Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
«Центр стратегических оценок и прогнозов», преследуя цели популяризации военной науки, российской/советской школы геополитики, международных и военно-исторических исследований, приняла решение об учреждении премии для молодых ученых, курсантов и студентов, изучающих соответствующие дисциплины. Премия имеет финансовое обеспечение. На 2013 год определены к вручению четыре премии, каждая номиналом в 15 тысяч рублей (подробнее о премии см. Положение). Награждение состоится в начале декабря 2013 г.
Опубликовано: Центр стратегических оценок и прогнозов. 14.11.2013.
Дядькина Д.В.
В данной статье рассматривается становление советско-германских и ныне российско-германских отношений с момента объединения Германии (1990 г.). Раскрываются и анализируются основные этапы восстановления доверия между странами после «холодной войны».
Ни для кого не секрет, что ситуация «холодной войны», возникшая после окончания II Мировой войны, усложнила взаимопонимание между СССР и странами Запада. Однако времена меняются, die Zeit bügelt alle Falten glatt (Время лечит, дословно – «Время разглаживает все морщины» (нем.)). И вот, спустя несколько десятилетий, Германия вновь заняла исторически сложившуюся позицию партнера, друга и соратника России.
Выдающийся военный деятель и российский учёный, генерал-лейтенант А.Е.Снесарев называл отношения между Россией и Германией «отношениями традиционной дружбы между обоими государствами, которых так желают с обеих сторон». Тесные связи между Россией и Германией, а также Пруссией были и в начале XIX в. Карл Клаузевиц (известный военный теоретик) в чине полковника русской армии участвовал в Отечественной войне 1812 г. Духовные контакты с Россией поддерживали немецкие мыслители и деятели культуры — Франц Байадер, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Рихард Вагнер, Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Герман Гессе. Они работали над синтезом русской и немецкой культур. Объединение Германии при Бисмарке проходило при прочной военно-политической поддержке России.
Канцлер Бисмарк отмечал: «На востоке врага нет». В продолжение этого А.Е. Снесарев в своих работах по германскому вопросу также отмечал «мы не заинтересованы в том, чтобы вырыть между Россией и Германией глубокую пропасть», пусть другие перекраивают динамику Европы, мы желаем остаться только вестниками и проводниками мира».
В настоящее время многие политологи отмечают, что именно Германия наиболее близка к России. В сотрудничестве с Россией она может стать той самой сдерживающей силой, которая остановит растущую экспансию США.
С одной стороны, Германия с геополитической точки зрения напоминает Россию (как ранее СССР). Она находится в центре европейского континента, как нынешняя РФ — в центре Евразии.
С другой стороны, Германия в блоке с Россией может оказаться не просто центром противодействия попыткам установления гегемонии США в Европе и в мире, а стать центром кристаллизации вообще нового мирового порядка, не в интересах США, а в интересах всей планеты.
Есть веские основания полагать, что такая объединённая политика двух стран действительно может когда-то иметь место, особенно если учесть, насколько схожи в настоящий момент взгляды обоих государств на многие спорные вопросы мировой политики. Именно в лице Германии Россия зачастую находит поддержку, в то время как многие страны Запада российскую позицию разделяют далеко не всегда. После столь долгожданного объединения Германии, восстановления её суверенитета в 1990 году и распада СССР в 1991 перед государствами встал вопрос выбора характера взаимоотношений и направлений политики.
Становление российско-германских отношений после долгого периода «холодной войны» и объединения Германии можно условно разделить на три этапа:
1 этап — период, в течение которого канцлером Германии был Гельмут Коль, период так называемых советско-германских отношений, объединения Германии и начальный период российско-германских отношений;
2 этап — период нахождения Г. Шрёдера на посту канцлера Германии, так называемый постсоветский период и развитее отношений, которые складывались уже в русле российско-германских отношений;
3 этап — приход к власти Ангелы Меркель, современный период российско-германских отношений.
Первый этап: 1 октября 1982 года федеральным Канцлером ФРГ стал Гельмут Коль, один из наиболее выдающихся политических деятелей Германии. Именно под его руководством был решён так называемый германский вопрос. Немаловажную роль в принятии судьбоносного решения сыграл не только политический гений экс-федерального канцлера, но и его дружеские взаимоотношения с первым президентом СССР. В своём интервью «Известиям» в апреле 2010 года М. Горбачёв назвал Г. Коля «человеком огромной жизнестойкости и крепкого характера» и пожелал ему «прежде всего <…> как можно быстрее поправить здоровье». Именно взаимопонимание двух ведущих политиков позволило им достичь согласия по германскому вопросу. В июле 1990 г. на встрече канцлера ФРГ Г. Коля с президентом СССР М. Горбачевым советская сторона дала согласие на объединение Германии, были обговорены соответствующие условия этого объединения, в том числе порядок и сроки вывода Западной группы войск с территории ГДР.
