ДОКЛАД: О практических результатах деятельности Оренбургской таможни в 2000 году

Выступление С.Г. Литвинова на основе его письменного доклада «О практических результатах деятельности Оренбургской таможни в 2000 году»

Литвинов Станислав Григорьевич — начальник Оренбургской таможни, генерал-майор таможенной службы, советник таможенной службы I ранга.

Доклад начальника Оренбургской таможни генерал-майора таможенной службы Станислава Литвинова «Таможенные аспекты государственной безопасности РФ на региональном уровне» на семинаре ПФО «Приграничное сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: инициативы и стратегии». Оренбург, 5 июня 2001 г. // Материалы семинара ЦСИ ПФО. 08.06.2001.

Дорогие гости! Уважаемые коллеги!

2000 год стал важным этапом развития Оренбургской таможни. Вся деятельность в прошедшем году, как и предыдущие годы, строилась на основе законодательства Российской Федерации о таможенном деле, положений Таможенного Кодекса РФ, закона РФ «О таможенном тарифе», нормативных актов ГТК РФ, Регионального таможенного управления и самой таможни.

Этот год стал годом реструктуризации Уральского и Приволжского управлений, в связи с чем произошло переподчинение ряда таможен, в том числе и Оренбургской. Что это значило для нас? Это, прежде всего, изменение в системе управленческой деятельности, более качественный уровень взаимодействия таможни и регионального управления, а также изменение в структуре финансирования и распределения средств из федерального бюджета на развитие таможенных органов.

Уже сегодня можно говорить об определенном месте в структуре Приволжского таможенного управления, которое заняла Оренбургская таможня. Показатели говорят сами за себя. По итогам 2000 года мы выполнили контрольные показатели планового задания по исполнению Федерального бюджета на 112 %. Фактически на счета ГТК России перечислено 2 млрд. 419 млн. 104 тыс. рублей.

Время не изменило главного приоритета в деятельности таможенной службы. Взимание таможенных пошлин и обеспечение их поступления в Федеральный бюджет в полном объеме было, есть и будет в ближайшее время основополагающей задачей таможенных органов.

Один из важнейших итогов 2000 года заключается в том, что таможенная служба, защищая экономическую безопасность государства, обеспечивая скорейшее прохождение и оформление грузов, осуществляя правоохранительные функции, стала неотъемлемой частью экономической жизни нашего региона.

По результатам работы всех таможенных органов (а их более 150) в прошедшем году наша таможня занимает 18 место по абсолютным показателям и 13 по отношению к количеству личного состава — достаточно высокий результат в системе ГТК России.

Это заслуга всех нас. Каждый вносит свою лепту. Кто-то положительную, а кто-то и тормозит нас в решении поставленных задач. И об этом нельзя не говорить. Особенно сегодня, когда от таможенных органов, а значит, от каждого из нас государство ждет конкретных результатов. От того насколько серьезно и вдумчиво каждый будет относиться к своим обязанностям, зависит результат деятельности таможни в целом.

 

Организация таможенного контроля

Сегодня Оренбургская таможня включает в себя 5 таможенных постов, четыре из которых осуществляют свою деятельность непосредственно на таможенной границе, 27 отделов и отделений, 5 автомобильных пунктов пропуска, железнодорожный и авиационный пункты.

Активизация реформирования в таможенных органах в прошедшем году, продолжающиеся процессы совершенствования таможенного законодательства, протекционистская политика государства направленная на защиту российского производителя создают жесткие условия работы субъектов хозяйствования на внешнем рынке.

Структура российского внешнеторгового оборота полностью отражает состояние экономики страны. Структура внешнеэкономического оборота Оренбургской области, как и прежде, имеет экспортную сырьевую направленность. Другими словами область продолжает экспортировать свои невосполнимые природные ресурсы с минимальной глубиной переработки.

Вместе с тем в мировой торговле в целом преобладает обратная тенденция. Основные отрицательные особенности экспорта сырья заключаются в высокой степени его зависимости от конъюнктуры цен на мировом рынке. Ярким примером может служить динамика изменения цен на нефть. Такое положение исключает возможность быстрой и безболезненной адаптации нашей экономики к резко меняющимся условиям мирового рынка. Экспорт сырья становится бюджетообразующим фактором. Это характеризуется увеличением количества товара облагаемого экспортными пошлинами. Значительной величиной таких пошлин.

Сравнительный анализ работы участников ВЭД показывает, что в1999-2000 годах внешнеэкономическая активность предприятий и организации восстановилась до уровня предкризисной ситуации августа 1998 года, о чём свидетельствует стабильное, на протяжении последних трёх лет, количество декларационного массива.

Одна из стоящих перед нами задач является задача по упрощению порядка таможенного оформления. Она может быть выполнена лишь при условии упрощения процедур таможенного оформления. Достижение этой цели было начато нами в 2000 году. В первом полугодии проводилось таможенное оформление товаров, отгружаемых из мест значительно удаленных от мест декларирования, а с выходом приказа ГТК России от 17.04.2000г. № 299 — временное периодическое декларирование (ВПД). Только при применении периодического декларирования за 4 месяца было оформлено более 1000 цистерн сырой нефти, что составляет 20% от объемов экспорта. Это позволило отправителю — ОАО «Оренбургнефть» производить отгрузку экспортной продукции без задержек. Опыт использования при оформлении сырой нефти особого порядка декларирования показал необходимость и целесообразность его применения, а внедрение в практику этого опыта при таможенном оформлении сжиженных углеводородных газов, стабильного газового конденсата и легких дистиллятов должно стать одной из задач 2001 года.

Задачи по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, соблюдению валютного законодательства привели нас к коренным изменениям в подходе к процедурам таможенного контроля непосредственно на границе.

Оренбургская таможня, имея колоссальный участок государственной границы, обеспечила в 2000 году пропуск и таможенное оформление в пунктах пропуска более 3 млн. тонн грузов. Через таможенную границу в регионе деятельности таможни проследовало 421 тыс. единиц автотранспорта, более 2,5 млн. физических лиц, оформлено 537 пассажирских самолетов и 103 самолета военно-транспортной авиации.

В течение года поступательно осуществлялись мероприятия, связанные с внедрением единообразного подхода к таможенному оформлению, как на пунктах пропуска, так и в таможне.

Приказом Оренбургской таможни от 06.06.2000 №315 была утверждена Инструкция об особенностях таможенного оформления товаров, предназначенных для производственной и коммерческой деятельности и перемещаемых физическими лицами не в связи с исполнением договора. Инструкция была разработана сотрудниками отдела таможенных режимов на основе рекомендаций Уральского таможенного управления. Таким образом, была однозначно решена давно стоявшая задача — как оформить, с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации, так называемого «челнока». Ведь не секрет, что эта категория граждан составляет немалый процент в числе лиц, перемещающих товары через таможенную границу.

В результате ушли в прошлое размытые формы декларирования в виде заявлений, имеющие огромные объемы декларирования не входящие в таможенную статистику внешней торговли. Только на автомобильных пунктах пропуска ранее было оформлено более 14 тыс. таких партий товаров.

Необходимо отметить, что вступление в силу приказа ГТК России от 16.12.98 №848, а также ряд писем и разъяснений существенно упростили решение поставленной задачи.

С 1 декабря 2000 года введен общий порядок таможенного оформления в торговом обороте со странами Таможенного союза. Это позволило перенести нагрузку по таможенному оформлению на внутренние таможенные органы за исключением товаров происходящих из стран СНГ и ввозимых автомобильным транспортом.

Таможенное оформление коммерческих партий товаров, перемещаемых в рамках Таможенного союза, с применением ГТД привело к общим принципам декларирования.

Введение порядка декларирования с применением ГТД, возможно кому-то покажется ужесточением ранее действовавших правил и нарушением Соглашения о Таможенном союзе. В связи с эти хочу напомнить, что декларирование товаров, перемещаемых в рамках Таможенного союза, с применением ГТД, например, в Республике Казахстан, осуществлялось и осуществляется с момента образования таможенной службы этой страны.

В 2000 на границу пришла пограничная служба. В настоящее время создаются заставы, организовываются контрольно-пропускные пункты. Процесс установления взаимодействия между нашими службами идет не всегда ровно, но решение ряда вопросов зависит не от нас. Однако понимание значимости совместных мероприятий на границе на сегодняшний день очень велико.

Для решения комплекса приграничных проблем на Российско-Казахстанской границе, вот уже на протяжении трех лет, мы поднимаем вопрос о необходимости:

1. Проведения реконструкции существующих пунктов пропуска с учетом необходимости осуществления полноценного погранично-таможенного контроля и размещения на них контролирующих государственных органов (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №60 от 19.01.98 г.)

