Опубликовано: ЦЕНТР военно-политических исследований.
Александр Яковлевич МАНАЧИНСКИЙ
Когда, задыхаясь от восторга и млея от умиления, принималась на скорую руку (за одну ночь), но на долгую муку Конституция независимой державы Украины, «законотворцы» были сплошь русскоязычными; они себе и представить не смогли, что из этого получится.
Депутаты Верховного Совета были как бы народными, т.е. действовали от имени народа, для 90% которого было комфортно находится в сфере государственного русского языка. Депутаты не отличались особой грамотностью тем более в столь сложном вопросе, как языковый и в основном по недомыслию приняли бытовой украинский язык в качестве единственного государственного.
Поймите правильно, здесь не обсуждается, какой язык лучше. Речь идет о сложившихся массивах информации и традиционных пользователях. Кроме общения в большинстве случаев в городах русский язык занимал нишу научно-техническую, русской литературы и мировой культуры, был родным для русских и многих украинских городских жителей. Украинский язык занимал нишу бытового языка украиноязычных украинцев и русских, украинской литературы и переведенной с русского научно-технической литературы и мировой культуры. Если кто не согласен – обратитесь к Оресту Субтельному.
Нацменьшинства Украины были свободны в выборе бытового и «привязаны» к русскому, как к языку государственному и межнационального общения. Пример – на каком языке в августе 2008 года общались друг с другом покойный Лех Качинский, Михо Саакашвили, прибалтийские лидеры и Виктор Ющенко?
Противники статусного многоязычия на Украине прибегают в своей риторике к невежественному утверждению о том, что государственность и независимость обязательно предполагают наличие своего, не «чужого» языка. Тогда естественный вопрос: как же быть с Бразилией говорящей на португальском или с Мексикой –на испанском?
Нелепости Виктор Ющенко тиражировал буквально в каждом своем публичном выступлении, заявляя, что без языка мы не будем государством, что предвыборный лозунг Виктора Януковича «два языка — одна страна» — «это басни серого волка. Это проект, как утратить государство»? На наш взгляд, приверженцам такого лозунга «нужно хотя бы в первый класс сходить, чтобы сказать, что, если мы идем этой дорогой, мы теряем то, что мы называем… государством». Пятый президент Петр Порошенко вообще сделал лозунг «армия, язык, вера» сделал доминирующим.
Вместо построения, созидания и развития независимого государства Украина занялась переформатированием исходной информационной базы на украинскую основу. Обратите внимание: для русскоязычных пользователей производится перевод всех массивов информации на украинский.
На каком языке конструкторской документации созданы «Таврии», «Славуты», «Ланосы», вся антоновская серия самолетов, все авианосцы Советского Союза. А судопроизводство, а медицина?
И еще, наши производства, энергетика, железные дороги, самолеты, радиолокаторы — все существует и еще работает как часть технической системы, генетический код которой написан по-русски. Экономика и политика, культура, наука и социальная сфера пока держатся на тех, кто учился раньше и элементарно грамотен. Сейчас наступают другие времена, и к пульту управления атомной электростанции, где все написано по-русски, приходит молодежь, неграмотная в русском. То же самое происходит в армии, солдат, пришедший на должность оператора РЛС, не может прочесть инструкцию по эксплуатации или техническое описание. В таком случае о какой боеспособности украинской армии можно говорить !
Корни распространения непрофессионализма в войсках лежат не только в знании русского языка, но и в качестве призывников, а также подготовки офицерского состава, за больше гуманитарными словами «бакалавр» и «магистр» пропали нормальные техник и инженер. Ясно одно, что смена вывески профессионализма не заменит, здесь нужна постоянная кропотливая работа, без этого освоение личным составом ВВТ остается проблематичным.
Какой смысл переводить все это на державну мову, которой не владеют большинство специалистов. Один из ответов древний, как Библия – вавилонское столпотворение. Правда, там Господь лишил общего языка, чтобы нельзя было построить левую не лицензированную дорогу к Богу, а здесь рукотворное, чтобы внести раздор, всех перессорить в быту, науке и технике и экономике, чтобы перестать развиваться. Теперь тезисно.
1. Языковая проблема в Украине решается в строгом соответствии с принципами американской демократии – подавляющее (в кавычках) меньшинство правит большинством русскоязычных.
2. Скоро дети – дошкольники станут понимать, что в Украине Конституция – фикция, она не выполняется – нет ни образования, ни здравоохранения, ни права на труд, народ не является носителем власти и пр. НО!!! Статья 10 об украинском государственном языке (часть 1-я) выполняется неукоснительно, с нарастающим ожесточением! По данным Министерства образования и науки (МОН), в Украине функционируют 125 русскоязычных школ. Также 43 частные школы преподают на русском языке. Представьте себе! Плюс к этому запрет получения высшего образования на русском языке, который существует с 1999 года. Уничтожены детские садики с русским языком воспитания с 1989 года. Вот вам вся картина.