Сам канцлер Германии Г. Коль так оценивал результаты переговоров: «Генеральный секретарь Горбачёв и я единого мнения, что только немецкому народу предоставлено право решать, хочет ли он жить в едином государстве. Генеральный секретарь Горбачёв недвусмысленно пообещал мне, что Советский Союз будет уважать решение немцев жить в одном государстве, самим определить время и путь к единению». Впервые СССР признало наличие германского вопроса.
12 сентября 1990 г. Советский Союз, США, Великобритания и Франция, а также оба немецких государства подписали т. н. Договор «два плюс четыре» (Zwei-plus-Vier-Vertrag). Этим договором было подтверждено создание объединенной Германии. 31 августа ФРГ и ГДР подписали договор об объединении Германии (Einigungsvertrag).
А 3 октября произошло присоединение ГДР к Федеративной Республике Германии, конституция ФРГ стала действовать на присоединенной территории. Более того, СССР также признал право немецких государств непосредственно участвовать в определении будущего Германии. В июле 1990 г. Г.Коль сумел к тому же получить согласие М. Горбачева на то, чтобы объединённая Германия входила и в военную, и в политическую организацию НАТО. Советский Союз обещал вывести свои войска из Восточной Германии.
По это вопросу в сентябре 1990 года обе стороны подписали договор, регламентирующий пребывание и вывод войск. Договор предусматривал, что все советские войска, дислоцированные на территории Германии, должны были покинуть ее с конца 1990 по 1994 год. После распада СССР Указом президента РСФСР от 4 марта 1992 года ЗГВ перешла под юрисдикцию Российской Федерации, взявшую на себя обязательства по дальнейшему выводу войск, который был завершен 31 августа 1994 года уже в период Б. Ельцина.
Тем не менее, так называемый «Большой договор» (два плюс четыре) 1990 года выдержал испытание временем, а его основные положения способствовали становлению и развитию отношений новой России и Германии в конце XX- начале XXI веков. Уникален он и тем, что в нём были определены направления взаимодействия двух государств в противодействии международному терроризму, и очерчен практически универсальный круг взаимоотношений между нашими двумя государствами с элементами совместных действий по поддержанию мира на планете.
Первый и, возможно, самый сложный этап налаживания отношений между Россией и Германией во многом прошёл успешно благодаря дружественным отношениям, сложившимся между главами двух государств. Доброжелательный настрой лидеров помогал смягчить критику политики партнера и быстрее достичь компромисса.
В общем, после развития отношений между странами товарооборот между Россией и ФРГ в 1995-1998гг. составил 149 млрд. долл., экспорт 83,1 млрд. и импорт – 65,7 млрд. долл. Это составило 8% совокупного экспорта России и около 10% импорта. Начало второго этапа российско-германских отношений можно выделить с момента прихода на пост Генерального Канцлера Г. Шрёдера 27 октября 1998 года. Как и его предшественники, Шрёдер продолжил укрепление взаимоотношений между государствами. Однако российское направление политики ФРГ подверглось существенным корректировкам. Результатом начального этапа стало ухудшение политических отношений между странами. Характеризуя этот период, многие политологи имеют сегодня все основания говорить о возникшем так называемом «кризисе доверия» между странами.
Самые серьёзные последствия в этой области имело решение правительства Шрёдера – Фишера о полномасштабном участии ФРГ в военной операции НАТО против Югославии. Тем самым правительство ФРГ пошло на грубейшее нарушение принципиального положения германского урегулирования, зафиксированного в Большом германо-советском договоре и в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, которое провозглашало, что с «германской земли будет исходить только мир». Явно недружественную позицию по России заняло правительство ФРГ и всвязи с проведением контртеррористической операции в Чечне. Развязанная в немецких СМИ широкая пропагандистская кампания привела к всплеску антироссийских настроений в стране.
