ФОТО: Лагерь беженцев в Заатари // Википедия
Молхем Асэф (Сирия)
1. Введение
Сирия (точнее Большая Сирия (Аш Шам или Greater Syria)( находилась в эпицентре мировых событий с самых ранних стадий развития человечества. В этом регионе возникли первые религии и цивилизации; на этой земле вавилонская, греческая, персидская, римская, византийская, исламская и др. цивилизации и империи воевали, сменяя друг друга.
Серия протестов и демонстраций по всему Ближнему Востоку и Северной Африке, которая стала известна как «арабская весна», началась в Тунисе 18 декабря 2010 года. С успехом протестов в Тунисе волна беспорядков обрушилась на Алжир, Иорданию, Египет и Йемен, а затем распространилась и на другие страны.
Гражданская война, стартовавшая в Сирии после начала «арабской весны», изменила лицо всего Ближнего Востока в целом и Сирийской Арабской Республики (САР, которая в течение четырех предшествующих десятилетий переживала период относительной стабильности), в частности.
Изучение сирийской гражданской войны с этно-религиозной и родоплеменной точек зрения не предполагает, что этническая и племенная принадлежности и религия являются единственными факторами определения идентичности или членства в группе. Другие культурные особенности, в том числе, особенности региональной и классовой, половой и расовой, а также национальной принадлежности: все они играют важную роль в формировании сирийских политических фракций.
Во втором разделе данного материала представлен компактный исторический обзор арабского региона. Необходимость в нем связана с тем, что история формирует индивидуальное и коллективное историческое сознание, то есть прошлое играет важнейшую роль и влияет на современное состояние общества [1].
Разумеется, считать исключительно события прошлых веков ответственными за гражданскую войну в XXI веке бессмысленно и непродуктивно. Но, тем не менее, исторический фактор крайне важен и при анализе событий новейшей истории. Приведем несколько примеров:
1)Во время Ирако-Иранской войны, в 80-х годах ХХ века, Саддам Хусейн называл эту войну «аль-Кадисия». Это провоцировало суннитов против Ирана; поскольку в битве при Кадисии (Харакат аль-Кадисия) в 636 году мусульмане одержали победу над персами. Также Имам Хомейни постоянно называл Саддама Хусейна именем «Язид» для того чтобы спровоцировать шиитов против Ирака; так как Язид I ибн Муавия убил третьего шиитского имама Хусейна[1].
2)Террористическая организация ИГИЛ, в своих репортажах и материалах называет армию Турции армией «аль-ридда», слово «аль-ридда» использовалось после смерти пророка Мухаммеда для обозначения отступников от ислама; т.е. людей, которые хотели разрушить Ислам[2].
В третьем разделе, мы представили этно-религиозный и родоплеменной состав Сирии, поскольку эти факторы играют существенную роль в сирийском конфликте [3,4]. А что касается племенного состава страны, то некоторые исследователи считают, что в результате ослабления традиционной пирамиды племенной иерархии, племенное измерение сирийского конфликта остается далеко не главным (5). Но, по нашему мнению, одним из ярких доказательств целесообразности рассмотрения данного фактора, является использование советов пробуждения (Сахават) для противостояния организации «Аль-Каида»* (*запрещена в России решением суда) в Ираке. Более того, боевики ИГИЛ* совершают свои военные операции из районов сирийской пустыни, где именно племенное измерение играет главнейшую роль. И именно исходя из вышеприведенных причин, мы считаем немаловажным, по крайней мере, на тактическом уровне, изучение родоплеменного фактора в сирийском конфликте.
В четвертом разделе, мы провели начальную попытку создания структурно-функционального анализа ислама. Цель такой попытки, которая нуждается в дальнейшем развитии и разработке, является обнаружение причин широкой дисперсности в исламских фетвах и мнениях, которые могут варьироваться от самого радикального до самого либерального уровня.
На основании информации четырех разделов, мы описываем сирийский конфликт в пятом, заключительном, разделе.
2. Исторический обзор
Родословная у арабов всегда имела большое значение, высоко она оценивается и в наши дни. Особенно это характерно для арабов пустыни (бедуинов). И права человека и даже его жизнь зависит от его родословной. Принадлежность к клану, племени или конфедерации племен являлась защитой для человека. Это своего рода «аналог» гражданства или родины в наши дни. Поэтому, присяга и защита арабом своего клана, и кланом араба были необсуждаемым правилом. Таким образом, кланы и племена, по сути, представляли собой некие примитивные политические образования. Между этими образованиями существовали политические отношения, основанные на интересах всех сторон, которые регулировались традициями тех времен (своего рода аналог позднейших законов). Обычно, кланы и племена назывались по имени предка, который считался их символом.
