ПРЕМИЯ А.Е. Снесарева 2013: Место и роль Российской Федерации в обеспечении военной безопасности в Содружестве Независимых Государств: Центрально-Азиатское направлениеPHOTO: Dennis Koomen: Cycling Kazachstan. More pictures of our cycling trip in Kazachstan & Kyrgyzstan (and a routemap, GPS tracks): http://www.flickr.com.

«Центр стратегических оценок и прогнозов», преследуя цели популяризации военной науки, российской/советской школы геополитики, международных и военно-исторических исследований, приняла решение об учреждении премии для молодых ученых, курсантов и студентов, изучающих соответствующие дисциплины. Премия имеет финансовое обеспечение. На 2013 год определены к вручению четыре премии, каждая номиналом в 15 тысяч рублей (подробнее о премии см. Положение). Награждение состоится в начале декабря 2013 г.

Опубликовано: Центр стратегических оценок и прогнозов13.11.2013.

Гасанова В.С.

После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.

Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором — начать процесс формирования нового международно-политического региона,  либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами.

Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам. Обеспечение военной безопасности достигается взаимосвязанной и организованной деятельностью всех органов государственной власти. Раскрыть содержание данного процесса, значит выявить, прежде всего, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов этой деятельности. В настоящее время политические процессы, происходящие в странах СНГ, определяют необходимость постоянной корректировки политики России и постоянного совершенствования механизма обеспечения безопасности.

Первоначально в определении значения самого процесса обеспечения безопасности существуют некоторые подходы. Так, например авторы – составители тематического словаря-справочника дают определение механизму обеспечения безопасности как «инструментальной» части политики безопасности, представляющей собой единство политических норм, институтов, порядка и правил их деятельности, посредством которых обеспечиваются интересы национальной и международной безопасности. В этом случае основными элементами данного механизма являются:

  • концепция безопасности – политический документ, представляющий теоретико-методологическую основу построения, функционирования и развития всех звеньев механизма обеспечения безопасности;
  • совокупность политико-правовых принципов и норм, определяющих обязанности, полномочия и порядок деятельности политических институтов, общественных организаций и граждан по обеспечению безопасности;
  • политические органы и учреждения, выступающие как силы и средства обеспечения безопасности – вооруженные силы, органы безопасности, разведки, оборонные спортивно-технические общества и т.д.;
  • определенные методы, способы и формы деятельности политических и общественных институтов или даже отдельных граждан в интересах безопасности.

Исходя из уже существующих представлений о структуре механизма обеспечения безопасности, можно отметить, что для его эффективного функционирования в политике Российской Федерации на постсоветском пространстве в его состав необходимо включить следующие основные компоненты:

  1. Нормативно-правовая основа политики обеспечения безопасности государства;
  2. Основные цели политики обеспечения  безопасности;
  3. Ресурсы политики обеспечения безопасности.

Нормативно-правовая основа политики обеспечения безопасности государства включает в себя законодательные акты, определяющие деятельность государства по обеспечению безопасности, поскольку именно на них основывается политика России по обеспечению  безопасности на постсоветском пространстве. Основным и важным нормативно-правовым документом, определяющим обеспечение безопасности является Концепция национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

В этом документе изложены основные национальные интересы России, в том числе и по отношению к странам СНГ. Среди основных угроз национальной безопасности можно выделить следующие:

  • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
  • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
  • ослабление интеграционных процессов в СНГ;
  • возникновение конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств – участников СНГ и т.д.

Определяющим документом, на основе которого формируется стратегия обеспечения безопасности в оборонной сфере, является Военная доктрина Российской Федерации, представляющая собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. При этом важно отметить, что Военная доктрина России носит оборонительный характер. Для отражения агрессии против Российской Федерации или её союзников, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами и федеральным законодательством Российского государства, Россия считает правомерным использование своих Вооруженных сил. Определяющим документом, на основе которого формируется  внешняя политика России, является Концепция внешней политики Российской Федерации, определяющая в качестве важнейшего приоритета «обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами – участниками СНГ, связанных задачами обеспечения национальной безопасности страны». Важнейшими документами являются и ежегодные послания  президента России В.В. Путина Федеральному собранию в 2006 г. и 2007 г., где СНГ остается приоритетным направлением внешнеполитической деятельности.

Вторым компонентом являются основные цели политики обеспечения безопасности  Российской Федерации на постсоветском пространстве. Целями политики России по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве являются, прежде всего:

  • развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего, с государствами – участниками СНГ;
  • готовность (в случае необходимости) предотвратить военную агрессию против Российской Федерации и ее союзников по СНГ;
  • участие в миротворческих операциях в странах СНГ;
  • совместная с другими заинтересованными странами региона деятельность по пресечению транзита наркотиков и оружия, борьба с терроризмом и экстремизмом;
  • военное и военно-техническое сотрудничество со странами СНГ;
  • выполнение союзнических обязательств  перед странами СНГ и т.д.

