Директор Центра геостратегических исследований Драгана Трифкович (Сербия) среди защитников Донбасса, осень 2014 г.

ФОТО: Директор Центра геостратегических исследований Драгана Трифкович (Сербия) среди защитников Донбасса, осень 2014 г.

Драгана Трифкович

Центер геосратегических исследований
draganatrifkovic@ymail.com

 

Взаимоотношения России и Сербии с начала XXI века и перспективы дальнейшего сотрудничества

Если взглянуть ретроспективно на отношения Росии и Сербии,то  можно сказать, что для Сербии XXI век начался с трагических событий свержения Слободана Милошевича в 2000 году, которые дали ложные надежды на лучшее будущее.

Когда же стало ясно, что ожидания не оправдались,общество погрузилось в  апатию, которое сохраняется  по сей день. Сербия (а точнее Союзная Республика Югославия, затем Сербия и Черногория, и в конце концов Республика Сербия) стала руководствоваться политикой европейской интеграции и сотрудничества с Североатлантическим блоком НАТО после  так называемых демократической революции  в Сербии (тогда Югославии) 5 октября 2000 года.

На деле однако это привело к  дестабилизации и дезинтеграции страны.

Для анализа этих событий следует учитывать события предыдущего века: падение Берлинской стены, распад СССР и конец существования организации Варшавского договора,после чего США взяли на себя роль единственной мировой силы и начали определять судьбы мир согласно собственным потребностям.

Новые международные отношения открыли США  путь к освоению постсоветских территорий, а также привели к уничтожению Югославии, которая в свое время служила буферной зоной между Востоком и Западом.

После кровавых войн (навязанных извне) на просторах бывшей Югославии и противозаконных бомбежек  Сербии, политика насильственной демократизации привела к глубинному кризису общества.

Кризисные процессы развивались по схожей модели, как и при распаде СССР и означали грабительскую приватизацию, власть олигархов(хоть она и существовала еще во времена Милошевича), навязывание неолиберальных западных экономических моделей, переход природных ресурсов под контроль иностранных компаний с параллельным уничтожением отечественного производства, безконтрольное открытие для иностранных инвесторов внутреннего рынка,и подчинение этого рынка  интересам иностранных инвесторов так, чтобы они делая минимальные вложения,получали максимальные прибыли.

Государственная политика потеряло свою самостоятельность, и в течение полутора десятков лет государственный аппарат все больше и больше подпадал под влияние Запада, как в политическом, так и экономическом, культурном и информационном смысле.

Конечно надо признать что  влияние Запада было значительным и во времена существования  СФРЮ в ХХ веке,тогда как влияние СССР было невелико.

Закономерно что Российская Федерация  и Сербия не могли найти общий язык,ибо с одной стороны, в Сербии к власти пришли демократические партии, которые были настроены исключительно на сотрудничество с Западом, а с другой стороны и Россия хотела развивать отношения и стратегическое сотрудничество с Западом и была занята решением многочисленных внутренних проблем.

 

Новые обстоятельства в российско-сербских взаимотношениях

Президент России Владимир Путин впервые с официальным визитом посетил Сербию 16 июня 2001 года.

В ходе этого визита он посетил места дислокации российских миротворческих сил в Косово и Метохии и сообщил о необходимости усиления военного присутствия России на Балканах.

К сожалению, в 2003 году российские миротворческие силы были выведенны из Косова и Метохии, вскоре после чего прошел ряд  нападений на сербское население и сербские святыни со стороны албанских террористов.

Россия приняла такое решение из-за невозможности проведения миротворческой миссии вследствие ряда обстоятельств, не желая своим присутствием давать легитимитет дальнейшей дестабилизации и дезинтеграции Сербии со стороны Запада.

Другой причиной была решимость руководства Сербии решать свои проблемы исключительно в договоре с Западом, не желая каким-либо образом консультироваться с Россией.

Отношения Сербии и России до 2008 года развивались путем ограниченного торгово-экономического сотрудничества.

После подписанного Договора о свободной торговле (который представляет огромные возможности)стало интенсивнее развиваться энергетическое сотрудничество двух стран. Российская компания Газпром купила 51% акций предприятия НИС(„Нефтяная промышленность Сербии“), а также был подписан договор о строительсве части участка  газопровода Южный поток через территорию Сербии.

Кроме того, в течение этого периода Сербия начала дипломатически полагаться на Россию, прежде всего в  вопросе Косово и Метохии, увидев что Запад открыто поддерживает отделение южной сербской области.

Таким образом, помимо экономически-энергетического сотрудничества, начинают укрепляться и политические связи.

Значительные изменения в том же году поисходят и в отношениях России и Запада, после нападения Грузии на Южную Осетию и Абхазию, что повлияло  на изменение внешнеполитической стратегии России.

Агрессия грузинской армии, за которой стоял Вашингтон, сыграла ключевую роль в пересмотре партнерства России и Запада. Помимо этого, и иные действия США на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Европе все больше и больше влияли на взаимное отдаление России и Запада вплоть до окончательно обострения отношений, которые на сегодняшний день находится на самом низком уровне от момента Кубинского кризиса.