Конечно, детальное изучение арабской и исламской истории не являются целью этой статьи. Однако необходимо вкратце рассказать о родоплеменном происхождении главных деятелей доисламского и исламского периодов, поскольку это, на наш взгляд, даст нам понять как многие происходившие события, так и то, что происходит в наши дни (для ознакомления с историей ислама см.[6]).
Правящее племя древней Мекки — курайш; из этого племени происходит пророк Мухаммед. По мнению большинства знатоков арабских генеалогий, родоначальником племени курайш являлся Фихр. Родословную же самого Фихра в мусульманской традиции принято вести от Исмаила, сына Ибрахима (Авраама) от рабыни-египтянки Хаджар (Агари).
Кусай (400-480н.э.), потомок Фихра в седьмом колене и предок пророка Мухаммада в пятом поколении, правил как король. Он восстановил храм Кааба из состояния упадка, и разрешил арабам строить дома вокруг него. За богатство и влияние Кусая называли «князем курайшитов», и к нему переходили все основные почетные права и обязанности: вспомоществование паломникам (рифада), распределение воды между горожанами и паломниками (сикайа), владение ключами от Каабы и ее обслуживание (хиджаба), руководство религиозными обрядами (иджаза), предводительство на войне (кийада), хранение военного знамени (лива). К этому времени племя курайш стало очень большим и значимым, и состояло из нескольких семей и кланов, таких как: Бану Абд ад-Дар, Бану Науфал, Бану Мутталиб, Бану Хашим, Бану Умаййа, Бану Махзум, Бану Зухра, Бану Таим, Бану Ади, Бану Асад, Бану Джума, Бану Сахм [7]. На схеме 1 представлены все потомки Кусая, и все ветвления от которых образовались религиозные общины.
СХЕМА 1. Помоки Кусая
В 480н.э. Кусай умер, создав сильное государство курайшитов. Все его политические должности и функции передались своему старшему сыну (Абд ад-Дару). Но, по мнению несколько историков, зависть и гнев Абд Манафа (родной брат Абд ад-Дара), не давали ему покоя, и эта ненависть передалась его сыновьям. В результате, после смерти Абд ад-Дара и Абд Манафа; потомки Абд Манафа решили оспорить привилегированное положение кузенов, что и стало началом разделения курайшитов Мекки на два враждующих лагеря.
Таким образом образовались две группировки: 1-Группировка ал-Мутаййабун (благоуханные), которая состояла из потомков Абд Манафа и нескольких других племен; 2-Группировка ал-Ахлаф (Союзники), в которую вошли потомки Абд ад-Дара и несколько других племен. Вместе с тем, общие экономические, коммерческие интересы и высокий престижный политический статус племени курайш играли существенную роль в предотвращении кровавого развития событий и обеспечении мира в Мекке. Поэтому они договорились о разделении основных должностных обязанностей и функций между двумя семьями[8,9].
Группировка, во главе которой встал Абд Шамс, получила название ал-Мутаййабун («Надушенные благовониями», «Благоуханные»), так как, скрепляя свой союз, ее представители омыли руки в чаше с благовониями у стен Каабы. На стороне рода Абд ад-Дара, возглавляемого в то время его внуком Умайром ибн Хашимом, выступили роды Махзум, Сахм, Джумах и Ади. Эта группировка стала называться ал-Ахлаф («Союзники»), так как ее члены у стен Каабы, омыв руки в крови жертвенного животного, поклялись следовать союзному долгу.
Часть полномочий и должностей, от сынов Абд ад-Дара, а именно рифада, сикайа и кийада, были переданы Хашиму. После смерти Абд Шамса (родной брат Хашима), личные амбиции опять сыграли негативную роль в отношении между родственниками (на этот раз Умаййа, сыном Абд Шамса). Обе стороны договорились судиться у жреца из племени Хузаа. В конечном итоге, жрец принял решение о добровольном изгнании Умаййы на 10 лет, и таким образом снова удалось предотвратить кровавое столкновение между родственниками. Умаййа, поставленный перед фактом, был вынужден выехать из Мекки, и выбрал себе как место проживание Аш-Шам [10].
