ФОТО: Розовый цвет: под контролем хуситов. Цвет хаки: под контролем ООН. Зеленый цвет: под контролем сил Хади. Светлый сине-зеленый цвет (аквамарин): безопасный проход.
доктор Хасан Заид бен Акил
эксперт по вопросам стран Ближнего Востока и Персидского залива
Фактически в мае 1990 года не состоялось объединение между севером и югом Йемена (Аденом и Саной). То, что произошло в 1990 году это аннексия гражданских и военных и силовых учреждений Южного Йемена и присоединение к гражданским, военным и силовым учреждениям Северного Йемена. Именно поэтому они продолжали сохранять разные политические и идеологические доктрины и особенно военную доктрину, а также разные модели работы и уровень профессиональных компетенций в обеих частях Йемена. Эти различия с самого начала привели к разделению в лояльности среди государственных служащих и военнослужащих: верность северу (Сане) или верность югу (Адену), в добавок к существовавшей региональной, личной и племенной лояльности. Эти противоречия оставили свой негативный отпечаток в отношениях между двумя партнерами (в формировании йеменского единства), Всеобщим народным конгрессом и Йеменской социалистической партией, и создали между ними напряженность и политические кризисы, которые впоследствии переросли во враждебные разногласия — убийства, похищения и аресты лидеров и членов Социалистической партии и сотрудничавших с ними. Такая напряженная ситуация привела к войне 1994 г. За этой войной последовали репрессии против сотрудников служб безопасности, особенно южного происхождения, и сотрудников правительственных учреждений, лояльных Социалистической партии. Также они подвергались увольнению или раннему направлению на пенсию или аресту. Одним из наиболее опасных последствий войны (1994 г.) является то, что доктрина послевоенной безопасности стала характеризоваться личной преданностью, племенными отношениями и принадлежностью к региону. Кроме того, во время войны (1994) власти использовали группы джихадистских организаций (Аль-Каида и другие террористические организации). Так они боролись против выходцев с Юга, против лидеров и членов Социалистической партии и её союзников, как с неверными и неверующими. После войны предводители и участники этих джихадистских организаций были интегрированы в государственный аппарат, включая службы безопасности. В это же время граждане из Южного Йемена (2007 г.) начали забастовки, марши и мирные демонстрации в знак протеста против плохого обращения и неравенства с северянами в правах и обязанностях, которое пришло от центрального правительства в Сане, контролируемого только северянами. Действующая власть со своей стороны использовала против них эти гибридные силы безопасности, включая туда джихадистов (террористов), чтобы подавить протестующих против режима, участвующих в сидячих забастовках и мирных маршах.
Таким образом, деятельность этих служб безопасности (включающих джихадистские элементы) противоречит их обязанностям по защите прав и свобод граждан. Фактически, йеменские власти приняли решения о смене руководства органов безопасности в нескольких мухафазах (областях), но этого недостаточно, потому что реформирование аппарата безопасности обязательно требует реформирования политической системы в целом.
Официальные власти не смогли реформировать аппарат безопасности, что привело к увеличению требований по реформе политической системы в целом. Правительство прибегло к использованию этих сил безопасности, смешанных с джихадистами, чтобы снова подавить протестующих. Силы безопасности совершили при этом большое количество преступных действий, которые несовместимы с ценностями и принципами прав человека. Происходило избиение людей, подавление свободы собраний и выражения мнений, совершались политические аресты журналистов и активистов. Эти нарушения создали атмосферу страха и привели страну к циклу репрессий и протестов до революции февраля 2011 года, которая потребовала свержения президента Салеха и его режима.
Власти использовали чрезмерную силу, в результате чего государственный аппарат утратил способность контролировать ситуацию до тех пор, пока Йемен не превратился в несостоятельное государство (failed state), неспособное принимать публичные решения и выполнять их, а также не предоставлял разумный уровень общественных услуг для населения. Эта негативная ситуация превратила правящую и племенную элиту, которая взяла верх, в категорию мафиозных банд и организаций, лояльность которых проявляется к тем, кто платит больше всего и кому гарантируются для них власть, влияние и социальный статус в их соответствующих регионах. Йеменская элита осознает желания внешних держав, особенно Саудовской Аравии и ОАЭ, которые хотят верности йеменской элиты им, а не родине. Они вынуждают их не признавать интересы Йемена и йеменцев. Народ Йемена ничего не значит для политической и племенной элиты, пока их фермы производят кат и оружие остается в их руках.
