Журнал "Эксперт"Опубликовано: Эксперт. №49 (261). 25.12.2000. С. 64-65.

Юрий Глущенко, Ярослава Забелло, Олег Леонов, Глущенко Юрий

После пятинедельных судебных разбирательств Америка обрела своего президента. Однако постановление Верховного суда США, фактически провозгласившее победителем кандидата республиканцев Джорджа Буша, воспринято частью американского общества без особого энтузиазма. Многие демократические лидеры уже заявили, что их «обманули», чаще всего законность президентских выборов ставят под сомнение представители национальных и других меньшинств. Известный негритянский деятель Джесси Джексон сообщил, что «тысячи голосов людей были украдены, и мы не сдадимся на милость тиранов». Прекрасно понимая, что недовольство отдельных групп населения может привести к массовым беспорядкам (вспомнить хотя бы негритянский бум в 1991 году в Лос-Анджелесе), Джордж Буш попытался решить эту проблему с помощью кадровых назначений. Из четырех уже назначенных новых членов администрации двое афроамериканцев и один выходец из Латинской Америки, причем все они занимают наиболее важные посты. Госсекретарем стал генерал Колин Пауэл, а советником по национальной безопасности — Кондолиза Райс. Подобные «уступки» традиционно «белых» республиканцев свидетельствуют о том, что в США заканчивается период безоговорочного политического господства WASP — «белых-англосаксов-протестантов».

 

Дети разных народов

Сегодня «небелые» американские граждане составляют всего 27% населения США. Однако по прогнозу Вашингтонского бюро статистики, уже через пятьдесят лет этот показатель достигнет 50%. Население США увеличивается в основном за счет иммигрантов, три четверти из них прибывает из стран «третьего мира» (каждый десятый гражданин США — американец в первом поколении, родившийся и выросший в другой стране). Вновь прибывшие привозят с собой багаж своей культуры, набор ее стереотипов и предпочтений. Именно за счет «мультикультурализма» иммигранты сумели оформиться в мощную политическую силу.

Симптоматично, что американская белая молодежь сейчас преклоняется перед негритянской поп-культурой, которая начала стремительно завоевывать Америку еще в 1970-х годах. Во многом это произошло благодаря музыкальному стилю регги и растафарианству. Растафарианство — религия, созданная в 1920-е годы на Ямайке проповедником Марком Гарвеем на основе православия эфиопского толка, но с весьма существенным отличием: последователи учения полагали, что Христос был негром. До начала 70-х годов растафарианство оставалось локальной ямайской религией. Ситуация в корне изменилась с появлением музыкального стиля регги, исполнители которого, и прежде всего Боб Марли, начали проповедь растафарианства в своих песнях. Сегодня на американских улицах не редкость увидеть белого, на голове которого красуются типичные растафарианские дреды — искусно скрученные тонкие и длинные локоны.

Пока еще стремление белой молодежи подражать черным вызывает насмешки негритянских идеологов. Однако подспудно идет другой, более важный процесс: усвоение «белой» Америкой негритянской культуры в качестве образца.

 

Новый компонент

В скором времени в американский культурный салат может добавиться еще один ингредиент. В США все чаще слышны разговоры о том, что в будущем политическую картину Америки будет определять… ислам. По некоторым данным, в 2000 году ислам превратился в третью по величине религию США, причем больше трети его последователей — афроамериканцы.

Американские мусульмане все чаще проявляют себя как влиятельная политическая сила. На выборах в сенат в этом году победило немало кандидатов, которых поддерживала местная мусульманская община: в Нью-Йорке — Хиллари Клинтон, а в Джорджии — Синтия Маккинни. В обоих случаях их противники были известны своими радикальными антиарабскими и антимусульманскими высказываниями.

Мусульман в США около 6 млн (более 2% населения). Правда, по результатам послевыборного опроса, проводившегося Советом американских мусульман, выяснилось, что единодушия в их отношении к ведущим политическим силам США пока нет. Главная причина этого — расовые различия. Мусульмане арабского происхождения голосовали за Джорджа Буша-младшего, отец которого тесно связан с основными нефтеэкспортерами на Ближнем Востоке. В то же время мусульмане-афроамериканцы с большей симпатией относятся к демократам, традиционным защитникам интересов чернокожих граждан США.

Многие аналитики считают, что в дальнейшем ведущая роль в политической жизни перейдет к мусульманским организациям, ориентирующимся не на этнических арабов, а на мусульман из числа негров и европейцев. В ходе предвыборной гонки демократ Альберт Гор уже попытался наладить отношения с новой политической силой. Баллотировавшийся с ним в связке Джозеф Либерман хотел встретиться с лидером движения «Нация ислама» Луисом Фарраханом, который прославился заявлениями типа: «Бог не хочет, чтобы они [белые] жили с нами. Он не желает, чтобы мы смешивались с детьми рабовладельцев, для которых пришел час Страшного Суда». Встреча не состоялась из-за тяжелой болезни Фаррахана, однако намерение говорило о многом. Число одних только активных сторонников Фаррахана (это, как правило, молодые чернокожие мужчины, исповедующие агрессивный ислам) достигает, по некоторым оценкам, миллиона человек. Взрывной рост его популярности начался в 1995 году с «Марша миллиона мужчин» в Вашингтоне. С тех пор подобные акции проводятся ежегодно 16 октября и собирают все больше участников. В этом году на акцию под названием «Марш миллиона семей» — принять в ней участие Фаррахан призвал всех независимо от религии и расы — собралось более 400 тысяч человек. Подобный союзник вполне может повлиять на ход выборов.