По мнению некоторых исламских историков, решение жреца усугубило враждебность между этими двумя семействами; а эти разногласия и взаимная ненависть продолжились уже в исламский период между потомками Хашима и потомками Умаййа, и между омейядами и аббасидами, и между шиитами и суннитами. Вместе с тем следует учесть, что в исторических исследованиях нет полной ясности относительно десятилетнего периода проживания Умаййа в Аш-Шам. Но, по всей видимости, он успел выстроить хорошие отношения с жителями Аш-Шам, что сыграло определенную роль (стало вспомогательным фактором) для его правнука (Муавийя) при создании Омейядского халифата [11].
После смерти Хашима (ок. 510 года), главенство перешло к Абд ал-Мутталибу (деду пророка Мухаммеда). Абд ал-Мутталиб родился и вырос в Медине, в юном возрасте приехал в Мекку вместе со своим дядей ал-Мутталибом. Со временем он обрел высокое положение и вес в обществе курайшитов, что положительно сказалось на положении рода Хашим. Многие исторические источники подтверждают, что Абд ал-Мутталиб был решительным и инициативным человеком, имел глубокий политический ум, детально разбирался в аспектах всего происходящего вокруг, в том числе, в доме-совете при Каабе, в котором собирались знатные люди Мекки и племени курайш для обсуждения проблем. Зарождалось Мекканское королевство. Более того, Абд ал-Мутталиб отвергал идолопоклонство и признал единство Аллаха, часто любил уединяться для размышлений в пещере Хира [12].
На начальном этапе проповеднической деятельности пророка Мухаммада, который пришелся, в основном, на время жизни внуков и правнуков Умаййи, подавляющее большинство членов рода Абд Шамс оказались в стане противников ислама.
Проповедь пророка Мухаммеда продолжалась 23 года, после его смерти власть пришел к халифам аль-Рашдейн. Во время четвертого халифа Али, возобновилась борьба за власть между семействами Хашим и Умаййи. После смерти имама Али Муавийа получил власть, и началась эра Омейядского халифата, которая продолжалась почти 90 лет. После распада Омейядского халифата власть пришла к первому аббассидскому халифу ас-Саффах, империя Аббасидов существовала до XIII в [13,14].
После распада Османской Империи, можно описать историю современной Сирии в следующих основных пунктах [15]:
-Первая мировая война 1914-1918 гг.
-Англо-французская оккупация Сирии
-Установление мандата над Сирией 1920-1946 гг.
-Образование независимого Сирийского государства в 1946 г.
-Арабо-израильская война 1948 г.
-«Революция 8 марта» 1963 г. Приход партии Баас к власти.
-Арабо-израильская война 1967 г.
-«Исправительное движение» 13 ноября 1970 г.
-Приход к власти Хафеза аль-Асада в 1970 г.
-Октябрьская война 1973 г. с Израилем.
-Гражданская война в Ливане 1975-1990 гг.
-Борьба против движения Братьев мусульман 1976-1982гг.
-Переговоры с Израилем по поводу Голанских высот 1990-2000гг.
-Сметь Хавеза аль-Асада, и приход его сын Башара аль-Асада к власти в 2000г.
-Война в Ираке в 2003г.
-Война между Ливаном и Израилем 2006г.
-«Арабская весна» 2011г.
3. Этно-религиозный и родоплеменной состав населения Сирии
Этот раздел посвящен этно-религиозным и родоплеменным компонентам сирийского народа. Проиллюстрируем ареалы распространения каждого компонента с кратким ознакомительным обзором (таб. 1 и 2; рис.1).
Подавляющее большинство из 18.5 млн. жителей Сирии (по данным ООН на 2016 г.) – сирийские арабы составляют около 74%.
Одна из важных составляющих сирийского населения (на это следует обратить особое внимание) – арабы-бедуины (ок. 6,8%), которые, в свою очередь, делятся на две подгруппы:
1)бедуины — Неджд и Хиджаз (ок. 6,5%), представляют собой группу кочевых племен и кланов, которые переселились в Сирию с Аравийского полуострова в XI-XVII вв. [16];
2)бедуины — Левант (ок. 0,3%), в эту составляющую входят все члены кочевых коренных племен и кланов [17].