Третьим компонентом обеспечения  безопасности являются ресурсы политики обеспечения безопасности. Основными из них являются:  политико-дипломатические, экономические и военные.

Политико-дипломатические ресурсы – это: использование международных институтов, в первую очередь, ООН, где Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и может использовать право «вето» для сдерживания агрессивных устремлений ряда государств в реализации своих внешнеполитических интересов на территории стран СНГ. Этот ресурс является довольно сильным инструментом воздействия на процессы обеспечения безопасности на пространстве СНГ; переговоры, консультации и посредническая деятельность по активизации и налаживанию межгосударственных отношений; проведение совещаний и конференций под руководством военно-политических союзов по оценке угроз и разработке рекомендаций для совместных действий и т. д.

Трех процентная доля России в мировой экономике пока не позволяет России использовать экономический – наиболее существенный и эффективный в современном мире – способ воздействия на международные отношения. Но в реализации государственных интересов нынешняя российская экономика уже способна решать региональные задачи на пространстве бывшего СССР, где Россия, по-прежнему, остается самым мощным экономическим субъектом.

Военный ресурс является совокупностью материальных и духовных способностей государства содержать и совершенствовать свои вооруженные силы, повышать их боеспособность, а в случае необходимости – обеспечить их эффективное использование в защите своих национальных интересов. Россия – это, по-прежнему, ведущая ядерная держава, по своей мощи сопоставимая только с США, что позволяет ей обеспечить дополнительные гарантии безопасности ее союзникам по СНГ. Помимо своих ядерных сил Россия имеет крупные по численности и хорошо оснащенные современные вооруженные силы. Подобная ситуация позволяет России в угрожаемый период оказать военную помощь странам СНГ на центрально-азиатском и кавказском театрах военных действий.

Таким образом, учет всех этих параметров и условий функционирования механизма обеспечения военной безопасности в политике Российской Федерации на пространстве СНГ, будет способствовать совершенствованию и укреплению безопасности, как РФ, так и Содружества в целом. Продолжающиеся изменения геополитической картины мира, обусловленные распадом СССР и образованием СНГ, уже привели к формированию новой геополитической ситуации в центрально-азиатском регионе СНГ. Интерес к этому региону был обусловлен и ранее. Например,  выдающийся российский военный географ и исследователь Центральной Азии Снесарев А.Е. в своих работах отмечал, что  «под среднеазиатским вопросом нужно разуметь сложную группу политических, экономических и других задач и интересов, распространяющихся на обширную территорию, носящую название Средней Азии.

В последнюю входят наш Туркестан с Памирами, Афганистан и Белуджистан, Восточная Персия, Кашгария и, наконец, северная часть индии,  или собственно Индия. В настоящее время, в активной стадии находятся процессы трансформации Центральной Азии из периферийного региона (где геополитические тенденции вообще не проявлялись), в регион, в котором есть интересы ряда крупных держав и других секторов международной жизни. От того как будет развиваться обстановка в Центральной Азии во многом будет зависеть баланс сил на обширном пространстве планеты. Любые события, происходящие в странах Центральной Азии, будут иметь свое отражение не только на региональном уровне, но и могут вызывать изменения в геополитическом балансе сил на всем евразийском континенте, который признанно остается осью мирового развития. Свою геополитическую заинтересованность к этому региону испытывала и реализовывала и Великобритания. Военный географ Снесарев А.Е. указывал на то, что  «Англия ставит себе главной политической задачей (в Средней Азии) задержать Россию всеми имеющимися ресурсами на приличном удалении от Афганистана (а значит, и Индии) и ослабить ее среднеазиатский размах…».

Все страны региона относятся к исламскому миру. На протяжении всей своей истории народы Центральной Азии существовали в тесном взаимодействии, а  в определенные периоды – в рамках единых территориально-государственных образований. У региона есть  выход к Каспийскому морю, а также выход к акваториям Балтийского моря — через Россию, к Черному и Азовскому — через Кавказ (в основном с незамерзающими портами). Через этот регион проходят важнейшие континентальные транспортные магистрали и трубопроводы, международные авиалинии, соединяющие различные регионы Европы, Азии, Ближнего и Среднего Востока. Страны региона обладают значительными мировыми запасами природных ресурсов (особенно Казахстан, Туркменистан и Узбекистан), в частности, богатые месторождениями нефти (Казахстан), газа (Туркменистан и Узбекистан), причем здесь расположены запасы природного газа мирового уровня, полиметаллов и урана (Казахстан и Узбекистан), редкоземельных металлов (Таджикистан и Киргизия), золота (Узбекистан). Аграрный сектор в основном специализируется на производстве вывозе за пределы региона хлопка (повсеместно, но лидирующее положение занимает Узбекистан), зерна (Казахстан), каракуля (Туркмения и Узбекистан), табака (Киргизия). Также следует отметить и большие месторождения нефти в бассейне Каспийского моря. Так, в мировой экономике страны региона занимают нишу поставщика сырья, в первую очередь, нефти, газа, хлопка, урана и цветных металлов.

