Драгана Трифкович, 24.09.2020. КРУГЛЫЙ СТОЛ «Закат однополярного геополитического мироустройства»ФОТО: Драгана Трифкович, 24.09.2020

Опубликовано: пресс-центре ИА «Общественная служба новостей». 24.09.2020

Круглый стол «Закат однополярного геополитического мироустройства» прошёл 24 сентября в пресс-центре ИА «Общественная служба новостей». Основным организатором мероприятия выступил Координационный совет некоммерческих организаций России.

Выступление Драганы Трифкович 52:00-1:03:00

Добрый день, уважаемый коллегы,

Прежде всего, хочу поблагодарить Координационный совет некоммерческых организаций России за приглашение принять участие в круглом столе. Я руковожу Центром геостратегических исследований в Белграде, и, конечно, геополитические темы — это то, что меня лично интересует.

Как следует из названия этого круглого стола, монополярная мировая система находится в упадке, и мы уже перешли к многополярной системе, которая будет развиваться в будущем в зависимости от многих процессов.

Мы живем в поистине переломное время, которое будет иметь историческое значение.

Конец эпохи монополярной мировой системы сопровождался глобальной дестабилизацией, прежде всего экономической, политической и сферой безопасности.

В результате внешней политики американского интервенционизма, политики военной агрессии против других стран, смены неподходящих режимов, вмешательства во внутренние дела других стран и неуважения к международному праву многие регионы, такие как Балканы, Восточная Европа и Ближний Восток, были дестабилизированы. Американская борьба с терроризмом привела к расширению международного терроризма и поднятию этой проблемы на более высокий уровень. Ко всему этому следует добавить экономический кризис, который начался в 2008 году в США, а затем распространился на Европу.

С другой стороны, в то время экономическая мощь перемещалась с Запада на Восток, поэтому сегодня Китай стал сильнейшей мировой экономикой, а политическая и военная мощь США также снизилась, так что США не являются ни единственной, ни самой сильной политической или военной державой в мире. Фактически экономическая, военная и политическая сила, которая когда-то была сосредоточена только на Западе, была перераспределена между другими великими державами, такими как Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка и другие. Развивающимся странам отведена большая роль, и очевидно, что их роль будет расти в будущем.

В то же время Европа утратила свою историческую роль и значение, а в мире влияния великих держав стала менее значимым фактором.

Однако огромной силой и преимуществом США является то, что они могут влиять на мировые процессы и изменять ход этих процессов.

До недавнего времени Соединенные Штаты выступали за либерализм, свободное перемещение людей и товаров и стирание границ. Однако в тот момент, когда они поняли, что это больше не в их интересах и что Китай со своим стратегическим планом «Один пояс — один» захватывает рынки и расширяет свое влияние, Россия расширяет свое военное влияние на Ближнем Востоке и создает союз с Ираном, чтобы стать становясь все более важным фактором в международных отношениях, они решили полностью изменить тактику.

То, что в США идет внутренняя борьба различных структур за господство, не влияет на стратегические направления американской внешней политики. На мой взгляд, цели остались прежними, поменялась только тактика. Также ясно, что американская мощь расширилась намного больше, чем она есть на самом деле, и что она неизбежно ослабнет, но цель Соединенных Штатов по-прежнему заключается в том, чтобы удерживать ее как можно дольше. Это стало причиной изменения тактики, когда Соединенные Штаты теперь выступают за суверенитет, закрытие границ и ограниченный поток людей и товаров. Приоритетом для Соединенных Штатов в будущем будет не ведение войн, как это было до сих пор, а политическая и экономическая борьба, направленная на предотвращение роста влияния других держав в различных регионах.

Это довольно четко видно в Сербии, после того как президент Сербии подписал израильско-палестинское соглашение в Вашингтоне, которое не имеет ничего общего с Сербией, но направлено на предотвращение распространения китайского и российского влияния на Балканах. Этим соглашением Соединенные Штаты, выступающие за политику суверенитета, прямо посягают на суверенитет Республики Сербия. Однако до сих пор у нас была одна демократия для Соединенных Штатов и другая для других стран. Так будет теперь с суверенитетом.

Что касается России, я думаю, что она руководствуется прежде всего необходимостью сохранения собственного суверенитета, который сейчас усилен поправками в Конституцию, и расширением своего влияния на постсоветские республики. Я не вижу, чтобы у России были амбиции управлять мировыми тенденциями, как у США.

Для России крайне важно укреплять свою экономику и в то же время стабилизировать социальные условия. Любые социальные потрясения были бы крайне плохи для России. Кроме того, России необходимо развивать свой технологический и научный потенциал.

Чтобы расширить влияние России в бывших советских республиках, Россия должна найти сложные механизмы, которые будут адаптированы к потребностям общества в бывших республиках. С помощью таких механизмов Запад сумел расширить свое влияние во многих частях мира благодаря работе неправительственных организаций. Российская мягкая сила пока не достигла результатов в своей работе, потому что она действовала в соответствии с советскими, а не современными стандартами и не адаптировалась к потребностям обществ, в которых она хотела расширить свое влияние, а продвигала свои собственные планы. На примере Сербии могу сказать, что Россия пыталась расширить свое влияние за счет темы Второй мировой войны, которая крайне непопулярна в Сербии, потому что в нашей стране под эгидой Второй мировой войны шла гражданская война между монархистами и коммунистами. Для большей части Сербии сегодня это все еще болезненная тема.

Кроме того, России следует усилить свое влияние в мировых организациях, таких как ООН, МВФ, Всемирный банк и тому подобное.

В будущих мировых процессах Россия сможет либо интегрироваться в международную систему, либо оставаться изолированной, что окажет влияние на международные отношения.

Создание дальнейших мировых процессов, вероятно, останется в компетенции Запада, в первую очередь США, насколько это возможно. С другой стороны, отношения между Западом и Китаем также окажут большое влияние на мировые тенденции. Кроме того, экономические связи, которые сейчас пересматриваются, окажут большое влияние на политику. Еще неизвестно, какова будет роль наднациональных структур во всем, что усилилось во время монополистической системы под руководством Америки.

Россия должна балансировать между Востоком и Западом и не попасть в ловушку американо-китайского конфликта, а использовать эту ситуацию наиболее выгодным для себя способом.

Россия также должна быть страной, которая использует свой огромный культурный потенциал и должна оставаться покровителем защиты культуры истории и традиций всех стран в многополярном мире.