Арабы-беженцы (палестинцы, ливанцы, иракцы, сомалийцы и др.) и арабы других государств (иорданцы, египтяне и др.) составляют около 3,8% населения Сирии. Прибытие беженцев в Сирию шло несколькими волнами в течение ХХ столетия: палестинская Накба 1948г., Шестидневная война 1967, ливанская гражданская война в 80-х, гражданская война в Сомали (1988-1990), Иракские войны в 1991г., 2003г. [18].
Крупнейшее этническое меньшинство образуют курды, которые составляют около 7,3% населения. Курды распространены в основном в провинциях Хасака и Алеппо, Дамаск, и по меньшей степени в провинциях Идлиб, Хомс, Эр-Ракка. Основные места распространения курдов в Сирии в некоторых деталях:
1-Провинция Хасака: главный оплот курдов, около 60% сирийских курдов живут в Хасаке. Самые известные курдские города в этой провинции: Хасака, Камышлы, Амода и Аль-Маликия.
2-Провинция Алеппо: второй оплот курдов в Сирии, они составляет около 20%-40% населения провинции. Самые известные курдские регионы: Айн-Араб, Африн, Джараблус, Изаз и некоторые северные районы города Алеппо.
3-город Дамаск: Курды в основном живут в районах: Рукн аль-Дин, Думмар, Кудсия и др.
4-Провинции Хама, Хомс эр-Ракка: в основном, курды живут в сельских местностях; и в виде дисперсных семей [19].
ТАБЛИЦА 1: Этнические группы Сирии [20-21]
Группа | Численность
в Сирии |
Численность
в мире |
Религия | Место нахождения |
Арабы-сирийцы | 13,792,780 | 15,495,000 | Ислам | Во всех провинциях |
Арабы-Бедуины- Неджд и Хиджаз | 1,208,000 | 15,818,000 | Ислам | В сирийской пустыне |
Арабы-бедуины-Левант | 70,000 | 1,256,000 | Ислам | |
Арабы-палестинцы | 473,000 | 11,706,000 | Ислам | В разных провинциях
Сирии |
Арабы-ливанцы | 82,000 | 11,231,000 | Ислам | |
Арабы-египтяне | 70,000 | 60,827,000 | Ислам | |
Арабы-иракцы | 49,000 | 8,957,000 | Ислам | |
Арабы-иорданцы | 33,000 | 1,411,000 | Ислам | |
Курды и курманджи | 1,352,000 | 14,808,000 | Ислам | Хасака, Алеппо, Дамаск |
Туркмены | 107,000 | 7,707,000 | Ислам | Алеппо, Ракка, Хама, Хомс, Тартус, Кунейтра, Идлиб, Дамаск, Латакия |
Азери-турки | 32,000 | 18,792,000 | Ислам | |
Турки | 2,700 | 59,171,000 | Ислам | |
Ассирийцы-Cурет | 163,000 | 658,000 | Христианство | Алеппо, Аль-Хасака, Аль-Камшли,
Дейр-эз-Зор В пригородах: Маалула, Бааха и Джуббадин (север Дамаск) |
Сирийки-Арамейцы Туройо | 23,000 | 115,000 | Христианство | |
Халдеи -Новоарамейские | 5,400 | 206,000 | Христианство | |
Арамейцы-Западная | 17,000 | 54,000 | Христианство | |
Кабардинцы | 34,000 | 1,856,000 | Ислам | В провинциях:
Кунейтра, Дамаск, Алеппо, Хама, Хомс |
Адыгейцы | 25,000 | 646,000 | Ислам | |
Абхазы | 5,300 | 294,000 | Ислам | |
Осетины | 49,000 | 587,000 | Ислам | |
Чеченцы | 4,400 | 1,704,000 | Ислам | |
Армяне | 100,000 | 6,319,000 | Христианство | Алеппо, Хасака, Дамаск |
Персы | 47,000 | 40,091,000 | Ислам | |
Цыгане:
Домари, Навар, зотт, Курбат |
150,000 — 250,000 | 3,257,000 | Ислам | В провинциях: Дамаск, Алеппо, Идлиб, Хама, Хомс (в мобильных палатках) |
Езиды | 60,000 | 689,000 | Этнорелигиозная | Хасака, Алеппо |
Сабии | нет данных | 50,000 | Этнорелигиозная | Хасака |
Иудеи | 100-200 | 14,500,000 | Этнорелигиозная | Дамаск |
Французы | 9,800 | 49,454,000 | Христианство | В разных провинциях
Сирии |
Греки | 4,900 | 10,797,000 | Христианство | |
Русские | 2,900 | 134,005,000 | Христианство | |
Англичане | 1,700 | 51,577,000 | Христианство | |
Болгары | 1,700 | 7,171,000 | Христианство | |
Немцы | 1,600 | 64,342,000 | Христианство | |
