Китай: морские коммуникацииОпубликовано: rubicon.org.ua.

Александр Маначинский

Экономика Китая — одна из самых динамично развивающихся экономик мира. Идет становление мировой державы, обладающей ресурсами, амбициозными запросами, сильными рыночными позициями и всеми финансовыми и технологическими средствами хорошо развитой диаспоры. Несмотря на мировой кризис, Китай год от года показывает стабильный рост ВВП. В 2010 году экономика КНР занимала второе место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2-е место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. По прогнозу экономистов, уже в 2025 году Китай станет крупнейшей экономической державой на планете.Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз. Интересны последние исследования по состоянию экономики уже 2014 году. На них следует обратить внимание. Банк «Кредит Свисс» (Credit Suisse) 14 октября опубликовал новый «Доклад о мировом богатстве за 2014 год», согласно которому мировое богатство за прошлый год (с середины 2013 до середины 2014 гг.) увеличилось на 8,3%, побив рекорд и составив 263 трлн. долларов, однако стала больше разница между богатыми и бедными людьми, 1% населения принадлежит практически 50% богатства.Доклад показывает, что объем богатства всего мира за прошлый год побил рекорд, составив 263 трлн. долларов, более чем в два раза больше, чем в 2000 году.

Главными источниками роста стали рынки недвижимости и ценных бумаг.

Северная Америка признана «самым богатым» регионом, на него пришлось 34,7% от общего состояния. Европа расположена на втором месте, 32,4%. Континентальный Китай на четвертой позиции 8,1%, что составляет 2,13 трлн.долларов. Наиболее быстрый рост богатства наблюдается в Великобритании, Республике Корея и Дании, а в Украине, Аргентине и Индонезии наоборот — сокращение. Что касается уровня богатства в среднем на человека, в Швейцарии он самый высокий, составляет 581 тыс. долларов. Затем следуют Австралия, Норвегия, США и Швеция. Согласно прогнозу, в последующие пять лет мировое богатство увеличится на 40%, достигнув 369 трлн. долларов. Однако, несмотря на рост состояния, разрыв в распределении все же будет расти.

Согласно статистическим данным, количество китайских семей, которые относятся к среднему классу, увеличилось в два раза по сравнению с 2000 годом, они составили одну треть от мирового показателя. (Средний класс в Китае составляет 30% от мирового показателя («Жэньминь жибао», Китай-19.10.2014).

13 октября Народный банк Китая и Центробанк России подписали соглашение о валютных свопах объемом 150 млрд юаней (815 млрд рублей). Это стало следующим шагом в процессе интернационализации юаня. С конца 2008 года Народный банк Китая подписал более 20 двусторонних соглашений о валютных свопах с другими странами.

Вслед за усовершенствованием глобальной системы клиринговых расчетов, в этом году трансграничные расчеты в юанях продолжают стремительный рост. По данным Центробанка, с января по июль объем трансграничных расчетов в юанях банков и других финансовых учреждений всей страны составил 3,77 трлн юаней, что на 55,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Прямые сделки между юанем и некоторыми важными иностранными валютами не только экономят транзакционные издержки для обеих сторон, но и минуют «стоимость посредничества» доллара, таким образом, формируя прямой курс обмена юаня с другими валютами, что в конечном итоге стимулирует использование юаня в двусторонней торговле и инвестициях. (Центробанки Китая и России подписали соглашение о валютных свопах. — 14/10/2014.)

В итоге, около 20 стран установили валютные свопы с Китаем, и всё для того, чтобы отойти в глобальной торговле от американского доллара. Мы являемся свидетелями появления на свет новой глобальной резервной валюты и «Восхождения нефтеюаня».