2. Решения на межгосударственном уровне вопроса о принадлежности участка Западной железной дороги Республики Казахстан, находящейся на территории Российской Федерации.

Отмечая положительную работу необходимо обратить внимание на увеличение количества ошибок, совершаемых таможенными брокерами при заполнении ГТД и подготовки пакетов документов к ним. При этом выявился низкий уровень подготовки инспекторов, особенно таможенных постов и пунктов пропуска, слабое знание нормативных актов, касающихся вопросов таможенного оформления. Особенно этим «грешат» сотрудники Соль-Илецкого и Первомайского таможенных постов. Я уже говорил, что многое в вопросах организации таможенного оформления и таможенного контроля на постах зависит от его руководителя. Поэтому, обращаю внимание начальников Соль-Илецкого и Первомайского таможенных постов на то, что у Вас в вопросах организации и в вопросах профессиональной подготовки кадров есть серьезные недоработки. Ведь доходит до того, что некоторые сотрудники АПП не знают, в каких графах ГТД проставляется штамп «Выпуск разрешен», принимают к оформлению ГТД, заполненные с нарушением приказов и инструкций. Это ли не свидетельство более чем низкого уровня подготовки.

Безусловно, не все наши коллеги так относятся к своим обязанностям. В большинстве своем среди нас находятся люди, считающие работу в таможне своим призванием, стараются больше узнать, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Хотелось бы отметить таких сотрудников как:

Терентьев Георгий Васильевич; Горшков Александр Иванович, Портнов Алексей Викторович, Мавлетбердинов Рамиль Толгатович на Илекском таможенном посту.

Гордиенко Юрий Петрович, Шишечкин Николай Николаевич, Федотова Светлана Борисовна, Зиновьев Виктор Александрович, на Соль — Илецком таможенном посту.

Чернышев Олег Петрович, Белков Андрей Валерьевич, Пырялов Александр Владимирович на таможенном посту «Первомайский»

Селин Владимир Николаевич, Князева Ольга Михайловна, Кабанов Игорь Иванович на Бузулукском таможенном посту

Буйлов Олег Иванович, Гаврилов Сергей Николаевич, на Центральном таможенном посту.

Нельзя не сказать несколько слов об оформлении транспортных средств. Эта проблема наиболее болезненна для некоторой категории граждан, к которым относятся вынужденные переселенцы и беженцы. Так в 1998 году было ввезено и оформлено физическими лицами 1039 легковых автомобилей иностранного производства. В связи с кризисом в 1999 году произошел спад до 239. В 2000 году эта цифра увеличилась до 749. При этом таможенные платежи составили почти 18 млн. руб. Таким образом в 2000 году стабилизировалась ситуация по ввозу автомобилей иностранного производства физическими лицами. Это обусловлено введением единой ставки налогообложения на транспортные средства. Причем среди ввозимых автомобилей преобладают сравнительно новые транспортные средства. Считаю, что мы переломили ситуацию с оформлением так называемых «белорусских» транспортных средств (многие автолюбители понимают, о чем я говорю), их оформлено около 100 единиц за 2000 год.

Доставка и транзит товаров занимают особое положение в системе таможенного контроля.

Необходимо отметить продолжающееся увеличение перемещаемого товара через зону деятельности Оренбургской таможни по процедуре доставки.

Большое внимание со стороны ГТК России в прошедшем году уделялось ввозу товаров и стран Азиатского региона. Анализ ситуации, связанной с перемещением товаров, происходящих из Китая, и ввозимых в Россию транзитом через Казахстан, показывает серьезность обстановки, связанной с недоставкой данной категории грузов. По данным таможенной статистики Китая объем экспорта в Россию превышает объемы ввоза по нашей статистике только в 2000 году на 611 млн. долл. США и он остается в «теневом обороте».

Нелегальный ввоз товаров осуществляется следующими путями:

1. За счет ввоза товаров китайского (азиатского) происхождения, выдаваемых на территории России за казахские и киргизские (страны Таможенного Союза).

2. За счет ввоза товаров, заявленных транзитом через территорию России на Украину.

3. За счет ввоза товаров в пассажирском железнодорожном сообщении, в почтово-багажных вагонах.

Проводимая по пресечению незаконного перемещения таких товаров работа таможенных органов России и Казахстана не дает ощутимых результатов, что связано, возможно, с отсутствием реальной передачи товаров от казахстанских таможенных органов.

К сожалению, работа по взаимодействию с таможенными органами в рамках Таможенного союза не приносит ощутимых результатов. Взаимное предоставление информации о ввозе-вывозе товара через смежные пункты пропуска не производилось, хотя это позволило бы более качественно осуществлять профилактические мероприятия по выявлению «ложного» транзита и проверку материалов, предшествующую заведению дел о нарушении таможенных правил.

В 2000 году мы ставили перед собой задачу по введению в строй ведомственных каналов связи на всех пунктах пропуска. Это позволит нам иметь замкнутую цепь управления не только на уровне таможни, но и достойно выйти на уровень взаимодействия между пунктами пропуска нашей таможни и таможенными органами с целью ускорения и координации за перемещением товаров и транспортных средств. И эта задача успешно решена силами сотрудников отделения ТСТК и связи.

Практически все вопросы, касающиеся производства таможенного контроля и оформления на сегодняшний день обозначены и определены. От нас требуется лишь четкое выполнение нормативных актов.

 

Экономическая деятельность таможни

Выполнение контрольного задания по наполнению доходной части Федерального бюджета, установленного Оренбургской таможне на 2000 год, в большей степени зависит от эффективности деятельности всех подразделений таможни.

Приоритетными направлениями в этой работе были и остаются пресечения традиционных методов уклонения от уплаты таможенных платежей: занижение таможенной стоимости и веса; недоставка товаров к месту назначения; невывоз товаров с таможенной территории РФ при режимах транзита и реэкспорта;

декларирование товаров не своим наименованием; не целевое использование условно выпущенных товаров, с представлением льгот по уплате таможенных платежей.

По каждому из выше перечисленных направлений работают функциональные подразделения таможни, преследуя конечную цель — довзыскание таможенных платежей в полном объеме.

Главной задачей отдела таможенных платежей является осуществление контроля за начислением, взиманием и перечислением таможенных платежей в Федеральный бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2000 году при перемещении товаров через таможенную границу РФ было начислено таможенных платежей в размере 4240 млн. рублей. Предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на сумму 1991 млн. рублей, из них в связи с ратифицированными международными соглашениями 1515 млн. рублей.

Перечислено консолидировано в Федеральный бюджет 2419 млн. рублей, из них пошлин и налогов 2347 млн. рублей, таможенных сборов и прочих платежей 72 млн. рублей. При установленном контрольном задании в 2163 млн. рублей, выполнение составило 112%. В сравнении с 1999 годом, когда в Федеральный бюджет было перечислено 641 млн. рублей, из них пошлин и налогов 585 млн. рублей, таможенных сборов и прочих платежей 56 млн. рублей. Контрольное задание было установлено на уровне 628 млн. рублей и выполнение составило 102%. Увеличение произошло 3,8 раза.

Основная доля при наполнении Федерального бюджета приходится на экспортную пошлину, она составляет 77% от общего объема, в денежном выражении это 1868 млн. рублей. 9 % или 210 млн. рублей приходится на налог на добавленную стоимость. Соответственно по 6 и 5 % или 155 и 113 млн. рублей распределились такие виды таможенных платежей, как акциз при экспорте и ввозная пошлина. Если анализировать эти показатели с прошлым годом, то там картина складывалась таким образом. Лидирующее положение сохранялось за экспортной пошлиной, т.е. 50% или 290 млн. рублей от общего объема, на втором месте такой вид таможенного платежа, как налог на добавленную стоимость, на его долю приходилось 31% или 182 млн. рублей, затем соответственно 12 и 7% или 71 и 42 млн. рублей составляли ввозная пошлина и акциз при экспорте.

Такая позиция, как таможенные сборы и прочие платежи — 3% или 72 млн. рублей от общего объем, по сравнению с прошлым периодом увеличение произошло на 16 млн. рублей.

Основная доля приходится на таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств и составляет 34 млн. рублей или 47% от общего объема данной позиции. За прошлый период сборов за таможенное оформление товаров было взыскано 14 млн. рублей или 56 % .Платежи с физических лиц (единые ставки, совокупный таможенный платеж) — 19 млн. рублей или 26%, по сравнению с прошлым годом 14 млн. рублей .увеличение произошло на 5 млн. рублей . Суммы взысканные по делам о НТП составляют 15 млн. рублей или 21 % от объема позиции, в сравнении с 20 млн. рублей прошлого года, снижение на 5 млн. рублей. Оставшиеся 6 % или 4 млн. рублей приходятся на суммы таможенных сборов за хранение товаров, таможенное сопровождение, выдачу и возобновление лицензий, иных платежей, предусмотренных таможенным законодательством.

