Степанов Олег Николаевич - начальник Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, полковник.
ФОТО:  Степанов Олег Николаевич — начальник Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, полковник.
Предоставлено Центру СК: Министерством обороны России.
— Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях ОПК только в интересах Минобороны или Ваши задачи шире? И только ли за образцами военной техники вы осуществляете контроль?

В рамках исполнения государственного оборонного заказа существует четкая организация обеспечения качества ВВТ, порядок которой регламентирован федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, государственными стандартами другими нормативными документами, а объем контроля конструкторской документацией. Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 установлено, что военные представительства создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях (организациях) промышленности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Необходимость контроля качества и приемки военными представительствами различных видов ВВТ в интересах нескольких силовых структур и др. ФОИВ установлена следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации: по государственному оборонному заказу постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1250-63 «О государственном оборонном заказе на 2014 г. и плановый период 2015 — 2016 г.г.»; по продукции военного назначения, предназначенной для поставки на экспорт осуществляется в рамках военно-технического сопровождения поставок ПВН, статьей 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации». Порядок оказания услуг определен постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1109 «Об утверждении Положения об осуществлении ФОИВ военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок ПВН». Важным фактом, по моему мнению, является то, что осуществление контроля качества и приемки ПВН военными представительствами является одним из основных требований со стороны инозаказчика, что еще раз подчеркивает важность и ответственность выполняемых военными представительствами мероприятий. космических систем и комплексов научного, социально-экономического и коммерческого назначения постановление Правительства РФ от 22 июля 1998 г. № 819-31 «Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов» (Положение РК-98-КТ), протокол ВПК при Правительстве РФ от 24 мая 2011 г. № 6с «Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов» (Положение РК-11)». авиационной техники гражданского назначения статья 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» и распоряжением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 1300-р (в ред. постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 462) «О мерах по осуществлению независимого контроля за соблюдением действующих нормативных документов, правил и процедур при разработке, производстве, испытании, сертификации и приемке на предприятиях промышленности». Фактически на базе военных представительств сформирована и функционирует межвидовая и межведомственная система контроля, позволяющая без корректировки основных нормативных правовых документов осуществлять независимый военный контроль качества и приемку ВВТ вне зависимости от того, какой орган (Минобороны России, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минпромторг России, Роскосмос, Росатом, ФС ВТС и др. ФОИВ) выполняет функции государственного заказчика. При этом более 95 % военных представительств осуществляют контроль качества и приемку продукции в интересах нескольких заказчиков. Практика организации контроля военной продукции для других силовых министерств показывает, что трудностей в реализации этих функций не возникает.

— Общие результаты выполнения Гособоронзаказа-2013 были озвучены заместителем Министра обороны Российской Федерации Юрием Борисовым на состоявшейся пресс-конференции. Какой Вы можете подвести итог, насколько качественно предприятия выполнили госконтракты?

Действительно, результаты выполнения ГОЗ-2013 неоднократно озвучивались в различных средствах массовой информации как руководством страны, так и нашего ведомства. С учетом допущенных предприятиями ОПК срывов 90 госконтрактов, по предварительным оценкам, ГОЗ-2013 выполнен: в части НИОКР — на 96,1%; в части закупок ВВСТ — на 93%; в части ремонта (сервисного обслуживания) ВВСТ — на 91%. Сравнительная характеристика результатов выполнения ГОЗ в 2012-2013 годах показывает, что при росте объемов заданий также увеличились количественные показатели выполнения ГОЗ, в том числе по направлениям: по НИОКР — на 0,5 % при росте объемов финансирования более чем в 1,3 раза; по закупкам ВВСТ — на 2 % при росте объемов финансирования около 1,4 раза; по ремонту (сервисному обслуживанию) ВВСТ — на 0,5 % при росте объемов финансирования более чем в 1,2 раза. Из основных показателей выполнения ГОЗ-2013 можно сделать вывод, что предприятия промышленности в целом выполнили взятые на себя обязательства по поставке новых образцов вооружения и военной техники в войска. Вместе с тем, нет необходимости скрывать, что ряд предприятий промышленности допустили срыв выполнения контрактных обязательств. Несколько дней назад в Минобороны России проведена Коллегия совместно с представителями Генеральной прокуратуры России, на которой заслушивались руководители предприятий промышленности, невыполневшие свои обязательства. На данном заслушивании руководители предприятий были представили материалы, с конкретными предложениями по реализации сорванных контрактов. В целом, руководством Минобороны, дана положительная оценка выполнения ГОЗ-2013 как предприятиями промышленности, так и органами военного управления, в том числе и военными представительствами. Не буду скрывать, очень приятно слышать, что работа военных представительств оценена положительно, но мы понимаем, что расслабляться не стоит, в дальнейшем предстоит большая и трудная работа. Учитывая ежегодный рост поставок ВВСТ, а также увеличение количества новых, сложных образцов ВВСТ, предстоит кропотливая и трудная работа, совместно с предприятиями промышленности, по её разработке и производству.

