Одной из старых проблем внешней политики Казахстана является факт не различения интеграционных проектов, которые существуют на постсоветском пространствеPHOTO: L.N. Gumilyov Eurasian…: Президенты Республики Казахстан и Российской Федерации — Н.А. Назарбаев и В.В. Путин: http://www.flickr.com.

Опубликовано: Евразийский информационно-аналитический портал. 01.11.2013.

После заседания Высшего евразийского экономического совета информационные агентства активно освещали заявления президента Казахстана относительно вступления Турции в Таможенный Союз и роспуска ЕврАзЭС. Эти темы привлекли наибольшее внимание прессы, тем не менее остались мене освещенные моменты, которые, по мнению ряда экспертов, более актуальны для евразийской повестки.

Евразийский новостной портал обратился к руководителю службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александру Собянину, который рассказал, на что стоит обратить наибольшее внимание в выступлении Нурсултана Назарбаева, как относиться к предложению принять Турцию в состав Таможенного Союза, и какие вопросы относительно евразийской интеграции вызывают смуту в умах ряда политических элит. 

Александр Собянин

Вопрос сильно искажен, будучи подхваченный волной СМИ, который писали о неком«троллинге» Назарбаева, тем самым картина реальности оказалась искаженной.

На самом деле никакого«троллинга» не было. Было следующее: Назарбаев и Лукашенко разными словами указали Путину, что Россия ведет себя нечестно и не последовательно. Будучи локомотивом евразийской интеграции Россия добивается каких-то общих договоренностей и сама же их нарушает.

Назарбаев привел пример в части разовых изъятий, когда товары, несмотря на договоренности, правительство одной из стран в одностороннем порядке изымает. И Россия так поступает.

Путин отреагировал очень спокойно, отметив «разберемся и наведем порядок». Таким образом глава России показал, что понимает, что два президента не будут предъявлять необоснованные претензии.

Назарбаев и Лукашенко обозначили реальную проблему, которая, на мой взгляд, связана с конкретными фигурами, работающими в команде Д.Медведева на Евразийском пространстве.

Вместе с тем, стоит отметить, как в целом, так и в части заявления Назарбаева о принятии Турции в состав ТС – одной из старых проблем внешней политики Казахстана является факт не различения интеграционных проектов, которые существуют на постсоветском пространстве и в какой-то степени это вина России.

На постсоветском пространстве действуют разные интеграционные проекты – это СНГ, ОДКБ, Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный Союз, Единое экономическое пространство, Евразийская экономическая комиссия, у которой очень плавающие сферы ответственности и компетенции. И Казахстан запутался.

Это беда идет уже второй год, когда Путин осенью 2011 года заявил о том, что идет на третий срок и заявил о создании Евразийского союза, эти моменты были очень взаимосвязаны. Была публикация статьи Владимира Путина в газете«Известия». Через некоторое время в тех же Известиях вышла статья президента Белоруссии, и почти через сорок дней вышла статья главы Казахстана.

Статья Назарбаева была полна обиды и раздражения на Россию. Кроме того, в статье было полное не различение интеграционных проектов. они перечисляются, но видно, что команда Назарбаева, которая, понятно, что принимала участие в подготовке материала, нет понимания сути интеграционных проектов на постсоветском пространстве, которые рассматривались как некое общее евразийское движение к некому евразийскому союзу, однако надо понимать, что у каждого интеграционного проекта отдельная задача.

Так что не различение евразийских проектов у казахов идет давно. И в Минске это еще раз было обозначено. В частности, Таможенный Союз и Единое экономическое пространство – это совершенно разные проекты, которые на данный момент разрабатываются стараниями Медведевской команды. Таможенный союз – это торговля и этот статус подразумевает место в этом проекте и Турции и странам, которые обозначили свой интерес к ТС. Там есть место и Новой Зеландии.

А вот в ЕЭП не может быть никакой страны, кроме как постсоветской. Может быть, в гипотетическом будущем место будет для Монголии, но это дальняя перспектива. А на данный момент речь идет только о постсоветских странах.

Вместе с тем, я не вижу в желании Турции геополитического подтекста. На сегодняшний день руководство Турции пронатовское, но так присутствуют сильные проевразийские силы, которые, правда, не представлены во власти. В большей степени они связан с генералитетом и с турецкими экономическими местными кругами.

У Турции экономика заточена на евразийские страны, и турки понимают, что чем дальше евразийская интеграции идет, тем меньше плюсов они получают от сотрудничества по международным условиям, ввиду чего интерес к Таможенному Союзу турки проявляли. Однако Турция сдержанно отреагировала на заявления главы Казахстана, чтобы не обидеть Назарбаева, который несколько преувеличил вопрос сотрудничества Анкары с ТС.

Необходимо твердо различать ТС и ЕЭП.

ЕЭП – это более сложная задача, к решению которой правительство Медведева даже не приступило. Это задача создания общего индустриального пространства через общие экономические правила, через регламентацию укрепления общеиндустриального взаимозависимого пространства, такого же как у нас существует в военно-промышленном комплексе с белорусскими предприятиями. Это не сотрудничество, это взаимная зависимость.

Таможенный союз, где речь идет о правилах торговли, евразийская тройка может по своему политическому решению определять те или иные требования и условия к тем странам, которые хотят войти. Ведь речь не идет о прямом вхождении в ТС, речь идет о создании зоны свободной торговли между странами Таможенного Союза и конкретной не постсоветской страной. Т.е. как бы не расширялся ТС, решающее слово остается за евразийской тройкой – Россия, Белоруссия, Казахстан и тут иллюзий не должно быть ни у кого.

В советском союзе было 15 республик, но в ООН заседало только три. Сейчас мы больше движемся в сторону востока и три страны-лидера проявились. Они могут по своему общем решению, по инициативе любой из этих трех стран решать – зачем нужна и в каком качестве ЗСТ с той или иной страной, а вот в случае, когда речь идет о постсоветских странах – они названы были в Минске – Армения, Таджикистан, Киргизия, там речь должна идти ровно в том ключе, как и сказал Назарбаев – эти страны должны взять на себя всю полноту обязательств. Потому что эти страны рассматриваются как претенденты на включение в ЕЭП. Что касается Турции и Вьетнама в этом ключе, они, скорей, представляют угрозу, поскольку мы не можем себе позволить технологическую зависимость от них. А технологическая зависимость от стран евразийского пространства необходима. В частности, мы не сможем осваивать Сибирь, если позади будут неразвитые страны Средней Азии.