ФОТО: Плененный последний император Китая Пу И этапируется в Советский Союз
Опубликовано: ЦЕНТР военно-политических исследований (КИЕВ).
Александр Яковлевич Маначинский
Война- это не только кровь и слезы для одних , в то время как для других почет и награды. Перебирая свои книги натолкнулся на взятие в плен императора Пу И. Пришлось многое перечесть, но большое впечатление произвели две версии взятия плен императора:
— первая версия — Усова Виктора Николаевича
— вторая версия — генерал-майора Ковтун-Станкевича Андрей Игнатьевича. В ходе Советско-японской войны 1945 г. он был прикомандирован к штабу 36-й армии как представитель штаба фронта и с передовым отрядом участвовал во взятии г. Хайлар. После возвращения в штаб фронта получил новую задачу и с воздушным десантом высадился в г. Мукден, где с 21 августа вступил в должность коменданта города.
Непонятно, как получились две версии. Может кто-то из них допустил ошибку, а может, есть еще версии. Тогда, где же правда. Попробуем разобраться.
Первая версия. В ночь с 18 на 19 августа 1945 г. уполномоченный Военного совета, начальник политотдела штаба Забайкальского фронта, генерал А.Д. Притула был вызван командующим Забайкальским фронтом маршалом Р.Я.Малиновским. В землянке командующего фронта у расстеленной карты стояли Р.Я. Малиновский, начальник штаба фронта генерал М.В. Захаров, член Военного совета генерал-лейтенант А.Н.Тевченков, командующие воздушной и танковой армиями. Когда А.Д. Притула вошел, Р.Я.Малиновский без какого-либо вступления перешел к главному делу:
Верховный Главнокомандующий требует от фронта решительных действий. Политическую и стратегическую обстановку как заместитель начальника штаба фронта вы знаете. Через час вы должны принять командование авиадесантом и лететь на Мукден (современный Шэньян). По нашим данным, там находится штаб 3-го японского фронта, там же сейчас император Маньчжоу-Го Пу И. Ваша задача — захватить важнейшие объекты Мукдена, вынудить японское командование издать войскам приказ о полной и безоговорочной капитуляции, найти императора.
Через час А.Д.Притула вместе с адъютантом были уже на аэродроме. Начинало светать. Спиной к транспортным самолетам выстроился десант численностью в 225 солдат, сержантов и офицеров. В состав десанта вошли специально подготовленные войны 6-й гвардейской танковой армии, разведчики стрелковых соединений, большинство были отличными стрелками-снайперами, они уже прошли с боями тысячи огненных дорог, преодолели Большой Хинган и пустыню Гоби, некоторые награждены орденами и медалями. Вместе с командующим 12-й воздушной армией Худяковым, чьи летные подразделения должны были сыграть важнейшую роль во всей операции, А.Д Притула обошли строй десантников. Внимательно проверили оружие, боекомплект, обмундирование каждого, с особой скрупулезностью были проверены парашюты. По замыслу командования, авиадесанту Забайкальского фронта принадлежала решающая роль в овладении крупным городом Шэньяном, он должен был сесть в тылу японской армии, разгромленной и капитулировавшей, но продолжавшей на отдельных участках фронта оказывать сопротивление, на северный аэродром Мукдена, но обстоятельства могли сложиться и так, что пришлось бы спускаться на парашютах. Никто не мог поручиться за то, что фанатики, которых в японской армии было немало, не пустят в ход оружие. Задание должно быть выполнено в любом случае.
Между тем, события в Маньжурии развертывались следующим образом: 14 августа 1945 г. по приказу командующего Квантунской армией Ямада Отодзо члены правительства Маньчжоу-Го были отправлены в Тунхуа, а сам император с родственниками остался в Линьцзи-Гоу, где ему 17 августа 1945 г. было предложено подписать отставку. После отречения от престола Пу И с семьей 19 августа 1945 г. отбыл в Мукден. Представитель японского командования сообщил ему, что через Мукден он будет отправлен в Японию. В Мукден его родственники и сопровождающие лица прибыли 19 августа в 11 утра, а через 30 минут на этом же аэродроме приземлились светские самолеты с десантниками.
19 августа армада из нескольких десятков самолетов Советских ВВС поднялась в воздух и пошла к Мукдену. Транспортные машины со всех сторон прикрывали истребители, штурмовики, бомбардировщики. Это было не просто сопровождение, обстановка могла потребовать от десанта самых решительных мер, поэтому бомбовые люки загружались перед взлетом до отказа, истребители вели опытные, испытанные в боях летчики. Они должны были вступить в дело — нанести сокрушительный удар по важнейшим военно-промышленным центрам Мукдена в случае, если японский генералитет наотрез откажется подписать приказ о капитуляции или пойдет на военную провокацию.
