Опубликовано: CHVK.INFO — информационно-аналитический проект.
Несмотря на явную актуальность в России закона о частных военных компаниях, этот закон не только не принят Государственной думой, но даже дискуссия о ЧВК в стране ведется, что называется, ни шатко ни валко. Почему так происходит? В чем причина задержки? С этого начался разговор «ЧВК-инфо» с известным российским специалистом по данной теме, писателем и публицистом, экспертом Центра стратегической конъюнктуры Олегом Валецким.
Как вы считаете, почему закон о создании (или, как некоторые эксперты говорят, легализации) ЧВК в России до сих пор не принят? Почему его принятие идет так долго?
В данном смысле вопрос создания ЧВК нельзя рассматривать в отрыве от социально-политического устройства современной Российской Федерации — как и от ее истории и, наконец, психологии в обществе.
Мы живем в необычной стране.
С одной стороны в ней 12-го июня 1991 года путем вооруженного свержения советского строя, установлен капитализм, условно говоря, «латиноамериканского» типа, так что доминируют интересы различных финансовых групп выражающих интересы как государственных чиновников, так и различного рода «бизнесменов», в том числе иностранных.
С другой стороны основная экономическая база, обеспечивающая работу госаппарата, принадлежит самому государству, в котором многие чиновники, получая материальные средства, условно говоря, частным (а нередко преступным) путем, в то же время к частным предпринимателям относятся с подозрением и ненавистью. Не случайно, в современной Российской Федерации стал широко культивироваться культ Сталина и вообще стал пропагандироваться положительный имидж советского прошлого, хотя сами создатели современной российской государственности образца 12 июня 1991 года, все должны были бы в том прошлом привлечены по статье 64 УК РСФСР как изменники Родины.
Такая раздвоенность сознания порождает практику, когда все те законы, которые руководство Российской Федерации принимает с целью превращения страны в государство соответствующее стандартам современного мира, самим аппаратом саботируется.
Это в первую очередь относиться к сфере интересов силовых ведомств, чиновникам которых никакие ЧВК просто не нужны и поэтому их создание, как бы сверху не настаивали, аппарат нынешних российских чиновников будет саботировать.
Да по большому счету они как раз и не действуют, ибо в России нет ЧВК. Операции, которые проводились теми или иными структурами на Донбассе и в Сирии, к сфере деятельности ЧВК не относились.
Насколько, на Ваш взгляд, справедливы утверждения некоторых экспертов, что Россия опоздала с легализацией ЧВК надолго и появление закона о ЧВК мало изменит ситуацию для наших компаний на международном рынке?
Русским не дадут работать ни с законом, ни без закона о ЧВК, если их не будет поддерживать официальная политика Кремля.
Есть ли, на Ваш взгляд, стилистические (если так можно выразиться) отличия в работе российских «неформальных» ЧВК и их западных коллег?
Конечно, есть — на Западе, а точнее во всем мире, ЧВК руководят лица, понимающие, что ЧВК должны приносить экономическую выгоду, а в России ЧВК пытаются создать по типу армейского подразделения.
Таким образом, если в России и возникнет такой рынок то не путем трудоустройства бывших военнослужащих за границей, а путем широкомасштабной работы подобных ЧВК по заказам больших государственных корпораций в самой России. Единственный возможный путь здесь придание прав самостоятельных экономических и юридических субъектов службам безопасности больших государственных корпораций, чему определенное подобие представляет предприятие «Луком» нефтяного концерна «Лукойл». Вопрос же работы на подрядной основе с подобными предприятиями каких-либо частных ЧВК для работы как в Российской Федерации, так и вне ее, зависит от политиков РФ, в чем немаловажную роль играет сама внутриэкономическая ситуация в России и соответственно возможность входа сюда иностранных инвесторов.
Как Вы считаете, какой идеологическая основа российского законодательства о ЧВК, если она вообще должна быть? Или нам достаточно взять за образец аналогичные зарубежные нормативные акты?
Надо просто попытаться приспособить к российским реалиям практику британских ЧВК, так чтобы сотрудники этих ЧВК имели официальный статус дома, но работали исключительно за границей, а не на территории Российской Федерации.
Справка «ЧВК-инфо»:
Олег Витальевич Валецкий (р. 14 августа 1968, Одесса) — солдат удачи, русский писатель и публицист, эксперт по ЧВК, эксперт Центра стратегической конъюнктуры.
Участвовал в боевых действиях в период войны в Югославии девяностых годов как русский доброволец в войне в Боснии и Герцеговине в составе Армии Республики Сербской с марта 1993 года по январь 1995 года в районе Вышеграда и в Сараево. В ходе боевых действий был четыре раза ранен. С началом авиаударов НАТО по Югославии добровольно вступил в ряды Армии Югославии и с марта по июнь 1999 года принимал участие в боевых действиях против албанских сепаратистов в Косово в районе Дреницы.
Автор ряда книг и статей, посвященных югославским войнам, вопросам применения инженерных боеприпасов, а также другим современным войнам (осетинской 1991-92 и августа 2008, иракской).
Автор статей «Особенности работы ЧВК и вопросы их деятельности в Африке», «Приватизация войны (частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке, и других регионах мира)» и ряда других по теме ЧВК. Автор книги (совместно с Коноваловым И.П.) «Эволюция частных военных компаний».