Американцы | 1,500 | 188,892,000 | Христианство | |
Испанцы | 900 | 28,626,000 | Христианство | |
Португальцы | 800 | 17,229,000 | Христианство | |
Албанцы, Боснийцы, Пуштуны, Белуджи, Берберы, Грузины
и другие. |
500,000 — 600,000 | — | — | В разных провинциях
Сирии |
Население Сирии по данным ООН на 2016 = 18,564,000 |
РИСУНОК 1: Распределение Этнорелигиозных групп Сирии
Арамейцы (ассирийцы, сирияки, халдеи) – третья этническая группа в Сирии по численности, их доля в составе населения 1,12%. Почти все арамейцы проживают в провинциях: Алеппо, Аль-Хасака, Аль-Камшли, Дейр-эз-Зор; и в пригородах: Маалула, Бааха и Джуббадин (в этих пригородах, сохранилось около 1-2 тысяч носителей западного новоарамейского языка) [22].
Цыгане — четвертая этническая группа, доля которой составляет около 1,1% населения Сирии. Цыгане проживают в Алеппо и его сельской местности, Хаме, части Дамаска. Разные термины употребляется для обозначения цыган в Сирии, такие как: навар (Nawar), курбат. Эти названия носят оскорбительный характер, и они используется для унижения и ругательства. Цыгане не составляют гомогенную этническую группу, а состоят из разнообразных взаимосвязанных этнических подгрупп, которые мигрировали из Индии в на запад в разных периодах с начала V века [23]. Все сирийские цыгане не включены в сирийские государственные реестры и являются неграмотным народом, что ограничивает для них возможность выбора работы. Они, в основном, занимаются гаданием, некими народными ремесленными производствами (зубов, ножей, сито и т.п.) [24].
В Сирии проживают также туркмены и турки, они составляют 0,76% общего населения Сирии. По мнению некоторых исследователей, термин (туркмены), исторически, появился для обозначения тех турков, которые приняли ислам в X веке, и стали их называть (турки-иман), слово (иман) на арабском языке значит (вера); т.е. верующие турки, чтоб их различить от неверующих турков, и со временем этот термин преобразовался в (туркмены). Позже, и до сих пор, этот термин стал употребляться для обозначения турков, проживающих в деревнях и сельской местности, а сам термин (турки) применяется для обозначения турок, проживающих в городах. Турки и туркмены живут в разных провинциях Сирии: Алеппо, Эр-Ракка, Хама, Хомс, Тартус, Эл-Кунейтра, Идлиб, Дамаск, Латакия [25].
Черкесы (кабардинцы, адыги, абхазы, осетины, чеченцы) представляют шестую, по численности, этническую группу — около 0,63% населения Сирии. Черкесы относятся к потомкам горцев-мусульман, которые перебрались в Сирию с Северного Кавказа в последней трети XIX [26]. Они сохранили большинство своих обычаев и родной язык, хотя говорят и на арабском. Черкесы проживают в основном в трех провинциях [27]:
-Хомс: в городе Хомс и сельских районах, таких как: Айн Ан-Насер, Тлейл, Дейр Фуль, Таль-Амри … и др;
-Хама: в городе Хама и сельских районах, таких как: Тель-Синан, Таль-Удай, Джбисейн;
-Эл-Кунейтра: в самом городе Кунейтра и сельских районах, таких как: Бир АльАджам, АльХушния, АльАднания, Айн Зиоан, Аль-Мансура … и др;
Доля армян, восьмого по численности этнического меньшинства, в составе населения 0,54%. Большинство армян Сирии являются потомками беженцев, которые переселялись после религиозной и этнической чистки в отношении христианских меньшинств во время распада Османской империи. Почти все армяне проживают в городах: в основном в Алеппо (75%), остальные — в Хасаке, Дамаске, Дейр-эз-Зоре, Хомсе, Латакии. Армяне до сих пор говорят по-армянски, и, в основном, занимаются производством [28].
