Окно в ВТО Казахстан прорубает через РоссиюФОТО: www.kursiv.kz

Опубликовано: Курсив.kz13.11.2013.

Предложение Нурсултана Назарбаева о поддержки Россией казахстанской заявки в ВТО пока не нашло ответной реакции в Кремле, эксперты, говорят, что ответ из Москвы рано или поздно должен последовать.

С того момента, когда казахстанский лидер во время заседания Евразийской экономической комиссии предложил России вести переговоры о вступлении Казахстана в ВТО прошло больше полумесяца, но пока никто из официальных лиц в Москве на этот призыв Назарбаева не ответил.

«Мы сейчас уперлись в стену. Шли в фарватере с Россией, поддерживая ее уровень защиты, а сейчас встали. Единственная возможность — вместе создать российско-казахстанскую делегацию и с ЕС, и Америкой, которая не пускает нас в ВТО, вести переговоры», — сказал глава государства, выступая во время заседания в Минске.

При нынешнем уровне защиты, который сейчас предложен в ВТО, Казахстан не сможет взаимодействовать с Россией в рамках Таможенного союза.

«Поэтому нам надо вместе с Россией создать группу и вести переговоры по изменению уровня защиты Казахстана при вступлении в ВТО», — предложил Назарбаев

Эксперт Казахстанского института стратегических исследований Дария Мухамеджанова напомнила, что первый вице-премьера РФ Игорь Шувалов, определил современную ситуацию со вступлением Казахстана в ВТО, следующим образом: « Казахстан оказался в роли заложника, через которого Запад ведет переговоры с Россией». Она отметила, что оказывая давление на Казахстан, западные партнеры пытаются выйти на российский рынок с новыми условиями, менее выгодными для рынка стран Таможенного союза, чем те, на которых вступила в ВТО Российская Федерация.

«С 22 августа 2012 года пакет тарифных договоренностей Российской Федерации с ВТО стал частью правовой системы Таможенного союза. Россия в целом добилась от организации относительно продолжительного переходного периода и ряда, выгодных для национальных производителей условий вступления в ВТО. В частности по таким товарам как сельхозтехника, автомобили, самолеты, вертолеты. Запад требует от Казахстана   уменьшения  таможенно-тарифной защиты для этих товаров, в частности тот же Шувалов говорил,  что хотя казахстанский рынок важен сам по себе, российский рынок для Запада является более значимым, и поэтому происходит давление на Казахстан с целью войти на рынок  ровно, на тех условиях, которые  Россия отвергла».

Мухамеджанова подчеркнула, что общей проблемой рынка стран Таможенного союза является низкая по сравнению с рынком западных стран конкурентоспособность промышленной продукции, в этих условиях защита  национальных производителей общая задача для стран Таможенного союза.

 

«Опасения Назарбаева понятны. Во-первых, условия участия в ВТО России предпочтительнее для рынка РК по спорным товарным позициям, во-вторых,  разные условия вступления в ВТО для стран ТС создают дополнительные трудности для работы в условиях единого таможенного пространства», — отметила Мухамеджанова.

 

Стоит сказать, что тот же Игорь Шувалов говорил, что уровень таможенно-тарифной защиты на территории ТС в 2, 5 раза выше, чем уровень защиты, действующий в рамках ВТО.

«Некоторые государства-члены СНГ уже вступили в ВТО и согласовали для себя иной уровень таможенной защиты, нежели в настоящий момент действует на территории Таможенного союза. Таким образом, в случае, если соглашение о зоне свободной торговли на всей территории СНГ будет подписано без изъятий, Россия будет вынуждена создавать дополнительные барьеры для наиболее чувствительных товаров для своей экономики», — отмечал Шувалов.

Таким образом, вступив в ВТО Казахстан, будет вынужден, придерживаясь норм организации почти в 2 раза понизить свой уровень тарифной защиты, но при этом он рискует  столкнуться с недопуском своих товаров на рынки ТС и с барьерами внутри евразийского пространства. Для того, чтобы избежать этих проблем,  Назарбаев и предложил Путину вместе работать и создать рабочую группу, чтобы безболезненно пройти первый этап вступления в ВТО, отмечают аналитики.

По оценкам специалистов группы компаний «Правовая защита», проводивших исследования последствий вступления стран ЕЭП в ВТО на первоначальном этапе для любой из стран блока при вступлении в организацию снижение таможенно-тарифной защиты затронет  около 200 позиций товаров. Это не больше 2 % всей товарной номенклатуры ТС. В основном это грузовики, комбайны, продукты питания и сельхозпродукция. Снижение таможенной защиты неминуемо приведет к росту конкуренции с иностранными производителями, но, не обеспечив этого показателя, Казахстан может еще очень долго добиваться принятия в ВТО.

Если смотреть по положению дел в России, то нужно сказать, что страна для того, чтобы соответствовать среднему уровню тарифной защиты в ВТО  взяла на себя обязательства снизить ставку Единого таможенного тарифа до 7, 5 % против, действующих 10,7 %.

При этом на территории ТС с 2013 года действует единая ставка таможенного тарифа на уровне 20 %.  Таким образом, получается, что Россия как основной игрок, в Таможенном союзе являясь членом ВТО, приводит национальное законодательство в соответствии с требованиями организации и понижает уровень тарифной защиты. Однако в рамках ТС этот уровень не снижается, хотя изначально и Казахстан и Россия согласовывая условия вхождения во всемирную торговую организацию, вырабатывали единый пакет условий для членства  в ВТО. Сейчас став членом организации РФ стремительно приспосабливается к условиям организации, с учетом выторгованных у нее достаточно выгодных для своего производителя льготах, однако Казахстан по тем же условиям принимать не хотят.