Спрос на нефть со стороны Китая уже изменил геополитику и глобальную цепочку поставок. Крупнейший заказчик нефти у Саудовской Аравии уже не США, а КНР. В 2012-м нефтяной импорт Китая был всё ещё на 1 миллион баррелей меньше, чем у США, но в некоторые месяцы Китай был очень близок к США и даже обгонял их.  На диаграмме ниже источники импорта сырой нефти в КНР, состоянием на конец 2011 года по данным U.S. Energy Information Administration (EIA)

kitay1

Китай в Африке. По мнению многих политологов и экономистов сейчас идёт повторная колонизация Африки и Азии. Торговля между Китаем и африканскими странами растёт взрывными темпами, в то время как французское и американское влияние на «черный континент» пошло на убыль. Торговля Китая со странами Африки в 2011 году достигла $ 166 млрд., по данным китайской статистики, а африканский экспорт в Китай (в первую очередь ресурсы для китайской промышленности) в течение последних десяти лет вырос с $ 5,6 млрд до $ 93 млрд. В июле 2012 года Китай предложил африканским странам 20 миллиардов долларов в виде займов в течение ближайших трех лет, удвоив объем, обещанный в предыдущие три года.

Африка играет для растущей Поднебесной ключевую роль и в плане продовольственной безопасности. Поэтому не только энергоресурсы Африки являются той самой “болевой точкой” Китая, на которую все активнее давит Запад, стараясь отсечь Поднебесную от Черного континента.

Столь успешный Китай стал представлять реальную угрозу мировой гегемонии США во многих аспектах, главным из которых, по-нашему мнению, являются более здоровая экономика Китая, в отличие от мыльно-финансовой США. Кроме того, Китай – мастерская мира, предназначенная Штатами для наполнения товарным содержанием бумажного доллара, всё больше и больше проявляет инициативы и самостоятельности в размещении «избыточных» долларов, скупая производственные мощности даже уже под носом США. Во всяком случае, целью Вашингтона и его пособников является выдавливание Китая из Африки или, по крайней мере, подрубить на корню его независимый доступ к африканским ресурсам. Экономически независимый Китай, как считают в различных мозговых центрах Пентагона и Вашингтона, может стать политически независимым Китаем. А это не входит в их планы. Отсюда напрашивается вывод: Китай превращается в стратегическую мишень США. С целью не допустить получения Китаем ресурсов и замедлить развитие китайской экономики Вашингтон пытается блокировать инициативы Пекина в Африке, используя свои превосходящие военные и стратегические возможности.

Понятно также, что под угрозой и другие страны, сотрудничающие с Поднебесной (Ангола, Нигерия), а вместе с ними и сам Африканский союз, где Китай развил кипучую деятельность.

На рубеже XX–XXI веков на фоне сокращения флотов старых морских держав – США, Великобритании, Франции и России – начался процесс роста морской мощи азиатских стран, и в первую очередь Китая и Индии. Бурный экономический рост, с одной стороны, потребовал обеспечить защиту национальных интересов азиатских гигантов в Мировом океане, а с другой – позволил выделить ресурсы на развитие морской мощи.

Китай морская держава. Побережье Китая тянется от границы с Северной Кореей на севере до Вьетнама на юге и имеет протяженность 18 000 км, на котором находятся порядка 677 крупных портов, из них три главных, 24 военно-морских базы и пункта базирования. Китай омывается Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Конфигурация Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей такова, что Китай сравнительно легко заблокировать. Восточно-Китайское море окружено Кореей, Японией и Тайванем, с чередой островов между Японией и Тайванем. Южно-Китайское море еще больше зажато по линии от Тайваня до Филиппин, и от Индонезии до Сингапура. В тоже время протяженная береговая линия требует особого внимания для обеспечения безопасности государства. Транспортировка грузов морским путем потребовала обеспечить защиту коммуникаций в Мировом океане, а экономический подъем в стране позволяет выделить ресурсы для этого, стимулируя развитие морской мощи. Рост Китая существенно зависит от мирового океана. Самая серьезная стратегическая обеспокоенность Пекина состоит в том, если США осуществят блокаду Китая. И не только посредством размещения 7-го флота внутри двух островных границ, а за их пределами. Оттуда США смогут вынудить Китай отправить свои морские силы далеко от материка, открыв, таким образом, тылы для их блокирования американскими кораблями.