Средства полученные от реализации товаров обращенных в Федеральную собственность уплачены и перечислены в Федеральный бюджет в полном объеме. При контрольном задании в 1,5 млн. рублей, фактически перечислено 1,55 млн. рублей или 103%., в прошлом периоде 1 млн. рублей или 100% от контрольного задания.

За 2000 г отделением валютного контроля ОТС и ВК были проведены 44 проверки соблюдения валютного и таможенного законодательства, это на 3 проверки больше, чем в 1999 году. По результатам проведенных проверок были выявлены 13 нарушений валютного законодательства (66 нарушений в 1999 г.) на сумму 2,1 млн. долл. США, по которым заведены 7 дел о НТП по ст.273 ТК РФ . Данный показатель снизился вдвое (14 дел о НТП — 1999 год). В результате наложено штрафов на сумму 343,67 тыс. руб., взыскано на сумму 349,09 тыс. руб., что почти в 10 раз меньше предыдущего года (наложено было 6487 тыс. руб., взыскано 3273,2 тыс. руб.). В ходе проводимых проверок были выявлены 2 прочих нарушения по ст.279 ч.2 на сумму 0,02 тыс. долл. США. Штрафы по данным делам не налагались.

В 2000 году осуществлялся валютный контроль в неторговом обороте. Так, за 2000 г ввезено иностранной валюты на сумму 72,4 млн. долл. США, вывезено — 18,63 млн. долл. США. По сравнению с 1999 годом ввоз увеличился в 2,03 раза, вывоз увеличился в 1,8 раз. Остается тенденция по превышению суммы ввезенной над суммой вывезенной иностранной валюты. Это объясняется тем, что граждане, которые осуществляют ввоз наличной иностранной валюты, расходуют ее на приобретение товаров народного потребления, автомобилей, топлива, а также с выездом на постоянное место жительства через другие регионы России.

На основании Приказов ГТК РФ от 19.05.93 № 197 (ред. от 24.10.97) осуществлялся контроль за ввозимой наличной иностранной валютой юридическими лицами. За год ввезено валюты в размере 14,6 тыс. долл. США на основании Разрешения Департамента валютного регулирования и валютного контроля от 21.07.98 г № 13-11-0117/98Н (дополнение №40-1-12/4337 от 26.07.2000 г). По сравнению с 1999 годом ввоз наличной иностранной валюты юридическими лицами возрос в 1,5 раза.

За 2000 год было оформлено 1394 ДТС, из них откорректирована таможенная стоимость в 302 ДТС или 334 товара. Сумма довзысканных таможенных платежей по корректировкам таможенной стоимости составила 992,63 тыс. руб. В момент таможенного оформления откорректировано 50 ДТС, по ним довзыскано таможенных платежей на сумму 127,6 тыс. руб. В результате контроля за правильностью принятых решений по величине таможенной стоимости было заведено 6 дел о НТП, прекращено 1 дело. По заведенным делам наложено штрафов на сумму 257,5 тыс. руб., из них на сумму 34,8 тыс. руб. по делам 1999 г. Все штрафы взысканы в полном объеме.

Отделением контроля таможенной стоимости отдела ТС и ВК в 2000 году было принято решений по таможенной стоимости в момент таможенного оформления в 502 случаях.

За год на специальный учет по сомнительным сделкам было поставлено 14 фирм, из них 4 фирмы находятся не в зоне деятельности Оренбургской таможни. Информация в рамках технологической схемы была передана в ОТИ. В результате была проведена 1 проверка, заведено дело о НТП, сумма штрафа по которой составила 18,84 тыс. руб.

Сотрудники отдела принимали участие в 4 судебных заседаниях разных инстанций. В итоге после вторичного кассационного обжалования со стороны участника ВЭД дело было выиграно в пользу Оренбургской таможни. (А-47-239/2000у по иску 000 «Оренбурггазторг»).

За 2000 год было проведено 2 семинара по повышению квалификации сотрудников ОТО и ТК и таможенных постов на основании приказов начальника таможни.

Отделом таможенной инспекции в 2000 году проведено 52 проверки, из них:

плановых — 37, внеплановых -15.

Из общего количества проверок в 2000г. — 12 результативных.

По результатам проверок выявлены признаки НТП в количестве 22 на сумму 26772,8 тыс. руб, в том числе :

отклонение таможенной стоимости — 4 на сумму 2549,6 тыс. руб.

не поступление валютной выручки — 3 на сумму 6680,8 тыс. руб.

недекларирование и недостоверное декларирование товаров — 9 на сумму 17759,2 тыс. руб.

прочие нарушения — 10 на сумму 2332,7 тыс. руб.

Наиболее крупные нарушения :

ЗАО ТД «ОНАКО» на сумму 6427,1 тыс. руб. по ст.273 ТК РФ.

ГП ПО «Стрела» на сумму 251,6 тыс. руб.

ООО «Юралс Плюс» на сумму 8126,3 тыс. руб.

Количество прекращенных дел в 2000 году составило — 4.

Вынесено постановлений по делам о НТП о наложении штрафных санкций в количестве 10 на сумму 366,4 тыс. руб.

По результатам проверок в 2000 году доначислено таможенных платежей всего на сумму 2549,6 тыс. руб. в том числе :

000 «Орентаб» — 2,8 тыс. руб.

МУП «Автоторгсервис» — 71,8 тыс. руб.

СП 000 «Юби» -1519,1 тыс. руб.

АООТ «Радиатор» — 0,068 тыс. руб.

По выявленным нарушениям взыскано таможенных платежей на сумму 1590,8 тыс. руб.

Сотрудниками ОТИ проверялись поставки товаров в качестве гуманитарной помощи и ее целевое использование. Нарушений не установлено.

Так же проводились проверки по постановке на баланс предприятия товаров оформленных без предъявления сертификатов соответствия. Нарушений не установлено.

Во II полугодии 2000 года был разработан план совместных контрольных мероприятий УМНС России по Оренбургской области и Оренбургской таможни, согласно которого сотрудниками налоговых органов области и Оренбургской таможни были проведены проверки:

— организаций, являющихся крупнейшими экспортерами (импортерами) имеющими существенные объемы внешнеторговых операций, предъявивших значительные суммы входного НДС к возмещению (зачету) из бюджета.

— организаций, осуществляющих экспорт сырых и топливно-энергетических ресурсов.

— проверка правильности и полноты составления счетов-фактур в целях выполнения требования пункта 8 Постановления Правительства РФ от 29.07.96г. № 914 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2000г. № 46).

— организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной и табачной продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации на основании лицензий на импорт указанной продукции. В проверках по данному направлению принимали участие сотрудники ОТИ, Управления МНС РФ по Оренбургской области, Управления внутренних дел и Госторгинспекции.

В соответствии с этим планом сотрудниками отдела было проведено 16 проверок, в результате которых были выявлены нарушения на сумму 10420 тыс. руб.

В процессе проведения проверок возникло ряд проблем:

— нет методических рекомендаций по проведению проверок и оформлению результатов проверок;

— разные сроки проведения проверок сотрудниками таможни и налоговых органов.

В 2000г. была проведена проверка совместно с представителями УФСНП по Оренбургской области СП ООО «Юби». В отношении данной фирмы при оформлении ГТД были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (товары ввозились в качестве вклада в уставной капитал). В результате проведенной проверки были уплачены платежи в размере 1519,125 тыс. руб.

С 1 апреля 2000 года на отделы таможенной инспекции возложено исполнение приказа ГТК России от 01.12.99 № 831 «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации». На 10 января 2001 года приняты пакеты документов у 275 участников ВЭД, из них полностью проверены и выданы учетные карты 257.

Для учета участников ВЭД в таможенных органах и последующего создания их единой общероссийской базы, разработан и установлен программный продукт. Ведение базы данных участников ВЭД подразумевает внесение первоначальных данных, изменений и дополнений по различных сведениям, сопоставление с другими базами, работающими в таможне, а так же ее использование другими заинтересованными отделами таможни.

Внешнеторговый оборот по всем таможенным режимам в 2000 году составил 972 млн. долларов США, а по режимам, учитываемым статистикой внешней торговли -881 млн. долларов США против 288 млн. в 1999 году, причем импорт вырос в 2,3 раза, а экспорт — в 3,4 раза.

Сальдо внешнеторгового оборота по итогам отчетного года является положительным, как и в 1999 году, и составляет 473 млн. долларов США, что в 4 раза больше, чем положительное сальдо предыдущего года. Однако такой значительный рост объема экспорта произошел, а основном, за счет экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, в частности — нефти. |

Товарная структура экспорта, в основном, сохранилась.

