Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических иследований. 18.11.2019

Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических иследований

Косово, вне всякого сомнения, является самым главным государственным и национальным вопросом Сербии. Но несмотря на то, что это так, Сербия не определила официальную политику по отношению к Косово и Метохии.

С другой стороны, влиятельные государства Запада имеют четко определенные планы, с помощью которых они хотят закончить „присуждение“ независимости так называемой Республики Косово. Окончание этого процесса для албанцев и их союзников значило бы освобождение от любой ответственности за бомбардировки Сербии, совершенные преступления и сепаратизм.

Если Сербия согласится на независимость Косово, вернее подпишет „всеобъемлющее мирное соглашение“ с Косово, она этим самим добровольно откажется от 15% своей территории. Такой шаг был бы национальной катастрофой и крайне отрицательно повлиял бы на будущее Сербии. Это было бы единственным примером в мире, когда какое-то государство добровольно отказывается от своей территории и с большой долей вероятности повлек бы за собой дальнейшую дезинтеграцию государства.

Действующие власти так и не представили платформу для решения косовского вопроса, хотя это было одно из предвыборных обещаний гражданам Сербии. Вместо четкой политики, действующие власти, вернее президент Сербии, ведет секретные переговоры, о чьем сербская общественность узнавала в основном посредством СМИ. Во время перехода власти от одной правящей гарнитуры к другой был начат технический диалог в Брюсселе, а потом действующие власти подняли этот диалог с технического уровня на уровень премьер-министров, а теперь уже и президентов. В 2013 году было подписано Брюссельское соглашение, которое имеет ключевое значение и по которому Сербия обязалась установить классическую границу между Косово и остальной Сербией, а также интегрировать судебную систему и полицию в систему „независимого Косово“. Все взятые на себя обязательства Сербия выполнила, хотя они не соответствуют конституции страны.

С другой стороны, албанцы не выполнили ничего из того, что было договорено, даже не сформировали Сообщество сербских муниципалитетов, которое было задумано в соответствии с конституцией „Республики Косово“. Вместо того, албанцы сформировали Армию Косово, что не соответствует Резолюции 1244 СБ ООН, но руководство Сербии не среагировало адекватно на этот шаг и практически молчаливо согласилось с созданием армии сепаратистского формирования. На заседании ООН, посвященному Косово, представитель России неоднократно требовал, чтобы Армия Косово была расформирована, но президент Сербии даже не упомянул эту проблему – он только требовал, чтобы Приштина отменила стопроцентные пошлины на сербские товары. Тем временем брюссельские переговоры провалились и сербское руководство, вместо того чтобы объявить о выходе из этого процесса и расторжении ранее достигнутых договоренностей, осталось при твердом убеждении, что необходимо достичь договоренности с албанской стороной.

За это время прошли выборы в Косово и Метохии и переговорный процесс все еще не восстановлен, но есть ожидания, что это скоро произойдет, как только будет сформирована новая власть так называемого независимого Косово. Какие решения предлагаются?

Первое решение, которое активно лоббирует президент Сербии через своего советника Тони Блера – это подписание „всеобъемлющего мирного договора“, который подразумевает передел существующих границ Сербии. В соответствии с этим договором, албанцы получили бы почти всю территорию Косово и Метохии и часть южных территорий центральной Сербии. В замены, Сербия должна сохранить контроль над небольшой частью Косово с преимущественно сербским населением, что должно быть преподнесено как большой успех Сербии. Всеобъемлющий мирный договор обосновывается на плане Ахтисаари о независимом Косово. Это значило бы вступление Косово в ООН, а сам текст соглашения содержал бы требование о внесении изменений в Резолюцию 1244.

Второе решение, которое снова стало актуальным – это план Ишингера из 2007 года, который тогдашнее правительство Сербии отбросило, потому что он вел к признанию Косово. Это модель, по которой две Германии в 1972 году урегулировали отношения без формального взаимного признания, но благодаря которой и Западная и Восточная Германия стали членами ООН.

Оба предложенных варианта открыли бы возможность вступления Косово в ООН и другие международные организации, что автоматически привело бы к вступлению Косово в НАТО. Такая ситуация поспособствовала бы интеграции всего балканского региона в НАТО и закрыла бы возможности для распространения российского влияния.

С другой стороны, большинство граждан Сербии придерживается такой позиции, что нельзя признавать независимость Косово и отказаться от южного края. По результатам недавно проведенного опроса общественного мнения, 75% опрашиваемых граждан Сербии сочло бы это за предательство национальных интересов.

Сербская православная церковь однозначно на стороне большинства граждан Сербии и выступает против любой инициативы о разграничении Косово, признании его независимости и об отказе от этой территории, несмотря на то, что власти оказывают огромное давление на церковь чтобы заставить ее изменить свою позицию.

Россия четко выступает за решение косовского вопроса в соответствии с Резолюцией 1244, Конституцией Республики Сербии и с волей большинства ее граждан, что президент России Владимир Путин подтвердил в своем обращении во время визита в Белград в январе этого года. Такую позицию повторил и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время недавнего визита в Сербию.

Все-таки, кажется, что президент Сербии, несмотря на упомянутые факты, а также на тенденцию отмены признания Косово с стороны ряда государств, желает подписать соглашение с Приштиной под предлогом достижения долгосрочного мира с албанцами. Понятно, что таким путем нельзя достичь мира, это будет всего лишь дополнительным толчком для создания «Великой Албании».

Во время визита в Лондон в июне этого года, премьер-министр Сербии Анна Брнабич недвусмысленно заявила о том, что Россия потеряет большой политический вес в Сербии в тот момент, когда косовский вопрос будет решен и в отношениях с Россией будет преобладать энергетическая составляющая.

Я уверена, что это точный прогноз, но я надеюсь, что он не сбудется. Это в любом случае зависит в основном от решения одного человека – президента Республики Сербии, который сосредоточил всю власть в своих руках и обесценил роль институтов государственной власти. Без его решения и окончательной подписи, албанцы не могут осуществить независимость.

Я хочу поблагодарить Российскую Федерацию и отдельно президента Путина за большую поддержку Сербии в сохранении территориальной целостности, за многолетнюю дипломатическую и политическую помощь, несмотря на многочисленные препятствия и прежде всего за бескомпромиссную защиту принципов соблюдения международного права. Я хотела бы призвать Россию к большему участию в жизни Балкан, к тому, чтобы не допустить принятие одностороннего решения по Косово, которое навязывают США. Особенно потому, что от решения косовского вопроса зависит будущее российско-сербских отношений.