ФОТО:  Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Избранные лекции по курсу «Начала сильного мыш­ления». Часть 1: Эвристика и развитие творческого воображения / Фонд содействия технологиям XXI века. — М.: Издатель Воробьёв А.В., 2018. — 188 с.  ISBN 978–5–93883–363–0

Как нам стало известно, на Факультете комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в последние дни уходящего 2018 года подведены предварительные итоги первой части экспериментального курса «Начала сильного мышления», рассматривающей методы развития творческого воображения и эвристические методы поиска эффективных решений нестандартных задач.

Среди методических пособий, рекомендованных слушателям для освоения тематик курса, в том числе и ранее выпущенная Центром стратегической конъюнктуры книга «Инженерно-техническое творчество в нефтегазовой отрасли», включающая множество эвристических задач для тренинга творческого воображения и собственно сильного мышления, а также сборник изобретательских задач, основанный на патентном фонде названной отрасли. Курс запущен по инициативе декана Факультета комплексной безопасности ТЭК, доктора технических наук Сергея Николаевича Гриняева.

«В конце октября при наборе группы слушателей Факультет комплексной безопасности топливно-энергетического комплекса зарегистрировал более 70 заявок от учащихся и преподавателей РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, пожелавших пройти данный экспериментальный курс. Почему пока экспериментальный? Надо было проверить наработки последних 8-ми лет. Когда в 1990-х я преподавал эвристику школьникам в образовательном учреждении «Центр интеллектуального тренинга», где и познакомился со своими старшими коллегами и зачастую соавторами Нурали Нурисламовичем Латыповым и Анатолием Александровичем Вассерманом (а они, кстати, активно поддержали идею такого курса и постарались вдохновить потенциальных слушателей «на труд и на подвиги»), ещё не ожидалось такого разгула Интернета. Было как-то не принято искать ответы на задачи с помощью первых поисковых систем. А последние 8 лет мне довелось работать в основном с молодыми специалистами, выпускниками инженерно-технических вузов и менеджерами разного уровня, которые превозмогали леность ума и при всей развитости Интернета всё же решали задачи сами. Сейчас же передо мной были в основном студенты от первого курса до магистратуры, и приходилось адаптировать ранее сделанные наработки…» — уточняет непосредственный ведущий  курса, сотрудник названного факультета и член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры (по вопросам междисциплинарной трансляции знаний) Дмитрий Анатольевич Гаврилов.

«Весь предшествующий год ушёл на подготовку грамотных методических пособий: сборника избранных лекций и сборника эвристических задач, сформулированных так, чтобы их было бы затруднительно «прогуглить», и с двукратным численным запасом. Я не люблю пользоваться чужими задачами в учебном процессе ещё и по этой причине — всегда при умении можно найти ответ. А вот придумать собственную хорошую, наглядную, сильную задачу — тут надо постараться особо. Если из аудитории искать в присутствии коллег и преподавателя через сеть никто не станет, то вот дома возникает соблазн… Итак 21 октября на основании решения десяти контрольных нестандартных задач было отобрано 30 слушателей, которые приступили к обучению 7 ноября 2018 года. Курс включал 8 аудиторных занятий и предусматривал решение множества эвристических задач, из которых 78 были вынесены на коллективное осмысление, а 84 пришлись на домашнюю самостоятельную работу. Не все выдержали такой высокий темп. До «финального тестирования» 27 декабря добрались уже только 20 самых настойчивых слушателей. Это хороший результат, ведь наша с соавтором многолетняя практика обучения навыкам сильного мышления показывает, что лишь четвёртая или даже пятая часть от исходного состава доводит дело до конца. Словом, экспериментальный курс состоялся и может быть транслирован на новую аудиторию…  Эвристика работает там, где высока степень неопределенности. Ответы на такого рода задачи, что были предложены нашим слушателям, это не «крестики и нолики», они неформальны и нестандартны, потому обработка результатов каждого учебного цикла требует определённых навыков и сама по себе представляет работу творческого характера. Игра стоит свеч, поскольку мир быстро меняется, он не является детерминированной системой. Да и чтобы его менять, нужны инженеры в исходном значении этого слова, а не просто «механики»» — поясняет Дмитрий Гаврилов.

Для обсчёта результатов ответов на эвристические задачи (с опорой на опыт предыдущих лет, похожей работы в системе «ЛУКОЙЛ») ведущий использовал коэффициент уникальности, смысл которого в том, что «стоимость» задачи увеличивается в зависимости обратно пропорциональной количеству людей её решивших творчески. То есть «коэффициент уникальности» позволяет перераспределить «стоимость» задач в баллах между участниками в зависимости от сложности задачи, её «веса». Эту идею распределения и математическую модель разработали ещё в начале 1990-х  Нурали и Нурахмед Латыповы для проведения интеллектуальных состязаний удалённых групп пользователей. В несколько упрощённом виде та же модель использована теперь и для «обсчёта ответов» слушателей курса «Начала сильного мышления», в перспективе её же можно использовать при реализации проекта всероссийской Олимпиады по развитию творческого мышления.