Информационное агенство REXАзербайджан закупил у России военной техники на не менее чем $700 млн., а возможно, и около $1 млрд, оценивает источник в российском Минобороны. Это не первый крупный пакет оружейных контрактов России и Азербайджана. В 2010-2011 гг. были заключены и практически выполнены контракты на поставку азербайджанским вооруженным силам и другим силовым структурам двух дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-2МЭ», 60 транспортных вертолетов Ми-17 и 24 ударных вертолетов Ми-35М на общую сумму почти в $3 млрд.

ИА REX: Что стоит за поставками в Азербайджан оружия из России?

Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты «Служу Отечеству»:

Поставки российского оружия в Азербайджан — часть большой геополитической игры. В эту же линию укладывается и решение территориальных вопросов (они были урегулированы в 2010 году, но лишь сейчас дали и себе знать). Стоит обратить внимание на то, что в ходе волнений в Турции появлялись плакаты, призывающие к отставке президента Азербайджана Алиева. Все это происходит на фоне попыток Азербайджана надавить на Армению по вопросу о Нагорном Карабахе с использованием «энергетического рычага» — Баку готово поставлять Еревану энергоресурсы почти вдвое дешевле, чем Россия и Иран, если Армения откажется от претензий на Нагорный Карабах. Разумеется, такая постановка вопроса не может привести в положительному ответу.

Для того, чтобы реально оценить, что стоит за поставками российского оружия в Азербайджан, надо проанализировать ряд взаимосвязанных событий, укладывающихся в параллельные цепочки:

— События в Сирии — события в Турции — ситуация в Азербайджане (в привязке к предстоящим президентским выборам)

— Передача Россией части земель Дагестана Азербайджану — движение за «Свободный Лезгистан» — выборы президента Азербайджана

— Ситуация в Сирии — ситуация в Иране — попытки Азербайджана заявить претензии на иранские территории (Южный Азербайджан)

— Продвигаемая Турцией идея создания «Османского Халифата» под эгидой идеи создания пантюркистского сообщества — альтернативная идея создания «Свободного Лезгистана» в рамках России — претензии Ирана на лидерство в исламском сообществе на Ближнем Востоке и Каспийском регионе

— проект «Большой Ближний Восток» — проект «Большая Центральная Азия» — раскачивание России в сторону конфедеративного устройства — раздел Китая на автономии (Синьцзян, Внутренняя Монголия, Тибет и т.д.).

Все это звенья одной цепи, достаточно лишь проанализировать происходящие события, чтобы сделать вывод. И тогда станет понятно, почему Россия поставляет оружие Азербайджану. Россия не «за» и не «против», у нас нет ни друзей, ни врагов, есть лишь партнеры и конкуренты, которые в любой момент могут поменяться местами.

Али Гаджизаде, политолог (Азербайджан):

Начнем с того что никаких санкций запрещающих Азербайджану закупку оружия не существует, и Азербайджан пользуясь своим правом на самооборону занимается укреплением своей армии и обороноспособности страны. Для страны находящейся в недружелюбном окружении вопрос обороноспособности всегда стоит в числе приоритетов.

Учитывая все вышесказанное, считаю, что ничего необычного в оружейных сделках нет. Нужно также учесть и тот момент, что Россия никогда не брезговала такими вещами как снабжение оружием обеих воюющих сторон, Азербайджан и Армения в этом плане для России ни исключение (вопреки клятвам о вечной дружбе). Говоря о гонке вооружений в регионе, господин Колеров почему-то забывает отметить, что Россия является генератором этой гонки. Что касается вопроса связанного с якобы имевшими место территориальными уступками Азербайджану, со стороны России думаю, это совсем другая тема, не имеющая прямого отношения к оружейным поставкам.

Под конец господин Колеров в интервью «Что стоит за поставками в Азербайджан оружия из России?» использовал интересную фразу: “Россия не может остановить тех, для кого война — способ дополнительной легитимации своей власти” – на которой я хотел бы остановиться. Если проанализировать внутриполитическую ситуацию в обеих странах (Азербайджан-Армения), то можно сделать достаточно интересный вывод, касательно вопроса кому нужна война для легитимации своей власти. А нужна она тем, у кого власть слаба, либо постоянно сталкивается с проблемами (экономика, демография, политические неудачи) которые, решать не в силе соответственно война в краткосрочной перспективе может сыграть им на руку.

Грант Микаэлян, политолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения):

На мой взгляд, политику тут если и можно найти, то лишь в качестве второстепенного фактора. Основным является бизнес-интерес российского ВПК и соответственно Российского государства, поскольку ВПК одна из экспортноориентированных отраслей и здесь Россия держится на высоком технологическом уровне. Однако эти поставки вряд ли способны нарушить баланс сил в регионе, поскольку Армения получает по льготным расценкам вооружение от России в рамках ОДКБ, в котором Армения состоит, а Азербайджан — нет, а также несколько устаревшее вооружение с российской военной базы в Гюмри, которое потом обновляется и вводится в строй. Таким образом, баланс нарушить эти поставки не смогут, если конечно они не будут такими же объемными, и не будут носить постоянный характер. В Армении нередко поставкам российского вооружения в Азербайджан придают политическое значение, однако Россия старается этот фактор нивелировать поддержкой Армении. Повторюсь, мне за этими поставками видится бизнес-проект российского ВПК.

Александр Собянин, политолог, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества:

Я категорически отвергаю, какую бы то ни было корреляцию между впечатляющими поставками самого современного оружия на $1 млрд. и вопросом выборов, на которых может состояться «оранжевый бенефис турецкого, сирийского или ливийского разлива» в исполнении срочно собирающего все прозападные силы Национального совета демократических сил. Поставки оружия Азербайджану — решительная и продуманная позиция России, в решении о масштабных поставках оружия Казахстану, Таджикистану, Армении и Киргизии.

Речь идет об обеспечении собственной национальной безопасности России. Лишь сильные в военном отношении страны смогут реально противостоять валу «арабских» революций, и вектор движения этого «геополитического шторма» — Каспийско-Среднеазиатский регион». Возможное свержение Эрдогана и неминуемый дальнейший распад Турции на несколько самоуправляемых нестабильных зон угрожает своими последствиями лишь Украине, Грузии, Азербайджану и Ираку. Для безопасности России критично удерживать действующие режимы в Сирии, Иране, Азербайджане, Таджикистане и Киргизии, вне зависимости от состояния двусторонних отношений.

Если с чем и проводить взаимосвязь, то с резко проснувшимся в США вниманием к Азербайджану, что недвусмысленно обозначено статьей директора разведывательно-аналитической компании Stratfor Джорджа Фридмана «Geopolitical Journey: Azerbaijan and America» 11 июня этого года. Цена вопроса стабильности в Азербайджане гораздо выше цены вопроса электоральных махинаций.

 

Гаджизаде Али , Микаэлян Грант, Собянин Александр, Тимофеев Александр

Опубликовано: ИА REXhttp://www.iarex.ru/interviews/37912.html