Директор Центра макроэкономических исследований РК Олжас Худайбергенов отметил, что  Казахстан может договориться о ставках пошлин, которые должны перейти внутрь ТС, но на это Россия может не согласиться. Но если не согласится, то тогда механизм единых ставок внутри ТС будет нарушен. А если согласится, то это означает снижение ставок, ниже уровня, на которые Россия договаривалась во время своих переговоров. В целом, ТС оказался механизмом, который затрудняет вступление РК в ВТО.

«Зарубежные страны трактуют нас как развитую страну, а значит, наши производители не нуждаются в защите. Однако, на самом деле мы являемся страной развивающейся, а по некоторым отраслям, скажем сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, мы находимся на очень плохом уровне. Поэтому надо предусмотреть возможность определенного объема защитных мер, скажем, в пределах 8-10% от объема отрасли. Например, у Китая этот показатель составляет 8,5%», —  подчеркнул Худайбергенов.

Напомним, что еще одним камнем преткновения РК на пути в ВТО являются и льготы по НДС, так как внутри организации такие способы поддержки сельского хозяйства не допускаются. Льготный режим по НДС Казахстан намерен отстаивать в 2014 и 2015 годах, далее правительство будет изыскивать другие способы поддержки отечественных сельхозпроизводителей, или определять некий более длительный переходный период.

«То есть, в принципе Назарбаев попросил Путина замолвить за Казахстан слово. Он попросил помочь, видимо используя некие связи лидера РФ, обеспечить тот же уровень тарифной защиты и льготный режим субсидирования отдельных наиболее важных отраслей экономики при вхождении в ВТО, как это было в случае с РФ. Но, зависимость мировых рынков от России, куда значительнее, чем от Казахстана. Поэтому, руководство Всемирной торговой организации может идти на уступки одним, но не факт, что пойдет другим. Можно вспомнить и заявления министра по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжановой, что  70 % экспорта РК отправляется в страны ЕС, но именно Евросоюз сейчас чинит основные препятствия для вхождения РК в ВТО. Это связано, с попыткой Казахстана выторговать нынешний режим экспортных  таможенных пошлин, а ЕС хочет играть по правилам ВТО. Также же Казахстан добивается транспортных субсидий на экспорт зерна, но и по этому пункту в ВТО не идут на уступки. То есть, по сути, Назарбаев попросил Россию создать совместную группу, чтобы продавить интересы Казахстана.  Сохранить для РК нынешний режим тарифной защиты, чтобы комфортно чувствовать себя в ВТО.  Но это выглядит достаточно сомнительно, или надо принимать общие правила или ждать, пока условия будут позволять вступать  по единым правилам. Требовать от России протекции в ВТО, при этом, не совершенствуя внутренний режим защиты весьма странно», — отметил эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов.

Известный казахстанский экономист Петр Своик сказал kursiv.kz, что при столкновении ТС и ВТО, о котором говорил Нурсултан Назарбаев, никакого конфликта интересов не будет, так как Всемирная торговая организация – это сугубо политическая структура, в которую принимают по идеологическим соображениям. По его словам Россия  должна поддержать усилия Казахстана по вступлению в ВТО, так как нет конфликта интересов.

«Вступление России затягивали максимально долго, также и с Казахстаном, да, звучат заявления, что скоро вступим, переговоры ведутся, договоренности достигаются, но все чисто формально. Результата нет. Одной из причин, может быть как раз недовольство тем, что Казахстан член ТС. Россию не могли не принять из-за силы и мощности государства, с Казахстаном все проще», — отметил Своик.

Он также подчеркнул, что необходимо понимать, что ТС и ВТО принципиально разные структуры, поэтому говорить, что они дополняют друг друга неверно. ВТО – это соглашение о тарифах, а ТС – соглашение об отсутствии тарифов. Своик считает, что единственный смысл ТС в том, чтоб создать общее межнациональное экономическое пространство, ориентированное на свои интересы. В этом смысле ТС и ВТО выступают прямыми конкурентами.

«Для Казахстана и России ВТО – это укоренение  своего статуса  колониальных придатков развитых экономик, поэтому, утверждение, что могут возникнуть проблемы из-за уровня защиты в ВТО и ТС, необоснованны. Так как, по сути, с вступлением в ВТО ничего не изменится, то, что Казахстан мог потерять, он уже потерял, приспосабливаться особо ни к чему  не нужно, а уровень защиты в ВТО един, и если Россия по нему работает, то и у Казахстана проблем быть не должно», — отметил Своик.

Он отмечает, что основная проблема по различию уровня защиты ТС и ВТО, заключается в том, что Таможенный союз декларируется как структура, созданная для увеличения товарооборота между участниками стран евразийского блока, а это происходит за счет его  снижения с другими странами. Поэтому, вступая в ВТО Казахстан, столкнется с естественной проблемой, что нормы, которые служат для повышения товарооборота между РК и РФ начнут подтачивать его торговые отношения  с другими государствами в рамках  Всемирной торговой организации.

«Степень интеграции Казахстана в глобальную экономику реально больше, отношения мировых структур финансового управления  — ВБ, МВФ, ИФК, ЕБРР  и крупных западных банков и глобальных ТНК к Казахстану мягче, чем к России. Быстрого прорыва в этом вопросе можно достичь в том случае, если сформировать рабочую казахстанско-российско-белорусскую группу. В ней могли бы участвовать первые лица тех госкорпораций, которые работают в ключевых для экономики Казахстана отраслях промышленности — нефтегазовой, горнорудной, горнометаллургической, железнодорожной, атомной электроэнергетической, сельскохозяйственной отраслях», — заключил Руководитель службы стратегического планирования в Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

 

Аскар МУМИНОВ