Евразийская интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообществаФОТО: МАЙТДИНОВА Гузель Майтдиновна, д.и.н., профессор Российско-Таджикского (Славянского) университета (РТСУ), директор Центра геополитических исследований РТСУ, на Международной конференции «Интеграционные проекты для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы». Integration projects for Central Asia: comparative analysis, opportunities and prospects. Ходжент, 26-28 июня 2007 г. (с) Фонд Александра Князева (http://www.knyazev.org).

Опубликовано: Проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийская интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообщества». Авторы: Майтдинова Г.М. (руководитель разработки), Каюмов Н.К., Саидов Х.С., Умаров Х.М., Царик Ю.Ю. // Клуб «Евразийское развитие». 17.11.2014.

Проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие».
Авторский коллектив: Майтдинова Г.М. (руководитель разработки), Каюмов Н.К., Саидов Х.С., Умаров Х.М., Царик Ю.Ю. Душанбе, 2014 год.

Проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба представляет собой взгляд представителей экспертного сообщества Таджикистана на стратегический подход, который должен быть принят в вопросе о присоединении Душанбе к Евразийскому экономическому союзу. Авторы ставят ключевые аналитические задачи, решение которых, по их мнению, необходимо для практического продвижения данного вопроса в интересах совместного развития Таджикистана и стран, входящих в ЕАЭС.

Резюме

С приближением даты официального начала работы Евразийского экономического союза, а также по мере присоединения к этому интеграционному образованию Армении и Кыргызстана актуальность вопроса об участии в евразийской интеграции для Таджикистана резко возрастает. О необходимости изучать различные аспекты нового интеграционного образования заявил Президент страны Эмомали Рахмон.

Евразийский экономический союз представляет собой интеграционное образование нового типа, участие в котором по принципу «максимум возможностей и минимум обязанностей» является невозможным. Таджикистан способен участвовать в новом формате интеграции, однако для этого должно быть достигнуто политическое соглашение о взаимной заинтересованности и взаимных гарантиях выполнения обязательств в рамках интеграционного процесса.

В настоящее время Душанбе имеет слабую переговорную позицию при взаимодействии с партнерами по ЕАЭС. Это связано, прежде всего, с недостатком достоверной информации о возможных эффектах интеграции на экономику и другие сферы жизни Таджикистана.

Основные чувствительные вопросы, на которых должно быть сконцентрировано внимание при выработке переговорной позиции Душанбе по вопросу присоединения к ЕАЭС, следующие:

— реализация в рамках ЕАЭС программы развития в Таджикистане реального сектора экономики и совместной индустриализации по образцу деятельности Российско-Кыргызского фонда развития и создание Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии;
— реализация инфраструктурных проектов, прежде всего, создание прямого (непрерывного) железнодорожного сообщения Таджикистана с другими странами ЕАЭС (через территорию Кыргызстана);
— реализация интересующих Душанбе энергетических проектов и преодоление противоречий с Узбекистаном;
— положительное решение вопроса о статусе мигрантов из Таджикистана в странах ЕАЭС и гармонизация рынков труда;
— компенсация неизбежных краткосрочных потерь Таджикистана в части таможенных пошлин, оказание поддержки в сфере технического регулирования, реорганизации работы таможенного ведомства и в других аспектах;
— решение вопросов правового статуса пограничья и таможенного администрирования совместной границы Таджикистана и Кыргызстана;
— реализация транзитного потенциала Таджикистана в отношениях с Китаем в рамках ЕАЭС;
— развитие туристической отрасли Таджикистана в рамках ЕАЭС.

Проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба представляет собой взгляд представителей экспертного сообщества Таджикистана на стратегический подход, который должен быть принят в вопросе о присоединении Душанбе к Евразийскому экономическому союзу. Авторы ставят ключевые аналитические задачи, решение которых, по их мнению, необходимо для практического продвижения данного вопроса в интересах совместного развития Таджикистана и стран, входящих в ЕАЭС.

 

Резюме

С приближением даты официального начала работы Евразийского экономического союза, а также по мере присоединения к этому интеграционному образованию Армении и Кыргызстана актуальность вопроса об участии в евразийской интеграции для Таджикистана резко возрастает. О необходимости изучать различные аспекты нового интеграционного образования заявил Президент страны Эмомали Рахмон.