Экспорт продукции по гр.27 ТН ВЭД — топливо минеральное, нефть и нефтепродукты — составил 93,8% всего экспорта. В 1999 году экспорт товаров этой группы был также преобладающим и составил 90%.

В 3 раза возрос экспорт резины и изделий из нее (гр. 40).

В 3,5 раза — экспорт изделий из черных металлов (гр.73).

Экспорт продукции машиностроения (гр.84-85) вырос почти втрое по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о некотором оживлении в экономике, однако, по-прежнему, сырьевая составляющая в экспорте остается определяющей.

В импорте преобладает также продукция топливно-энергетического комплекса.

В 2000 году импорт по гр.27 составил 66% всего импорта, в 1999 году — 55%, причем в 2000 году импорт товаров этой группы вырос почти втрое (2,7 раза)

Почти втрое снизился импорт изделий из черных металлов (гр.73).

В 1,5 раза увеличился импорт продукции машиностроения (гр.84-85).

В 2,7 раза увеличился импорт продовольственных товаров (гр.1-24), причем импорт фруктов (гр.08) вырос в 70 раз.

Количество зарегистрированных участников внешнеэкономической деятельности в 2000 году составило 1206 против 1019 — в 1999 году, то есть увеличилось на 18%. Однако это существенно на структуру основных участников ВЭД не повлияло, стабильным остается перечень предприятий и организаций, определяющих объемы экспорта и импорта товаров.

Основными отправителями товаров в 2000 году являлись предприятия:

«Оренбургнефть» — 505 млн. долларов США — 74% всего экспорта по таможне.

«Южно-Уральская нефтяная компания» — 85,8 млн. долларов США — 12,6% всего экспорта.

«Оренбурггазпром» — 36,7 млн. долларов США — 5,4% всего экспорта.

В экспорте предприятий «Оренбургнефть» 99,9% составляет нефть сырая, по «Южно-Уральской нефтяной компании» — газовый конденсат, дистиллят и сжиженные газы, по предприятиям «Оренбурггазпрома» — 88% экспорта составляют сжиженные смеси пропана и бутана, 6,5% — сера газовая.

Основными получателями товаров в отчетном году были предприятия:

«Оренбургнефть» — 21,2 млн. долларов США — 7,3% всего импорта.

«Оренбурггазпром» — 229,3 млн. долларов США— 78,6% всего импорта.

Основными импортируемыми товарами предприятий «Оренбургнефть» являлись насосно-компрессорные трубы и различного рода оборудование.

По предприятиям «Оренбурггазпрома» в импорте основными товарами были газовый конденсат, природный газ и производственное оборудование.

В целях получения более полной информации о внешнеэкономической деятельности участника ВЭД возможно следует проработать механизм передачи этой информации в таможню, в зоне деятельности которой зарегистрирован участник ВЭД. В настоящее время, производя таможенное оформление в другом регионе, участник ВЭД выпадает из поля зрения ОТИ таможни, правоохранительных и налоговых органов, искажается реальная картина статистики внешней торговли региона. И бюллетени, которые представляются администрации области, не отражают истинной картины внешнеэкономической деятельности.

Отсутствует методология прогнозирования, мы на сегодняшний день можем только оценивать результаты, фиксировать тенденции развития. Кроме того, Уральским таможенным управлением выпускался бюллетень по внешней торговле всей Оренбургской области, поскольку только в региональной базе стыкуются два массива — Оренбургской и Орской таможни. Администрацией области он активно использовался. В настоящее время каждая из таможен формирует бюллетень по своей зоне деятельности.

В 2000 году было оформлено 9188 ГТД и заявлений, что в 2,5 раза больше, чем в 1999 году. Такой значительный рост количества оформленных ГТД объясняется, в основном, введением общего порядка декларирования товаров физическими лицами. Причем доля экспортных ГТД в общем количестве составляет 69%, импортных — 31%.

Общий вес оформленных в отчетном году грузов составил 16 миллионов 139 тысяч тонн против 9 миллионов 122 тысяч тонн в прошлом году, большая часть которых приходится на трубопроводный и железнодорожный транспорт. Причем такое значительное увеличение грузооборота произошло, в основном, за счет роста экспорта нефти трубопроводным транспортом.

Оформлено 645011 единиц транспортных средств. Это на 6,5% меньше, чем в прошлом году, что обусловлено увеличением веса грузов, перемещаемых трубопроводным транспортом.

Количество физических лиц, пересекших границу РФ в зоне деятельности таможни в 2000 году, составило 1628050 человек.

По т/постам количество — пропущенных физических   лиц     распределилось следующим образом:

Соль-Илекский т/п — 51 %

Илекский т/п — 18 %

Первомайский т/п — 29 %

Центральный т/п — 2 %

За прошедший год была обработана 6971  электронная копия ГТД и статформ, что в 2,3 раза больше, чем в 1999 году.

В 2000 году было обработано 12595 электронных копий ТПО, а также 15351 ГТД по товарам, оформленным в других таможнях России в режиме эк-10 и пересекшим границу в зоне деятельности Оренбургской таможни. Количество обработанных ГТД по фактическому вывозу товаров увеличилось по сравнению с 1999 годом на 37 %.

По результатам последующих проверок функциональными отделами таможни было произведено 94 корректировки электронных копий ГТД с заменой их в региональной базе данных.

По поводу ведения электронных баз ГТД хотелось бы сказать следующее.

Электронная копия по своей структуре сильно отличается от структуры бумажного носителя ГТД. Кроме того, на электронную копию ГТД налагаются всевозможные дополнительные данные, связанные с машинной обработкой. Необходимо вместе с инструкцией по заполнению бумажного носителя ГТД издавать инструкции заполнения электронной копии.

Выпускаются нормативные документы по заполнению электронных копий и бумажных носителей ГТД, носящие рекомендательный характер, которые и воспринимаются как рекомендации, а не как руководство к действию.

Отсутствие устойчивой и качественной электронной почты между пунктами пропуска на границе и таможенными постами приводит к несвоевременной передаче декларационного массива в ОТСА, что влечет за собой снижение качества формируемой статистической отчетности (в частности декадного мониторинга).

Несвоевременное обновление программных средств (АРМ ТИ, АРМ «Достоверность»), НСИ, недостаточное качество программных средств, особенно в периоды смены порядка оформления ГТД, изменения структур баз данных, введения новых справочников приводит к весьма значительным временным затратам сотрудников отдела. Время требуется для тестирования этих средств, обучения работе с ними инспекторов т/постов, а затем исправления ошибок в электронных копиях ГТД,

В рамках Соглашения о сотрудничестве с Федеральной службой налоговой полиции, налоговой инспекцией, а также по запросам иных организаций и ведомств были рассмотрены и даны ответы на 193 запроса, в том числе и по запросам участников ВЭД о подтверждении фактического вывоза товаров.

Назрела необходимость обновления документов по представлению сведений по нерегламентированным запросам. Запросы становятся все более объемными и требуют значительных затрат времени. Необходимо четко и ясно определить, какую именно информацию мы имеем право представлять, кому и в каком объеме.

Говоря в целом о нормативных документах по всем направлениям деятельности подразделений статистики, следует заметить, что нормативная база не обновлялась уже несколько лет, хотя за это время произошло очень много изменений в задачах и функциях ОТСА.

Одной из основных задач отдела тарифного и нетарифного регулирования является контроль за деятельностью уполномоченных должностных лиц Оренбургской таможни в части нетарифного и экспортного контроля, товарной номенклатуры в соответствии с ТН ВЭД России и происхождения товара.

Исходя из функциональных обязанностей за отчетный период отделом тарифного и нетарифного регулирования:

Проверено, каждым из отделений:

Наименование Количество, (шт)
ГТД:ТД-1ТД-2

2 727

2 727

1 326

Заявлений

1 058

ТПО

1 108

Рассмотрено товарных позиций по ТН ВЭД России

7991

 

Рассмотрено и зарегистрировано:

— лицензий Министерства экономического развития и торговли России — 31;

— заключений Направления экспортного контроля Министерства обороны РФ — 2;

— разрешений Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и природных ресурсов — 2;

— разрешений Главного управления Государственного надзора за связью в РФ — 3;

— разрешения Минсельхозпрода РФ — 1.

Рассмотрены и даны ответы на 160 запросов.

Рассмотрено 58 заявлений от участников ВЭД в части условного выпуска товара без сертификата соответствия, из них:

— выдано разрешений — 57

— отказано — 1.

