Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
В Белом доме принято решение создать комиссию по Арктике во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным — орган, который будет отвечать за ее социально-экономическое, политическое и военное развитие. Россия переходит к масштабному освоению Арктики, приобретающей статус одного из ключевых регионов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил положение «О государственной комиссии по вопросам развития Арктики», пишет «Коммерсантъ». Председателем этой комиссии назначен вице-премьер Дмитрий Рогозин, который в правительстве отвечает за военно-промышленный комплекс. У Рогозина будет пять заместителей: федеральные министры Сергей Донской, Александр Новак, Алексей Улюкаев, Максим Соколов и заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Назаров. А всего в состав комиссии должны войти более 60 человек, в том числе представители «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», Минобороны, ФСБ и администрации президента.
Комиссия нужна для координации деятельности федеральных и региональных органов власти, которые касаются вопросов освоения Арктики. В ее ведение отдадут социально-экономические, политические и военные аспекты развития региона. Как ожидается, комиссия будет оценивать эффективность использования арктических ресурсов, а также принимать решения по разработке и реализации приоритетных инвестиционных программ.
Создать «единый центр ответственности за реализацию арктической политики» президент России Владимир Путин предложил еще в апреле 2014 года на заседании Совета безопасности. По словам главы государства, это должна быть «гибкая, оперативно работающая структура», а по своему статусу она может быть аналогична государственной комиссии по Дальнему Востоку.
Запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части России составляют более 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. Помимо углеводородов в районе Норильска Россия добывает металлы платиновой группы. Также на Арктическую зону приходится подавляющая часть добычи никеля и кобальта. Инвестиции одной лишь «Роснефти» в данный регион в ближайшие 20-25 лет могут составить 500 миллиардов долларов.
В последние годы Арктика приобретает статус одной из ключевых экономических зон, к ней растет внимание как России, так и других государств. Осваивать регион стремятся не только пять арктических государств, — Россия, Норвегия, Канада, Дания и США, — но и страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям. В частности, на долю в ресурсах Арктики претендует Китай. Ее правовой статус закреплен в международных соглашениях; она поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Тем не менее точные границы не определены.
На заседании Совбеза Владимир Путин подчеркивал, что Арктика традиционно «была и остается в сфере наших особых интересов» и «здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности».
ФОТО: Исследовательская экспедиция в Арктику: Алексей Николаев / «Коммерсантъ».
Не случайно Россия приступила к созданию в Арктической зоне отдельного оперативно-стратегического командования. На архипелагах Новосибирские острова, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа строятся военные городки замкнутого цикла. Кроме того, восстанавливается аэродромная сеть, формируется единая система ПВО и контроля. Ряд подразделений Вооруженных сил России уже приступили к несению постоянного боевого дежурства в регионе.
На днях Вооруженные силы России начали масштабную проверку готовности своих северных подразделений к боевым действиям в условиях Арктики. Однако Дмитрий Рогозин, комментируя мероприятия, заявил, что Россия не ставит перед собой задачу милитаризации региона. «Наша задача — полномасштабная реализация экономических интересов России в Арктике, забота об уникальной природной среде, сохранение и развитие культуры малых коренных северных народов. Соответственно, задача вооруженных сил — защита этих наших интересов в Арктике», — написал он на своей странице в Facebook. Стоит отметить, сам вице-премьер о создании комиссии по Арктике официально еще не объявил. В его аппарате «Ленте.ру» сообщили, что этот вопрос пока не комментируют.
Опрошенные «Лентой.ру» эксперты сходятся во мнении, что правительственная комиссия по Арктике нужна и создать ее надо было раньше.
«Исходя из задач, которые ставит перед собой государство, единый федеральный орган по вопросам развития Арктики необходим, — считает научный руководитель Института экологической политики и экономики природопользования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Багин. — Основы государственной политики в Арктике были утверждены президентом еще в 2008 году. В соответствии с ними была разработана стратегия долгосрочного социально-экономического развития Арктической зоны. Ранее главным ответственным ведомством был Минрегион. С упразднением министерства в сентябре 2014-го этот вопрос провис, но сейчас правительство восполнило вакуум».