Вторая версия — ее излагает генерал-майор Ковтун-Станкевич. Они с коллегами на одном-единственном самолете сели на аэродроме Мукдена и увидели, как к японскому самолету, готовому к вылету, идет молодой человек. Остановили его, поболтали и выяснили, что это и есть император Пу И. Тогда летчики незаметно оттеснили его к советскому Ли-2, вежливо обезоружили и усадили в самолет. «Все это было проведено настолько стремительно, что охрана Пу И и персонал аэродрома узнали о случившемся лишь после того, как наш самолет взмыл в воздух». Интересно, как императора уже нет, а охрана вспомнила свое предназначение.
И как это генерал полетел на одном самолете. На аэродроме встретили молодого человека. Поболтали, вероятно,/ по-японски, и узнали, что это император. Летчики оттеснили его к советскому Ли-2 и усадили в этот самолет. Надо же . Вдумайтесь!!! Вот подошли еще к одной версии.
Третья версия. Мне в конце 80-х годов прошлого столетия довелось встретиться пилотом самолета Ли-2 лейтенантом Смульским Игнатом Андреевичем, пилотировавшим один из самолетов с десантниками. Он рассказывал, сидя на своей даче в Глевахе, что под Киевом, будучи в хорошем состоянии здоровья и здравом уме. Он не очень любил откровенничать, но это было накануне дня Победы над Японией. К сожалению, я тогда записей не вел и все полагался на свою память. Но видел все его документы, что и представляю.
Досье. ст. лейтенант Смульский И.А.- уроженец села Марьяновка, Киевской области: выпускник Херсонской авиа школы 1938 г.. затем Энгельской, где переучивался на Тб-3, служил 50-ом Гвардейском Авиационном Транспортном Полку, командир полка полковник Неаронов [Переформирован Директивой Генштаба No.Орг/10/850337 от 13.06.45 г. в 50-й гв. тап] , летал на Ли-2 [Б.П.Лисунов-2] (выпускаемый по лицензии аналог американского Douglas DC-3) и был командиром экипажа при высадке десанта на аэродром Мукден 19 августа 1945 года и захвате императора Пу И. За бои в Маньжурии награжден орденом Красного знамени №258343.
ФОТО: Выпускники Херсонской авиашколы, слева Смульский Игнат, 1938 год
Для участия в высадке десанта привлекались транспортные самолеты Ли-2 50-го Гвардейского авиационного транспортного полка, командир полк Неаронов. Как вспоминал Смульский непосредственный участник тех событий командир корабля (экипажа) левый пилот самолета Ли-2 лейтенант Смульский Игнат Андреевич (12 октября 1917- 28 октября 1990): самолет был полон десантников. Наверняка было Человек 30, а может немного более. Да сегодня события того дня все описывают по разному, но лейтенант Смульский мне говорил, что всего два самолета Ли-2 сели на аэродром Мукдена. При посадке на аэродром, двери самолета распахнулись, и десантники высыпались на землю со стрельбой и криками. В небе барражировали два японских истребителя, в готовности к обеспечению перелета императора Пу И, увидев, что аэродром захвачен, истребители поднялись в высь и выключили двигатели. Самолеты упали камнем на землю, то есть японские летчики совершили своего рода харакири. Транспортники, работающими двигателями остались на взлетной полосе, и вся операция была видна экипажу. Император стал пленником. В ходе десантной операции в плен были взяты император и правительство Маньчжоу-Го, государства, искусственно созданного Японией, чтобы иметь плацдарм для боевых действий против Китая и подготовки крупной военной группировки к войне с Советским Союзом. В дальнейшем на аэродром стали прибывать другие экипажи.
ФОТО: Выпускник Херсонской Авиашколы,1938 год,участник боевых действий на Дальнем Востоке гв. ст.лейтенант Смульский И.А. (фото 1947 г), уроженец села Марьяновка, Фастовского района Киевской области
Вызывает интерес то , что брат Смульского — Смульский Феликс Андреевич в составе 16 гв. отдельного автомобильного полка тоже выполнял боевые задачи в Маньчжурии по обеспечению танкистов.
ФОТО: Рядовой Смульский Ф.А. (28 июня 1945г, г.Оломоуц, Чехословакия, перед отправкой на Дальний Восток)
Мне, кажется, что третья версия более логична, и И.А. Смульскому, командиру корабля Ли-2, можно доверять как непосредственно первому производившему посадку самолета на аэродром и видевшему все своими глазами. Экипаж самолета не покидал, на то он и экипаж!
После ареста Пу И, его брат Пу Цзе, мужья двух младших сестер императора, трое племянников, доктор и слуга и высшие японские командиры были отправлены на самолете под охраной в распоряжение штаба Забайкальского фронта. Самолет сначала сел на территории Монголии, затем дозаправившись, взял курс на Читу
Автор: Александр Маначинский