Проведено 7 проверок по указаниям ГТК России, УГУ, ПТУ из них:

— по оперативным данным — 6

— по сертификатам соответствия — 1

Сотрудники отдела принимали участие в проверках таможенных постов:

Соль-Илецкий т/п — 1

Сотрудники отдела принимали непосредственное участие в становлении института таможенных брокеров:

— перед выдачей лицензии таможенного брокера было проведено 2 проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий по форме №1С:  ООО «Оренбурггазпром», ООО «Потул»;

— разработаны и утверждены с каждым из таможенных брокеров «Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером»;

— проведено 2 совещания с таможенными брокерами.

За год заключено 7 договоров на абонементное обслуживание с декларантами на основе договора на сумму — 2 664 дол. США.

Сотрудники отдела принимали непосредственное участие в качестве преподавателей:

— в обучении сотрудников Оренбургской таможни на курсах первоначальной подготовки;

— с сотрудниками ДГУП «РОСТЭК-Оренбург», ООО «Ортек-Интертранссервис», ООО «Оренбурггазпром», ОАО «Оренбургнефть» и ООО «Потул»;

— с сотрудниками Илекского таможенного поста;

— сотрудниками Соль-Илецкого таможенного поста.

— сотрудниками ОТО и ТК №1, №2

В ходе последующего таможенного контроля сотрудниками отдела заведено 173 дела о НТП.

Предложения:

Для своевременного и качественного формирования электронной базы ГТД сократить сроки разработки и внедрения программных продуктов в связи с изменениями нормативных актов ГТК России.

Создать программные продукты, позволяющие осуществлять анализ по вопросам валютного контроля и таможенной стоимости.

Урегулировать нормативную базу по определенным вопросам таможенного и валютного законодательства.

Для оперативного решения вопросов по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России осуществления экспортного контроля, в первую очередь товаров двойного применения, подготовки ответов на запросы ОТО и ТК и таможенных постов необходимо обеспечить ОТНР технической и энциклопедической литературой либо создать энциклопедическую электронную базу данных для оперативного поиска необходимой информации.

 

Правоохранительная деятельность

За 12 месяцев 2000 года в отделе таможенных расследований зарегистрировано 5003 дел о нарушении таможенных правил, из них 2503 актов по упрощенной, что составляет 50% за аналогичный период 1999 года зарегистрировано 4528 дел, из них 2317 актов по упрощенной форме, что составляет 51% от количества зарегистрированных дел. В прошлом году произошел рост правонарушений на 485 дел и ожидается рост и в этом году. Тенденция роста правонарушений за последние 4 года выглядит следующим образом:

—          1997г. — 3625

—          1998г. — 4708

—          1999г. — 4528

—          2000г. — 5003

Увеличение роста таможенных правонарушений происходит ввиду того, что экономическая ситуация в странах ближнего зарубежья складывается не лучшим образом. Нагрузка на одного инспектора составила 192 дела, без учета нахождения инспектора в отпуске. За аналогичный период 1999 года нагрузка составила 181,9 дел. Вышеуказанные цифры свидетельствуют о большой загруженности личного состава, что несомненно ведет к ошибкам при расследовании дел. С целью снижения нагрузки приказом ГТК РФ в сентябре 2000 года штат ОТР увеличен на 4 единицы и составляет в настоящее время 17 человек.

В ходе совместных мероприятий с иными правоохранительными органами сотрудниками ОТР выявлено 138 фактов таможенных правонарушений. По всем фактам заведены дела о нарушении таможенных правил. Изъято товаров по этим делам на сумму 19841,9 тыс. руб, наложено взысканий на сумму 1387,5 тыс. руб. и конфисковано товара на сумму 110,9 тыс. руб.

Основное количество дел заведено по ст. 279 ТК РФ /1716/. Это объясняется тем, что привлекаются к ответственности граждане СНГ: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении перемещающие без декларирования товары народного потребления железнодорожным транспортом.

В порядке ст.243 ТК РФ наложено штрафов на общую сумму 30043,2 тыс. руб. Применена конфискация на сумму 1539,8 тыс. руб, наложено взыскание стоимости на сумму 2265,5 тыс. руб.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются сотрудники ОТР при производстве по делам о НТП являются:

— низкая исполнительская деятельность сотрудников таможенных органов при исполнении отдельных поручений. Вместо 5 — ти дней, предусмотренных ст.332 ТК РФ, отдельные поручения исполняются в течении месяца и более — это практикуют Московские таможни и таможни западного управления;

— неисполнение запросов таможенными органами ближнего зарубежья. Несмотря на соглашение между Россией и Белоруссией, таможенные органы последней не желают исполнять наши запросы, или же исполняют в течении шести месяцев;

— недостаточный уровень знаний сотрудников ОКДТ Таможенного Кодекса РФ и нормативных актов ГТК РФ, регламентирующих осуществление контроля за перемещением товаров, либо нежелание исполнять вышеуказанное, что ведет к прекращению производства по делу. Так сотрудниками ОКДТ заведено 59 дел о нарушении таможенных правил и 54 из них прекращены по основаниям п.п.1,2 ст. 291 ТК РФ, то есть по реабилитирующим основаниям.

Всего же за 12 месяцев прекращено в таможне 171 дело, что составляет 3,4% от общего числа зарегистрированных дел.

В 2000 году отделом дознания Оренбургской таможни возбуждено 25 уголовных дел, в том числе 10 по контрабанде наркотических средств, остальные дела по ч.1 ст.188 и ч.1 ст.194 УК РФ.

Анализ уголовных дел по контрабанде показал, что лица перемещающие через таможенную границу РФ наркотические средства используют различные способы сокрытия, причем при поверхностном осмотре обнаружить их невозможно. Характерным перемещением через таможенную границу РФ с сокрытием от таможенного контроля является изъятие в поезде № 235 «Ташкент — Самара» в вагоне № 14 у гражданки Узбекистана Муроджановой Х.М., 1951 года рождения, 436,74 грамма героина, который был запечен в хлебобулочные изделия. По данному факту отделом дознания 13.03.2000 года возбуждено уголовное дело 50/1 Муроджанова X.. задержана в порядке ст. 122 УПК РФ, в дальнейшем осуждена к 5,6 годам лишения свободы с содержанием в ИТК общего режима.

18.07.2000 года в ходе осуществления ОРМ в поезде № 281 «Ташкент— Уфа» в вагоне № 4 под стельками 2-х пар мужской обуви было обнаружено и изъято 917,71 грамма героина, перемещаемого через таможенную границу РФ с Р.Казахстан гражданами Р.Узбекистан Маматовым Х.А. и Исмаиловым М.Ю., оба задержаны в порядке ст. 122 УПК РФ. По данному факту возбуждено УД № 50/7 и передано в транспортную прокуратуру для дальнейшего расследования.

09.08.2000 года на АПП «Сагарчинский» при проведении таможенного контроля автомобиля «КАМАЗ-5320», регистрационный номер А 157 ЕК 56 RUS, под управлением гр. Вельможко С.Т., перемещаемого через таможенную границу РФ из Р. Казахстан на территорию России в бумажных мешках с яблоками, обнаружены 65 пакетов, обмотанных скотчем с наркотическим веществом — марихуана, массой 255,35 кг. Вельможко С.Т. задержан в порядке ст. 122 УПК РФ. Отделом дознания возбуждено УД № 50/9, которое 10.08.2000 года передано по подследственности в Оренбургскую транспортную прокуратуру. В процессе дальнейших ОРМ, совместно с УБОП по Оренбургской области было изъято еще 38 кг марихуаны, перемещаемой через таможенную границу РФ Вельможко С.Т. и переданной ему соучастниками преступления.

14.11.2000 года сотрудниками ОБКН совместно с отделом дознания в ходе проведения таможенного контроля в поезде № 281 сообщением «Ташкент-Уфа» в вагоне № 12 купе № 4 в коробке с гранатами, принадлежащей Сохибову И.М. и Исхаковой М.С., обнаружено и изъято наркотическое вещество — героин, массой 2656,6 грамм. 14.11.2000 года по данному факту возбуждено УД № 10/1254. Сохибов И.М. и Исхакова М.С. задержаны в порядке ст. 122 УПК РФ. В дальнейшем следователем прокуратуры избрана мера пресечения — содержание под стражей.

По всем фактам изъятия наркотических средств, лица подозреваемые в контрабанде направлялись на медицинское обследование. Одновременно у них изымалось содержимое карманов, части одежды, ногтевые срезы и потожировые выделения. Данные мероприятия положительно влияли на раскрытие преступлений. Так как на них были обнаружены наркотические средства.