После февральской революции 2011 года в Йемене начался хаос. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива вмешался в ситуацию и предложил 3 апреля 2011 проект политического соглашения называемый «Инициатива Персидского залива», который фактически отменял конституцию. Инициатива Персидского залива стала считаться практически конституцией для управления страной. В соответствии с ней президентом Республики 12 февраля 2012 года стал Абд Раббо Мансур Хади.
22 января 2015 года хуситы посадили президента Хади под домашний арест, после чего Хади подал в отставку в
Хади выступил с заявлением о том, что «все решения, принятые властями с 21 сентября 2014 года, являются недействительными и незаконными», начиная со дня, когда хуситам удалось занять правительственные здания в Сане и установить контроль над ними, а именно соглашение «Мир и партнерство». Хади призвал к созыву «Комиссии по национальному диалогу» в Адене или Таизе. Хади подтвердил свою приверженность Инициативе
Йемен ещё больше скатился к войне, особенно после того, как получила контроль группировка Ансар Аллах (Ансарулла), лояльных Ирану, над двумя важными городами на юге Йемена: Таиз и Аден. Президент Хади обратился к международному сообществу с просьбой защиты и военного вмешательства. Совет Безопасности ответил на призыв президента Хади и издал резолюции в поддержку президента Хади. Под прикрытием этих ооновских резолюций началось нападение на Йемен. Соединенные Штаты, Европейский Союз и ряд арабских стран осуществили вмешательство во внутренний конфликт Йемена. Были проведены военные нападения под названием операция «Решающий шторм» (Storm of Resolve). Затем название было изменено на «Возвращение надежды» (Arabic Rehabilitation of Hope). Эти военные действия стали причиной катастрофического гуманитарного кризиса в Йемене. Военные действия начались с санкции Совета Безопасности ООН, включая резолюцию № 2216 (апрель 2016 года), по которой Россия воздержалась при голосовании. Россия ожидала трагедий, которые последуют за этими резолюциями. Коалиция использовала юридический и законодательный характер этих резолюций ООН для уничтожения самых бедных стран на Ближнем Востоке. Гуманитарный кризис вызвал серьезные проблемы в стране. Военные действия в последние годы уничтожили тысячи людей. К сожалению, политические реалии показывают, что вероятность наступления мира на этой территории в ближайшее время очень мала.
Гражданская война в Йемене вскоре была названа «Забытой войной», когда международное сообщество перестало обращать внимание на войну, продолжающуюся в этой ближневосточной стране. Но после того, как гражданская война в Йемене зашла в тупик в 2018 году, чему предшествовал провал всех мирных переговоров, включая кувейтские переговоры и Женевские переговоры, которые проходили под эгидой Организации Объединенных Наций. Вскоре поражение ожидает и последний Специальный посланник ООН по Йемену Мартина Гриффитс, если он не установит другой подход. Отличный от того, которого он придерживается сейчас. Так как этот подход — надежное основание для длительной войны в Йемене. Это совсем не то, чего хотим мы, йеменцы, и миролюбивое международное сообщество. Все попытки Организации Объединенных Наций потерпели неудачу из-за незнания ее институтами и посланниками характера конфликта и корней йеменского кризиса. Это является главной причиной их неспособности обеспечить успешное урегулирование йеменского кризиса.
