КАРТИНА: Верещагин В.В. Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент (1870).
Опубликовано: Громыко Ю.В. Новая Большая страна? Необходимость её создания очевидна.
ГРОМЫКО Юрий Вячеславович
Момент истины
Для многих становится очевидной объективная необходимость создания на огромном евразийском пространстве Новой Большой страны. Варианты решений этой проблемы под силу междисциплинарной группе стратегического сценирования (ГСС), которая может определить пространство позитивных сценариев. Прецедент уже создан. Отобранные вручную 24 профессионала США, объединённые в команду по разработке совместного стратегического оценивания, создали план эффективный действий качественно нового типа в Ираке в 2007-2008 гг. Вместе с тем американский прецедент позволяет критически переосмыслить позицию России на Кавказе и евразийском пространстве в целом.
Почему так важна отставка МакКристала?
Один из ключевых вопросов прошедших двух недель, по поводу которых гудит Америка — замена командующего объединёнными силами НАТО в Афганистане Стэнли А. МакКристала, генерала, сына генерала, на не менее известного генерала Дэвида Х. Петреуса, который сумел снизить количество потерь в Ираке во время компании 2007-2008 гг. в значительное количество раз. На наш взгляд, по этому вопросу следовало бы «звенеть» и России. Поскольку Стэн МакКристал, это — не генерал, это — генералище, один из отцов-основателей и воплотителей программы COIN — программы войны с военными мятежниками, ведущими несимметричные военные действия против сил США и НАТО. На его место приходит Дэвид Х. Петреус, человек не менее легендарный, впервые придумавший резко сменить цели военных действий в Ираке — бороться не с террористами, а защищать мирное население, обеспечивая ему безопасность. Именно эта доктрина и формы действия в соответствии с ней по восстановлению условий коммунальной жизни, обеспечили реально резкий сдвиг проблем безопасности в Ираке, что наши аналитики в упор не хотят замечать. Наши патриотические долбосмыслы продолжают долдонить про потери США в войне на два фронта, не обращая внимания на резкую смену типа войны и стратегии. Эта доктрина — не просто зашивание раны террористического конфликта внутрь органов страны, когда один клан-род натравливается на все остальные, и будучи опьянён предоставлением ему ресурса за границами собственных возможностей, начинает борзеть. Это — совсем другая линия, линия на восстановление исходной социальности, низовой жизнестратегии. Другое дело, что восстанавливать устойчивый социальный порядок, инициировать конкурентоспособные жизнесратегии для сообществ в местах социальных разломов, тотальной мятежевойны, дело очень трудное, полностью противоречащее идеям финансового капитализма. Более того, мировой финансовый кризис разрушают повсюду условия устойчивой социальности, обессмысливая важнейшие компоненты жизнестратегии в том числе в самих Соединённых Штатах. Сверх того, можно утверждать, что разрушение устойчивого социального порядка, бытовой безопасности жизни людей, их уверенности в завтрашнем дне становится глобальным тотальным феноменом современной жизни. Распространение мятежвойны — зон, где отсутствует устойчивый социальный порядок, является процессом, дополняющим финансовую глобализацию. Разрушение стабильного устойчивого существования на одном континенте перебрасывается на другой континент. Получается, что планетарная устойчивая социальность, воспроизводство обыденной повседневной жизни оказывается весьма исчерпываемым ресурсом, таким же, как нефть или пресная вода. Количество зон, где жить невозможно, всё увеличивается. Люди из разрушенных систем жизнедеятельности бегут в Мекку сверхвозможностей — США, где устойчивая социальность тоже под угрозой.
С этой точки зрения — мятежные бунты по разрушению социальности в Киргизии, поддержка в интернете значительным количеством населения страны вылазок «приморских партизан», убивающих милицию, означает, что социальный порядок трещит по швам. Он разрушается на глазах. Нужна новая социальная форма его поддержания с большими целями для всего населения этих разных пространств. Потёмкинскими деревнями устойчивую социальность не сформируешь в центре сравнительно благополучного оазиса, куда сбегаются люди из разрушенных окраин. Но похоже сбегать уже некуда, разве что в Китай, куда наконец на заработки потянулись спецы из Евросоюза и США.