Тем самым открылись новые перспективы развития российско-сербских отношений которые  означали возвращение России на Балканы

На Балканах тем самым Россия в ходе первого десятилетия 21 века предстала окрепшей в военном,экономическом и политическом отношениях  и тем самым сумела  вернуть себе статус мировой силы..

Однако в это время Сербия,встав на путь европейской интеграции, в военном, экономическом и политическом отношениях полностью ослабла, потеряла суверенитет, и на сегодняшний день находится в фазеглубокого кризиса.

 

Распространение российского влияния

Между тем заинтересованность России в том, чтобы усилить свое присутствие на Балканах растет,тем более что Россия и Сербия имеют много общих интересов. Возвращение Сербии национальной политики означало бы отказ от политики европейской интеграции и выбора стратегического курса на  сотрудничество с Россией.

Однако остается неясным, как в сегодняшних условиях когда общество Сербии  контролируется подкупленными  СМИ, подчиненных  политической «компрадорской» элите,узурпировавшей государственный аппарат,сербский народ сможет вернуть контроль над собственной судьбой.

Разумеется согласно исследованиям общественного мнения около 80% граждан Сербии поддерживает сратегическое партнерство России и Сербии, в то время как поддержка политика европейской интеграции находиться на уровне  меньше 50%.

Однако в правительстве Сербии существует лишь (максимально) 5% представителей, которые выступают за стратегическое сотрудничество с Россией.

Это последствие перекраивания со стороны Запада сербской политической сцены, на которой политические партии манипулируют  народной волей.

Во время каждой предвыборной кампании все партии, которые претендуют на власть, обещают больше сотрудничества Сербии с Россией и проведения национальной политики, и на этом они  получают доверие народа. После же прихода к власти эти партии забывают свои предвыборные обещания и продолжают вести политику европейской интеграции при поддержке Вашингтона и Брюсселя.

Для дальнейшего развития Сербии и России необходимо, чтобы обе стороны приложили дополнительные усилия. Помимо развития экономического и энергетического сотрудничества, необходимо уделить внимание развитию политического, культурного и военного сотрудничества.

Однако что касается Сербии, возможность для  манёвров у нее сведено до минимума, и ее сотрудичество с Россией развивается в той мере, в какой Вашингтон и Брюссель это разрешают.

Вашингтон и Брюсель конечной целью имеют дальнейшее ослабление Сербии путем подчинения воли МВФ при дальнейшем территориальном  раздробление Сербии.

В таких условиях ключевую важность для Сербии представляет усиление новых политических элит, которые не находятся под контролем Вашингтона.

С другой стороны,и  России необходимо сотрудничество с такими элитами, которые не находятся под контролем Вашингтона, и через расширение своего влияния на них постоянно усиливать свое присутствие на Балканах, а точнее в Сербии, которая является ключевым балканским государством. Потому необходимо такое информационное влияние, которое бы подразумевало бы  открытие еще одного, помимо интернет-портала Спутник, большого информационного проекта, каким могло бы стать открытие представительства RT в Сербии на сербском языке, так, чтобы этот канал мог перекрывать целые Балканы.

Конечно Россия в  2015 году уже предприняла большие  шаги в сотрудничестве с оппозиционными партиями и активистами на Балканах, а именно пересмотрела свои взгляды, которые прежде заключались в том, чтобы сотрудничать исключительно с действующей властью.

Очевидно ведь,что действующая власть и тем самым значительная часть силового аппарата  на Балканах находится под влиянием Запада,что естественно  учитывая, что Россия с момента распада СССР и до 2008 года имела минимальное влияние в этом регионе.

Поэтому решение России сотрудничать с оппозиционными партиями «прорусской» ориентации имело  колоссальное значение, и может в будущем дать хорошие результаты,ибо политическое сотрудничество России с официальными структурами Сербии ограничено и отягощено многочисленными неисполнеными обещаниями руководства Сербии.

Все же есть и тут положительные примеры.Так например, одним из пунктов беседы во время посещения Сербии председателем правительства Д.А.Медведевым которое планировалось в октябре 2016 года, должно было быть предоставление дипломатического иммунитета работникам Сербско-русского гуманитарного центра в Нише.

Хотя Сербия под давлением со стороны США ранее отказалась это сделать, сейчас президент Сербии Томислав Николич лично обещал, что это решение будет изменено, и что сотрудникам Центра будет предоставлен дипломатический иммунитет.

Однако западные силы ни в коем случае не собираются давать послаблений по этому вопросу,и  даже требуют закрытия Центра, обосновывая это тем, что Сербия должна выстраваить свою гражданскую оборону согласно предписаниям ЕС,хотя  Сербско-русский гуманитарный центр является гражданской организацией и приравнивание дипломатического иммунитета этой структуры к военной организации НАТО – неприемлемо.

При том несмотря на то что 80% граждан Сербии противится любому сотрудничеству с НАТО,прежде всего, из-за бомбежек Сербии  НАТО,правительство Сербии во главе с Александром Вучичем подписало  ряд документов (ИПАП, СОФА), которыми в распоряжение НАТО была передана инфраструктура, доступ к объектам, и был обеспечен дипломатический иммунитет на территории Сербии.