Началась гражданская война в Йемене после того как Ансар Аллах (группировка шиитов-зейдитов) заняла города Таиз и Аден, в которых все жители являются приверженцами ислама суннитского толка. Шииты-зейдиты являются крупнейшим меньшинством на севере страны (бывшая Йеменская Арабская Республика). Эти шиитские-зейдитские племена несколько раз сражались с суннитскими племенами за влияние и власть. Великобритания участвовала в некоторых из этих сражений в знак солидарности с суннитскими племенами в Далеа и Байде. Мы также знаем, что все правители Саны до и после революции всегда были сторонниками шиитских-зейдитских племен. В Сане не может быть принят в качестве правителя представитель суннитских племен. Когда пришел президент Хади (правда, он не был значимой фигурой суннитских племен), но он считался выходцем оттуда.
Племена шиитов-зейдитов открыто не отвергали Хади, но он был нежелателен для них. И в конце концов, шиитские Ансарулла захватили столицу Йемена Сана, поместили президента Мансура Хади под домашний арест, а затем Хади бежал в Аден. Начались столкновения в этих южных городах между Ансарулла и силами президента Мансура Хади. Они одержали победу над президентом Хади, после чего он бежал в Саудовскую Аравию. Масштабное вмешательство Эр-Рияда (с его союзниками) началось с авиаударов. Это было сделано для установления контроля над хуситами и возвращения Хади в Аден, но гражданская война между силами хуситов и президента Хади продолжалась и становилась все более ожесточенной день ото дня. К сожалению, гражданская война в Йемене до недавнего времени называлась «забытой войной», несмотря на весь ужас и жестокость этой войны.
2 октября
Основными игроками в йеменском кризисе являются: на региональном уровне — Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Катар и Турция, на международном уровне — Америка, Великобритания, Франция. Они представляют собой широкий круг игроков на международном и региональном уровнях. Такое количество мешает, и будет продолжать мешать деятельности представителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в Йемене. К этому также добавляются проблемы, с которыми сталкивается представитель Генсека ООН. Одной из главных проблем является гетерогенность сторон конфликта внутри страны (йеменских), и то, что этот конфликт связан с распределением власти и определением желаемой политической системы, где каждая сторона стремится получить свою долю власти. Эта ситуация не нова для Йемена. Стоит только вспомнить разногласия между президентом Абдель Рахманом Арьяни и племенными шейхами (классовая олигархия) и военным руководством в 1967 году и последующие события, начиная с отставки тогдашнего премьер-министра Ахмеда Мохаммеда Номана и затем отставки президента Арьяни и подготовки к восстанию или так называемой «войне центральных регионов». Восстание Национально-демократического фронта (National Democratic Front Rebellion), которое началось 26 июня
Здесь нам стоит спросить Мартина Гриффитса, заключается ли миссия ООН в развертывании своих войск для предотвращения столкновений и открытия безопасных коридоров? Чтобы порт Ходейда был под международной эгидой? Чтобы обеспечить прибытие помощи из порта Ходейды в города и деревни, которые в этом нуждаются? Если это так, то силы ООН приемлемы на территории Йемена, потому что число наблюдателей ООН, согласно соглашению, малочислено, столько же, сколько пальцев на руке и без оружия. На данный момент нет никакой опасности в размещении международных сил в Ходейде. Но, когда было невозможно установить контроль и реализовать Шведскую конвенцию, нужно ли было увеличивать число международных наблюдателей? В настоящее время их число превысило утвержденные в Стокгольме договоренности, которые определяли размещение символических надзорных наблюдателей. Но самое опасное состоит в том, что если Шведская конвенция не будет выполнена (много в ней расплывчато и неясно и может быть истолковано по-разному) каким-либо образом, ООН может увеличить число наблюдателей и издать обязательную резолюцию ООН по седьмому пункту для выполнения Шведской конвенции, чтобы в последствии йеменское побережье оказалось под международным контролем. Тогда обе стороны (хуситы и законные власти) потеряют контроль над побережьем. Со временем под эгидой международных сил в Ходейде может быть установлена мандатная система, а затем и вовсе они могут колонизировать этот регион, и он утратит национальный суверенитет.
