ФОТО: ИТАР-ТАСС/Марина Лысцева.
Опубликовано: ИТАР-ТАСС.
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» является одной из ведущих компаний, производящих истребители для Минобороны РФ и многочисленных зарубежных партнеров. В этом году она поставит ВМФ России 10 палубных истребителей МиГ-29К, а в 2015 году — восемь самолетов Военно-воздушным силам РФ. О том, какие самолеты РСК «МиГ» предлагает иностранным заказчикам и о перспективах разработки самолета МиГ-41 в интервью ИТАР-ТАСС рассказал генеральный директор компании Сергей Коротков.
— Будут ли самолеты РСК «МиГ» летать на авиасалоне «Фарнборо-2014»?
— «Живых» самолетов на сей раз не везем и в летной программе не участвуем. Что касается деловой программы, у нас намечен ряд переговоров с нашими партнерами по различным вопросам.
— Каков портфель заказов РСК «МиГ» на среднесрочную перспективу?
— Порядка 100 самолетов. Сегодня корпорация вышла на проектную мощность и должна ее поддерживать. Поэтому и контракты мы заключаем в соответствии с нашими возможностями. В год мы делаем и поставляем около 24 самолетов.
— В апреле Минобороны РФ и корпорация «МиГ» заключили контракт на поставку ВВС 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ. Когда начнете их поставлять?
— В 2015 году мы должны поставить восемь самолетов МиГ-29СМТ, в 2016-м — еще столько же. В этом году организуем производство и запустим его.
— Для ВМФ в этом году корпорация должна поставить 10 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ?
— Да. Всего наш флот заказал 24 таких самолета до 2016 года. Мы выполняем этот контракт по графику.
— Когда рассчитываете заключить с Минобороны РФ контракт на новейшие самолеты МиГ-35 и на сколько единиц?
— Мы продолжаем ждать этот контракт. Все документы, которые требуются по закону, корпорация «МиГ» передала Минобороны РФ. О количестве самолетов ничего сказать не могу, это определят военные. Мы готовы взяться за работу и ожидаем ее с нетерпением.
— Проявляют ли зарубежные заказчики интерес к МиГ-35?
— Многие интересуются, но в то же время поглядывают на Минобороны РФ и ждут, когда Россия будет использовать МиГ-35. Недавно мы демонстрировали этот самолет на оборонной выставке KADEX в Казахстане. На нем выполнили полеты летчики казахстанских ВВС. На мой взгляд, все те требования, которые предъявляет казахстанская сторона к самолетам, мы выполняем. Решение остается за руководством этого дружественного России государства.
— Специалисты РСК «МиГ» традиционно работают с Индией. Завершила ли корпорация обучение индийских летчиков для авианосца «Викрамадитья»?
— Да, эта работа завершена. Индийские летчики прошли очень строгий и длительный отбор, были выбраны лучшие из лучших. В Индийском океане, при высокой температуре и влажности пилоты обучались посадке на корабль. Малейшая ошибка могла повлечь за собой серьезные последствия. Но цикл обучения был построен таким образом, что мы нашли индивидуальный подход к каждому пилоту.
Я думаю, что это беспрецедентный опыт — обучить наших коллег за такое короткое время. Более того, по просьбе индийской стороны они были подготовлены даже раньше обозначенного в контракте срока. Индийцы были довольны, а мне было приятно за наш коллектив и за то, что не произошло никаких сбоев. Мы все работы закончили, но если индийцы попросят помощи, разумеется, готовы ее предоставить.
— Как идет подготовка к открытию сервисного центра по обслуживанию самолетов МиГ-29, который начнет функционировать в Индии со следующего года?
— Договор по организации сервисного центра мы подписали на авиасалоне МАКС-2013. Это выгодно для обеих сторон: Индия получает технологии и рабочие места, а мы получаем часть прибыли и уходим от длинной логистической цепочки.
Сейчас ведутся работы по созданию центра, подобрано помещение, определен объем работ, скоро должны начать завозить оборудование. Определена индийская компания, которая будет отвечать за сервисное обслуживание самолетов.