13.12.2000 года в пяти км. от г.Соль-Илецк, на трассе «Соль-Илецк -Тамараткуль» Оренбургской области , сотрудниками Оренбургской таможни были задержаны 10 большегрузных автомобилей с товарами народного потребления китайского производства. Общий вес превысил 91000 кг, стоимость составила 25884840 рублей, уклонение от уплаты таможенных платежей — 24727433 рубля. По данному факту 22.12.2000 года возбуждено 10 УД по ч.1 ст.188 и ч.1 ст.194 УК РФ.

В 2000 году проведена проверка в порядке ст. 109 УПК РФ по 174 материалам, из которых по 25 материалам принято решение о возбуждении №УД , по 149 отказано в возбуждении УД.

Наряду с проведением дознания по УД в производстве отдела дознания находилось 652 дела о НТП, из которых рассмотрено 651. Сотрудники отдела приняли участие в совместных рейдах с ОБКН, ОРО, СОБР таможни. Исполнено 291 отдельное поручение.

В течении года сотрудники отдела проводили занятия на постах и в отделах таможни с целью обучения закрепления доказательств «по горячим следам», при выявлении преступлений, отнесенных к компетенции таможенного органа.

 

Сравнительный анализ работы отдела дознания за 1999 и 2000 годы

Описание 1999 год 2000 год
Поступило материалов 188 174
Отказано в возбуждении УД 167 149
Возбуждено уголовных дел 21 25
Передано по подследственности 21 25
Закончено рассмотрением дел о НТП 850 651

 

Оперативно-розыскным отделом Оренбургской таможни за период 2000 года заведено 176 дел о НТП, из них прекращено 12. В результате проведенных спецмероприятий задержано и помещено на СВХ ДГУП «РОСТЭК-Оренбург» товаров и транспортных средств на сумму 5155,3 тыс. руб. Наложено штрафных санкций на сумму 2363,6 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций на сумму 1377,2 тыс. руб.. Конфисковано товаров на сумму 227,8 тыс. руб.

Разработан план взаимодействия отдела ФПС России по Оренбургской области с Оренбургской таможней, в котором одним из основных направлений является борьба с контрабандой оружия и взрывчатых веществ.

В рамках проведения операции «Арсенал» в поезде сообщением «Бишкек-Москва» 06.03.2000 года было задержано 2 ружья: ИЖ-27 и Бельгийское охотничье ружье 12-го калибра, перемещенные из Р. Киргизстан на таможенную территорию Российской Федерации.

Оперативно-розыскной отдел Оренбургской таможни участвует в межведомственной группе по борьбе с незаконным оборотом спирта и алкогольной продукции. Совместно с правоохранительными органами г. Оренбурга в рамках проведения операции «Алкоголь» проведено 21 спецмероприятие как в г. Оренбурге так и по таможенной границе Российской Федерации. В результате проведения спецмероприятий задержано 1863 литра спирта и 1590 литров алкогольной продукции на сумму 44 тысячи 325 рублей.

Совместно с ГИБДД УВД Оренбургской области проведено 178 проверок по выявлению правонарушений таможенного законодательства по ввозу транспортных средств иностранного происхождения, поставленных на временный учет по документам Р. Беларусь и транспортных средств ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации из Объединенных Арабских Эмиратов транзитом через территорию Р. Казахстан . В ходе проверки помещено на СВХ ДГУП «РОСТЭК» и оформлено в таможенном отношении 71 автомобиль иностранного происхождения.

Для повышения эффективности правоохранительной деятельности был подписан ряд совместных соглашений между Оренбургской таможней и правоохранительными органами г. Оренбурга, 2 из которых с УВД по Оренбургской области по таможенному оформлению и государственной регистрации транспортных средств иностранного производства, ввезенных /ввозимых/ из Р. Беларусь и Чеченской Республики.

Сотрудники ОРО и ОБКН во взаимодействии с другими правоохранительными органами (УВД, УФСБ, ФПС по Оренбургской области) принимают участие в проведении оперативно-профилактических мероприятий «Канал», «Вихрь-Антитеррор», «Караван-Авто», «Распутица» и др.

За отчетный период специальным отрядом быстрого реагирования Оренбургской таможни проведено 3907 мероприятий:

3216 самостоятельно (обеспечение режима зоны таможенного контроля, охрана объектов, дежурная группа, таможенное сопровождение);

691 совместно с другими подразделениями (обеспечение ОРМ, ОСМ, конвоирование, охрана материальных ценностей (денежных средств) при транспортировке).

Кроме того:

9 специальных операций;

152 специальных мероприятия по выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства РФ на границе с республикой Казахстан;

для пресечения контрабанды наркотических веществ сотрудниками СОБРа было обеспечено 63 оперативно-розыскных мероприятия;

сотрудниками СОБРа проведено 229 мероприятий по таможенному сопровождению, на сумму 626,992 тыс. руб.

Досмотрено 2294 транспортных средства, из них задержаны и помещены на СВХ 136 транспортных средств.

Отделом по борьбе с контрабандой наркотиков составлены и согласованы планы взаимодействия с другими правоохранительными органами для проведения совместных мероприятий в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

О тенденциях нелегального оборота наркотических средств через границу Российской Федерации в зоне деятельности Оренбургской таможни свидетельствуют факты задержания наркотиков сотрудниками таможни в 1998-2000 году:

Наименование наркотических средств

1998 год

1999 год

2000 год

Марихуана

0,18227кг

286,440 кг

Гашиш

9,94694 кг

0,31404 кг

Опий

6,76976 кг

1,16472кг

Героин

6,63892 кг

9,93571 кг

13,945кг

Всего

23,58289 кг

11,41447кг

300,385 кг

Количество фактов

25

21

21

 

Намечается устойчивая тенденция роста перемещения через границу РФ в основном сильнодействующих наркотических средств (героин) таджикского, афганского, пакистанского производства. По имеющимся оперативным данным в последнее время большая часть (лабораторий) героина переместилась с территории Афганистана в Таджикистан. За этот период только таможней по фактам задержания контрабанды наркотиков возбуждено УД по ч.2 ст.188 УК РФ:

12 в 1998 году;

9 в 1999 году;

9 в 2000 году

Основная масса задержаний наркотических средств непосредственно на пунктах пропуска осуществляется совместными усилиями с другими правоохранительными органами, а также во время проведения совместных оперативных мероприятий.

В целях усиления и взаимодействия сотрудниками ОБКН ежемесячно проводятся рабочие совещания с администрацией г. Оренбурга и представителями правоохранительных органов по проблемам противодействия незаконному обороту наркотиков через границу РФ.

Еще одной тенденцией является то, что организаторами контрабанды наркотических средств становятся лица таджикской диаспоры, хотя ранее данные лица были лишь исполнителями преступлений. Наркодельцы используют все новые и новые средства и способы сокрытия наркотиков. Зачастую правоохранительные органы не успевают реагировать на быстро меняющуюся оперативную обстановку. Одной из важнейших причин является слабая материальная база: отсутствие современных средств связи, оперативно-технических средств, автотранспорта.

В отделе по борьбе с контрабандой наркотиков имеются 2 служебно-розыскные собаки, одна из них специально обучена на поиск и обнаружение наркотиков всех видов.

В рамках областной программы мероприятий противодействия контрабандным перевозкам наркотиков и их незаконному обороту в Оренбургской области на 2000-2001 годы Оренбургской таможней намечен совместный план мероприятий правоохранительных органов региона (МВД, ФПС, УФСБ по Оренбургской области и др.).

За 12 месяцев 2000 года на исполнение в отделение исполнения постановлений по делам о НТП передано 2021 постановление на сумму 33478,15 тыс. руб. Взыскано средств по постановлениям о НТП за 12 месяцев на сумму 18454 тыс. руб.

Сумма взысканных штрафных санкций (штрафов и взыскание стоимости) по постановлениям 2000 года составила 13434,6 тыс. руб., процент исполнения постановлений по делам о НТП составил 40 %. По количеству исполнено 964 постановления, что составило 47 % от общего числа постановлений, вступивших в законную силу. ОИП по делам о НТП ведется работа с судебными приставами по исполнению постановлений таможни. 14.02.2000 года подписано Соглашение с Управлением юстиции Оренбургской области о порядке взаимодействия Оренбургской таможни и Управления юстиции Оренбургской области по вопросам взыскания таможенных платежей, наложенных штрафных санкций по делам о НТП. 05.12.2000 года разработана и подписана технологическая схема взаимодействия Оренбургской таможни со службой судебных приставов управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области по исполнению постановлений таможенных органов по делам о НТП в части взыскания штрафных санкций. В настоящее время на исполнении в службе судебных приставов находится 61 постановление на 55511,6 тыс. руб. За 12 месяцев 2000 года взыскано службой судебных приставов 793,4 тыс. руб. по 14 постановлениям.

