Изборский клуб

29 января прошла презентация журнала «Изборский клуб» и его первого номера, центральной темой которого стала стратегия «Большого рывка». И место, Президентский зал Российской академии наук, и время проведе­ния этой акции: сразу после «президентского доклада» группы экспертов-экономистов во главе с академиками О.Н.Богомоловым и С.Ю.Глазьевым, — располагали к серьёзному, обстоятельному разговору.Репортаж с места события и выдержки из нового доклада Изборского клуба «Военная реформа как составная часть Концепции национальной безопасности России», который будет опубликован в февральском выпуске журнала «Изборский клуб», мы предлагаем вниманию наших читателей.

В конце прошлого года в высшем руководстве Министерства обороны РФ, лишний раз подчеркнули необходи­мость выработки российским государством и российским обществом целостной, системной и адекватной — не только в текущих условиях, но и на перспективу ближайших 30-50 лет — национальной концепции безопаснос­ти, в том числе её военной составляющей.

Ни в коей мере не претендуя на его критическое переосмысление и переработку, мы, группа экспертов, объе­динившихся под эгидой патриотического Изборского клуба, тем не менее, считаем крайне желательным нача­ло работы в данном направлении, поскольку глобальная геостратегическая ситуация в современном мире раз­вивается стремительно и во многом неожиданно, а неадекватная оценка вызовов и угроз для национальной бе­зопасности РФ может повлечь за собой неадекватные действия с катастрофическими последствиями.

Современная и будущая система безопасности России в первую очередь зависят от адекватности действий российского руководства в оценке внешних и внутренних угроз, системного и продуманного подхода к военно­му строительству, а также выверенной внутренней социально-экономической политики, не допускающей соци­альной дестабилизации общества и деградации населения.

Геополитические представления 90-х годов, исходившие из тезиса об отсутствии у России «внешнего противни­ка» и провозгласившие стратегию односторонних внешнеполитических уступок, «уклонения» от прямых вызо­вов, что рано или поздно убедит Запад в нашем миролюбии и вынудит его принять Россию как равного партнё­ра в клуб «цивилизованных стран», показала свою полную несостоятельность.

Мы живём в быстроизменяющемся динамичном мире, в период нисходящей, кризисной волны мировой эконо­мики, которая провоцирует геостратегическую напряжённость в различных регионах планеты, в том числе — и по периметру границ России. За прошедшее двадцатилетие целый ряд государств, граничащих с РФ, явно обозначил разного рода претензии к нашей стране: от сугубо экономических до территориальных. Многие из та­ких претензий могут в будущем спровоцировать конфликтные ситуации и попытки их разрешения силовым пу­тём.

Основные стратегические внешние угрозы для РФ сегодня, как и прежде, исходят от США и стран Запада, ко­торые не заинтересованы в восстановлении нашей страны как «центра силы» глобального значения, а потому проводят политику, направленную на ослабление России, оттеснение её к периферии мирового сообщества и фиксацию её статуса как источника сырья и мировой свалки отходов.

При этом США и их союзники используют — с целью достижения решающего военно-стратегического превос­ходства над Россией — концепцию «мягкой силы», предусматривающую системное комбинированное воздей­ствие трансформационных, информационных и деформационных действий. Одной их ключевых политико-дип­ломатических технологий разрушения нашей страны является навязывание ей несбалансированных соглаше­ний по сокращению стратегических ядерных ракет и тактического ядерного оружия. В свете этого следует с особой осторожностью подходить к подобным переговор- но-дипломатическим предложениям Запада.

Обороноспособность России должна обеспечиваться внешнеполитическими действиями. Определяющую роль должно сыграть позиционирование политического руководства страны в нарастающем стратегическом противостоянии США и КНР. Это противостояние дает России дополнительный диапазон для стратегического маневра, позволяет оперативно варьировать свои отношения с каждым из указанных глобальных «центров си­лы» в зависимости от конкретных геостратегических, в том числе военно-политических, обстоятельств, но при этом требует от России совершенствования и укрепления Стратегических ядерных сил как главного фактора, обеспечивающего национальный суверенитет.

Войны ХХI века характеризуются многообразием форм и способов развязывания вооруженного конфликта, а также заблаговременным — задолго до начала боевых действий — нанесением максимального ущерба про­тивнику с помощью «организационного оружия», этого ноу-хау современной войны. Что предполагает прежде всего дистанционное и «бесконтактное» нарушение функционирования структур управления атакуемой страны, инициирование раскола её политических элит, нарушение в этой стране социальной стабильности за счёт соче­тания подрывных пропагандистско-психологических, экономических и специальных операций.