Согласно данным опросов общественного мнения, проведённых в феврале-марте 2000 г. и озвученных радиостанцией «Немецкая Волна», более 50% немцев были бы согласны в этих условиях с применением против Российской Федерации экономических санкций со стороны Европейского Союза. Однако избрание В.В. Путина на пост Президента Российской Федерации в 2000 году открыло определённые перспективы для постепенного улучшения отношений между странами.
Немалую роль в достижении этой цели сыграл официальный визит российского президента в Германию, встречи в рамках «восьмёрки» на Окинаве в 2000 году, саммит тысячелетия в Нью-Йорке, переговоры на уровне членов правительства и представителей деловых кругов двух стран. Одним важных шагов в сближении двух стран явилось основание форума гражданских обществ России и Германии под названием «Петербургский диалог». Он был создан в 2001 году по инициативе и под патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина и Федерального канцлера Федеративной Республики Германия Г. Шредера.
Главной целью существования Форума было и остается создание надежной основы для развития российско-германских отношений за счет расширения сотрудничества гражданских обществ двух стран. Создание Форума происходило на фоне общего стремительного развития российско-германских отношений и усиления позиций Российской Федерации на мировой арене. Первый Форум прошел в Санкт-Петербурге в апреле 2001 года. Тема Форума была сформулирована как «Россия и Германия на рубеже XXI века – взгляд в будущее». В нем приняли участие около 100 представителей российского и германского общества. В дальнейшем Форум проводился ежегодно. И вновь, как и раньше, начала возникать крепкая личная дружба глав обеих стран, позволяющая вывести межгосударственные отношения на новый уровень и способствующая осуществлению множества совместных проектов и идей. На одной из пресс-конференций Шрёдер заявил: «Путин — человек, которого я очень ценю.
В нынешней ситуации в России он — оптимальный президент. <…> Да, Владимир не вписывается в привычную для Запада схему руководителя. Но я ему верю. Нельзя забывать, во главе какой страны находится политик — России или такого государства, как, например, Великобритания или Франция».
В свою очередь В. Путин также крайне доброжелательно и положительно высказался о федеральном канцлере Германии: «Канцлер Герхард Шрёдер с самого начала проявлял искреннее желание приумножить все лучшее, все позитивное, что было накоплено в российско-германских связях. И, без преувеличения, его можно назвать не только одним из главных вдохновителей нашего стратегического партнерства, но и человеком, который сыграл уникальную роль в завершении долгого и сложного процесса исторического примирения россиян и немцев». В 2002 году ряд стран, в числе которых находились Франция, Германия и Россия, категорично выступили против войны в Ираке, начатой США. Тогда впервые появились разговоры о якобы существующей российско-германско-французской оси.
Избирательная компания Г. Шрёдера, во время которой он выступил с резкой критикой позиции США, положила начало новому этапу в германо-американских отношениях. Берлин отвергал любое военное вмешательство, выражая сильную пацифистскую и антимилитаристскую позицию. Между двумя политическими лидерами установились дружеские отношения – не только на политическом уровне, но и на личном. Германский канцлер ратовал за особо тесное сотрудничество Германии и России – двух стран, которые, по его словам, «окончательно преодолели рвы прошлого». По мнению наблюдателей, это сотрудничество принесло немалую выгоду обеим сторонам. Шрёдер поддерживал стремление России к равноправному участию в работе «Большой восьмерки» и вступлению в ВТО. Путин поддержал ФРГ в вопросе о подписании Киотского протокола по контролю над климатом. Благодаря дипломатии Шрёдера, Путин не пошел на эскалацию напряжения из-за украинской «оранжевой революции» 2004 года. Отношения Шрёдера с Путиным и сближение возглавляемых ими стран вызывало на Западе немалое недовольство. Особо активные критики даже говорили о существовании так называемого «пакта Шрёдера-Путина».
Важнейшим направлением совместной политики обеих стран стало и отношение к международному терроризму. В 2004 году лидеры двух государств приняли заявление, посвященное вопросам борьбы с международным терроризмом. Заявление предусматривает конкретные меры по борьбе с терроризмом. Оба президента отмечали, что «международный терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности обеих наших стран». В этом отношении совпали военно-политические взгляды двух стран по вопросу урегулирования ситуации в Афганистане. Глава МИД России Сергей Лавров и посол Германии Ханс-Фридрих фон Плетц в октябре 2004 года подписали в Москве Дополнительный протокол о наземном военном транзите в Афганистан. Этот документ стал дополнением к действующему между Россией и Германией Соглашению о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных сил ФРГ в миротворческой миссии в Афганистане.