Отделом реализации товаров обращенных в Федеральную собственность за 2000 год обращено товаров в федеральную собственность на сумму 1735,402 тыс. руб., изъятых в обеспечение уплаты штрафа -10706,275 тыс. руб. Контрольное задание по реализации товаров, обращенных в федеральную собственность в 2000 году выполнено на 115%.

За 1999 год обращено товаров в ФС на сумму 727,5 тыс. руб., изъято в обеспечение уплаты штрафа товара на сумму 15738,1 тыс. руб.

Реализовано за 1999 год товаров, обращенных в ФС на сумму 1000,5 тыс. руб., изъятых в обеспечение уплаты штрафа на сумму 7128,8 тыс. руб.

Объем работ с товарами, обращенными в ФС и изъятыми в счет обеспечения уплаты штрафов в 2000 году значительно увеличился. Поступило постановлений для исполнения в 2000 году-1500, в 1999 году — 1192, что на 25% больше.

Изъято товаров в 2000 году на 19861,166 тыс. руб., что на 4123,066 тыс. руб. больше чем в 1999 году. Такая же ситуация с их реализацией, так как в 1999 году реализовано товара на сумму 7128,8 тыс. руб., в 2000 году реализовано на сумму 12441,677 тыс. руб.

 

Работа службы тыла

Задачи, стоящие перед отделом в 2000 году по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, материально-техническому обеспечению подразделений таможни и обеспечению автотранспортными услугами выполнены.

Совместно с ДГУП «Ростэк-Оренбург»:

— завершены ремонтные работы помещений двух этажей общественно-бытового блока»;

— обложены облицовочным кирпичом производственные помещения АПП «Сагарчин», «Теплое», «Маштаково»;

— выполнены работы по асфальтобетонному покрытию внутриплощадочных дорог АПП «Маштаково»;

— построен склад «СВХ» на АПП «Маштаково»;

— построены и запущены в эксплуатацию пункты питания на АПП «Сагарчин», «Маштакозо», «Теплое»;

— оформлена документация на газификацию Илекского т/п;

— отведена территория на расширение «СВХ» за счет территории ПСП-1;

— ведутся работы по ограждению выделенной территории под склад «СВХ»;

— выполнены работы по озеленению прилегающей к таможне территории;

— осуществлен комплекс мер по подготовке объектов таможенной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2000 — 2001 г.;

— проведены комплексные испытания и проверка электро— и теплооборудования, инженерных сетей с устранением выявленных недостатков;

— выполнены профилактические работы оборудования насосных станций, систем водоснабжения и канализации, стационарных дизельных электростанций;

— своевременно решались вопросы обеспечения выполнения предписаний органов энергонадзора, тепловых сетей, пожарной инспекции.

На плановый и текущий ремонт получено и израсходовано 264 тыс. рублей.

На капитальный ремонт при заявленной сумме получено и израсходовано 1250 тыс.рублей.

Принято в эксплуатацию АПП «Теплое» и «Маштаково».

Нерешенным в вопросе эксплуатации таможенных объектов осталось:

— обеспечение АПП коммунальной и снегоуборочной техникой.

— недостаточное финансирование эксплуатационных расходов.

— правовая основа передачи таможенных объектов в безвозмездное пользование ДГУП » Ростэк-Оренбург».

 

В разделе материально-технического обеспечения отделом в 2000 году решены следующие вопросы:

В 2000 году со складов Уральского и Приволжского таможенных управлений получено, завезено на базу и роздано сотрудникам таможни более 40 наименований форменной одежды (в цифровом выражении — более 5 тысяч единиц).

Практически решен вопрос перехода на новую форму одежды. В настоящее время каждый сотрудник имеет хотя бы по одному виду одежды нового образца.

Решен вопрос обеспечения вещевым имуществом сотрудников СОБРа. Были получены костюмы утепленные комуфлированные — 67 шт., костюмы комуфлированные «ночь» — 72 шт., «тень» — 67 шт., спецботинки летние — 52 шт. и утепленные — 57 шт.

Удалось в конце года несколько поправить положение с обеспечением мужчин сорочками фисташковыми: в декабре получено сорочек с коротким рукавом -338 шт., с длинным рукавом — 45 шт.

Вместе с тем, положение дел с обеспечением вещевым имуществом, из-за отсутствия форменной одежды нового образца на складах ПТУ, крайне неудовлетворительное.

По-прежнему задолженность по сорочкам фисташковым мужским составляет 30%, 100% — задолженность по костюмам представительским мужским и женским, курткам и юбкам женским, платьям, блузкам и сорочкам белым, белью мужскому и женскому, полуботинкам и туфлям, сапогам мужским и женским. Так, теплое белье как мужское, так и женское мы не получали с 1997 года, сапоги зимние мужские и женские — с 1998 года, специальные костюмы утепленные для спецподразделений «Снег-П-1» мы не получали ни разу. Над решением этих вопросов отделению предстоит работать в 2001 году.

В прошедшем году обеспечено бесперебойное снабжение подразделений канцелярскими товарами, печатной и бланочной продукцией.

Так, канцелярских товаров было приобретено более 50 наименований (цифровом выражении — более 17 тыс. единиц) на сумму 169,9 тыс. рублей. Заказано печатной продукции на сумму 49 тыс. рублей. В течение 2000 года получено и завезено на базу со складов УГУ и ПТУ 680 тыс. бланков.

Решались вопросы обновления интерьера помещений таможни, приобретено мебели (столы, стулья, шкафы для документов, плательные шкафы, стеллажи) на сумму 215 тыс. рублей.

В 2000 году большое внимание уделялось вопросами социально-бытового обеспечения сотрудников таможни. Так, сотрудникам были предложены по ценам ниже сложившихся на рынках города следующие продукты питания: сыр, растительное и сливочное масло, яйца и др. При помощи ДГУП «РОСТЭК — Оренбург» была организована продажа сотрудникам таможни рыба и бахчевые культуры.

Уделяется постоянное внимание вопросам организации отдыха сотрудников и их детей. Так, за 2000 год в санаториях-профилакториях отдохнуло 21 человек, в пансионате — 1 человек. 25 детей сотрудников отдыхало в оздоровительном лагере» «Юность», 15 — отдыхали на Азовском побережье, 3 — по туристическим путевкам в г.Санкт-Петербург.

 

Медицинское обеспечение

Число застрахованных ВМСК за год составило 642 чел.:

сотрудников — 462 человека,

членов семей — 238 (до 15 лет), 404 (старше 15 лет).

В IV квартале 2000 года была проведена диспансеризация сотрудников таможни — углубленное медицинское обследование (УМО) прошли все сотрудники таможни.

В ноябре 2000 года проведена вакцинация сотрудников против гриппа, которую прошли 230 человек.

Приобретены медикаменты для пополнения медицинских аптечек на сумму 10400 рублей.

В направлении обеспечения автотранспортными услугами подразделений таможни следует отметить, что по табелю положенное в Оренбургской таможне должно быть 74 единицы автотранспорта; в наличии 43 единицы, недокомплект составляет 31 единицу. Состояние автотранспорта удовлетворительное.

— 13 единиц имеют пробег свыше 100 тыс. км.

— 20 единиц имеют пробег свыше 200 тыс. км.

Неудовлетворительное и несвоевременное финансирование статей на содержание и эксплуатацию автотранспорта болезненно отражается на выполнении задач, стоящих перед Оренбургской таможней, имеющей границу с Казахстаном 1056 км.

В 2000 году заявлено по смете 5312,8 тыс. рублей, выделено 2230 тыс. рублей, финансирование этих статей составило 42%. Некомплект водительского состава по нормам на имеющийся транспорт составляет 17 человек.

В условиях неудовлетворительного финансирования выше указанных статей автотранспортная служба обеспечила выполнение задач, стоящих перед подразделениями таможни только благодаря реальной помощи ДГУП «Ростэк -Оренбург»:

— производился ремонт автотранспорта без предварительной оплаты;

— выделялись средства на приобретение запасных частей;

— выделялся автотранспорт для проведения рейдов вдоль границы.

 

Задачи, стоящие перед отделом в 2001 году

В разделе материально-технического и социального развития:

— завершить переход на новую форму одежды всех сотрудников таможни;

— осуществлять контроль за своевременным финансированием детского оздоровительного отдыха;

— поставить вопрос перед медицинским отделом ПТУ о выделении денежных средств непосредственно таможне на приобретение путевок исходя из средней стоимости путевки, согласно выделенных квот;

— совместно с ПТУ решить вопросы о финансировании статьи на обеспечение сотрудников таможни жилой площадью и выделение беспроцентных кредитов на приобретение жилья.