Последний довод ковбоев в экономическом соревновании с Китаем — авианосцы.

В тоже время объем добычи нефти и сжиженного природного газа, который импортируется в Китай из стран Ближнего Востока и Африки, делает стратегические морские коммуникации (Индийский океан – Китайские моря) еще более важными для Пекина. То есть энергетическая безопасность Китая будет оставаться крайне уязвимой к пропускным пунктам Малаккского и Ормузского проливов, находящихся на маршрутах судоходства.

Малаккский пролив - нефтяной путь

Таким образом, для Китая важна задача обеспечить свободный доступ к мировым морским путям для поставок сырьевых ресурсов вдоль азиатского материка через стратегические Ормузский (20% грузопотока) и Малаккский (80% ) проливы. Мала́ккский проли́в (Strait of Malacca), между п-овом Малакка и о. Суматра, соединяет Андаманское и Юж.-Китайское моря. Длина 937 км, ширина 15–464 км, глубина судоходной части 12–1514 м, преобладающая менее 200 м. На Ю. и ЮВ. много мелких о-вов и отмелей. Важный морской путь из Европы и Юж. Азии в Вост. Азию и Малайский архипелаг. Осн. порты – Сингапур, Малакка, Джорджтаун (Малайзия), Белаван (Индонезия).

Особую озабоченность у лидеров страны вызывает постоянное присутствие в этих районах авианосных ударных групп США, которые при обострении международной обстановки или ухудшении американо-китайских отношений могут закрыть эти проливы для судов КНР. В случае такой блокады Китай за неделю исчерпал бы запасы энергоресурсов. Кроме того, если сегодня КНР платит за импортную нефть 500 млн. долл. в день, то при длительном конфликте цена может вырасти в несколько раз, а это может привести к кризисным явлениям в его экономике.

Пекин активно ведет поиск диверсификационных путей судоходства. В поле зрения Китая попали:

  • Ломбо́кский пролив (Lombok strait), — пролив в акватории Малайского архипелага между индонезийскими островами Бали и Нуса Пенида (с западной стороны) и Ломбок (с восточной стороны) Соединяет акватории моря Бали Тихого океана (на севере) и Индийского океана (на юге). В юго-западной части пролива его акватория смыкается с акваторией пролива Бадунг, проходящего между островами Бали и Нуса Пенида. Минимальная ширина около 18 км — между восточной оконечностью Нуса Пениды и юго-западной оконечностью Ломбока. Максимальная глубина — около 1400 м (в северной части пролива). Минимальная глубина по форватеру — не менее 250 м. Будучи наиболее глубоководным и удобным для судоходства среди проливов Малой Зондской гряды, Ломбокский пролив служит главным морским путем между акваториями Тихого и Индийского океана в этом районе, пригодным для судов любого класса.
  • Зондский пролив (Sunda strait)— между о-вами Суматра и Ява, длина пролива около 130 км, приливы до 1,5 м., служит главным торговым путем для судов, идущих из Индийского океана в Китайские моря. Границей пролива на ЮЗ можно считать линию от мыса Флят на юго-зап. оконечности о-ва Суматры до мыса Танжонг-Алон-Ажан на зап. оконечности о-ва Явы; на этой линии ширина пролива до 100 слишком км. На СВ пролив оканчивается линией мысов — Кангалана, на Суматре, и Св. Николая, на Яве. Наиболее узкая часть пролива, около 27 км, между мысом Гог, на Суматре, и противоположным берегом Явы (Анжер) имеет глубину всего около 20 м, что создаёт проблему крупным судам. Особо крупные корабли (например, танкеры) делают «крюк» в обход островов. В Зондском проливе расположен вулкан Кракатау.

kitay3

kitay4

Чтобы предотвратить блокаду Китай стремится закрепиться на маршрутах узловых морских коммуникаций (создание промежуточных баз), проводить накопление стратегических запасов, материалов и предметов снабжения в кризисно-опасных районах.