Соглашение было подписано 9 октября 2003 года, и по согласованию сторон временно применяется с начала этого года. Оно определяет порядок осуществления транзита через территорию России вооружений, военной техники, военного имущества и персонала ФРГ в целях поддержки международных усилий по стабилизации и восстановлению Афганистана.
В свою очередь посол Германии Ханс-Фридрих фон Плетц отметил, что до сих пор Соглашение о транзите выполнялось беспрепятственно и поблагодарил российскую сторону «за превосходное сотрудничество». «Это наш общий вклад в стабилизацию Афганистана под эгидой ООН. Соглашение является символом добрых отношений между нашими странами, исполненных доверия», — отметил посол. По словам посола Германии, позиция двух стран по многим вопросам, включая борьбу с терроризмом и международные проблемы, совпадает. «Это является основой для хороших перспектив сотрудничества на будущее», — отметил посол.
В 2005 году Путин и Шрёдер договорились о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Труба длиной 1200 км. была проложена по дну Балтийского моря с ответвлениями на Калининград, Швецию и Финляндию. Однако отношения ФРГ и России не всегда носили столь безоблачный характер. Когда бывший канцлер ФРГ Г. Шрёдер был избран президентом этого международного консорциума, финансовые деятели Германии, Франции, Англии и других западных стран дружно отвергли предложение руководства «Газпрома» о приобретении перерабатывающих производств и сетей для транспортировки нефти и газа в Западной Европе. Российским политикам и финансистам дали ясно понять: ваше дело поставлять газ, и только, т.е. вы для нас – пока развивающаяся. Яростным противником строительства Северного газопровода выступила Польша. Причина — уходят пошлины, что взимали поляки за транспортировку энергоносителей через их территорию. Уклончиво начали вести себя в отношении строительства нитки Финляндия и Швеция. Тем не менее, благодаря сотрудничеству с компанией Рургаз, Россия вышла на рынки Европы. До 2008 г. компании Рургаз было поставлено около 200 млрд. м3 газа.
Торговый оборот между двумя странами достиг почти 30 млрд. евро и таким образом Германия заняла первое место в торговом обороте России. Таким образом, очередной экономически важный проект не только обеспечил укрепление российско-германского сотрудничества, но и сплотил Россию и Германию на мировой арене. В 2006 году бывший канцлер Германии, а ныне председатель наблюдательного совета Северо-Европейского газопровода (СЕГ) предложил российским властям создать лоббистскую структуру по продвижению интересов России на Западе. Однако к предложению экс-канцлера неоднозначно отнеслись и в Берлине. Германских экспертов смущало, что финансировать работу центра предлагалось из средств российского бизнеса, а в российском руководстве опасались, что все это могло негативно повлиять на отношения Кремля с нынешним канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном немаловажном обстоятельстве. В 2004 году нынешний экс-канцлер Германии «породнился» с Россией. 60-летний Герхард Шрёдер и его 41-летняя супруга Дорис Шрёдер-Кепф удочерили 3-летнюю сироту из Санкт-Петербурга по имени Виктория.
Г. Шрёдер претворил в жизнь второй этап восстановления доверительных отношений между Россией и Германией. Неподдельное уважение, которое оба лидера питали по отношению друг к другу, вывело российско-германскую дружбу на новый уровень и позволило достичь новых, важных для обеих сторон соглашений в самых различных областях. Постепенно недоверчивость и подозрительность, пережитки холодной войны, начали сменяться дружелюбными настроениями с обеих сторон.
Третий этап развития российско-германских отношений ознаменовался историческим событием. 21 ноября 2005 года первой женщиной-канцлером в Германии стала Ангела Меркель. Однако следует отметить, что для нового канцлера Германии важны были в первую очередь отношения с США.
Сама А. Меркель отмечала: «будем развивать стратегическое партнерство с Российской Федерацией», но дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России намерена относиться более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Шрёдера соглашения с Россией. В 2013 году состоялась пресс-конференция президента России Владимира Путина с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель.
По словам российского президента, главы государств провели «содержательные, конструктивные переговоры, обсудили ключевые аспекты российско-германского сотрудничества, сверили позиции по актуальным проблемам. <…> такой плотный политический диалог подтвердил стратегический характер отношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия». Российский президент выразил уверенность, что «состоявшиеся переговоры послужат дальнейшему продвижению российско-германского взаимодействия». Однако, следует отметить, что несмотря на сближение двух стран, некоторые противоречия между странами всё-таки имеют место. Первый фактор, осложняющий отношения России и Германии, это стремление Германии к политической гегемонии в Европе.