 

Внутренний конфликт

Мусульмане-афроамериканцы составляют очень незначительную часть населения США, однако они хорошо организованы и политически активны. Это особенно важно для США, характеризующихся низкой активностью «традиционных» избирателей. Пока расширению политического влияния афроамериканцев, исповедующих ислам, мешают разногласия со своими арабскими «братьями по вере». Кроме того, афроамериканцы сейчас вынуждены бороться за место под солнцем с латиноамериканскими иммигрантами, число которых стремительно растет. За последние десять лет только из Мексики в Штаты прибыло около десяти миллионов «латино».

Противостояние черных и коричневых американцев, то есть негров и выходцев из Латинской Америки, началось еще в конце 1960-х годов. Нелегальные эмигранты из Мексики стали вытеснять афроамериканцев с их рабочих мест. Мексиканцы не были объединены в профсоюзы, соглашались работать по 16 часов в день за вчетверо меньшую плату. Вспыхнувшее тогда движение протеста под названием «Очистим границу!» не привело к особым результатам — 1970-е годы прошли в США под знаменем борьбы за права человека, и большинство нелегальных мигрантов было амнистировано и получили гражданство. Однако в последние годы положение латиноамериканских иммигрантов опять ухудшилось под влиянием «черного лобби». В частности, недавно в Калифорнии были отменены обязательные квоты для латиноамериканцев при приеме на работу и в учебные заведения. Теперь они снова распространяются только на негров.

За последнее десятилетие в психологии иммигрантов латиноамериканского происхождения произошли большие изменения. Старшее поколение латиноамериканцев, попадая в США, стремилось как можно скорее адаптироваться к новой жизни. Они могли устроиться только на самую низкооплачиваемую работу, над их детьми издевались в школе за то, что те плохо говорили по-английски. Неудивительно, что многие из них во всем стремились походить на стопроцентных американцев. По сообщению латиноамериканца по происхождению, заместителя декана одного из колледжей университета штата Калифорния Кевина Джонсона, четверть всех испаноязычных американцев проголосовали за поправку, отменяющую преподавание на испанском языке в школах, где учатся их дети. Именно эта часть латиноамериканцев на последних выборах поддерживала Джорджа Буша — он привлекает эту категорию как сторонник большей закрытости Америки. Вчерашние иммигранты отрицательно относятся к новым пришельцам из Мексики и с Кубы, считая их угрозой американскому процветанию.

Латиноамериканская молодежь не разделяет стремления своих родителей сделать отпрысков настоящими американцами. Данные опроса сайта www.latino.com показали, что практически все молодые американцы латинского происхождения ценят прежде всего именно свою «отдельность» и те качества, которые делают их непохожими на белую молодежь: привязанность к семье и традициям, гордость, эмоциональность. Если старшее поколение очень остро ощущало разницу между выходцами из разных стран Латинской Америки, то молодежь склонна пренебрегать этими различиями в пользу некоего «латиноамериканского единства», общей культуры, которая противопоставляется как «белой», так и «черной» Америке.

 

Что впереди?

По прогнозам, в 2020-х Америку ожидает доминирование национальных меньшинств, стареющее общество, всего 2,5 работающего на каждого пенсионера, удорожание жизни, стагнация экономики, падение рождаемости в белых семьях. Подобная перспектива вызывает у избирателей естественную обеспокоенность.

Гор предлагал готовиться к вызовам завтрашнего дня, налаживая хорошие межэтнические отношения и вкладывая больше в государственную систему социального обеспечения, в надежде, что процветание продлится, а там все как-нибудь рассосется. Буш, наоборот, выступает за сокращение системы пособий, стимулирование накоплений, унификацию общества в противовес мультикультурализму и укрепление морали, которое побудит детей заботиться о родителях, не перекладывая это бремя на государство. Одним словом, республиканцы предлагают американцам работать, а не рассчитывать на многочисленные государственные льготы и дотации. Кстати, назначения в новой администрации Белого дома хорошо вписываются в «индивидуалистическую» стратегию республиканцев. Они демонстрируют, что «американской мечты» может достичь любой, независимо от пола и расы. Новый госсекретарь Колин Пауэл, выходец из Южного Бронкса, стал первым афроамериканцем, получившим столь высокий пост. В будущем он вполне может занять кресло в Овальном кабинете Белого дома — такую попытку Пауэл уже предпринимал в середине 90-х годов. Кондолиза Райс родилась в одном из самых неблагополучных штатов, Алабаме, и смогла пробиться в верхушку республиканского истэблишмента.

Тем не менее 90% афроамериканцев поддерживает Альберта Гора. Это, по всей видимости, свидетельствует о том, что подавляющее большинство афроамериканцев, на которых приходится основная масса госдотаций, по-прежнему предпочитают иждивенческий образ жизни. Смогут ли Штаты выдержать такую нагрузку — покажет время.

 

См. также

Глущенко Ю.Н., Собянин А.Д. Исламский фактор во внешней политике США // Транскаспийский проект. 20.06.2001. http://conjuncture.ru/transcaspian-ru-20-06-2001/