Возможно также создание в кризисном районе небольшой группировки ВМС, которая одним своим присутствием была бы способна оказать давление на другую сторону конфликта – вынудить отказаться от конфликта или решить конфликт в своих интересах. В целом, Пекин реализует стратегию «ожерелья», предусматривающую формирование зоны китайского влияния в Индийском океане. Ее основными задачами являются обеспечение безопасности поставок энергоресурсов в Китай вдоль ключевых маршрутов движения китайских нефтетанкеров — от Пакистана до Мьянмы, обеспечение проникновения Китая на рынки стран региона, а также формирование задела для обеспечения китайского контроля над основными судоходными линиями и «узкими местами» Индийского океана.

По большому счету, геостратегия Пекина, реализуемая в рамках так называемой «нитки жемчуга», представляет собой сеть портов, аэродромов и другой инфраструктуры от Южной Азии до Африканского побережья, в том числе зонах Ломбоксого и Зондского проливов.

Ключевыми китайскими «жемчужинами» в регионе являются порты Гвадар в Пакистане, Хамбантота на Шри-Ланке, Читтагонг в Бангладеш, Ситуэ, Кяокпю и Янгон в Мьянме, а также китайские военные базы на Парасельских островах и острове Хайнань. Также существует вероятность появления новых «жемчужин», в том числе на островах Коко, принадлежащих Мьянме, острове Маэ на Сейшелах, и реализации проекта строительства канала через перешеек Кра в Таиланде. Перешеек Кра на юге Таиланда, соединяет п-ов Малакка с основной частью Индокитая, ширина 40-75 км, наибольшая высота ок. 500 м.– самое узкое место между Андаманским морем и Сиамским заливом расстояние между побережьями двух океанов ставляет всего 45 км.

kitay5

kitay6

 Длина канала порядка 100 км, пропускная способность – 200 судов в сутки, экономия времени – несколько суток, за счет отсутствия необходимости огибать Малаккский полуостров, стоимость проекта – 20-23 млрд. долл. США. Рядом с каналом планируют проложить 260-ти километровый нефтепровод. Основное назначение канала и трубопровода – сокращение маршрута поставок нефти в страны ЮВА и Китай.

Первый такой порт Гвадар оборудован в провинции Белуджистан (Пакистан), расположен в 250 милях от Ормузского пролива, ведущего в Персидский залив. Управление Гвадаром дает КНР массу преимуществ. Основной нефтяной маршрут в Китай сейчас пролегает из Персидского залива через Индийский океан, Малаккский пролив и Южно-Китайское море. Гвадарский порт абсолютно меняет ситуацию. Китайские нефтяные танкеры будут разгружаться здесь, далее нефтепродукты будут доставляться в западный Китай по нефтепроводу, а также автоцистернами по дорогам через Пакистан и республики Центральной Азии. Все это вызвало в Вашингтоне очередную головную боль.

Досье. На территории пакистанской провинции Белуджистан сосредоточены значительные природные запасы полезных ископаемых: газ (85% добываемых в стране объемов), уголь (65% общей добычи), медь, хромиты, свинец и др. А также производятся наркотики в колоссальных объемах. Провинция занимает стратегически очень важное географическое положение: выход на побережье Аравийского моря – Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани и упоминавшийся порт Гвадар; в непосредственной близости от Ормузского пролива — Оманского залива. Будущее трубопроводов из Ирана и Туркменистана на Индию и Китай также зависит от ситуации в это провинции.

Как и Вазиристан на северо-западе Пакистане – регион, состоящий из двух сепаратистки настроенных подпровинций – Северного и Южного Вазиристана, Белуджистан включен Бараком Обамой в список территорий планируемых «чрезвычайных заморских операций» (заменивший «Глобальную войну с терроризмом»).