Также в Сирии проживают другие этно-религиозные меньшинства, такие как: персы, езиды, сабеи, иудеи, албанцы, боснийцы, пуштуны, белуджи, берберы, грузины и разные не идентифицированные общины. Большинство из них представляет собой дисперсные семьи в разных городах и населенных пунктах Сирии [29].
Также в Сирии проживает небольшое количество европейцев. Эти люди поселились в Сирии по различным причинам, такие как: брак, бизнес и т.д.
Сирия имеет целый ряд сильных религиозных общин и сект, сформировавшихся исторически и существующих на протяжении веков.
Как правило, принадлежность к религии определяется при рождении. Религиозные группы часто концентрируются в определенных регионах, где иногда небольшие меньшинства формируют региональные большинство; вокруг Латакии доминируют алавиты, вокруг Джабаль аль-Друз (Горы Друзов) – приверженцы друзской релинии (таб. 2).
Таблиц 2: Религиозные группы Сирии [30,31]
Религия | Численность | % | Место нахождение |
Суннизм | 12600-14500 т. | 67-77 | во всех провинциях Сирии |
Алавиты (клазиты, махуситы) | 2100-2200 т. | 11-12 | Латакия, Тартус, Хама, Хомс |
Друзы | 300-550 т. | 1,6-3 | Сувайда, Кунейтра, Дамаск |
Муршидиты | 300-500 т. | 1,5-3 | Латакия, Тартус, Хама, Хомс |
Шиизм | 200-300 т. | 1-1,7 | Дамаск, Хомс, Алеппо, Дараа |
Исмаилизм | 200 т. | 1,1 | Хама, Тартус |
Антиохийская
православная церковь |
545 т. | 3 | Дамаск |
Мелькитская
греко-католическая церковь |
180 т. | 1 | |
Сиро-яковитская православная церковь | 180-200 т. | 1 | Хасака, Камишли |
Сирийская
католическая церковь |
62 т. | 0,33 | |
Армянская
католическая церковь |
342 т. | 1,8 | Алеппо, Хасака, Дамаск, Хомс |
Армянская
апостольская церковь |
62 т. | 0,33 | |
Коптская
православная церковь |
70 т. | 0,38 | |
Маронитская
католическая церковь |
50-100 т. | 0,3-0,5 | |
Протестанты | 38- 100 т. | 0,2-0,5 | Хасака |
Ассирийская церковь | 35 т. | 0,2 | Хасака |
Халдеи-католики | 17 т. | 0,1 | Хасака |
Латинская церковь | 21 т. | 0,11 | |
Римско-католическая церковь | 10 т. | 0,05 | |
Несторианская церковь | нет данных | — | |
Езиды | 60 т. | 0,32 | Хасака, Алеппо |
Иудеи | 100-200 | — | Дамаск |
Сабеи | нет данных | — | Хасака |
Тем не менее, сирийское население очень неоднородно с точки зрения разнообразия религиозных групп и сект. Из-за противоречивых данных в различных источниках, таблица 2 показывает лишь приблизительную численность адептов каждой религии, на период до марта 2011.
Суннитский ислам доминирует в Сирии. 67-77% сирийцев исповедуют ислам суннитского толка. Как правило, сунниты являются очень верующими людьми, по данным некоторых источников, к 2010 году число мечетей в Сирии достигло 25000.
Алавиты составляют около 11-12% населения Сирии. Почти 400 лет назад они разделились на два течения: клазиты и махуситы. Всех их принято считать алавитами. Точной статистики по численности каждого течения не существует, поскольку, их традиции и вероучения практически одинаковые, более того они живут в одних те же регионах, и смешенный брак между ними является нормой. Разделение произошло в результате возникших споров между двумя шейхами (Мухаммадом Аль-Клази и Али Аль-Махусом) о возможности знания Аллаха. По мнению Али Аль-Махуса, знание Аллаха является невозможным, а это противоречит главной основе алавизма. Основатели алавитского течения считали, что невозможность знания чего-либо отрицает возможность его существования. Необходимо отметить, что в Сирии иногда употребляется термин (Хайдрия) для обозначения махуситов. Философские обсуждения и споры, между клазитами и махуситами продолжались на протяжении длительного времени. В результате в начале XX в., во время французского мандата, возникла новая ветвь (Муршедиты). Это течение было создано шейхом (Сулейман Аль-Муршидом). Многие, свидетельствуют о том, что большинство адептов Сулеймана были махуситами. Сам Сулейман Аль-Муршид был приговорен к смертной казни через повешение и казнен в 1946 году, поэтому некоторые считают, что создание этого течения носит политический характер. Обычаи муршдетитов и алавитов очень похожи, и они живут практически в одних те же населённых пунктах рядом друг с другом. Но, они друг друга они «не любят», и смешенные браки между ними встречаются крайне редко. Муршедиты составляют ок. 1,5-3% населения Сирии [32].