Евразийский экономический союз представляет собой интеграционное образование нового типа, участие в котором по принципу «максимум возможностей и минимум обязанностей» является невозможным. Таджикистан способен участвовать в новом формате интеграции, однако для этого должно быть достигнуто политическое соглашение о взаимной заинтересованности и взаимных гарантиях выполнения обязательств в рамках интеграционного процесса.

В настоящее время Душанбе имеет слабую переговорную позицию при взаимодействии с партнерами по ЕАЭС. Это связано, прежде всего, с недостатком достоверной информации о возможных эффектах интеграции на экономику и другие сферы жизни Таджикистана.

Основные чувствительные вопросы, на которых должно быть сконцентрировано внимание при выработке переговорной позиции Душанбе по вопросу присоединения к ЕАЭС, следующие:
— реализация в рамках ЕАЭС программы развития в Таджикистане реального сектора экономики и совместной индустриализации по образцу деятельности Российско-Кыргызского фонда развития и создание Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии;
— реализация инфраструктурных проектов, прежде всего, создание прямого (непрерывного) железнодорожного сообщения Таджикистана с другими странами ЕАЭС (через территорию Кыргызстана);
— реализация интересующих Душанбе энергетических проектов и преодоление противоречий с Узбекистаном;
— положительное решение вопроса о статусе мигрантов из Таджикистана в странах ЕАЭС и гармонизация рынков труда;
— компенсация неизбежных краткосрочных потерь Таджикистана в части таможенных пошлин, оказание поддержки в сфере технического регулирования, реорганизации работы таможенного ведомства и в других аспектах;
— решение вопросов правового статуса пограничья и таможенного администрирования совместной границы Таджикистана и Кыргызстана;
— реализация транзитного потенциала Таджикистана в отношениях с Китаем в рамках ЕАЭС;
— развитие туристической отрасли Таджикистана в рамках ЕАЭС.

 

Лицом к ЕАЭС: актуальность проекта евразийской интеграции для Таджикистана

10 октября 2014 года на заседании Межгосударственного совета Евразийского Экономического Сообщества в Минске Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон сделал историческое заявление онеобходимости изучения экономической базы и правовых документов Евразийского экономического союза «с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение». Это стало первым официальным заявлением главы государства, в котором выражалась заинтересованность Таджикистана во вступлении в Евразийский экономический союз.

При этом очевидно, что данное заявление отражало не только отношение к данному вопросу самого Душанбе, но и настрой в Москве.

Последнее подтвердила в ходе проведения IV Межпарламентского форума России и Таджикистана спикер Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко. «Мы ведем переговоры с нашими таджикскими коллегами, они внимательно изучают условия возможного присоединения. Мы очень надеемся, что со временем и Таджикистан станет участником ЕАЭС», — заявила она.

Важность участия в процессе евразийской интеграции и укрепления отношений с Российской Федерацией была отмечена в ходе Межпарламентского форума и представителями таджикской стороны.

На заявление президента живо отреагировали представители экспертных и политических кругов Таджикистана. Экономисты, политологи, специалисты в сфере безопасности выдвинули свое видение необходимой модели взаимодействия республики с Евразийским экономическим союзом. Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие» также внес в эту работу существенный вклад, организовав публикацию серии экспертных комментариев по этой теме на своем сайте, а также проведя экспертный круглый стол «Как Таджикистану вступать в новое интеграционное образование — Евразийский экономический союз» (Душанбе, 29 октября 2014 г.).

 

Стратегический подход Таджикистана к вопросу евразийской интеграции

Таджикистан, как и другие актуальные и потенциальные участники процесса евразийской интеграции, рассматривает свое участие в нем, как возможность создать условия для более динамичного развития, укрепить государственность, внутреннюю и региональную безопасность. Иными словами, Душанбе может участвовать в евразийской интеграции при условии, что она принесет благо народу страны.