В разделе обеспечения автотранспортными услугами подразделений таможни:

— принять активное участие в решении вопроса ДГУП «Ростэк-Оренбург» по обустройству участка технического обслуживания и ремонта машин;

— на базе достигнутых результатов совершенствовать схему взаимодействий с ДГУП «Ростэк-Оренбург» по вопросу технического обслуживания и ремонта машин;

— добиваться и впредь высоких показателей по увеличению экономии моторесурсов автотранспорта и экономии ГСМ.

В разделе эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, текущего и капитального ремонта:

— завершить ремонтные работы на комплексе зданий, переданных Оренбургской таможне, в том числе: ремонт помещений общественно-бытового блока, в который входят столовая на 120 мест, спортивный зал, актовый зал, магазины, парикмахерская, административное помещение для ДГУП «Ростэк-Оренбург» и складские помещения.

— закончить ограждение выделенного участка под «СВХ».

— выполнить газификацию Илекского таможенного поста.

— завершить работы по благоустройству территории автопереходов «Сагарчин» «Теплое» «Маштаково».

— оформить передачу объектов таможенной инфраструктуры в безвозмездное пользование ДГУП «Ростэк — Оренбург».

 

Работа с кадрами

Основные усилия в работе с кадрами таможни в 2000 году были сосредоточены на разъяснении и выполнении сотрудниками таможни задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации на обеспечение выполнения плановых заданий, повышение персональной ответственности за сбор и поступление таможенных платежей в федеральный бюджет, формирование у сотрудников высокого профессионализма, готовности и способности к защите экономической безопасности государства, воспитании высоких морально-психологических качеств, укрепления служебной дисциплины.

Общая штатная численность таможни по состоянию на 25.01.2001 г. составляет 493 сотрудника и 1 работник.

Наиболее крупными структурными подразделениями таможни являются:

Соль-Илецкий таможенный пост — 89 человек (2 автомобильных и 1 железнодорожный пункт пропуска);

Первомайский таможенный пост — 32 человека (2 автомобильных пункта пропуска);

Таможенный пост «Центральный» — 27 человек;

Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1 — 24 человека;

Специальный отряд быстрого реагирования — 61 человек;

Отдел таможенных расследований -17 человек.

Анализ кадрового потенциала таможни показывает достаточно

высокую степень укомплектованности, образования и профессиональной подготовки.

На сегодняшний день таможня укомплектована на 96 % от штатной численности.

Из общего количества проходящих службу в таможне специалистов с высшим образованием составляют 73 %, со средним профессиональным — 16 %, юристов — 13 %, экономистов — 8 %, программистов — 1 %.

41 сотрудник обучается в ВУЗах заочно.

Основными источниками комплектования кадров таможни в 2000 году явились:

— выпускники ВУЗов — 13 %;

— из народного хозяйства — 60 %;

— из правоохранительных органов — 7%;

— из Вооруженных Сил РФ — 20%.

В течение 2000 года на вышестоящие должности было назначено 69 сотрудников (14% личного состава).

Текучесть кадров в таможне по отношению к 1999 году осталась практически на прежнем уровне — 14 % — 70 сотрудников. Из них 28 сотрудников по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

Основными причинами увольнения являются: низкая заработная плата, слабая социальная защищенность, напряженный ритм работы, высокая ответственность за принятие решения.

Анализ работы с кадрами позволяет сказать о положительных и слабых сторонах в кадровой работе таможни.

К положительным сторонам можно на наш взгляд можно отнести:

— наличие в целом работоспособной команды руководителей структурных подразделений;

— системная работа по формированию персональной ответственности начальников структурных подразделений и кадровой службы за качественный подбор и расстановку кадров;

— целенаправленное совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников, введение в практику работы очно-заочных и заочных форм профессиональной подготовки кадров;

— успешное функционирование института наставников;

— воспитание сотрудников таможни высоких профессиональных и нравственных качеств;

— формирование и поддержание у сотрудников чувства высокой ответственности за выполнение служебного долга, укрепления дисциплины и правопорядка.

В 2000 году выявлен 221 случай нарушения служебной дисциплины (против 199 — за 1999 год).

Служебная деятельность 4-х сотрудников таможни была рассмотрена на Собрании сотрудников таможни, двое из них по решению Собрания были уволены со службы в таможенных органах

(Шевченко О. И. -т/п «Центральный», Легеза В. М.— Соль-Илецкий т/п)

Решением аттестационной комиссии 2 сотрудников признаны профессионально непригодными к дальнейшей службе в таможенных органах РФ, из них 1 уволен из таможенных органов РФ, как не прошедший испытательный срок, и одного сотрудника предложено понизить в должности.

За отчетный период сотрудникам таможни объявлено 732 поощрения.

Вместе с тем, в кадровой работе имеется ряд упущений и недоработок, которые в значительной мере порождены отсутствием долговременной стратегии кадровой политики, критериев оценки подразделений кадровой службы, несовершенством нормативно-правовой базы, что в конечном счете обуславливает необходимость модернизации системы управления персоналом таможенной службы.

Кроме перечисленных, к недостаткам в организации кадрового обеспечения можно отнести:

— недостатки в отборе и выдвижении на ключевые руководящие должности способных и высоко профессиональных сотрудников;

— недооценку со стороны отдельных руководителей структурных подразделений значение воспитательно-профилактической и индивидуально-воспитательной работы с личным составом;

— слабую материально-техническую базу системы дополнительного профессионального образования сотрудников;

— отсутствие эффективного мотивационного механизма, способствующего повышению компетентности и персональной ответственности кадров в достижении наивысших конечных результатов в таможенной деятельности;

— не создана система, обеспечивающая социальные условия и правовые гарантии для проявления каждым сотрудником своих способностей и знаний, стимулирования повышения качества и эффективной работы.

В настоящее время преимущественное внимание кадровой службы сосредоточено на инспекторском составе. Необходимо усилить работу с управленческим персоналом, именно компетентность руководителей среднего и высшего звена становится ключевым элементом повышения эффективности работы таможни. Необходима переориентация системы кадрового обеспечения на индивидуальную работу с персоналом. Это далеко не новая истина позволит нам более качественно решать поставленные перед нашим коллективом задачи.

 

Основные направления модернизации кадровой работы в таможне

1. Создание качественного кадрового резерва с учетом текущей и прогнозируемой потребности в кадрах, изучение источников комплектования и их развития;

2. Организация эффективной работы с резервом на выдвижение на должности руководителей, совершенствования механизма конкурсного отбора для назначения сотрудников на руководящие должности;

3. Повышение персональной ответственности начальников структурных подразделений за качественный подбор, расстановку кадров и состояние дел в подразделениях;

4. Активное применение комплекса организационной, пропагандистских и иных мер, направленных на повышение престижности службы таможенных органов;

5. Повышение качества профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров путем широкого использования новых образовательных технологий, модульных принципов обучения и внедрения дистанционного образования;

6. Реализация комплекса правовых, оперативных и воспитательно-профилактических мер, направленных на обеспечение законности в деятельности сотрудников таможни, их дисциплины и ответственности.

 

Об итогах деятельности отдела собственной безопасности

С учетом требований Правительства Российской Федерации к таможенным органам приобретает особое значение деятельность отдела собственной безопасности не только по обеспечению безопасности работы Оренбургской таможни, ее сотрудников, членов их семей, борьбе с .должностными правонарушениями и их профилактике, но и содействие всеми имеющимися силами и средствами выполнению заданий по сбору таможенных платежей;

Для отдела СБ складывающаяся оперативная обстановка в прошедшем году оставалась сложной, а особенно на Соль-Илецком и Первомайском таможенных постах, в окружении которых по поступающим оперативным данным, в том числе и из других правоохранительных органов, действуют криминальные группировки, проявляющие определенный интерес к деятельности таможенной инфраструктуры и ее сотрудникам.

 

Заключение

Подводя итоги работы за прошедший год необходимо обратить внимание каждого подразделения на поиск резервов улучшения своей деятельности, внутри, мобилизации всех на более напряженную работу.

Таможенная служба должна стать инструментом практического осуществления внешнеэкономической политики государства в условиях либерализации внешней торговли и выхода на внешний рынок новых участников внешнеэкономической деятельности.

Хочу поблагодарить личный состав таможни за проделанную работу в 2000 году и выражаю уверенность, что и в новом году мы с честью выполним все те задачи, которые на нас возлагаются ГГК РФ и ПТУ.

 

См. также:

1. Собянин А.Д. Об «Оренбургском клубе» и «Третьем продвижении России в Среднюю Азию»

2. Публикации СМИ о семинаре-ассамблее «Приграничное сотрудничество и безопасность в центральной Азии: инициативы и стратегии»