В регионе имеются и конфликтные проблемы  различной остроты, предметом которых является также и пресная вода. В Центральной Азии коллизии вокруг источников воды происходили и во времена СССР, однако тогда их удавалось сдерживать. Сегодня ситуация постоянно ухудшается в силу ряда причин. Так, ожидается, что через 15– 20 лет водные ресурсы региона сократятся, как минимум, на треть. И этому способствует ряд моментов.

  1. В регионе остро ощущается изменение климата с тенденцией к засушливости.
  2. Усиливается антропогенная нагрузка на экосистему. Регион отличается высокими темпами роста населения. Особенно показателен печальный пример Аральского озера-моря, площадь которого за каких-нибудь пять десятилетий сократилась более чем на половину вследствие «холодной войны» стран региона за воды Амударьи и Сырдарьи впадающих в Аральское море. А ведь когда-то полноводное и богатое рыбой море было четвертым по величине озером мира.
  3. Не урегулированы межгосударственные отношения касательно использования водных ресурсов. В основном эти проблемы имеются между Узбекистаном и Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

С военно-стратегической точки зрения данный регион:

во-первых, находится на стыке трёх театров военных действий – Ближневосточного, Дальневосточного и Европейского. В его пределах располагается ряд важных российских военно-стратегических объектов, в частности космодром Байконур и ряд испытательных полигонов. Здесь также в рамках ОДКБ формируется единое оборонное пространство региона;

во-вторых, данный регион, занимая важное геополитическое положение в центральной части Евроазиатского континента граничит со странами, являющимися потенциальными центрами формирующегося многополюсного мира, такими как  Россия и Китай, а также с региональными державами – обладателями ядерного оружия – Пакистан,  Индия и  Иран (Иран на стадии разработки ЯО);

в-третьих,  этот регион входит в так называемую зону критических мест Евразии. Географическое местоположение региона совпадает с зоной военно-политической нестабильности, что, в основном, связанно с распадом СССР, а также проводимой военной операцией США в Афганистане.

Это определяет немалые внутренние риски, поскольку существующий комплекс социально-политических и экономических проблем имеет пока слабую тенденцию к разрешению имеющихся противоречий. Внешнеполитические   ориентиры   государств региона и взгляды политического руководства на проблему обеспечения безопасности  имели иногда расхождение с российским видением этих проблем.

Например, Узбекистан,  являющийся ключевой фигурой с точки зрения обеспечения региональной безопасности и имеющий свое собственное видение на те или иные региональные политические, экономические и военные вопросы и проблемы, активно сотрудничает с Россией и входит в ШОС, а также стремится поддерживать отношения с Китаем, США и НАТО. Что касается Казахстана, Киргизии и Таджикистана, то они ориентированы на Россию и в тоже время тоже сотрудничают с США и НАТО и входят в ШОС. Исключение составляет лишь Туркменистан, который в силу своего официально признанного ООН статуса нейтрального государства, не входит ни в какие военно-политические организации.

Из пяти новых независимых государств региона – Казахстан и Узбекистан играют самую важную военно-политическую роль в регионе. От позиций этих стран во многом зависят политические, экономические и военные процессы происходящие в данном регионе и в Содружестве в целом.  В современных условиях республики Центральной Азии входят как в региональные, так и в международные организации. Региональные организации – это: Содружество Независимых Государств (СНГ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие Международные организации, такие как: Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная торговая организация (ВТО) др. В сущности, такие организации как СНГ, ОДКБ и ШОС затрагивают в своей деятельности практически все аспекты обеспечения военно-политической безопасности в Центрально-Азиатском регионе СНГ. Интересы России в Центральной Азии достаточно сложны.

С одной стороны, их формирование происходило в непростых исторических, культурных и идеологических условиях. С другой стороны, Россия и страны региона по-прежнему находятся на стадии политического и экономического реформирования и трансформации. После того как республики Центральной Азии получили независимость, возникла проблема определения Россией отношений с ними. Основа российских интересов — стремление к сохранению особых отношений между Россией и Центральной Азией в политической, экономической, военной и культурной сферах. Конечная цель российской политики в регионе состоит в интеграции в экономической, политикой сферах и в сфере обеспечения безопасности.