К числу побудительных мотивов активации военно-морского строительства в современном Китае следует отнести ряд важных событий и факторов, таких как:
обеспечение безопасности поставок энергоресурсов в Китай вдоль ключевых маршрутов движения китайских нефтетанкеров;

  • включение США территории восточного Китая и его акватории в операционную зону Тихоокеанского объединенного командования ВС США;
  • выход США из договора по ПРО 1972 г. и создание США системы ПРО с привлечением ВМС Японии, Республики Корея, Австралии и Тайваня;
  • опыт ведения США и их союзниками воздушно-морских операций в ходе локальных конфликтов .

Исходя из этого, Пекин инвестирует значительные средства в развитие военно-морского флота, который выдвинулся в число приоритетных видов вооруженных сил. Китай разрабатывает новые подводные лодки, корабли, ракеты, стелс-истребитель, развивает авиацию корабельного базирования и другие типы военной техники.

Инфраструктура ВМС. Китай укрепляет инфраструктуру ВМС: на ВМБ и ПБ увеличивается причальный фронт, возрастают возможности проведения судоремонтных работ, модернизируется портовое оборудование, осуществляются дноуглубительные работы и др. мероприятия.

В ближайшее десятилетие Китай намерен создать в разных частях мира 19 «опорных пунктов» для кораблей своего военно-морского флота. Формирование данных пунктов будет осуществляться на основе «принципов взаимной выгоды и дружественных отношений». То есть, китайцы создадут «опорные пункты» в тех странах, с которыми у них сложились дружественные отношения. Так, 11 «пунктов» будут на тех или иных островах Индийского океана, шесть — на побережье Африки (включая опять же побережье Индийского океана), и две — в Тихом океане. Один из тихоокеанских «опорных пунктов» должен появиться на территории Северной Кореи в порту Чхончжин.

«Пункты» будут трех основных видов с учетом функциональной направленности:

  • первого типа — боевые корабли КНР смогут вставать на стоянку, пополнять запасы топлива и еды;
  • второго типа — предусматриваются места, где китайские моряки смогут отдыхать, а также аэродромы для разведывательных самолетов;
  • третьего типа – здесь будет осуществляться ремонт крупных боевых кораблей, а также находящегося на них оружия.

В течение десяти лет КНР намерена создать в Индийском океане три линии инфраструктурной поддержки для своих ВМС:

  1. северную (Пакистан, Шри-Ланки и Мьянма);
  2. западную (Йемен-Оман-Кения-Танзания-Мозамбик);
  3. южную (Сейшелы-Мадагаскар).

Как нам видится, с одной стороны, Китай пытается расширить подконтрольные ему водные пространства в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях с целью добычи природных ресурсов. С другой, стремится обеспечить свои морские интересы в виде Северного морского пути, а также морских путей на Ближний Восток и в Африку.
Пекин неоднократно утверждал, что эти силы нужны ему исключительно в оборонительных целях. Несмотря на эти заверения, правительства Азиатско-Тихоокеанского региона от Токио до Бомбея опасаются роста китайской военной мощи.

Параллельно с возрастанием роли Китая в АТР усиливается его его проникновение в Западное полушарие, Европу и северные широты.

Досье. В сентябре 2013 года никарагуанские официальные лица подписали меморандум о взаимопонимании с Вань Цзинем, президентом фирмы Синвэй Телеком и президентом фирмы HK Nicaragua Canal Development Investment Company, созданной недавно в Гонконге для постройки и управления Никарагуанским каналом. Канал будет иметь глубину 22 метра и длину 286 километров, превышая Суэцкий и Панамский каналы во всех измерениях и позволит проходить мега-контейнерным судам водоизмещением до 250.000 тонн. Ориентировочная стоимость — 40 миллиардов долларов. Само строительство займет десять лет, а первое судно пройдет через канал через шесть лет. Однако пока неясно, так ли всё будет на самом деле. Безусловно, строительство канала укрепит растущее влияние Пекина на мировую торговлю и ослабит доминирование США над важнейшим морским путём между из Тихого океана в Атлантический.

