ПРЕМИЯ А.Е. Снесарева 2013: Религиозно-политический экстремизм в контексте глобализационных процессов

«Центр стратегических оценок и прогнозов», преследуя цели популяризации военной науки, российской/советской школы геополитики, международных и военно-исторических исследований, приняла решение об учреждении премии для молодых ученых, курсантов и студентов, изучающих соответствующие дисциплины. Премия имеет финансовое обеспечение. На 2013 год определены к вручению четыре премии, каждая номиналом в 15 тысяч рублей (подробнее о премии см. Положение). Награждение состоится в начале декабря 2013 г.

Опубликовано: Центр стратегических оценок и прогнозов13.11.2013.

Казанин В.Е.

На рубеж ХХ-ХХI веков пришелся колоссальный рост политического экстремизма и международного терроризма. Мировое сообщество, как в контексте поддержания национальной безопасности отдельных государств, так и в практике научного осмысления теоретического и эмпирического подходов осуществления экстремистской деятельности, оказалось совершенно некомпетентным и фундаментально не подготовленным к борьбе и профилактике проявлений экстремизма.

Искоренив тоталитарные политические режимы XX века, среди последующих трудов политических, общественных и научных деятелей наметилась тенденция на окончательное свержение любых проявлений той или иной антигуманной идеологии. Активизация аппаратов международных отношений по всему миру предложила мировому сообществу целый ряд документов, таких как «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция по правам человека», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации» и т.д., которые в совокупности утверждают уникальность каждой человеческой жизни, а также подчеркивают неприемлимость любой формы нелегитимного насилия по отношению к конкретной личности, в том числе и на основе национальных, этнических, расовых, религиозных и других предрассудков.

Понимая приоритетность поставленной задачи, все цивилизованное общество стремится к изучению природы и сущности явлений, которые в той или иной степени способствуют росту межэтнической или межконфессиональной напряженности. В современной научной литературе выделяют несколько основных форм проявления экстремизма.  К таким, помимо, «атлантов» в лице: политического, религиозного, национального и этнического экстремизма, относят также экономический, социальный, культурный, языковой, бытовой, экологический и т.д. Все названные формы в той или иной степени имеют своего рода взаимосвязанность и взаимозависимость и редко появляются в современном политическом процессе в первозданном, априорном виде.

В толковых словарях термин «экстремизм» (от латин. – extremus) – определяется как «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» . Экстремистом называется «человек, склонный к экстремизму»  или же «сторонник экстремизма» . Экстремизм, по своей сути, является комплексным феноменом, хотя его сложность порой достаточно проблематично идентифицировать. В наиболее распространенном понимании данный термин может быть охарактеризован как уникальная деятельность, наряду с убеждениями, взглядами, чувствами, далекая от ординарной.

В конфликтных ситуациях экстремизм проявляет себя как «тяжелейшая форма конфронтации» . Однако, маркировка деятельности, людей или группы лиц, так называемых «экстремистскими», по своей сути неоднозначна и крайне субъективна в трактовке научными или политическими деятелями. При этом важно отметить, что однозначность в определении экстремизма, в мировом научном обществе, отсутствует, тем самым это дает понять всю специфику развития не только терминологии, но и эпистемологии данного и сопредельных с ним феноменов.

С юридической точки рассмотрения вопроса, понятие экстремизма зафиксировано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно закону, «экстремизм — это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии»  и т.д.

В тексте самого закона дана скорее правовая оценка такого явления как экстремизм, нежели его сущностное осмысление. В криминологии экстремизм выделяется в два основных типа: «рациональный и иррациональный» . Рациональность первого вида объясняется тем, что деяния таких экстремистов подлежат логическому объяснению. К видам рационального экстремизма относятся: политический, идеологический, националистический, религиозный, экологический. «Иррациональные же экстремисты совершают внешне бессмысленные деяния, для выявления глубинных истоков которых требуется серьезный анализ» .

К таким относят: молодежные движения протеста, психопатический, культурный и спортивный виды экстремизма. Зачастую экстремизм принимает крупномасштабные формы проявления. Это дает основания полагать, что экстремистская деятельность является продуктом глобализационных процессов, поскольку идентифицируется с социально-политическими процессами планетарного масштаба.

По мнению кандидата философских наук Дергачевой Е.А. понятие глобализации находится в стадии переосмысления в контексте текущей мировой политической обстановки, что неразрывно связано с развитием информационных технологий, закатом социалистического развития и всеобщей подверженности капиталистическим процессам реформирования многочисленных сфер жизни мирового сообщества. «Глобализация – это имманентно присущая тяга человечества к социальному единению» , что наряду с нарастанием социальных явлений, как позитивного, так и негативного характера, позволяет судить о наращивании динамики развития в сфере социального взаимодействия. Являясь феноменом XX века, глобализация предстает в свете «явления-издержки» в контексте интеграционных процессов. Интеграция предусматривает появление таких понятий, как: мультикультурализм, интернационализм, транснационализм, пан-унифицирующие теории организации единения людей в сферах социальной, религиозной, политической и других стратификациях.

Признаваясь процессом эволюционным и создающим совершенно новую картину многополярности поликультурного пространства, в условиях глобализации нередко происходит эскалация социальной напряженности, на фоне межнациональных и межэтнических конфликтов, что приводит к этноконфессиональной нетерпимости, и в последствие конфронтации. По мнению Резниковой А.В. «явление нетерпимости, и в особенности религиозной и национальной, является большой проблемой для поликонфессионального и многонационального государства» .