Друзы, в основном, живут в провинции Сувейда, около Горы друзов (Джебель-Друз), они составляют 1,6-3% населения Сирии. Их община является ответвлением от исмаилизма [33].
Шииты-двунадесятники (или иснаашариты) – преобладающее направление в рамках шиитского ислама, он составляет 1-1,7% [34].
Исмаилизм совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Они составляет 1,1% населения Сирии[35].
В Сирии со времен апостола Павла проживает сильная община арабов-христиан различных конфессий, они составляют 9–10% населения страны[36]. В незначительном количестве проживают также иудеи, в основном, в еврейском квартале Дамаска [37].
Сирия является природным продолжением Аравийского полуострова, и с эпохи джахилии некоторые арабские племена обосновались здесь: бану калб, кудаа, джаззам, лахм, гасасена, бану амила и др. Такие миграции продолжались и наступлением исламской эры. Причиной мираций были засухи, войны и т.п.[38].
Обычно, кланы и племена Сирии разделяют на три вида [39]:
1-Кочевые племена, их характерной особенностью является трансграничное перемещение в обширном регионе между Сирией, Ираком, Иорданией, Аравийским полуостровом;
2-Полукочевые или полуоседлые племена – те, у кого преобладает земледелие;
3-Городские племена, которые поселились в городах и селах и полностью отказались от жизни в пустыни.
Получение достоверных данных о количестве кланов, племен, племенных конфедераций Сирии и их численности является очень сложной задачей; по одним данным, только по берегам Евфрата и насчитывается несколько тысяч кланов. Тем не менее, базируясь на различных источниках, можно построить представление о племенном составе Сирии (таб.3 и рис.2).
РИСУНОК 2. Распределение основных кланов и племен Сирии
ТАБЛИЦА 3: Племени и кланы Сирии [40]
Племя | Районы расположения и примечания | Численность |
Таи | Вокруг город аль-Камышлы, Часть этого племени также проживает в Ираке. (Племенное объединение) | 200 т. |
Адаван | Хасака (в пригороде Рас-аль-Айн и на западе от него) | 12т. |
Аль-Джабур | В районе между городами аль-Камышлы и аль-Хасака. Часть этого племени также проживает в Ираке. | 200-250т. |
Аль-Джхейш | Хасака, Алеппо | 200т. |
Шаммар | Они распределены в сотнях деревень и провинций: Дейр эз-Зор, Хасака, много членов этого племени проживает в Дераа и Дамаске. Часть этого племени также проживает в Ираке и в странах персидского залива. | 300т. – 1млн
(общее число 14млн) |
Баггара | Алеппо, Дейр-эз-Зор, в сирийской пустыне до границы с Ираком. Часть этого племени также проживает в Ираке, Иордании, Турции. | 1-1,2 млн
(общее число 2млн) |
Эгайдат | Дейр-эз-Зор, Ракка, Хасека | 1,5 млн |
Унайза
|
в районе аль-Джазиры, и также провинциях Сувейда, Хама, Хомс и Алеппо, | (общее число 2млн) |
Наим | Сувейда, Хама, Хомс и Алеппо | |
Харб | § Восток и юг пригорода Рас-аль-Айн | 10 т. |
Баггара Аль-Джабал | Расположено от юга города Хасака до Дейр-эз-Зор и Алеппо | 10 т. |
Кланы Шараййин | Расположено от юга города Хасака, вдоль реки аль-Хабур до пригородов Рас-аль-Айн и аль-Дербасия | § |
Кланы Магморейн | § Около территорией Сирии с Турцией | |
Фидан | Дейр-эз-Зор, Хомс, Эр-Ракка, Алеппо | |
Сабха | Эр-Ракка (в районе аль-Сабха). | |
аль-Бушаабан | Эр-Ракка (это племенная конфедерация) | |
Валда | Эр-Ракка | |
Афадла | Эр-Ракка | |
аль-Вашейб | Эр-Ракка | |
Кййяр | Эр-Ракка, Алеппо | |
Хадидййин | Хама, Алеппо, Идлиб (Часть этого племени также проживает в Ираке, Иордании и других странах арабского мира.) | |
Мавали | Хама, Хомс, Идлиб | |
Бану Халид | Хама, Хомс | |
Сбаа | Хомс | |
аль-Шур | Пальмира | |
аль-Фавира | Хомс, аль-Кунейтра | |
аль-Хасна | Хомс | |
аль-Свилех | Хомс, Дамаск | |
аль-Равла | Дамаск | |
аль-Шага | Дамаск | |