В Европе главными фигурами остаются Россия, Германия и Франция, причем у последних двух мотивацией для сотрудничества будет образование единой Европы, но лавры лидерства в Европейском союзе все ощутимее берет Германия. Новая Германия не только перестала быть младшим политическим партнером Франции, но и автоматически превратилась в важнейшую европейскую державу, особенно через крупные финансовые вклады в поддержку ключевых международных институтов. В процентном отношении к общему бюджету на долю Германии приходится 28,5% бюджета ЕС, 22,8% — НАТО и 8,93% — ООН. Кроме того, Германия является акционером Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Противостояние Германии и России происходит также по поводу Калининградской области. Калининград — опорный пункт, который позволяет контролировать Польшу, Прибалтику, Белоруссию и западную часть России.
Второй фактор, мешающий установить равноправный союз между Россией и Германией, — это временная экономическая слабость России.
Трех процентная доля России в мировой экономике пока не позволяет России использовать экономический – наиболее существенный и эффективный в современном мире – способ воздействия на международные отношения. Пока, в реализации государственных интересов нынешняя российская экономика способна решать региональные задачи на пространстве бывшего СССР, где Россия, по-прежнему, остается самым мощным экономическим субъектом.
Третий фактор это слабость сопредельных с Россией и Германией государств. Польша, Украина, Молдавия, Чехия, Словакия, страны Прибалтики, страны бывшей Югославии, Венгрия, Румыния, Болгария, Украина и т.д. — огромный регион, где Германия может установить экономический, политический контроль, а это, в свою очередь, противоречит российским национальным интересам.
Тем не менее, сотрудничество России и Германии не должно терять набранных темпов, ведь оно помогает решить ряд различных проблем, с которыми сталкиваются страны сегодня. Россия получает доступ к высоким технологиям, хорошим инвестициям в промышленность и энергетику. При этом экономической зависимости от Германии не наступит, поскольку взамен та будет получать от Москвы стратегическое прикрытие от США и ресурсную независимость от стран третьего мира, которые не подконтрольны США.
Соотношение сил на международной арене в ближайшее время будет меняться в зависимости от политических движений США и единой Европы во главе с Германией, а также России. Интересы атлантистов будут направлены на Евразию, которая занимает особое положение в геополитическом отношении. Следовательно, борьба крупнейших держав имеет своей целью контроль над двумя или тремя наиболее развитыми и экономически продуктивными мировыми регионами. Перспективы сотрудничества Германии и России могут быть обусловлены такими факторами долгосрочного характера, как наличие у России:
большой территории;
открытых еще в советское время 10% мировых запасов нефти и 30% — газа;
более 50% мировых ресурсов благородных металлов.
Наряду с этим, Россия, сыгравшая решающую роль в обретении немцами единства, имеет сегодня неплохие возможности для того, чтобы экономический потенциал Германии «работал» на укрепление её национальной экономики, а внешняя политика ФРГ оставалась предсказуемой, направленной на продолжение объединения Европы с учетом интересов всех вовлечённых в него государств, а также максимально учитывающей интересы России в диалоге с Евросоюзом, ОБСЕ, Советом Европы, ООН и, особенно в свете идущей сегодня дискуссии о расширении её Совета Безопасности, в том числе, возможно, за счёт приобретения ФРГ места его постоянного члена.
Однако для воплощения этой идеи в жизнь необходимо добиться того, чтобы именно геополитика и ее законы стали главной базой для принятия всех существенных внешнеполитических решений и в Германии, и в России, так как только с этой точки зрения необходимость тесного русско-немецкого союза могут быть осознаны и понятны до конца.
Список источников
Снесарев А.Е. Афганские уроки //Российский военный сборник. М.: ВУ, 2003.
Нартов Н. А., Нартов В. Н. Геополитика // 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ: Единство, 2007.
Рукавицын П.Н. Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Федеративная Республика Германия. Учеб. пособие – М.: ВУ, 2011.
Ганиев Т.А. Проблемы безопасности и стабильности Центрально-Азиатского региона СНГ // Монография. – М.: ВУ, 2013.
Кулагин В.М. Международная безопасность. М.: Аспект Пресс, 2007.