Фаза боевых действий характеризуется скоротечным характером сражений, стремлением в максимально корот­кие сроки нанести неприемлемый ущерб системам управления и военной инфраструктуре противника, ведени­ем боевых действий как на всю глубину фронта, так и «по вертикали»: в воздушном и космическом пространст­ве. Технологически развитые армии стремятся к ведению боевых действий дистанционно, без прямого сопри­косновения с противником. Поэтому приоритет сегодня отдаётся развитию средств разведки, автоматического управления и высокоточного вооружения, как средству реализации преимущества в объёме и качестве получа­емой информации, а также в сроках её обработки и использования.

Сегодня наша страна во многом утратила тот геостратегический потенциал, включая его военно-промышлен­ную, научно-технологическую, мобилизационную и информационно-финансовую составляющие, которого до­стиг СССР в 80-х гг. прошлого столетия для «прямого» ответа на существующие угрозы. И это обстоятельство требует от политического руководства страны выработки нестандартных, асимметричных подходов, использо­вание которых позволит парировать эти угрозы при затрате гораздо меньших экономических и финансовых уси­лий.

Необходимо признать, что военная структура, доставшаяся России в наследство от СССР, оказалась практиче­ски полностью демонтирована в ходе первого этапа Военной реформы 2008-2012 гг. Проведённые в рамках данной реформы меры во многом носили хаотичный, непродуманный характер и не привели к качественному улучшению наших Вооружённых Сил, а по ряду параметров привели к их деградации. Возврат к старой струк­туре теперь едва ли возможен, поскольку потребует финансовых затрат, намного превосходящих реальные возможности нашей страны. Поэтому сегодня является жизненно необходимым проанализировать предыду­щий период, определить приоритеты военного строительства, уточнить военную доктрину, сделав её более кон­кретной и политически обоснованной, и уже на основе проведенного анализа сформировать план дальнейшей реформы, обсудить его в военно-научном и экспертном сообществе и утвердить его на Совете безопасности РФ. Представленный доклад следует рассматривать как один из первых шагов в данном направлении.

Сегодня стала очевидной настоятельная необходимость конкретных мер по ограничению влияния фактора вне­запности на принимаемые политические решения. Это мог бы быть замкнутый на верховного главнокомандую­щего Вооруженными силами Российской Федерации центр кризисного предупреждения и анализа военно-поли­тической обстановки, который бы осуществлял постоянный мониторинг угроз национальной безопасности Рос­сии и осуществлял бы постоянное информирование политического руководства по связанному с данной темой кругу проблем.

Назрела необходимость создания в составе ВС РФ новых родов войск и структур:
— Командования и Сил специальных операций (ССО): полноценного наступательного рода войск, до настояще­го момента, отсутствовавшего в полном, законченном виде в структуре Вооруженных сил России;
— Войск радиоэлектронной борьбы, поскольку в условиях качественного и количественного роста автоматизи­рованных средств управления, насыщения войск вероятного противника электронными системами связи и об­мена информацией необходимость развития средств РЭБ выходит на новый уровень;
— Агентства по информационно-сетевому противоборству и информационным операциям как структуры, осуще­ствляющей информационное сопровождение действий армии, а также пропагандистские, контрпропагандист­ские и иные активные операции в мировой сети Интернет и медиапространстве.

Необходима реформа мобилизационной системы и создание Национального военного резерва. Армия, не име­ющая резервов, не способна одержать победу в современной войне.

Создание новых видов оружия, совершенствование боевой техники и вооружения, НИОКР в военной сфере — это не только укрепление существующих Вооружённых Сил, но и возможность прорыва к технологиям двойно­го назначения, соответствующим переходу к Шестому глобальному технологическому укладу. Потенциально — это локомотив, способный вытащить российскую промышленность и экономику на новый уровень. В данной связи важнейшее значение приобретает эффективная деятельность создаваемого Фонда перспективных иссле­дований, способного объединить работу учёных и запросы военных.