Ранее все центрально-азиатские государства были частью Советского Союза, теперь они члены СНГ, и являются приоритетным направлением для российской дипломатии. Эта позиция четко прослеживается в первых двух основополагающих внешнеполитических документов, появившихся еще при президенте В. Путине, — «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и «Концепции внешней политики Российской Федерации», подписанных им 10 января и 28 июня 2000 г. Такой же вывод следует сделать и из посланий бывшего президента Федеральному собранию 2000—2005 гг.

Таким образом, рассматривая вопрос о роли и месте Российской Федерации  в обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии, следует также учитывать целый ряд важных факторов, таких как: Географический. Россия имеет самую протяженную границу с Центральной   Азией, что порождает как большое количество позитивных возможностей, так и опасений по обе ее стороны. Исторический. Центральная Азия довольно тесно связана с современной Россией и ее предшественниками – Советским Союзом и Российской империей. Геоэкономический. Россия и Центральная Азия во многих отношениях являются единым экономически взаимосвязанным организмом. Этнокультурный. В государствах Центральной Азии после распада СССР остались миллионы этнических русских. И в настоящее время население России, уже более чем через двадцать лет после обретения странами региона независимости, по-прежнему не склонны рассматривать отношения с ними как с равноправными независимыми государствами. Геостратегический.

В силу своего рас¬положения Центральная Азия является важным геополитическим пространством с точки зрения обеспечения безопасности и стабильности  в СНГ в целом. Кроме этих факторов, Россия в этом регионе, как евроазиатская страна, имеет глубокие и долгосрочные внешние национальные интересы. Деятельность РФ по обеспечению безопасности Центрально-Азиатского региона можно классифицировать по следующим направлениям:

  1. Деятельность в рамках Содружества Независимых Государств.
  2. Деятельность в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
  3. Деятельность в рамках Шанхайской организации стран (ШОС).

Деятельность в рамках Содружества Независимых Государств. Распад вооруженных сил бывшего СССР начался осенью 1991 г. Важным в военно-политическом плане стало заявление стран СНГ на встрече 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате о том, что они поддерживают Россию в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. После образования СНГ в декабре 1991 г. главами государств СНГ было принято решение о создании соответствующих уставных органов. После подписания устава СНГ ими были определены: Совет Глав государств в составе президентов 12 стран, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны. В свою очередь Совет министров обороны стран СНГ находящийся в РФ г. Москва проводит значительную работу по определению курса Содружества в военно-политической и военно-технической сфере.

Следует отметить, что в рамках СНГ установлены партнерские отношения, а не союзнические. Военное сотрудничество в этих рамках развивается по трем основным направлениям: военно-политическое, военно-техническое и собственно военное. За весь период существования СНГ основные усилия РФ были сосредоточены на предотвращении распространения ОМП;  миротворческой деятельности (направленной на урегулирование конфликтов на пространстве СНГ); противодействии проявлениям международного терроризма; совершенствовании совместной оперативной и боевой подготовки; развитии объединенной системы ПВО СНГ. В условиях политической нестабильности, экономического упадка и слабости национальных армий СНГ перед Россией стояла крайне сложная задача: ввести новые независимые государства в международно-правовое поле обязательств в области нераспространения оружия массового поражения.

Был решен вопрос с ядерным статусом РФ, как правопреемницы союза. При этом все государства СНГ согласились с этим. Все стратегические ракетно-ядерные средства на территории СНГ находились на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстане. Все это оружие было передано под юрисдикцию России. Важным направлением деятельности России в условиях внутренних конфликтов в ряде стран СНГ явилось поддержание мира, предотвращение и урегулирование конфликтов.

Особого внимания в этом направлении заслуживает роль России в  сфере миротворческой деятельности. Начало этой деятельности и  сотрудничества по этому направлению с другими странами СНГ было положено принятием 20 марта 1992 г. в Киеве совместного Соглашения «О Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств».

Согласно этому Соглашению государства-участники обязались на основе взаимного согласия совместными усилиями оказывать помощь в предотвращении и урегулировании вооруженных конфликтов в государствах – участниках СНГ. С момента образования СНГ Россия активно участвовала в четырех миротворческих операциях в зонах конфликтов в трех государствах: в Приднестровье (Молдова) с 1992 г., в Южной Осетии (Грузия) с 1992 г., в Таджикистане с 1993 г. и в Абхазии (Грузия) с 1994 г. Важную стабилизирующую роль в Таджикистане сыграло российское военное присутствие в лице 201-й МСД, подразделения которой составляли основу Коллективных миротворческих сил СНГ (КМС СНГ). Именно Россия взяла на себя главную задачу в условиях вооруженного противоборства между правительственными силами и отрядами оппозиции по обеспечению сдерживания разрастания масштабов боевых действий, поддержки Пограничных войск России  в Республике Таджикистан и защите таджикско-афганской границы.