Безусловным приоритетом для Душанбе является установление четкого баланса взаимных обязательств и ожиданий между членами ЕАЭС, прежде всего, в российско-таджикских отношениях. Данный баланс должен быть основан на признании того, что Россия так же нуждается в Таджикистане с точки зрения геополитики, как Таджикистан нуждается в России с точки зрения экономики. Основанное на данной формуле взаимное принятие и безусловное выполнение обязательств как Таджикистаном, так и Россией, Казахстаном, Беларусью, Арменией и другими возможными партнерами по интеграции, может создать прочную основу для процесса присоединения Таджикистана к Евразийскому экономическому союзу.

Очевидно при этом, что помимо политических обязательств вопрос баланса издержек и приобретений для Таджикистана в рамках евразийской интеграции требует полноценного знания о том, какие возможности и вызовы несет с собой данный процесс.

 

Таджикистан и Евразийский экономический союз: повестка дня

Как показали первичные экспертные обсуждения, в настоящее время в Таджикистане имеется серьезный дефицит качественной информации о возможных последствиях интеграции в Евразийский экономический союз. И это является одним из главных препятствий на пути к более активному рассмотрению данного вопроса и выработке сильной переговорной позиции Душанбе в  отношениях с ЕАЭС.

В то же время уже сейчас очевидны те ключевые позиции, которые необходимо принимать во внимание при рассмотрении вопроса о евразийской интеграции Таджикистана. Обзор этих позиций приводится ниже.

 

Возможности интеграции: импортозамещение

Важнейшим аспектом евразийской интеграции Таджикистана и фактором ее успешности является развитие реального сектора экономики страны. Членство в ЕАЭС откроет таджикским производителям беспрепятственный доступ на огромный союзный рынок. Это создаст условия для ускоренного привлечения инвестиций, наращивания производства как для внутреннего рынка, так для и экспорта из республики в страны-партнеры по интеграции. Это необходимо не только для компенсации в долгосрочной перспективе неизбежной в случае интеграции утраты части таможенных пошлин, но и для массового создания рабочих мест в Таджикистане и максимизации выгод интеграции для него.

Эксперты Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» Нуритдин Каюмов, Георгий Кошлаков, Ходжимахмад Умаров и другие многократно выступали с различными предложениями в этой сфере. Они касаются развития гидроэнергетики, горнодобывающей промышленности, перерабатывающей промышленности, основанной на местном сырье (текстильная, швейная промышленность), производства сельскохозяйственной и пищевой продукции и других отраслей.

На основе данных предложений Таджикистану необходимо разработать программу новой индустриализации — развития реального сектора экономики в условиях евразийской интеграции. Подобная программа должна включать как внутренние меры по стимулированию развития малого и среднего бизнеса, так и стратегические инвестиционные проекты, которые будут поддержаны партнерами по интеграции. Вне всякого сомнения, главными бенефициарами такой программы станет предпринимательский класс Таджикистана, а также молодые граждане, которые получат возможность достойного трудоустройства в своей стране.

Такая программа может быть предложена в качестве основы деятельности института, аналогичного созданному недавно Российско-Кыргызскому фонду развития в рамках Евразийского экономического союза. Финансовая поддержка и инвестиции в такую программу будут отвечать интересам всех участников ЕАЭС.

 

Инфраструктура в интересах развития

Важнейшим фактором успешности евразийской интеграции Таджикистана является вывод его из транспортного тупика — создание прямого железнодорожного сообщения с другими странами Евразийского экономического союза. Скорейшее решение данного вопроса имеет сугубо практическое, а не политическое, значение для дела евразийской интеграции. Главное в данном случае — не создание альтернативы маршруту через Узбекистан, необходимость в чем может отпасть при урегулировании двусторонних отношений. Не менее важным представляется эффект «сквозной» включенности территории Кыргызстана в пространство ЕАЭС, что является важной предпосылкой успешности присутствия этой страны в данном интеграционном образовании. Кроме того, крайне важно удерживать во внимании перспективу прямого соединения транспортного пространства ЕАЭС с территорией Афганистана, что резко улучшит экономические перспективы как самого Таджикистана, так и Кыргызстана.

Экспертное сообщество должно предложить конкретные сценарии наращивания транспортно-логистического потенциала Таджикистана с акцентом не только на то, какие проекты реализовывать, но когда и как реализовывать. Успешность данного направления интеграции позволит Таджикистану, как участнику ЕАЭС, играть стратегическую роль в организации коммуникаций в Центральной Азии.