Гулливеровы задачи в кризис — не по плечам лилипутам
Мир стоит на пороге формирования новой системы хозяйства, новых, сегодня отсутствующих отраслей-кластеров, новых форм жизни, новых систем поселений. Россия может заселять свои огромные незаселённые пространства разрастающимся миллиардом своих народов. Сбережение и разрастание своих народов — вот основная задача политика будущего.
Вместе с тем именно сейчас могут решаться наиболее крупные задачи — а именно создание большой геокультурной и геоэкономической платформы. Основу этой платформы составляют Украина, Беларусь, Казахстан и Россия. Не лишние в этом союзе Киргизия, Азербайджан, Таджикистан. Хотят ли в этом союзном государстве находиться Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения — это их решение.
Ситуация более чем выгодная — Евросоюз на гране финансового коллапса. США, вмонстряченные в две войны и жесточайший финансовый коллапс, не заинтересованы в расширении фронта мятежевойны по всему миру: поскольку мятежевойна становится обще-планетарным социальным фактором, рано или поздно она начнётся в Америке. Пороговую границу мир потихоньку перешёл. Устойчивость мира системно обломилась. Действия США подорвали структуру масштабной социальной устойчивости, создав везде условия для формирования низовой контрсоциальности подполья. Если финансист может использовать телекоммуникации для того, чтобы играть на расхождении курсов валют и спекулировать деривативами, почему использовать новые технологии не может мятежник, громящий супермаркет и захватывающий сына банкира для выкупа? Если не работают ценности и идеи святости, добра и справедливости, то всё может взрываться в любой точке. Если Бога нет, то всё позволено.
Запись в Египетском папирусе работает: «Наверху как внизу» — действует в политологической социологии мгновенно. И речь не идёт о пресловутом срывании плиты посмодерна, речь идёт о формировании контрмодерна, в который постепенно превращается и альтернативный модерн французов, и гипермодерн немцев, и постмодерн американцев.
Мятежевойна, дуга нестабильности переросла в площади нестабильности и перестала быть управляемым фактором — мятежевойна как основа социальной нестабильности становится подосновой всемирной контрсоциальности. Киргизская форма бунта как чёрно-белая неуправляемая мятежереволюция может начаться где угодно и везде. Это и есть гобсоввский Бегемот, которого может задушить с точки зрения гоббсианцев только мировой Левиафан — мировое правительство. В бредни о мировом правительстве — как новой искусственной государственной конструкции — проваливаться не надо. Формы национально-цивилизационных государственностей тоже являются своеобразными организмами, прорастающими по своим законам. Нам важно отстоять свою российскую государственность, которая может стать основой нового Большого Евразийского Государства.
Мятежевойна никому не выгодна. Ни Евросоюзу, Ни США, ни Китаю. Поэтому взятие под контроль огромных территорий Евразии является положительным фактором для всех государств. Китаю нужна передышка лет на 35-50, чтобы стать действительно супердержавой. Таким образом, создание большого Евразийского государства с Россией в центре в настоящий момент может оказаться выгодным всем. Если мы не совершим ошибки и не будем врать о том, что мы воссоздаём СССР, что очень на руку злому пoляку — Збигневу Бжезинскому.
И здесь начинается основное поле стратегических гуманитарных решений. СССРа-2 быть не может, поскольку СССР истреблен и умер, он не восстановим. Но можно построить и создать новое гуманитарное евразийское государство. Главное — не повторить попытку рассыпающегося Евросоюза с евробюрократией в Брюсселе и чётко понять, для чего нам необходимо Новое Большое Евразийское государство, какую задачу оно будет решать с точки зрения норм международного права. Ну уж, конечно, не строить обречённый финансовый капитализм, которому замечательный политолог Иммануэль Валлерстайн не оставляет ни единого шанса.
НОВОЕ БОЛЬШОЕ ГОСУДАРСТВО
Что это может быть за государство, и каково его предназначение?
На наш взгляд, основная задача данного Большого Нового Евразийского государства состоит в НАРОДОСБЕРЕЖЕНИИ и создания условий для того, чтобы численность жителей данного государства превысила миллиард человек. Этот миллиард человек вопреки планам Тэтчер, которые по факту были поддержаны Горбачёвым, должен заселить Евразию в перспективных поселениях нового типа в результате переосвоения территорий Евразии.