Одновременно с этим, военнослужащие этой дивизии оказывали содействие в подготовке кадров для Вооруженных сил Таджикистана, осуществляли транспортировку гуманитарной помощи местному населению, участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, поддерживали правопорядок, охраняли важнейшие объекты и сооружения, оказывали помощь беженцам, а в составе Коллективных миротворческих сил СНГ провели три операции по переброске боевиков объединенной таджикской оппозиции после подписания перемирия. Активную роль в борьбе с терроризмом и экстремизмом Россия играет и в рамках СНГ. Российская Федерация  последовательно выступает за консолидацию международных усилий для избавления от этих современных угроз и вызовов. Поэтому Москва активно поддерживает все инициативы и предложения в рамках ООН, «большой восьмерки», а также в ходе взаимодействия с Евросоюзом и НАТО. Анализ ситуации показывает, что одной из острых и главных проблем в обеспечении безопасности государств Центральной Азии по-прежнему остается проблема борьбы с терроризмом и экстремизмом. Для борьбы с этим явлением XXI века в последние годы были подключены мощные противодействующие силы государств Центральной Азии. В рамках СНГ действует Антитеррористический центр СНГ (АТЦ СНГ), который был создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000г. В Центральной Азии региональное отделение АТЦ расположено в г. Бишкеке (Республики Киргизия).

Результаты деятельности АТЦ СНГ способствуют формированию единых подходов к обеспечению безопасности и адекватному реагированию на возникающие угрозы террористического характера странам Содружества. В рамках СНГ до 2005 г. действовал Штаб по Координации военного сотрудничества, в рамках которого, в соответствии с решениями Совета министров обороны СНГ, ежегодно проводились совместные командно-штабные учения «Южный Щит Содружества». Так, в рамках противодействия терроризму и экстремизму были проведены совместные командно-штабные учения «Южный шит содружества – 99» (на территории Республики Кыргызстан), «Южный шит содружества – 2000» (на территории Республики Таджикистан), «Южный щит содружества – 2001» на территории Российской Федерации, комплексное оперативно-тактическое учение «Юг–Антитеррор 2002», «Южный щит содружества – 2003» «Южный щит содружества – 2004» (на территории Республики Казахстан).

На заседании Совета глав государств СНГ (26 августа 2005 г., г. Казань) было принято решение о дальнейшем реформировании и совершенствовании органов СНГ. В соответствии с этим с 1 января 2006 г. Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ упразднен, его правопреемником определен Секретариат СМО СНГ, которому переданы функции упраздненного Штаба КВС СНГ. Активную роль Россия продолжает играть и в Объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО). В целом страны, входящие в ОС ПВО, активно сотрудничают с Москвой в деле повышения коллективного боевого мастерства. Основным элементом функционирования этой системы являются регулярные учения сил ПВО. Участники ОС ПВО ежегодно посещают учения с боевыми стрельбами на территории полигона «Ашулук» в Астраханской области (под общим названием «Боевое содружество»), обмениваются с Россией информацией со своих РЛС. Координационный комитет по вопросам ОС ПВО СНГ при Совете министров обороны СНГ располагается в Москве. Также в рамках СНГ в 2009 году были проведены сборы представителей стран Содружества, отвечающих за боевое применение единой системы государственного опознавания «Пароль» (свой-чужой), в которой участвуют десять государств СНГ.

Это непосредственно связано с безопасностью в воздухе. В рамках СНГ осуществляется взятие под контроль распространение  ПЗРК «Игла» и «Стрела», которые находятся на вооружении во всех государствах СНГ. В этой сфере, принят ряд соглашений, позволяющий контролировать продажу и передачу этих вооружений в иные руки. Важными направлениями развития интеграционных процессов в военной сфере и многостороннего взаимодействия вооруженных сил государств – участников Содружества являются также:

  • создание и совершенствование совместных (объединенных) систем военного назначения, которые направлены на создание совместной (объединенной) системы связи и автоматизации Вооруженных сил государств – участников  СНГ;
  • вопросы инженерного обеспечения деятельности Вооруженных сил стран — участниц СНГ;
  • стандартизации и унификации топогеодезического обеспечения и навигации Вооруженных сил государств – участников Содружества и т.д.