 

Энергетические проекты

Одним из ключевых естественных преимуществ Таджикистана является наличие в стране огромного гидроэнергетического потенциала. Его реализация является необходимым условием дальнейшего экономического развития страны. Энергия таджикских рек нужна и на внутреннем рынке, где проблема энергодефицита уже давно является важнейшим ограничителем промышленного развития, и на внешнем рынке, где развитие Афганистана, Пакистана и севера Индии требует дополнительных объемов электроэнергии. Иными словами, поставка большого объема электроэнергии в южный сектор общего рынка Центральной Азии является необходимым условием социально-экономической и военно-политической стабилизации всего региона.

Безусловно, реализация гидроэнергетических проектов требует создания соответствующих политических условий в виде нормализации двусторонних отношений в регионе. И именно в этой важной работе незаменимым является потенциал неправительственной дипломатии и экспертного сообщества. Восстановление водно-энергетического баланса в Центральной Азии должно стать предметом практической деятельности, тем более что основные подходы к данному вопросу уже давно выработаны и обсуждены. Но для этого необходимо восстановление доверия и конструктивного сотрудничества в регионе.

 

Трудовая миграция

Интеграция напрямую влияет на решение самого чувствительного для Таджикистана вопроса — вопроса о статусе и условиях работы таджикских мигрантов в России и других странах ЕАЭС.

На сегодняшний день денежные переводы из России формируют значительную часть экономики Таджикистана, составляя более 4 миллиардов долларов в год. Однако значительная часть граждан страны работают в России нелегально, порой находясь в крайне тяжелых условиях как жизни, так и труда. За последние годы и даже месяцы данный вопрос стал обсуждаться все более активно, в том числе — в связи с изменением порядка посещения территории Российской Федерации для иностранных граждан, включая граждан Таджикистана.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (статья 97), работодатели стран ЕАЭС вправе нанимать на работу граждан всех стран ЕАЭС «без учета ограничений по защите национального рынка труда», в том числе — без получения последними каких-либо разрешений. Таким образом, положения раздела XXVI Договора создают прочную основу для резкого улучшения положения мигрантов из Таджикистана в рамках процесса евразийской интеграции.

С другой стороны, более благоприятные условия работы за рубежом могут способствовать нарастанию утечки рабочих рук из страны и особенно — высококвалифицированных кадров. Но одновременно резкое изменение российской структуры рынка труда, в том числе — под воздействием притока переселенцев с Юго-Востока Украины, повышает уровень конкуренции на данном рынке.

Таким образом, данный аспект евразийской интеграции Таджикистана требует пристального экспертного внимания и анализа с целью выработки эффективной переговорной позиции Душанбе.

 

Компенсация прямых издержек интеграции

Уже сейчас очевидно, что вхождение Таджикистана в Евразийский экономический союз будет сопряжено с рядом краткосрочных негативных эффектов. Прежде всего, речь идет о снижении поступления таможенных платежей в бюджет республики. Кроме того, понятно, что процесс адаптации национального законодательства к нормативной базе ЕАЭС, а также процесс гармонизации методологии таможенной статистики, адаптация к техническим регламентам ЕАЭС и другие подобные процедуры потребуют немалых ресурсов, как финансовых, так и временных.

Данный аспект интеграции требует глубокой оценки экспертами с целью формирования переговорной позиции Душанбе в части условий о компенсации на первом этапе потерь, связанных с адаптацией экономики и законодательства страны к требованиям ЕАЭС. Кроме того, как и в случае с Кыргызстаном, требует особого изучения вопрос об экономических потерях и возможных претензиях со стороны третьих стран в связи с изменениями в режиме двусторонней торговле Таджикистана с ними при вхождении в Евразийский экономический союз.

 

Киргизия — Таджикистан: вопрос пограничья

Еще одной политической проблемой в регионе, требующей скорейшего решения в интересах совместного развития всех вовлеченных стран, является проблема отсутствия взаимного понимания между Кыргызстаном и Таджикистаном по поводу правового статуса их общего пограничья. С вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз раньше Таджикистана эта проблема приобрела особое звучание, поскольку полноценное оформление внешней таможенной границы ЕАЭС на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном, с одной стороны, требует немалых средств, взаимных уступок и времени, а с другой стороны, в случае последующего присоединения Таджикистана к ЕАЭС окажется бесполезным делом. Причем, очевидно, что в силу специфики внешнеполитической обстановки на решение данной проблемы отведены крайне сжатые сроки.