3 Почему не гибнут государства Австрия (где государственный язык немецкий), Швейцария, где 4 государственных языка, и процветает Финляндия, где 5%-е шведское население имеет статус государственного языка. Ответ прост – они любят свое государство и созидают его, а не уничтожают!
4. Кто и с какой целью лишает украинцев доступа к русскому языку, языку международного общения, ведь украинский им никогда не станет.
5. Когда прекратится фокус с переводом понятия русский язык на украинский? Если русский язык – это «російська мова»,то почему государственный язык США – «англійська мова», а не «сполученноштатоамериканська»? А это сейчас стало играть политическую роль – часть граждан Украины оказываются иностранцами не выходя из хаты.
6. Вот пример украинского произведения абсурда на парадокс: русофобы призывают русскоязычных к толерантности и закрывают русские школы; отсюда вытекает:
– нездоровая возня вокруг русского языка никакого отношения к языковой проблеме не имеет;
– следует исследовать версию о том, что создание Украины не является конечной целью проекта. Не исключено, что государство изначально рождено для последующего развала. Состояние дел настораживает: жили в УССР в индустриальном обществе, ныне уверенно подошли к постиндустриальному уровню — аграрной территории, потеряв при этом более 10 млн.человек.
7. И последнее: можно доиграться с вавилонским вариантом построения независимого государства, разрушив в истерике русофобии понятный всем язык.
Итак, 16 июля, в Украине вступил в силу закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» во втором чтении через несколько дней после победы Владимира Зеленского во втором туре президентских выборов Верховная рада приняла 25 апреля.
Удивительно русскоговорящий секретарь СНБОУ Алексей Данилов заявил: «Никакого второго русского у нас быть не может – не потому, что его не надо изучать, его не надо знать. Если мы говорим об Украине – это должен быть только государственный украинский язык». А вторым государственным языком Украины этот деятель видит английский, несмотря на то ,что он сам родился в г.Красный Луч, Луганской области, русскоговорящего Донбасса. Конечно, ведь скоро начнем закупать Американское ВВТ. США передадут Украине 6 катеров Mark VI, как военную помощь, еще 10 правительство сможет приобрести. Как бы не подкачать!
А вот Галина Янченко из партии «Слуга народа» заявила, что украинский язык всё более популярен и «через 10 лет вопрос русского языка окончательно потеряет актуальность для нашей страны». Кстати, училась в школе города Вичита-Фолс, Техас (США). А мы спрашиваем: откуда они? Хотелось этой депутатке напомнить, что даже в Канаде провинция Квебек франкоязычная и никто не возмущается. Вероятно, стоит ей напомнить, что её партия победила исключительно благодаря голосам избирателей, для которых русский – родной язык.
Уже с 1 сентября этого года в русскоязычных школах — их на Украине сейчас осталось 125 — обучение будет вестись на русском только в начальной школе, первые четыре класса. С пятого класса 80% учебного времени в этих школах будет читаться на украинском.
Кстати, не мешало бы знать «языкознавцам», что 30 января (9 февраля) 1667 г. в деревне Андрусово близ Смоленска между Россией и Речью Посполитой был заключён договор о перемирии на тринадцать с половиной лет и завершил русско-польскую войну 1654-1667 гг., начатую из-за земель, захваченных Польшей в 1609-1611 гг., и непризнания ею воссоединения Украины с Россией.
Согласно условиям договора, Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Западная Белоруссия оставались под властью Речи Посполитой. Киев должен был оставаться за Россией до 1669 г., но она сохранила его за собой и позже, уплатив 146 тыс. рублей в качестве компенсации, что было оформлено «Вечным миром» 1686 г. Договор обязывал Польшу соблюдать права Православной церкви, обеспечить епископам свободные общение с киевским митрополитом, защищать православных от насильственного окатоличивания. И жители правобережной Украины, бежав от польских хозяев, оседали на Левобережье, где организовывалась Малороссия. А вы рассказываете байки. Всю жизнь было так, что соседей не выбирают, с ними дружат. Наши власти любят Штаты, еще бы бывшие рабовладельцы сегодня большущие демократы, страны ЕС, где бывшие колониальные государства, ограбив свои колонии, теперь живут прекрасно и им нужны рабочие руки и здесь понадобился украинский «безвиз», который и высасывает жителей Украины, в том числе и с высшим образованием, в качестве рабочей силы. Тогда остается вопрос: какое государство строят украинские власти, если не в состоянии обеспечить работой свое население и, естественно, управлять страной, используя иностранцев в госструктурах, ставя под сомнение национальную безопасность страны. Пора прекратить оглядываться на запад. Пора жить по своим правилам.