По его словам, задачи, связанные с присутствием России в Арктике, должны найти отражение в каждой госпрограмме.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что одной из целей созданной комиссии должна стать разработка единой программы развития региона, которой до сих пор нет. Пока все мероприятия разделены между ведомствами.
Александр Багин напоминает, что под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича действует правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. По его мнению, эти вопросы требуют объединения.
Политолог Александр Собянин считает, что государство переходит к масштабному освоению Севера, которое будет превышать масштабы советского времени. «В Арктической зоне планируется реализация серьезных проектов, связанных с добычей нефти, газа, цветных металлов, — говорит он. — Безусловно, Россия будет тратить большие ресурсы на Арктику, но это инвестиции, которые принесут пользу и в будущем позволят кормить страну». Собянин подчеркивает, что речь идет о ближайшем будущем — 5-10 лет.
Политолог Дмитрий Евстафьев отмечает, что Россия отходит от прежних принципов освоения Арктики крупными коммерческими структурами и присутствия в регионе исключительно за счет сырьевого сектора. «Важно постоянное политическое и военное присутствие в регионе, — утверждает он. — Главное — обновить инфраструктуру, значительная часть которой создана еще при Лаврентии Берии. Прежде всего транспорт, энергетика, связь. Нужны новые модели жизнедеятельности».
Реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа.
Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие Северного морского пути. Благодаря изменениям климата сроки навигации на Севморпути увеличились в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной трассы через Суэцкий канал. Президент поставил задачу в 2015 году вывести грузооборот Северного морского пути на уровень четыре миллиона тонн.
Дина Ушакова
См. также:
[***] Северный флот проверят на боеспособность. Александр Собянин: «Наш флот способен поддержать не только военные базы, но и крупные народно-хозяйственные объекты» // Русская планета. 16.03.2015. http://conjuncture.ru/rusplt-ru-16-03-2015/
[***] Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап — железная дорога «Чуй — Фергана» // РИА Новости. 22.12.2011. http://conjuncture.ru/sobianin_22-12-2011/
[***] Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй — Фергана // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь. http://conjuncture.ru/sobianin_01-12-2011/
Арктический интерес. Россия приступает к масштабному освоению Севера
Автор: Александр Собянин, 18 Мар 2015 • 19:32 Отзывов нетФОТО: Дмитрий Рогозин: Сергей Мамонтов / РИА Новости.
Опубликовано: Лента.Ру.18.03.2015 .
Михаил Чернов
Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил положение «О государственной комиссии по вопросам развития Арктики», пишет «Коммерсантъ». Председателем этой комиссии назначен вице-премьер Дмитрий Рогозин, который в правительстве отвечает за военно-промышленный комплекс. У Рогозина будет пять заместителей: федеральные министры Сергей Донской, Александр Новак, Алексей Улюкаев, Максим Соколов и заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Назаров. А всего в состав комиссии должны войти более 60 человек, в том числе представители «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», Минобороны, ФСБ и администрации президента.
Комиссия нужна для координации деятельности федеральных и региональных органов власти, которые касаются вопросов освоения Арктики. В ее ведение отдадут социально-экономические, политические и военные аспекты развития региона. Как ожидается, комиссия будет оценивать эффективность использования арктических ресурсов, а также принимать решения по разработке и реализации приоритетных инвестиционных программ.
Создать «единый центр ответственности за реализацию арктической политики» президент России Владимир Путин предложил еще в апреле 2014 года на заседании Совета безопасности. По словам главы государства, это должна быть «гибкая, оперативно работающая структура», а по своему статусу она может быть аналогична государственной комиссии по Дальнему Востоку.
Запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части России составляют более 1,6 триллиона тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. Помимо углеводородов в районе Норильска Россия добывает металлы платиновой группы. Также на Арктическую зону приходится подавляющая часть добычи никеля и кобальта. Инвестиции одной лишь «Роснефти» в данный регион в ближайшие 20-25 лет могут составить 500 миллиардов долларов.
В последние годы Арктика приобретает статус одной из ключевых экономических зон, к ней растет внимание как России, так и других государств. Осваивать регион стремятся не только пять арктических государств, — Россия, Норвегия, Канада, Дания и США, — но и страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям. В частности, на долю в ресурсах Арктики претендует Китай. Ее правовой статус закреплен в международных соглашениях; она поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Тем не менее точные границы не определены.