Встреча в Швеции в целом прошла позитивно, если мы примем ее в качестве предварительного шага к всеобъемлющему политическому урегулированию. Мы надеемся, что эти решения будут сопровождаться жесткими санкциями против тех, кто не соблюдает прекращение огня, в добавок отменят все предыдущие международные резолюции, которые придают законность агрессии против страны-члена Организации Объединенных Наций (как суверенный Йемен). И признание того, что конфликт в Йемене — это йеменско-йеменский конфликт. Взаимопонимание, достигнутое в Стокгольме, это шаг к миру. Я советую международному посланнику ознакомиться с историей конфликта в Йемене в современную эпоху и обратить внимание на все стороны конфликта в Йемене — их три в соответствии с географическим положением: север, центр и юг.
Более подробно см. статьи Хасана Заида бен Акиля на
- Прекращение огня во всех частях Йемена. Признайте, что то, что происходит в Йемене это гражданская война, которая началась в 1994 году и становится всё более серьезной с 2015 года. Признайте, что ситуация окончательно зашла в тупик после резолюций Совета Безопасности ООН, которые узаконили нарушение национального суверенитета и уничтожение всего экономического, культурного устройства и даже йеменского народа. Поэтому все эти несправедливые решения и вмешательство в дела Йемена должны быть отменены. Необходимо запретить соседним странам, в частности странам Совета сотрудничества стран Персидского залива и Ирану, вмешиваться в дела Йемена.
- Выход из объединения, т.е. разделение Йеменской Арабской Республикой и Народной Демократической Республикой Йемен. Ведь то, что было объявлено 22 мая 1990 года не было объединением двух государствах, а всего лишь аннексией гражданских и военных и силовых учреждений Южного Йемена для присоединения к гражданским, военным и силовым учреждениям Северного Йемена, несмотря на существующие различия между двумя системами, сохраняющиеся в объединенном государстве.
В результате этих разногласий начался политический конфликт между, так называемыми, компонентами подразделений с первого года работы подразделений. Конфликт выражался в маршах, демонстрациях, митингах и конференциях. Их начали проводить с 9 октября 1991 года, последний из них был 12 мая 1992 года. Всего было 11 митингов и собраний. Люди протестовали против ухудшающейся ситуации в сфере безопасности, насилия и политического терроризма, против политических убийств и ухудшения политических и экономических условий жизни. И не забывайте также, что в этот период между правящими партиями возникли разногласия по вопросам интеграции вооруженных сил и применения закона «О политических партиях». Эти различия возникли потому, что национальное объединение не было сделано правильно. Страны были соединены только лишь, чтобы удовлетворить пожелания президента Али Абдаллы Салеха и Али Салема Аль-Бида, а не в результате своевременного реагирования на внутренние и внешние перемены. Чтобы не усугубить отношения между двумя противоположностями и полностью потерять Йемен, необходимо сначала их разъединиться, и каждая часть должна сначала устроить свой внутренний дом, а потом думать о национальном единстве.
- Следует признать, что жители центрального региона Йеменской Арабской Республики сунниты, и они страдают от угнетения и несправедливости со стороны выходцев из Северного Йемена — шиитов-зейдитов. Они начали поиски путей отделения от зейдитского севера после конференции в Джабле 1968 года, но, к сожалению, людям пришлось бежать из центрального региона Йеменской Арабской Республики на юг. А в южной части они начали притеснять южан также, как шииты-зейдиты действовали против них на севере — репрессии и преследования. Поэтому мы считаем, что мы должны поддержать их в создании своего независимого политического образования в Центральном регионе Арабской Республики Йемен.
4. Необходимо позаботиться о безопасности Королевства Саудовская Аравия. Отношения Йемена и Саудовской Аравии должны определяться договорами, которые удовлетворяют обе стороны. Без вмешательства во внутренние дела друг друга.
См. также статьи автора по данной теме:
1. Йемену нужны «Московские мирные переговоры»? Межйеменский диалог нуждается во внешней поддержке (Интервью Маргарите Князевой) // ИА REGNUM //
2. Хасан Заид бен Акил: Конфликт в Йемене далек от завершения. Эксперт рассказал об основных противоборствующих сторонах и истоках их разногласий // ИА REGNUM //