На сегодня особого внимания заслуживают исследования и разработки:
— дистанционно управляемых автоматизированных устройств, имитирующих физическую, речевую и даже ин­теллектуальную деятельность человека — роботов;
— дистанционно управляемых и автономных беспилотных летательных аппаратов различных функций и назна­чения;
— систем разведки, связи, коммуникаций и управления, их элементной базы, соответствующих алгоритмов, математического и программного обеспечения;
— средств вооруженной борьбы, основанных на новых физических принципах и эффектах (дистанционное зон­дирование ионосферы Земли, геофизическое и климатическое оружие и пр.).

Центральным механизмом комплексного деструктивного воздействия на Россию, вплоть до расчленения стра­ны, будет и впредь оставаться «оргоружие» с прямым воздействием на процесс политической стабильности и на выработку и осуществление финансово-экономической стратегии, которую будут усиленно подталкивать в сторону раздувания социальных и прочих внутренних конфликтов по типу ситуации СССР в конце 80-х гг. ХХ столетия. Такому же воздействию будет подвергаться и линия на военное строительство и военную реформу. Все это требует от высшего политического руководства выработки и осуществления крайне выверенного курса управления страной.

У России сегодня есть уникальный исторический шанс провести реальную масштабную реформу своих Воору­жённых Сил, вывести их на качественно новый уровень и оснастить самыми современными техникой и воору­жением. Создание таких Вооружённых сил в сочетании с энергичным политическим руководством, выверен­ной и сбалансированной внешней политикой станет весомым ответом на вызовы XXI века.

Проведение предыдущего этапа военной реформы было отдано в руки узкой группе бывшего военного руко­водства, а потому критически зависело от степени компетентности всего нескольких лиц. В подобных условиях избежать ошибок и серьёзных просчётов было делом принципиально невозможным. Поэтому, на наш взгляд, настоятельно необходима комплексная профессиональная, общественная и общегосударственная экспертиза проведенных преобразований. Для этого предлагается сформировать межведомственную экспертную комис­сию, в которой необходимо собрать авторитетных военных учёных, политологов, военных экспертов, которым поручить оценку уже проведённых преобразований и подготовку предложений по коррекции дальнейших дейст­вий в рамках военной реформы. Несекретная часть их работы должна быть вынесена на общественное обсуж­дение, после которого компетентные государственные органы с учётом высказанных мнений примут оконча­тельное решение.\

 

О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ

В рамках работы этой комиссии следует считать одним из ключевых вопросов внесение предложения о коррек­ции военной доктрины. Существующая военная доктрина носит весьма расплывчатый и общий характер, а по­тому не позволяет эффективно готовить Вооружённые силы России к нейтрализации и отражению вероятных уг­роз, так как сами эти угрозы определены условно и неточно. Необходимы четкие задачи, поставленные выс­шим руководством страны для практических шагов в этом направлении.

 

О ГЕНЕРАЛЬНОМ ШТАБЕ

Одним из важнейших элементов коррекции Военной реформы должно стать восстановление нормального функ­ционирования главного органа стратегического управления Вооружёнными силами — Генерального штаба. Се­годня Генштаб из органа стратегического военного управления, планирующего строительство и способы приме­нения Вооруженных сил страны, по сути, превратился в диспетчерский пункт по управлению жизнью и деятель­ностью войск, который вынужден заниматься буквально всем: от расписания полётов военно-транспортной авиации до контроля за расходованием материальных средств в частях. Необходимо освободить Генштаб от несвойственных ему задач по повседневному руководству войсками, передав их видам Вооруженных сил и родам войск.

 

О СИЛАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Очевидно, что в рамках сегодняшних Сухопутных войск необходимо иметь гибкую структуру, сочетающую в себе достоинства всех ранее существовавших организаций и чётко увязать её задачи со всем комплексом ве­роятных военных угроз. Так, против технически оснащенного противника, располагающего современными мощными вооружёнными силами, необходимо использовать проверенную временем дивизионно- полковую структуру. А на тех направлениях, где нам противостоит противник качественно более слабый, или для опера­ций по парированию террористической угрозы вполне оправданно формировать и использовать бригады.

 

О ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В рамках оценки прошедшего этапа Военной реформы необходимо внимательно изучить ситуацию с военным образованием и решить, насколько необходимыми были слияния военных вузов в огромные учебно-научные центры? Какова эффективность этих слияний?

Очевидно, что военные училища необходимо возвращать видам Вооруженных сил, для которых они, собствен­но, и готовят кадры. Четыре года их отдельного существования в статусе департамента образования Министер­ства обороны РФ показали серьёзную деградацию военного образования, его отрыв от нужд войск.