Проявление нетерпимости возможно на международном, межрегиональном, государственном уровне. В следствие этого, религиозная нетерпимость, прогрессирующая в религиозно-политический экстремизм, представляет наибольшую угрозу; крайне повышенную опасность для целостности государств и конституционного строя представляют идеи «панисламизма», «пантюркизма», «сионизма» и т.д. В конце XX века мусульманский мир превратился в мощный пропагандистско-идеологический центр, с огромным количеством средств и аппаратов распространения своих идей в массы. Серьезное влияние оказывают не только в странах Азии и Африки, как наименее глобализированных, но и в странах Европы.

Политическая активизация исламизма началась после антишахской революции в Иране в 1979 году. Вновь среди радикализированных элементов исламского мира зазвучали идеи о создании «Великого Халифата» и «Великого Турана». Сущностной особенностью обоих теорий является идея об искоренении национализма и унификации всех мусульманских государств и народов. Религиозный экстремизм проявляется не только в вопросах современной политики, также и в сферах культуры, образования, военной подготовки, межнациональных отношений, последние, в свою очередь, приводят к формированию международных террористических группировок, базисом которых является религиозный консерватизм и фундаментализм. Причиной, из-за которой происходит радикализация современного исламского учения, является сопротивление религии влиянию глобализационных процессов. «Глобализм и религия представляют собой две идейно-мировоззренческих системы, противостоящих друг другу, поскольку глобализация унифицирует все, в том числе и человека, а для религии важен каждый отдельный человек» .

Это находит свой отклик абсолютно во всех конфессиях: в христианстве как спасение души для вечной жизни, а в исламе как большой джихад, т.е. борьба со своими пороками. Противоборство религиозного-политического экстремизма и глобализации, тем не менее, не останавливают первый от усиления своего влияния и расширения ареала воздействия путем использования средств и продуктов глобализации. Например, посредством социальной сети «Facebook» исламисты распространили «День гнева» по всем странам Северной Африки и Ближнего Востока. Глобализация, являясь одновременно политическим антагонистом исламистскому радикализму, усилила процессы политизации религии.

По мнению Косиченко А.Г., «в условиях очень жесткой геополитики современности политизация религии ведет к возникновению религиозно мотивированного экстремизма и терроризма» . Глобализация как геополитический феномен нередко обнаруживает себя в процессах регионализации и локализации, поскольку именно на мелкомасштабном уровне зачастую проявляются задатки возникновения определенного политического процесса, в том числе и экстремистская деятельность. Возникают центры обучения и подготовки исламистов, появляются и организовываются террористические группировки, имеет свое начало распространение источников исламистской пропаганды. Крупнейшее на данный момент среди исламистских политических организаций в Центральной Азии «Исламское движение Узбекистана (ИДУ)» вначале представляло собой эмигрантскую организацию, действовавшую на территории Ферганской долины, в последствие эволюционировавшее в транснациональную террористическую группировку, охватывающую большинство стран Центральной Азии и Ближнего Востока. В последнее время религиозный экстремизм является способом наращивания внешнеполитического влияния между исламскими государствами в борьбу друг против друга. Делается это посредством создания и поддержки существующих группировок, их финансирования и обучения.

Глобальная война ведется между множеством исламских стран на территории Римленда. Пакистан оказывает влияние на Индию и Афганистан, последний, в свою очередь, распространяет сети влияния на страны Центральной Азии и регионы Северного Кавказа; ведется противоборство между странами Северной Африки – Алжиром, Египтом, Ливией, Марокко, Суданом, Чадом. Иран создал плацдармы влияния в Алжире, Афганистане, Боснии, Египте, Ливане, Судане, Турции. Саудовская Аравия распространяет свое влияние не только на вышеперечисленные страны, но и на множество стран Европы, Океании и Юго-Восточной Азии. Также центрами зарождения экстремистов стали города США и Англии.

Глобальное сетевое распространение исламистского экстремизма очевидно и требует повышенного внимания современных мировых и региональных держав. В контексте глобализационных процессов религиозно-политический экстремизм, адаптировавшись наряду со всем мировым сообществом к современном реалиям ведения большой политики, начал существовать, «не в пространстве мест, а в пространстве потоков» . В различных формах своего проявления экстремистская и террористическая деятельность разрослась до угрожающих масштабов и теперь в XXI веке является одной из важнейших проблем, требующих незамедлительного и компетентного вмешательства крупнейших политических акторов. Возможными способами решения проблемы могут стать:

  1. Декриминализация внутрисоциальных отношений;
  2. Демаргинализация молодежной среды;
  3. Уничтожение разобщенности населения по классам и стратам;
  4. Усиление влияния традиционной системы ценностей;
  5. Повышение культурного и образовательного уровня;
  6. Борьба с социальной нестабильностью и несправедливостью.

Прогресс современной мировой цивилизации под флагом общей цели борьбы с терроризмом и экстремизмом возможен только в случае налаживания взаимодействия и межгосударственного общения в вопросах повышения общественного и культурного уровня всех народов, соединенных современным глобализационным процессом и единым политическим полем, находящемся на территории сверх государственных границ.

 

Список использованной литературы

  1. Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятия и основные формы проявления.
  2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка.
  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1987. – С. 787.
  5. Dr. Peter T. Coleman, Dr. Andrea Bartoli. – Addressing extremism.
  6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
  7. Иншаков С.М. Криминология. — М.: Юриспруденция, 2000. — 432 с.
  8. Дергачева Е.А. Социально-философский анализ глобализации.
  9. Резникова А.В. К вопросу о противодействии национальному и религиозному экстремизму в рамках поликультурного образовательного пространства.
  10. Косиченко А.Г. Глобализация и религия.
  11. Интернет-портал «Аналитический Центр «Разумные решения»». www.analitika.org
  12. Еремеев С.Г. Вызовы глобализации: этнический и религиозный экстремизм в современном мире.