Таким образом, для достижения задач по обеспечению безопасности  государства Центральной Азии, при широком участии Российской Федерации, создали широкую правовую и организационно-структурную базу, закрепляющую вышеперечисленные направления военно-политического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Деятельность Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Если продолжить сравнение с НАТО, то ведущую роль в ОДКБ  играет Россия, как наиболее мощная в военно-политическом и военно-экономическом отношении страна, подобно тому, как главный член НАТО – это Соединенные Штаты. Ведь большая часть финансовых затрат  в организации приходится на Россию – 47,2%, и по 8,8% – каждое другое государство. Россия также является  основным поставщиком кадров, вооружения и военной техники. Стержнем военно-политической деятельности ОДКБ является ее политическая составляющая. Президенты, выражающие политическую волю государств – членов организации, определяют стратегическую линию на каждом этапе развития, как самого Договора, так и Организации Договора о коллективной безопасности в военно-организационной и военно-технической областях, в объединении коллективных усилий по противодействию международному терроризму, в налаживании внешнеполитического взаимодействия, в углублении интеграции и расширении ее сфер.

В своей деятельности ОДКБ активно работает по трем основным направлениям. Первое – это внешнеполитическая деятельность, главная задача которой состоит в координации позиций государств по глобальным и региональным проблемам безопасности. Второе направление  – это противодействие вызовам и угрозам. В первую очередь, речь идет о координации в рамках ОДКБ совместных усилий по противодействию религиозному экстремизму, терроризму, наркотрафику, незаконной миграции и организованной преступности. По этим проблемам  в ОДКБ налаживается координация деятельности специальных структур, правоохранительных органов, а также создание соответствующих правовых условий для их успешной совместной деятельности. Третье направление – военная составляющая, включающая  формирование и совершенствование деятельности группировок войск: российско-белорусской – на западном направлении, российско-армянской – в Закавказье, а также Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) центрально-азиатского региона. Принятие в рамках ОДКБ таких документов, как «Основные положения коалиционной стратегии», «Модели региональной системы коллективной безопасности», позволило определить логику формирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Главное же состоит в том, что подобная логика формирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве ведет к тому, что Россия будет участвовать в любом региональном конфликте, а страны-участники – только в конфликте своего региона. Это, в свою очередь, бесспорно еще раз подтвердило, что Россия в обеспечении безопасности на пространстве СНГ играет главную роль. Учитывая угрозы безопасности, возникающие в Центральной Азии и связанные во многом с нестабильной ситуацией в Афганистане, в мае 2001 г. в рамках ОДКБ было утверждено Положение о Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) центрально-азиатского региона.

В феврале 2009 года участники ОДКБ уже согласовали и подписали проект решения по созданию КСОР. Решение сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ о создании в рамках организации Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), свидетельствует о том, что этот военно-политический союз стратегических партнеров вышел сегодня на совершенно новый уровень своего развития. Это фактически создание очень сильного по оснащенности многофункционального потенциала, способного реагировать на любые вызовы и угрозы. Если раньше Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) в составе ОДКБ предназначались для противостояния прежде всего вторжению, военным или пограничным конфликтам, то задачи КСОР уже не только для противодействия военным и пограничным конфликтам, но и для пресекания деятельности террористических и экстремистских группировок, наркотрафика и других видов организованной преступности.

Одной из важной составляющей политики Российской Федерации по обеспечению безопасности в данном регионе стало открытие в ноябре 2003 г. на аэродроме г. Кант (Кыргызстан) российской военной базы.  Развертывание российской авиационной группировки на аэродроме Кант было первым шагом к созданию в Киргизии  постоянной российской военно-воздушной базы, которая в последующем стала авиационной составляющей КСБР. В целом, российская авиационная группировка  в этом регионе способна решать довольно широкий спектр боевых задач: начиная от обеспечения прикрытия от ударов с воздуха Бишкека, перехвата целей в воздушном пространстве Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и частично Афганистана, до сопровождения транспортных самолетов, осуществляющих переброску важных грузов, что, в свою очередь, является гарантом стабильности и оплотом борьбы с угрозами и вызовами в регионе. Еще одним подтверждением усиления роли России в ОДКБ стало  подписание в октябре 2004 г. между Таджикистаном и Россией договора об аренде Россией военной базы. Таким образом, ОДКБ был укреплен полноценной российской военной базой в Таджикистане.  Ежегодно в рамках ОДКБ проводятся военные учения «Взамодействие» и «Нерушимое братство», которые представляют собой комплекс командно-штабных учений, проводимых последовательно в единой военно-политической и стратегической обстановке.