Таким образом, необходима выработка взаимоприемлемой формулы разрешения приграничных противоречий между Таджикистаном и Кыргызстаном. В случае принятия окончательного решения о вхождении Таджикистана в ЕАЭС это может быть формула переходного периода, на протяжении которого надлежащий таможенный контроль будет обеспечиваться в приоритетном порядке кыргызскими и таджикскими работниками. Поддержка им может оказываться российскими и казахстанскими таможенниками и Евразийской экономической комиссией. Такой опыт может заложить основу модели взаимодействия таможен двух государства в будущем, уже в рамках ЕАЭС.

 

Евразийское развитие и отношения с Китаем

Немалое беспокойство экспертов, представителей государственного аппарата и бизнеса вызывает вопрос о последствиях евразийской интеграции Таджикистана для его отношений с Китаем.

Однако реальность состоит в том, что вхождение в Евразийский экономический союз резко повысит привлекательность сотрудничества с Таджикистаном для Китая. И с точки зрения доступа на более широкий рынок сбыта ЕАЭС, и с точки зрения использования транзитного потенциала единой таможенной и экономической территории от Душанбе до Бреста членство Таджикистана в ЕАЭС только усилит его позиции во взаимодействии с Китаем.

Важно понимать, что главным препятствием на пути к реализации этого потенциала может стать не евразийская интеграция, а неспособность решить транспортные проблемы и водно-энергетические противоречия в регионе, создать комфортные условия для работы инвесторов в сфере логистики.

Кроме того, для самого Китая вхождение Кыргызстана и Таджикистана в ЕАЭС станет надежной гарантией стабильности ситуации на западном векторе, в том числе — стабильности поставок энергоносителей и защищенности интересов безопасности западных северо-западных регионов Китая.

 

Единое цивилизационное пространство — фактор успешности интеграции

Вне всяких сомнений, сохранение и усиление единого цивилизационного пространства, вмещающего в себя культуры народов Евразии, представляет собой самостоятельную ценность в равной степени и для жителей Таджикистана, и для простых людей в любой точке Евразийского экономического союза. Однако важно подчеркнуть и то, что цивилизационное единство может стать важнейшим фактором экономического успеха, особенно — для стран со сложными стартовыми условиями интеграции, такими как Таджикистан и Кыргызстан.

Это относится не только к таким вопросам, как распространение русского языка и общность советского культурно-исторического наследия, которые значительно облегчают совместное ведение бизнеса. Особую, стратегическую роль в успешной интеграции Таджикистана в ЕАЭС может сыграть развитие туристической отрасли.

Дело не только в том, что, как отметил Георгий Кошлаков, туризм может дать сравнительно быструю существенную финансовую отдачу при относительно скромных вложениях в отрасль. Привлечение в Таджикистан туристов из стран ЕАЭС может иметь стратегическое значение. Через развитие туристической отрасли Таджикистана, которая может стать весьма привлекательной для инвесторов, возможно решение не только экономических, но и геокультурных задач. По сути, организация туристического потока из России, Казахстана, Беларуси и других потенциальных членов ЕАЭС в Таджикистан будет вновь способствовать сближению народов на обширном пространстве.

 

Экспертное обеспечение интеграции — задача для гражданского общества

Изложенные выше и многие другие вопросы взаимодействия Таджикистана с Евразийским экономическим союзом требуют качественной проработки со стороны экспертного сообщества. В этой связи можно только приветствовать создание в Таджикистане межведомственной экспертной группы по данному вопросу осенью 2014 года. Однако данный шаг не отменяет необходимости напряженной работы неправительственных экспертов.

Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие» выражает готовность и дальше делать все возможное для качественного экспертного и информационно-аналитического обеспечения процесса евразийской интеграции Таджикистана. Мы приглашаем все неравнодушные к судьбе страны силы приложить максимальные усилия для того, чтобы историческое решение о взаимодействии с Евразийским экономическим союзом было принято на основе объективного анализа.