Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» — построено по проекту 852 на Щецинской верфи им. Барского в 1975 г.ФОТО: Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» — построено по проекту 852 на Щецинской верфи им. Барского в 1975 г.

Интервью предоставлено Минобороны РФ.

— Сергей Викторович, правда ли, что это кругосветное плавание является первым после паузы длиной в 30-лет?

— Да. Это правда. ВМФ России спустя более, чем 30 лет возвращается к практике кругосветных плаваний. Последним кругосветным плаванием судов ВМФ была кругосветная антарктическая экспедиция 1983 года, когда два океанографических исследовательских судна «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» повторили  русской антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821 гг.). Тогда основной целью кругосветного плавания ОИС «Адмирал Владимирский» и ОИС «Фаддей Белинсгаузен» было исследование малоизученных районов океанов, акватории которых примыкают к Антарктиде, получение данных новых и корректура имеющихся морских карт, лоций, пособий для плавания. Точное повторение маршрута плавания на шлюпах «Восток» и «Мирный» напомнило всему миру о приоритете России в открытии шестого континента, — Антарктиды.

В том плавании, в ходе комплексных океанологических исследований были получены новые данные о рельефе дна, о температуре и солености морской воды, течениях, грунтах и метеорологических элементах. Открыто 178 подводных гор и возвышенностей, уточнено положение 13 островов в Южном океане. Среди них острова Бофорта, Баунти, Антиподов, Бове, Франклина, Скотта, Петра I и другие. Было доказано отсутствие островов Терра-Нова. Впервые определено положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля. За 150 суток было пройдено более 33 тысяч миль, из них 13 тысяч во льдах и айсбергах, при этом «Адмирал Владимирский» в проливе Мак-Мёрдо достиг широты 78°15’ — самой южной точки, достигнутой отечественными судами. Завершилась антарктическая кругосветка 27 апреля 1983 года.

Спустя более, чем 30 лет, мы возвращаемся к практике кругосветных плаваний. 18 августа 2014 года, океанографическое исследовательское судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» покинет г. Санкт-Петербург и отправится в беспрецедентный кругосветный поход.

— Какие задачи стоят перед ОИС «Адмирал Владимирский» в кругосветном походе?

— Кругосветное плавание ОИС «Адмирал Владимирский» осуществляется по инициативе Главнокомандующего ВМФ Адмирала Виктора Чиркова и ставит перед собой цель гидрографических, гидрологических и картографических исследований, наблюдения за течениями, морских биологических наблюдений, морских метеорологических исследований, актинометрических наблюдений, наблюдений за волнением, аэрологические наблюдений. Перед судном стоят задачи демонстрация военно-морского флага, обследования форм рельефа дна, испытания новых радионавигационных приемоиндикаторов в высоких широтах, изучение ледовой обстановки и возможностей плавания одиночного судна в северных широтах, уточнения координат средств навигационного оборудования и положения береговой черты островов и морей Северного Ледовитого океана.

Маршрут судна пройдет по Балтийскому, Северному, Баренцеву морям, акватории Северного морского пути, Берингову морю, северной части Тихого океана. Панамским каналом судно выйдет в Атлантический океан, пересечет его и, пройдя проливом Ла-Манш, южной частью Северного моря, Датскими проливами, замкнет маршрут в Балтийском море. Наиболее ответственный этап кругосветного плавания — исследование возможностей Северного Морского пути (СМП).

— Для чего предназначено ОИС «Адмирал Владимирский»? В чем заключалась подготовка ОИС «Адмирал Владимирский» к такому сложному плаванию.

— Океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» предназначено для изучения физических полей Земли, водной среды Мирового океана и параметров атмосферы с целью обеспечения сил ВМФ необходимой навигационной информацией.

В настоящее время заверешена подготовка ОИС «Адмирал Владимирский» к предстоящей «кругосветке». Судно прошло ремонт с модернизацией на «Канонерском заводе» в Санкт-Петербурге. В процессе ремонта произведено обновление систем жизнеобеспечения судна, дооснащение судна необходимым оборудованием для работы в различных широтах. На ОИС «Адмирал Владимирский» были установлены новый многолучевой эхолот, который позволяет производить съемку рельефа дна в соответствии с мировыми стандартами, была произведена модернизация средств съемки рельефа дна, установленных на судне, что позволяет собирать информацию о рельефе дна в цифровом виде. Это используется в интересах картосоставления. Также, на борту судна установлена новая гидрометеостанция, что позволит в автоматическом режиме производить измерения гидрометеопараметров, Новые приемоиндикаторы для приема сигналов спутниковых и береговых радионавигационных систем, новые морские средства навигации и электронная картографическая навигационная информационная система. Это позволит эффективно выполнить задачи кругосветного плавания

— Сергей Викторович, какое пополнение ждет Гидрографическая служба ВМФ в перспективе? Будут ли новые гидрографические суда?