Это Новое Большое государство следовало бы назвать Союз Евразийских Народов — СЕН.
Таким образом, это Большое евразийское государство создаётся для реализации новой области международного права — права на развитие. Идея права на развития означает, что Россия в структуре нового большого Евразийского государства владеет институциональной технологией формирования суверенной государственности для любого народа планеты в Европе, Америке, Австралии и Океании, Азии, Африке. Эта технология состоит в воспроизводстве у любого народа планеты полномасштабных производительных сил включающих фундаментальную практико-ориентированную науку, инновационную промышленность, развивающее образование. Эти три мегасферы обеспечивают взаимообмены знаний, технологий, компетенций, динамика которых и определяет форму современного богатства. Для построения на основе национальной культуры у любого народа планеты этих трёх сфер необходима специальная гуманитарная работа (исследования и проектные разработки) по включению идей науки, промышленности, образования, ориентированных на развитие, в системы национального языка, мышления, действия данного народа.
ГОСУДАРСТВО РАДИ ЧЕГО — антропологический горизонт
Но решая эту задачу формирования и укрепления национальной государственности, следует указать, на какие ценности и нравственно-этические основания может опираться подобная сверхэтическая мировая инициатива по формированию Союза евразийских народов. Безусловно, краеугольной ценностью является задача спасения каждого из народов и обретение им бессмертия, то есть вечности. Только обретение вечности сомасштабно народному организму. Никакой народ не должен пресечься, если он не совершил страшного греха и не раскаялся в нём. Реализация данной задачи возможна только на основе реализации краеугольной православно-русской ценности святости деяний и устремлений народа. Конечно, святость народа находится в неразрывном единстве с жизнью его святых, с вечным поминанием народом деяний его святых, с непрекращающимся молитвенным обращением к Богу и святым. Следует отметить, что традиционное Российское государство в этой перспективе являлось не империей, но скорее священным Царством, где государь по таинству помазания являлся главным христомиметом — то есть подражателем Христовых мук, а государство являлось силой, удерживающей от всеобщего распада, всеобщей мятежевойны, то есть апостасии. Собирание народных стад в устойчивое государство вокруг ценности святости и утверждение бессмертия на фоне всепланетарной разрастающейся мятежевойны является деянием Спасения. Но за этим деянием спасения стоят и другие ценности, которые прочно усвоены русским народом у других европейских народов — это обращённость к правде-истине, важнейшей ценностной основе немецкого народа, идее братства — важнейшей ценности французского народа. Точно так же важна и идея исламских народов — идея силы, которая выступает обратной стороной идеи правды. Сила, сомасштабная правде, является важнейшим ценностным основанием взаимодействия с исламскими народами.
Но все подобным ценности и идеи существуют не в отчуждённом пространстве культуры, которое можно было бы рассматривать как некий мешок с набитыми знаниями, отодранными от человека и перенесенными на электронные носители. Все ценности конкретны, они являются срощенностью идеи и человека, его сознания и воли. Поэтому всех нас сегодня как никогда волнует вопрос о том, кто реализует эти ценности, в горизонте известного исправления вопроса Понтия Пилата, не что есть Истина, а кто есть Истина. Поскольку Истина — это конкретная сверхличность, Богочеловек. В горизонте Иисуса Христа, который «есмь путь, жизнь и Истина», каждый конкретный человек, остановившийся в своём развитии и самодовольный достигнутым — есть ложь. Именно поэтому для Союза Евразийских государств важно учение о Благородном муже, то есть о благородстве, культивируемом каждым человеком, независимо от его богатства и стратовой принадлежности. Золотые блёстки в крови благородного мужа кристаллизуются и выращиваются по мере его деяний. Поэтому так важна идея Достоинства, провозглашённая Его Святейшеством Патриархом Кириллом, которая является мерилом Благородства.
См. по теме:
1. Громыко Ю.В. Новая Большая Страна — 2
2. Громыко Ю.В. Новая Большая Страна — 3