— Количество поставляемых образцов ВВСТ ежегодно увеличивается. Что Вы можете сказать о качестве поставляемых предприятиями промышленности ВВСТ?

В последнее время много говорится о качестве поставляемого ВВСТ. Тем более, учитывая поставленные задачи по переоснащению Вооруженных Сил современными образцами ВВСТ: к 2016 году доля современных образцов в войсках должна составить 30 %, а в 2020 году — 70 %. В этих условиях особенно остро стоит вопрос обеспечения поставки в Вооруженные Силы качественного вооружения и военной техники. Проведенный анализ качества ВВСТ показывает, что при значительном росте объемов поставок в 2013 году по отношению к 2011 ( в 2,5 раза) и 2012 (в 1,7 раза) годам, количество рекламаций, по предварительным данным не превысит уровня 2012 года. Для сравнения в 2011 и 2012 годах приходилась 1 рекламация на 10 гарантийных образцов ВВСТ. За 2013 год ожидаемый уровень — 1 рекламация на 14 гарантийных образцов. Процент возвращенной военными представительствами продукции на приемо-сдаточных испытаниях составил 8,5% от общего количества предъявляемых изделий ВВСТ. Увеличение претензий по качеству ВВСТ за последние 3 года в первую очередь связано с увеличением количества поступившей в войска ВВСТ и возросшей интенсивностью ее эксплуатации. В 2013 году Верховным Главнокомандующим ВС РФ были проведены ряд внезапных проверок боевой готовности ВС РФ, а также Минобороны было проведено ряд совместных учений («Восток-2013», «Запад-2013»). В данных мероприятиях было задействовано большое количество личного состава ВС РФ и боевой техники, в том числе новые и перспективные образцы ВВСТ. По результатам проведенных мероприятий, можно сказать, что поставляемая в войска ВВСТ в целом соответствует современному облику ВС РФ и позволяет качественно решать поставленные задачи.

— Число военных представительств в 2013 году увеличилось более чем в 2 раза. Как обстоят дела со специалистами, как осуществляется подготовка кадров? Какие приоритетные направления в подборе специалистов?

Действительно, с 1 сентября 2013 г. штатная численности военных представительств Минобороны России увеличена более чем в два раза. В настоящее время военные представительства укомплектованы примерно на 75%. Это в первую очередь связано с тем, что прошло достаточно не много времени, а также для того, что бы специалисты военных представительств были способны эффективно работать, они должны быть хорошими инженерами, знать тактико-технические характеристики, способы и условия применение изготавливаемых образцов ВВТ, а также нормативную, техническую и технологическую документацию, в соответствии с которой осуществляется разработка и производство ВВТ. Кроме того знать ведение контрактной (договорной) работы, вопросы ценообразования на ВВТ. В основном военные представительства комплектуются военнослужащими проходящими службу в войсковых частях на полигонах и научно-исследовательских институтах Минобороны России и имеющих значительный опыт и навыки применения вооружения и военной техники в реальных условиях. Учитывая, что в настоящее время в Минобороны России существует нехватка данной категории военнослужащих, Управлением военных представительств Минобороны России уделяется особое внимание подготовке, дополнительному профессиональному образованию и сохранению специалистов военных представительств. Система дополнительного профессионального образования специалистов военных представительств предполагает использование таких форм обучения, как переподготовка и повышение квалификации. В целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования военных специалистов военных представительств, в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2011 года № 035, организована профессиональная переподготовка и повышение квалификации 590 специалистов военных представительств в 9 высших военных учебных заведениях ежегодно. Организована подготовка 60 кадровых офицеров ежегодно в интересах военных представительств в 4 учебных военных центрах гражданских ВУЗов . Для укрепления кадрового потенциала военных специалистов проводится ежегодная 100 % аттестация военнослужащих военных представительств. Аттестационными комиссиями рассматриваются офицеры при назначении на высшие должности и на соответствие занимаемой должности.

— Какой видится роль военной приемки в контроле за ценами производителей вооружений и военной техники? Существуют ли мероприятия со стороны военных представительств, влияющих на снижение этих цен?

