главное – не начинать войну в Карабахе и не предоставлять площадку для структур США-НАТО во время возможной подготовки удара по Ирану.

Азербайджан и Узбекистан слишком богаты нефтью и газом, чтобы можно было бы игнорировать их позицию.

— Считаете ли вы возможным решение карабахской проблемы, и при каких обстоятельствах?

— В ближайшие годы это невозможно. Ударить по Карабаху еще не означает военную победу Азербайджана, ибо действительно имеющееся подавляющее превосходство  азербайджанской армии в качестве и количестве оружия не подкрепляется другими важнейшими факторами победы.  В реальности, я уверен, конфликт разрешим лишь и
только в двух случаях: в случае военной интервенции США-НАТО, или в случае вхождения Азербайджана в три структуры: ОДКБ, Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство(ЕЭП).Спешить уж точно не стоит.

— Какова значимость российского фактора в решении данной проблемы? При каких обстоятельствах официальная Москва может вплотную взяться за решение данной проблемы? Или вы считаете, что положение статус-кво полностью устраивает российскую сторону? 

— Россию совершенно не устраивает статус-кво. Подвешенное состояние международного юридического статуса Нагорного Карабаха  вынуждает держать высокоподготовленную боевую группировку ВС РФ в Армении и на Северном Кавказе тогда, когда России не хватает подготовленных частей на западе Северного Кавказа и в Средней Азии.
Нежелание президента России Владимира Путина идти даже в российских интересах на нарушение международного права приводит к подвисанию ситуации. Если Баку решился бы на военный сценарий, был бы возможен вариант «защиты Южной Осетии в войне 08.08.08», с резким изменением всех статусов и признанием государственной независимости. Но вопрос: разве это нужно России и Азербайджану? Нет. Пока изменение статуса нужно лишь Нагорному Карабаху. Но русским война не нужна. Хотелось бы, чтобы в Баку это понимали правильно. Лучше долгий плохой мир без примирения, чем быстрая война, которая навсегда изменит всю ситуацию. Абхазия и Южная Осетия, даже в случае примирения Грузии при новом руководстве с Россией, уже никогда не пойдут на конфедерацию с Грузией. Другой пример: юридически Российская Федерация находится в состоянии войны с Японией, т.к. за 67 лет, с 1945 года Россия (СССР/РФ) так и не подписала с Японией послевоенного мирного договора.

Это не мешает политикам в каждой из двух стран считать себя правыми, и не мешает бизнесу иметь масштабное российско-японское экономическое сотрудничество. Война, как явление жизни, нужна человеку и человечеству, но это настолько радикальное средство, которое можно применять лишь в случае реальной угрозы нации и государству. Если политики ответственные.

 

Опубликовано: ИА Новости-Азербайджан. 17.09.2012: http://www.novosti.az/expert/20120917/297868495.html