Газета The Guardian (28 мая 2013 г.) подчеркивает: «Именно сейчас пришло время азиатскому тигру преследовать свою цель и сделать Грецию окном в Европу для своих инвестиций в проекты в области инфраструктуры за пределами порта Пирея. Будучи самой большой пассажирской гаванью Европы и одним из ее десяти крупнейших контейнерных терминалов, доки Пирея превратились в оперативную базу китайцев с тех пор, как государственная судоходная компания Cosco заплатила 500 млн евро, арендовав половину из них в 2010 году».

А пока нефтяная компания CNOOC, 70% которой принадлежит правительству Китая, намерена начать добычу нефти и газа в северных широтах. Для этого фирма вошла в партнерство с исландской группой Eykon Energy. Сейчас CNOOC участвует в тендере на получение лицензии на разведку и добычу углеводородов у северного побережья Исландии. Итоги тендера будут известны к осени 2013 года.

Eykon объединилась с CNOOC после того, как исландское национальное энергетическое ведомство посоветовало компании найти партнера для участия в тендере на лицензию. Тогда она сможет разрабатывать зону, поделенную между Рейкьявиком и Осло.

Судя по всему, Китай приступает к освоению Арктики.

Одна из важных задач внешней политики КНР — достичь доминирования в западной части Тихого океана, где Китай вовлечен в споры с соседними государствами о принадлежности различных участков дна Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, богатых энергоносителями, а также обеспечить безопасность морских коммуникаций при транспортировке нефти и газа из Ирана и Ирака , а также Африки.

Например, острова Спратли охвачены многосторонними претензиями между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем и Малайзией, все настаивают на своих перекрывающихся требованиях по разделу островов.

Недавние открытия значительных природных ресурсов, в том числе, рыбных запасов, полезных ископаемых, природного газа и нефти, только укрепили территориальные притязания и усилили жёсткие позиции. Китай, Вьетнам, Тайвань и Филиппины, все претендуют на территории Южно-Китайского моря. В дополнение к их противоречиям, исключительные экономические зоны (ИЭЗ) других стран в регионе тоже претендуют на право территориальной собственности. Другими словами не все здесь безоблачно, общая обстановка на грани фола.

Пока Китай не может противостоять США на море, но его стратегия строительства портов в Индийском океане вызывает необходимость создания сил, способных гарантировать доступ к этим портам.

Также активно ведутся поиск и прокладка альтернативных сырьевых маршрутов, проходящих через безопасные сухопутные транзитные коридоры.

Может возникнуть вопрос, а какое дело Украине до всего этого? Китайского мореходства? Китайского освоения Африки? Оказывается, касается – и даже очень. Россия, прекрасно осознавая всю важность экономического сотрудничества с Китаем и пытаясь диверсифицировать рынки сбыта углеводородов, начала строительство нефтепроводов в Китай. 27 сентября 2010 года было сообщено о завершении строительства отвода от нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» на Китай.

Из этого отчётливо явствует, что Китаю дешевле и надёжнее покупать углеводороды у России, чем возить за «три — девять земель», пробираясь через рогатки 7-го американского флота. Но Китай не желает мириться с таким положением, и усиленно форсирует наращивание своей морской мощи, а это означает, что в ближайшие 3-5 лет сможет конкурировать на море с США. И первые шаги уже сделаны в этом направлении.

Как нам видится, Поднебесная стремится восстановить былое величие путем интеграции современных технологий и рыночной экономики в собственную систему, контролируемой. Коммунистической партией Китая. Мы являемся свидетелями невиданных возможностей, редкой деловой хватки с непрерывно крепнущих рыночной позицией и амбиций, каких еще надо поискать. Не исключено, что возрастание экономической и военной мощи Поднебесной приведет к глобальной перестройке политической, экономической и общественной системы. А значит, грядут перемены не только в Китае, но и в мире.