 

Дальнейшее развитие сотрудничества между Сербией и РФ

Очевидно,что вопреки утверждениям Запада, Россия не ведет агрессивную и захватническую политику и не претендует на чужие земли, как это делают США.

Однако тут надо иметь в виду, что есть страны, которые имеют большую потребность в увеличении российского влияния, на их внутренюю политику как, скажем, Сербия, Грузия или Украина.

Очевидно, что в период реформ РФ не могла нацелить свое внимание на расширение влияния в других странах,а с другой стороны надо учитывать последствия американской пропаганды, в Грузии и на Украине.

Поэтому стратегия распространения российского влияния должна охватывать как постсоветское пространство, так и другие регионы, как Балканы так и всю Европу.

Усиление влияния на Балканах при такой стратегии можно  ожидать приблизительно в течение двух-трех лет.

Сотрудничество между Россией и Сербией будет в будущем усиливаться в энергетической сфере:

Хотя проект Южный поток был приостановлен, я убеждена, что найдется решение для транзита из России в Европу газа, который будет проходить через Сербию.

Сербия заинтересована в таком проекте, который положительно повлияет как на развитие экономики, так и на улучшение ситуации в области безопасности.

Для того чтобы сохранить баланс сил в регионе и отстоять собственные интересы, особенно в новой системе европейской безопасности, Сербия должна  развивать военно-техническое сотрудничество с Россией.

То что сейчас это сотрудничество находиться на низком уровне не отвечает нуждам сербской безопасности.

Так ради сравнения – сотрудничество между Сербией и США и Сербией и Россией находится в соотношении 100:2.

Россия еще в 2012 году, во время визита Дмитрия Рогозина, выразила желание улучшить сотрудничество с Сербией в военной сфере, а также поставить сербской армии современные  системы вооружения на очень выгодных условиях.

Однако Сербия до сих пор не предприняла никаких серьезных шагов в этом направлении, хотя они необходимы: в первую очередь, ради ликвидации последствий так называемых «демократических реформ», в результате которых сербская армия ныне  фактически разоружена.

Принимая во внимание уровень потенциальных угроз безопасности страны, и тот факт, что Сербия находится во враждебном окружении среде, армию необходимо снабдить современной системой противовоздушной обороны С-400 и восполнить недостающую технику, которая была ранее уничтожена.

Крайне важно, чтобы сербская армия активизировала совместные военные учения с российской армией.

Если Сербия стремится установить военный нейтралитет, то уровень сотрудничества сербской и российской армий должен быть равен уровню сотрудничества Сербии с НАТО и США,что подразумевает заключение соглашения между сербскими властями и Министерством обороны РФ о более высоком уровне сотрудничества, а также пересмотр договоров о сотрудничестве с США и НАТО.

Что касается экономики,то на основании Договора о свободной торговле Сербия могла бы перераспределить свои ресурсы для развития отечественного производства и разработать стратегию для экспорта своей продукции на российский рынок. Только таким образом Сербия может спасти экономику, ослабленную в процессеполитики  европейской интеграции.

В Сербии народ исторически настроен на сотрудничество с Россией, и в этом плане России для расширения своего влияния необходимо вкладывать куда меньше ресурсов, чем, к примеру, США.

В дополнение к политике сотрудничества с независимыми от Вашингтона новыми политическими элитами и неправительственными организациями, особое внимание следует уделить научно-образовательному сотрудничеству,сотрудничеству в культурной сфере,развитию  молодежных програм, обмену студентами, студенческим стипендиям и организовать бесплатные курсы для изучения русского языка.

В данном случае необходимо положительно отметить российскую помощь Сербии в чрезвычайных ситуациях,в чем  ключевую роль играет Российско-сербский гуманитарный центр в городе Ниш.

Во время наводнения в Сербии два года назад именно Российская Федерация  первая доставила гуманитарную помощь, а ее специалисты МЧС  спасли жизни многим граждан Сербии.

В нынешнем миграционном кризисе исторических масштабов, вызванном безответственной политикой США и ЕС, Россия помогает Сербии преодолеть проблемы, связанные с временным размещением мигрантов. В свою очередь страны ЕС, которые несут ответственность за этот кризис, возводят стены и спорят друг с другом по поводу квот и распределения обязанностей по заботе о мигрантах, чьи страны они сами и разорили.

Сербия должна продолжить развитие сотрудничества с Россией в гуманитарной сфере, а первым шагом должно стать присвоение дипломатического статуса работникам Российско-сербского гуманитарного центра.

И наконец, необходимо выразить благодарность Российской Федерации за принципиальную защиту международного права, резолюции 1244 и поддержку сохранения территориальной целостности Сербии, а также за сдерживание Запада, в первую очередь Великобритании, в попытках необоснованно заклеймить сербский народ как геноцидный народ резолюцией о Сребренице.


Надеюсь что благодаря исторической дружбе двух народов и их общности в истории, происхождении в языке, в религии и в культуре Сербия и Россия в будущем будут иметь более тесные связи, несмотря на факторы, препятствующие этому.