Наряду с этим проводятся и учения «Рубеж», имеющие в своей основе контртеррористическую направленность с задачами противодействия терроризму, экстремизму в регионе. Другая важнейшая задача ОДКБ – создание антинаркотического «пояса безопасности» вокруг Афганистана. С 2003 г. ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции «Канал» в целях пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории. Реализуются и другие шаги ОДКБ в направлении Афганистана. Так, например, начиная с 2005 г. Советом коллективной безопасности в Москве принято постановление «О реализации Плана мероприятий по координации деятельности государств – членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана и мерах по совершенствованию этой работы», а также сформирована рабочая группа по Афганистану. Основные направления деятельности этой группы сконцентрированы на выработке рекомендаций относительно мероприятий по борьбе с наркоугрозой и по содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане, а также в сфере экономического сотрудничества. В последние годы государства – члены ОДКБ все активнее сотрудничают друг с другом в военно-технической сфере. Это подтверждается значительным ростом количества взаимных заявок на поставку продукции военного назначения. В рамках организации военно-техническое сотрудничество осуществляется на основе как многосторонних, так и двусторонних договоренностей. Значительным шагом на пути его углубления стало подписание в 2000 г. соглашения об основных принципах ВТС. Работа в данном направлении позволила восстановить и устойчиво развивать Объединенную систему ПВО СНГ в таких государствах, как Киргизия и Таджикистан. Для дальнейшей интеграции в области вооружения и оснащения современной техникой в апреле 2003 г. было принято решение о введении порядка льготных поставок российского вооружения странам – участницам организации.

Ранее осуществление взаимных поставок продукции военного назначения на льготных условиях производилось только для сил и средств, непосредственно выделяемых в интересах коллективной безопасности. Теперь же начиная с 2004 г., льготный режим поставок вооружений и военной техники из России стал распространяться на вооруженные силы всех стран. В формате ОДКБ Россия успешно осуществляет реализацию принятого Соглашения о совместной подготовке военных кадров. Так, например Россия выделяет большое количество мест в военных вузах Минобороны РФ для подготовки на льготной основе военнослужащих из государств – членов Организации. Эти квоты позволили удовлетворить все запросы государств – членов ОДКБ. В утвержденном министрами обороны государств – членов Организации перечне вузов для совместной подготовки военных кадров 45 российских военно-учебных заведений, 6 – белорусских и 3 – казахстанских. Таким образом, при активном участии России на территории СНГ четыре государства Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), входящие в ОДКБ, укрепляют общее оборонное пространство. Перспективы формирования системы безопасности в рамках ОДКБ (и центрально-азиатской его составляющей) предполагают достаточно интенсивную интеграцию Российской Федерации в военно-политической и военно-технической сфере  с государствами – участниками Договора.  Наиболее существенную роль в обеспечении безопасности и стабильности в регионе  Российская Федерация  играет и в рамках ШОС.

При этом Россия, наравне с ОДКБ, рассматривает ШОС как еще один из механизмов обеспечения безопасного развития региона Центральной Азии и как принципиально новую модель геополитической интеграции. Создание этой организации совпало с периодом того, когда Китай заявил о себе как о державе, претендующей на новую роль в мировой политике. Рассматривая взаимодействие государств в рамках ШОС, можно утверждать, что основу  организации составляют  Россия  и  Китай. Если же учитывать их роль и влияние в мире, то вполне  понятными становятся их стратегические интересы в  различных  регионах  планеты,  включая  центрально-азиатский регион. У ШОС имеется свой бюджет, где  на долю России и Китайской Народной Республики (КНР) приходится по 24% от общей суммы бюджета, Казахстана — 21%, Узбекистана — 15%, Киргизии — 10%, Таджикистана — 6%. Основными направлениями деятельности России в этом формате по обеспечению безопасности и стабильности в ЦАР стали:

  • решение пограничных споров между членами ШОС;
  • противодействие экстремизму и терроризму и наркотрафику;
  • противодействие  влиянию США в регионе;
  • решение региональных проблем военно-политического характера.

Первоначальными предпосылками формирования ШОС стали меры по сближению российско-китайских отношений в процессе формирования российско-китайской границы, политической особенностью которого стало то, что она устанавливалась в ходе дипломатических переговоров, в которых обе стороны в равной степени имели свои успехи и недостатки. Компромиссы, на которые пошла Россия в 1991-1999 годах, были оправданны и позволили перевести российско-китайское сотрудничество на новое качество – стратегическое партнерство, сделав его реальным, весомым и оказывающим влияние на процессы обеспечения безопасности в регионе Центральной Азии.

Начиная с 1992 г., работа по урегулированию вопроса границ  Центральной Азии и Китая стала осуществляться и в рамках рабочей группы делегации Китая и объединенной делегации России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, хотя китайская сторона настаивала на двустороннем формате. Для молодых государств Центральной Азии, которые на основе правопреемственности должны были вести с Китаем переговоры по установлению границы, но не имели нужных для этого архивов правовых, методических, исторических и других документов, такой формат совместно с Россией  был жизненно необходимым условием. Поэтому формат «совместной делегации» позволил Казахстану, Киргизии и Таджикистану получить от российского МИД необходимые документы и соответствующие протоколы советско-китайских переговоров. К настоящему времени процесс делимитации государственных границ республик Центральной Азии с Китаем практически завершен. В апреле 1996 г. в Шанхайском соглашении по мерам доверия в военной области в районе границы, государства договорились о создании  200-километровой максимально демилитаризованной пограничной зоны.