— Сколько самолетов семейства МиГ эксплуатируется в Индии?
— МиГ — самые массовые самолеты ВВС Индии. В 2013 году индийцы отпраздновали 50 лет эксплуатации МиГ-21. Меня пригласили на торжества, и я был приятно удивлен масштабом события. Это большая редкость, когда другая страна отмечает полвека эксплуатации самолета, который произведен в России.
Также индийская сторона эксплуатирует МиГ-23 и МиГ-27. Сейчас мы ведем модернизацию ранее поставленных самолетов МиГ-29 ВВС Индии. Заказчику переданы шесть самолетов, прошедших ремонт и модернизацию в России. А все остальные будут модернизироваться до версии МиГ-29UPG на территории Индии.
Авиация военно-морских сил Индии сегодня летает на самолетах МиГ-29К/КУБ первой поставки по контракту 2004 года (16 машин). Корпорация «МиГ» выполняет опционный контракт 2010 года на 29 машин — 11 самолетов уже отправлено и шесть отправим в этом году.
— Рассчитываете ли на новые контракты с Индией?
— По нашей оценке, парк самолетов МиГ-29К/КУБ ВМС Индии может быть увеличен.
— Самолет МиГ-29 известен во всем мире и зарекомендовал себя исключительно хорошо. Но не устарел ли он с 1983 года — начала эксплуатации?
— МиГ-29 постоянно совершенствуется. Устанавливаются новые системы, появляются новые возможности и программные продукты, позволяющие решать новые задачи. Сегодня это совершенно другой самолет, просто называется он по-прежнему МиГ-29. Есть комплексы подешевле, которые берут некоторые страны в рамках модернизации, есть полные комплекты, которые мы можем строить и продавать. Все дело в желании и возможностях заказчика.
— Можно ли говорить о том, что МиГ-35 — это модернизированная версия МиГ-29?
— Нет, это совершенно новый самолет с другой силовой конструкцией. Он предназначен для аэродромов с более короткой взлетно-посадочной полосой, обладает усиленными стойками шасси и планером. Дальность полета МиГ-35 увеличена примерно в 1,5 раза. Он несет большее количество вооружения. Это настоящий воздушный боец, который родился за последние восемь лет.
— В 2013 году сообщалось, что РСК «МиГ» предложила Малайзии модернизировать имеющиеся у этой страны самолеты МиГ-29. Заключен ли соответствующий контракт?
— Что касается Малайзии, то действительно, предложение о модернизации их парка МиГ-29 мы сделали. Наши самолеты эксплуатируются в 29 странах мира. Всем, кто купил МиГ, мы предлагаем их модернизацию и дополнительные сервисные услуги.
Есть страны, которые эксплуатируют МиГ-29 с советских времен, но нас ни о чем не просят. Например, та же Украина до недавних пор как-то эксплуатировала самолеты, но мы не имеем никакого отношения к их послепродажному обслуживанию.
— Заключен ли с Минобороны РФ договор на модернизацию строевых перехватчиков МиГ-31?
— Такая работа ведется в рамках существующих контрактов с военным ведомством. Возможно ее расширение на основе думских слушаний о судьбе МиГ-31, которые прошли год назад. Парк самолетов МиГ-31 велик, и этот авиационный комплекс по-прежнему востребован, потому что выполняет задачи, которые кроме него никто не может выполнить.
— Не так давно депутат Александр Тарнаев сообщил журналистам, что на базе МиГ-31 будет создан новый самолет МиГ-41. Ведут ли специалисты РСК «МиГ» научно-исследовательские работы по этому проекту?
— Я слышал о таком предложении, но конкретно к нам никто не обращался. Сегодня мы не ведем опытно-конструкторские работы по МиГ-41. Это очень дорогое занятие, которое требует больших финансовых вложений. Пока государство не закажет нам такую работу, пока не появится строчка в госпрограмме вооружений и гособоронзаказе, мы ничего делать не можем.