Необходимо также выяснить, насколько обоснованными и продуманными были решения о реформировании Во­енной академии Генерального штаба ВС РФ, Академии ВВС им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, Военной ака­демии им. М.В.Фрунзе, Академии ВКО им. Г.К.Жукова?

 

ОБ АУТСОРСИНГЕ И ТЫЛЕ

В пунктах постоянной дислокации войск система аутсорсинга тыла себя вполне оправдала, поскольку она раз­гружает солдат от хозяйственных работ и нарядов, — но только при условии отсутствия коррупционной состав­ляющей (которая присутствует почти везде). Однако на полевых занятиях, учениях, а, тем более, в боевой об­становке, система аутсортинга работать не способна, что было выявлено практикой последних четырех лет. Особенно острой является ситуация с ремонтом и восстановлением техники. Проведенные в Центральном во­енном округе экспериментальные учения показали, что «Спецремонт» (компания холдинга «ОборонПром», отве­чающая за ремонт и обслуживание техники) не может ремонтировать технику в поле, а тем более — эвакуиро­вать её из-под огня.

В настоящее время у нас отсутствует адекватный анализ причин геостратегического поражения СССР в 80-е годы, нет соответствующей имитационной модели и даже необходимого понятийного аппарата. Казалось бы, в любом случае, такой системный, многофакторный анализ должен был стать одной из главных задач Совета бе­зопасности РФ. Но не стал. Хотим мы того или нет, но надо констатировать, что из геостратегического пораже­ния Советского Союза так и не были извлечены соответствующие уроки. Поэтому повторение российским руко­водством многих фатальных ошибок «перестройки» 80-х годов практически неизбежно.

В нынешней ситуации глобального системного кризиса важнейшее значение имеет фиксация понятия «победа» в рефлексивной системной войне. Цель «победы» в такой войне для военно-разведывательной элиты США за­ключается в том, чтобы использовать все основные ресурсы потенциального противника (России) с целью реа­лизации собственной долгосрочной политико-экономической стратегии.

С этой точки зрения, ракетно-термоядерная война, в принципе неприемлемая с разных точек зрения, становит­ся возможной только на финальной стадии развития целенаправленной «конфронтационной спирали» и только в случае потери управляемости такой «спиралью». Поскольку термоядерное столкновение станет конечным пора­жением для всех участников, то одна из главных задач рефлексивной системной войны — добиться стратеги­ческого выигрыша как можно на более ранних стадиях развертывания конфронтационной спирали.

Поэтому, рассуждая об угрозах «малых» и «больших» войн, необходимо понимать, что это будут не привычные войны традиционного типа, где основную роль играло деформационное воздействие на противника, прежде всего через массированное применение средств вооружённой борьбы (ракет, авиации, танков и проч.), а воен­ная победа достигалась победой в сражении или кампании. Это будет системная совокупность сложных проце­дур и технологий трансформационного и информационного воздействия на управляющие центры противника, которая лишь на конечном этапе — и то далеко не всегда — предполагает высокоинтенсивное применение «обычных» вооружённых сил. То есть, война против России в XXI веке своим обязательным этапом будет иметь вариант «холодной войны» 80-х годов, однако с гораздо более драматическими последствиями для проиграв­шей стороны.

Очевидно, что в ходе целой цепи войн последнего двадцатилетия, где принимали участие вооруженные силы США, включая силы специальных операций (ССО), отрабатывались новые подходы и совершенствовались но­вые способы ведения войны. В результате именно США являются сегодня обладателями наиболее передовой военно-стратегической концепции.

«Войны нового типа» в исполнении США характеризуются многообразием форм и способов развязывания во­оруженного конфликта, приоритетом систем разведки, управления и высокоточного поражения, использующих преимущества в получении, обработке и реализации полученных данных в реальном масштабе времени, высо­команевренным, вплоть до бесконтактного, ведением боевых действий на всю глубину фронта, а также «верти­кальностью» — перемещением в воздушное и космическое пространство.

При этом США стремятся максимально исключить применение своими противниками ядерного оружия и дру­гих видов оружия массового поражения, поскольку демографический порог «неприемлемого ущерба» для их вооруженных сил чрезвычайно низок и исчисляется на уровне от десятков тысяч (в случае «локальной войны») до миллиона (в случае «большой войны») человек…

 

Опубликовано: ЖЖ генерал-майора Сергея Алексеевича Канчуковаhttp://kanchukov-sa.livejournal.com/577049.html