На заседании Совбеза Владимир Путин подчеркивал, что Арктика традиционно «была и остается в сфере наших особых интересов» и «здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности».
ФОТО: Исследовательская экспедиция в Арктику: Алексей Николаев / «Коммерсантъ».
Не случайно Россия приступила к созданию в Арктической зоне отдельного оперативно-стратегического командования. На архипелагах Новосибирские острова, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа строятся военные городки замкнутого цикла. Кроме того, восстанавливается аэродромная сеть, формируется единая система ПВО и контроля. Ряд подразделений Вооруженных сил России уже приступили к несению постоянного боевого дежурства в регионе.
На днях Вооруженные силы России начали масштабную проверку готовности своих северных подразделений к боевым действиям в условиях Арктики. Однако Дмитрий Рогозин, комментируя мероприятия, заявил, что Россия не ставит перед собой задачу милитаризации региона. «Наша задача — полномасштабная реализация экономических интересов России в Арктике, забота об уникальной природной среде, сохранение и развитие культуры малых коренных северных народов. Соответственно, задача вооруженных сил — защита этих наших интересов в Арктике», — написал он на своей странице в Facebook. Стоит отметить, сам вице-премьер о создании комиссии по Арктике официально еще не объявил. В его аппарате «Ленте.ру» сообщили, что этот вопрос пока не комментируют.
Опрошенные «Лентой.ру» эксперты сходятся во мнении, что правительственная комиссия по Арктике нужна и создать ее надо было раньше.
«Исходя из задач, которые ставит перед собой государство, единый федеральный орган по вопросам развития Арктики необходим, — считает научный руководитель Института экологической политики и экономики природопользования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Багин. — Основы государственной политики в Арктике были утверждены президентом еще в 2008 году. В соответствии с ними была разработана стратегия долгосрочного социально-экономического развития Арктической зоны. Ранее главным ответственным ведомством был Минрегион. С упразднением министерства в сентябре 2014-го этот вопрос провис, но сейчас правительство восполнило вакуум».
По его словам, задачи, связанные с присутствием России в Арктике, должны найти отражение в каждой госпрограмме.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что одной из целей созданной комиссии должна стать разработка единой программы развития региона, которой до сих пор нет. Пока все мероприятия разделены между ведомствами.
Александр Багин напоминает, что под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича действует правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. По его мнению, эти вопросы требуют объединения.
Политолог Александр Собянин считает, что государство переходит к масштабному освоению Севера, которое будет превышать масштабы советского времени. «В Арктической зоне планируется реализация серьезных проектов, связанных с добычей нефти, газа, цветных металлов, — говорит он. — Безусловно, Россия будет тратить большие ресурсы на Арктику, но это инвестиции, которые принесут пользу и в будущем позволят кормить страну». Собянин подчеркивает, что речь идет о ближайшем будущем — 5-10 лет.
Политолог Дмитрий Евстафьев отмечает, что Россия отходит от прежних принципов освоения Арктики крупными коммерческими структурами и присутствия в регионе исключительно за счет сырьевого сектора. «Важно постоянное политическое и военное присутствие в регионе, — утверждает он. — Главное — обновить инфраструктуру, значительная часть которой создана еще при Лаврентии Берии. Прежде всего транспорт, энергетика, связь. Нужны новые модели жизнедеятельности».
Реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки этой транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа.
Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие Северного морского пути. Благодаря изменениям климата сроки навигации на Севморпути увеличились в два, а на отдельных участках и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Йокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной трассы через Суэцкий канал. Президент поставил задачу в 2015 году вывести грузооборот Северного морского пути на уровень четыре миллиона тонн.
Дина Ушакова
См. также:
[***] Северный флот проверят на боеспособность. Александр Собянин: «Наш флот способен поддержать не только военные базы, но и крупные народно-хозяйственные объекты» // Русская планета. 16.03.2015.
http://conjuncture.ru/rusplt-ru-16-03-2015/
[***] Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап — железная дорога «Чуй — Фергана» // РИА Новости. 22.12.2011.
http://conjuncture.ru/sobianin_22-12-2011/
[***] Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй — Фергана // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-12-2011/