— Для Гидрографической службы ВМФ спроектированы новые суда проекта 19910 имеющие усиленный ледовый класс. За прошедшие 2 года два судна этого проекта уже построены и переданы гидрографической службе ВМФ. Это головное судно «Вайгач» для Балтийского флота, и первое серийное судно «Виктор Фалеев» для Тихоокеанского флота. Со второго серийного судна планируется реализовать выявленные в ходе эксплуатации рекомендации по улучшению эксплуатационных характеристик, а также устанавливать на судах многолучевые эхолоты для выполнения площадной съемки рельефа дна на глубинах до 700 метров.

Также, для Гидрографической службы ВМФ спроектирован новый большой гидрографический катер (бгка) проекта 19920 водоизмещением 320 тонн, оснащенный краном грузоподъемностью 3,5 тонны, оборудованный самоходным плашкоутом грузоподъемностью 2 тонны и многолучевым эхолотам с предельно измеряемыми глубинами до 300 метров. Четыре катера уже построены и сданы Гидрографической службе ВМФ. Головной катер передан гидрографической службе Каспийской флотилии, первый и третий серийные – гидрографической службе Тихоокеанского флота, второй серийный катер — гидрографической службе Северного флота.

До 2016 года будет построено и передано ВМФ еще 3 больших гирографических катера этого проекта. Один из них поступит в состав гидрографической службы Черноморского флота.
В долгосрочной перспективе планируется построить для ВМФ еще 10 больших гирографических катеров проекта 19920 с целью полного удовлетворения потребностей флотов в этом типе судов.

— Сергей Викторович. Какие задачи решает Управление навигации и океанографии, Гидрографическая служба ВМФ и гидрографические службы флотов?

— Это обширная сфера. Мы призваны решать задачи, которые входят в Комплекс мероприятий навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) морской деятельности Российской Федерации. Это:

— выполнение океанографических исследований и гидрографических работ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к НГО решения задач обороны государства, безопасности мореплавания, а также экономической деятельности Российской Федерации на море;

— подготовку и издание навигационных морских и специальных карт, в том числе и электронных, руководств и пособий для мореплавания в целях обеспечения субъектов морской деятельности Российской Федерации и зарубежных стран;

— сбор, обработку и доведение до мореплавателей информации об изменениях навигационной обстановки и режима плавания в океанах и морях с учетом требований Всемирной службы навигационных предупреждений;

-распространение извещений мореплавателям, необходимых для поддержания навигационных морских карт, руководств и пособий для мореплавания на уровне современности;

— оборудование побережья Российской Федерации, морей и океанов средствами навигационного оборудования и обеспечение их бесперебойного функционирования в соответствии с установленными режимами работы.

— Какие задачи еще предстоит выполнить военным гидрографам до конца 2014 года?

— В соответствии с указаниями Главнокомандующего ВМФ Адмирала Виктора Чиркова, Черноморский флот организует экпедицию в Средиземное море гидрографического судна «Донузлав». Черноморцы-гидрографы проведут комплексные океанографические исследования Средиземного моря, сбор гидронавигационных данных для очередной корректуры морских навигационных карт. Эти же данные лягут в основу корректуры руководств и различных пособий по судоходству. Будут проведены исследования работы радионавигационных систем в интересах навигационной безопасности мореплавания.

Гидрографические суда Тихоокеанского флота будут работать в морских районах от Чукотского до Южно-Китайского моря. В районе острова Врангеля в Чукотском море, в Охотском и Японском морях комплексные исследовательские работы будет производить гидрографическое судно «Маршал Геловани». В северо-западной части Тихого океана выполнит задачи уточнения данных для корректуры карт гидрографическое судно «Вице-адмирал Воронцов». В Южно-Китайское море с заходом в порт Сингапур отправится с экпедицией гидрографическое судно «Антарктида».

Перед гидрографами Балтийского флота, также, стоят ответственные задачи. В сентябре этого года по программе комплексных океанографических исследований в северо-восточной Атлантике и Средиземном морев океанское плавание отправится гидрографическое судно Балтийского флота – «Сибиряков».Одна из задач похода «Сибирякова» — участие в V Внеочередной международной гидрографической конференции, которая пройдет в первой декаде октября в Княжестве Монако, и обеспечение работы на конференции официальной делегации Гидрографической службы Военно-Морского Флота.