В ходе следующей встречи лидеров пяти стран (в Москве в апреле 1997 г.) был подписан  акт пятистороннего «Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах». Данное соглашение конкретизировало и дополнило шанхайский документ, а также усилило взаимное доверие в вопросах безопасности. Таким образом, проблема удачного решения пограничного вопроса продолжает играть свою немаловажную роль в регионе ШОС. Эта организация имеет особую функцию – гарантирование безопасности границ и стабильности в районах вдоль границы между государствами-членами. Системообразующим элементом  ШОС является борьба с терроризмом и экстремизмом. В практической плоскости озабоченность этими проблемами вылилась в подписание государствами ШОС в 2004 г. «Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», «Соглашения о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС)» и «Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». В рамках ШОС в июле 2005 г. утверждена «Концепция сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», а также подписано «Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств – членов ШОС» и «Соглашение между правительствами государств – членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций». Эти документы определили правовую базу сотрудничества государств ШОС в области коллективного обеспечения безопасности, что позволяет повысить целенаправленность и эффективность совместных действий на данном направлении. Страны ШОС провели в августе 2003 г. первые совместные  антитеррористические учения «Взаимодействие – 2003» в  Казахстане и Китае,  «Взаимодействие – 2007» на территории РФ. Антитеррористические учения «Мирная миссия-2009», «Мирная миссия-2010», «Мирная миссия-2012», на территории стран членов ШОС стали крупномасштабными антитеррористическими мероприятиями, проводимыми в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Эти проведенные впервые в истории этой организации совместные военные антитеррористические учения, свидетельствуют о готовности стран-участниц не ограничиваться только политическими декларациями, а создавать реальные механизмы под¬держания мира и стабильности, противодействуя общим угрозам. Как подчеркнул президент России В. Путин в интервью китайской газете «Жэньминь жибао», ШОС – это не какой-то военный блок, а организация, способная сыграть очень важную роль в создании благоприятной обстановки и стабильности не только в регионе Центральной Азии, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. В перспективе ШОС может стать центральным звеном будущей «дуги стабильности» от Западной Европы, охватывая кавказский, Центрально-Азиатский регион СНГ и до Азиатско-Тихоокеанского региона. Так или иначе, но представляется, что эта организация уже в обозримом будущем может стать мощным регулирующим и притягательным фактором в политике в таком большом регионе, как Центральная Азия, что обусловливает императивно-активное участие в этой организации России. Таким образом, Россия в вопросах обеспечения безопасности и стабильности Центральной Азии участвует практически во всех направлениях  развития отношений с государствами региона.

Военно-политические отношения России с государствами Центральной Азии были и остаются необходимым и важным элементом обеспечения безопасности в регионе. Военно-политические положения подписанные между Россией  и государствами Центральной Азии  в различных форматах взаимодействия предусматривают совместные обязательства в области обороны  на случай возникновения угрозы безопасности и связаны  с обеспечением  дополнительных гарантий военной безопасности странам региона.

 

Список источников

  1. Военная политология/ Словарь-справочник – М.: ГАВС, 1993.
  2. Снесарев А.Е. Афганские уроки //Российский военный сборник. М.: ВУ, 2003.
  3. Белозёров В.К. Водяные проблемы планеты // «Россия в глобальной политике». № 3, Май — Июнь 2009.
  4. Ганиев Т.А. Безопасность Центрально-Азиатского региона СНГ и роль Российской Федерации в ее обеспечении. Дисс. …канд. полит. наук. – М.: ВУ, 2008.
  5. Ганиев Т.А. Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. Часть 2. М.: ВУ, 2008.
  6. Ганиев Т.А. Проблемы  безопасности  и стабильности  Центрально-Азиатского региона  СНГ // Монография. – М.: ВУ, 2013.
  7. Голубев С.А. Очерки политической истории стран ближнего зарубежья. Республики бывшего СССР в 1989-2009 гг. – Тверь.: Ариадна, 2010.
  8. Онищук С.М. Шанхайский процесс: от пятисторонней пограничной инициативы к формированию международной организации // Монография. – М.: ВУ, 2012.
  9. Белослудцев О.А. Корнеев В.В. Россия и Центральная Азия отношения в военной  области: история и современность. – М.: Воениздат, 2007.
  10. Кулагин В.М.  Международная безопасность. М.: Аспект Пресс, 2007.
  11. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. М.: Вузовский учебник, 2008.