Еще с советских времен (например, приказ Министра Вооруженных Сил Союза ССР 1947 года № 9, п. 54 Военный представитель проверяет себестоимость изделий на заводе и непрерывно заботится о ее снижении) военные представительства участвовали в той или иной степени (в зависимости от законодательства) в вопросах ценообразования на вооружение и военную технику. И это объяснимо. Ведь кто, как не военное представительство, непосредственно находясь на предприятии, может досконально проверить все понесенные затраты на разработку, производство и ремонт вооружения и военной техники. Это и фактическая трудоемкость, материальные затраты (сырье, материалы, ПКИ и др.), затраты на испытания, содержание производственного оборудования и основные фонды и многое другое. И работа военных представительств в этом направлении показала свою эффективность в виде сэкономленных государственных средств. Практически каждая предъявленная предприятием цена военным представительством снижается, уровень снижения совершенно разный, вплоть до 20-30% от заявленного. Но мне хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время военные представительства являются одним из инструментов формирования цен на вооружение и военную технику (первичным). После выдачи заключения на проект цены военным представительством цена проходит дополнительную экспертизу в соответствующем Департаменте (Управлении) Минобороны России и регистрируется в Федеральном органе (ФСТ) или выносится на конкурс (торги, аукцион). Это касается фиксированных и максимальных предельных цен, когда цена продукции заранее понятна, прозрачна, объем работ известен. Особенно востребован контроль со стороны военных представительств за применением (ориентировочных, с возмещением издержек и ряда других моделей) цен, которые на момент заключения контракта не имеют четких фиксированных значений. Это такие работы как ремонт (когда окончательные затраты будут известны только после разборки и дефектации образца), отдельные НИОКР (когда в начале разработки только определяется облик образца) и др. В данном случае эффективность использованию бюджетных средств напрямую зависит от анализа фактически понесенных затрат на выполнение работ, а сделать это можно только находясь непосредственно в месте проведения работ, на предприятии. Еще на чем хотелось бы остановиться, в 2012 году был период, когда военные представительства не осуществляли контроль над ценами на ВВСТ, и практика работы показала, что без их участия утерян источник первичной информации о фактическом состоянии дел, а ряд предприятий, особенно 3, 4 и 5 уровней кооперации, необоснованно «задрали» цены на материалы и комплектующие изделия. И возврат в январе 2013 года в полном объеме функций подтвердил необходимость военного контроля со стороны военных представительств за ценами и эффективность их работы.

— Сейчас Минобороны начинает реализовывать практику заключения контрактов на весь жизненный цикл? Какова роль и участие военных представительств в процессе контроля на этапах жизненного цикла?

Очень важный момент, жизнь показала необходимость заключения контрактов жизненного цикла. Существующая схема работы и нормативно-правовая и техническая документация позволяют в настоящее время обеспечить военными представительствами контроль работ по контрактам жизненного цикла. Возможно, сложился стереотип, что военное представительство контролирует только качество изготовления непосредственно образца вооружения на предприятии промышленности. На самом деле, контролем со стороны военного представительства покрывается весь жизненный цикл, начиная с разработки образца и заканчивая его утилизацией. Военные представительства также созданы и в научных организациях (НИИ), которые по заказам Минобороны выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Здесь на всех этапах начиная от эскизно-технического проектирования, разработки конструкторской документации, изготовления опытного образца и заканчивая проведением государственных испытаний обязательный контроль военного представительства. Следующая стадия жизненного цикла — серийное производство. Достаточно подробно степень участия военного представительства мы рассмотрели ранее. Ремонт и сервисное обслуживание, как в стационарных условиях на ремонтных предприятиях, так и выездными бригадами промышленности непосредственно в войсковых частях. И завершающая стадия — утилизация. Здесь в большей степени на военные представительства возлагается задача контроля демилитаризации образцов вооружения, проведение фактической утилизации, контроль за выходом и реализацией продуктов утилизаций (экономические вопросы). И это все нормативно определено в контрактной и технической документации. С начала 2013 г. проводятся «пилотные проекты» реализации контрактов жизненного цикла с ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (БТВТ), ОАО «КАМАЗ» (автомобильная техника), ОАО «Компания «Сухой» (самолеты) и др. В рамках реализации «пилотных проектов» пройдут практическую апробацию подходы при выполнении контрактов жизненного цикла в целом.

— Существует ли практика сравнения работы системы военных представительств с зарубежным опытом?

Да, безусловно. В современном мире «жить за высоким забором» и не анализировать опыт работы коллег в других странах, это значит безнадежно отстать в развитии. Нами проведен анализ существующих систем обеспечения качества НАТО «Политика обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла». Используемый НАТО подход к обеспечению качества в целом близок к подходу, применяемому в Российской Федерации. Вместе с тем, есть и отдельные различия: система обеспечения качества Российской Федерации довольно «консервативна» и базируется на жесткой регламентации подходов в системе государственных стандартов ГОСТ СРПП и устанавливает для всех участников процесса обязательный к выполнению порядок работ по созданию военной техники, подходы НАТО более «демократичны» и допускают применение не всего комплекса нормативных документов, а задание через контракты на усмотрение Заказчика отдельного набора процедур; в российской системе объем контроля (испытаний) установлен в конструкторской и технической документации (максимальный) и един для всех контрактов (поставщиков), в системе НАТО уровень контроля и объем испытаний индивидуален для каждого контракта (поставщика) и в отдельных случаях может уменьшаться. Подведя итог, российская система более «жесткая» и обязывающая проводить полный цикл работ и испытаний, в свою очередь система НАТО более «лояльная» к поставщикам и позволяет в зависимости от их надежности применять упрощенные процедуры контроля и испытаний. Учитывая данные обстоятельства, и то, что в последние годы сделан значительный упор на поставки новых современных образцов ВВСТ, считаю российскую систему качества более «гарантированной», но окончательно мы не отказываемся от каких-то новшеств и со временем будем готовы придать «гибкости» в отношении к поставщикам.