аль-Абдалла | Дамаск, Дераа, Сувейда | |
аль-Хасан | Дамаск, Сувейда | |
аль-Масайд | Сувейда | |
аль-Шерфат | Сувейда | |
Абазайд | Дераа |
Итак, ввиду расположения племен и кланов в разных странах, они являются трансграничными и межгосударственными образованиями. Таким образом, сохраняются связи сирийских кланов и племен с соплеменниками в Ираке, Иордании, горном Ливане, Турции и странах Персидского залива (кланы: Таи, Абазайд, Унайза, Наим). Помимо этого, существуют брачные связи между членами некоторых кланов Сирии (эгайдат) и членами саудовской королевской семьи, а также других известных семьей стран Персидского залива. Отсюда будет понятно, почему иногда поведенческие стандарты племен и кланов определяются на межгосударственном уровне.
4. Структурно-функциональный анализ исламских учений
Здесь не будем обсуждать истинность того или иного исламского направления, а построим первую ступень структурно-функционального анализа суннитского и шиитского вариантов ислама. Поскольку, функциональность любого общества состоят из функций всех структурных частей. Социальный антрополог Радклифф-Браун (1881–1955) писал: «Мы исходим из гипотезы, что социальные функции религии не зависят от ее истинности или ложности, что религии, которые мы считали ошибочными или даже абсурдными… могут быть частями социального механизма и что без этих «ложных» религий социальная эволюция и развитие современной цивилизации невозможны» [41]. Главной целью последующих обсуждений является обнаружение исторических причин того, что радикализация некоторых традиционных исламских течений стала возможной.
У всех представителей суннитского направления существует общее мнение о запрете организации демонстраций протеста и участия в них. Классический аргумент, на который опираются проповедники в обоснование своей позиции, отражается в следующем аяте: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу» — Сура 4, Ан-Ниса (Женщины) — аят 59. Помимо этого аргумента, представители суннизма перечисляют и несколько других причин: 1)Мусульманин не должен уподобляться неверующим ни в чем подобном; 2)Смешивание мужчин и женщин запрещено в исламе; 3)Демонстрации и протесты могут приводить к хаосу и разрушению; 4) Они являются ключом к восстанию против правителя … и т.п. (об этом можно подробно читать [42,43])
Во время «арабской весны» вопросы о соответствии протестов и демонстраций исламским канонам снова поднимались. На этом примере, я хочу продемонстрировать читателю, что в арабском мире религия используется как инструмент для достижения определенных политических целей; и такая возможность более доступна в суннизме, нежели в шиизме. В таблице 4, я собрал группы фетв и мнений представителей суннизма в различных странах, касательно политической ситуации после «арабской весны».
Таблица 4. Фетвы, мнения или позиции
Страна | Фетвы, мнения или позиции |
Саудовская Аравия | — 04 февраля 2011г., в пятничном намазе, Верховный муфтий Саудовской Аравии заявил о запрете организации протестов(44).
— 06 марта 2011г., в совете старших ученых Саудовской Аравии было подписано заявление о запрете демонстрацией и протестов против власти(45). — 22 апреля 2011г., Салех Аль-Хейдан, Саудовский шейх и член совета старших ученых, поддержал выход народов Сирии и Йемена против своих правителей. Он призвал народ Сирии к джихаду против президента, несмотря на жертвы и потери, которые могут произойти в результате этих протестов; так как, согласно маликитскому мазхабу, «допустимо убить одну треть, чтобы две трети получили радость». Сам этот шейх подписал заявление совета старших ученых о запрете протестов и демонстраций([46]). |
Египет | Позиции разделились на три группы:
1-Запрет протестов против властей: Мустафа Аль-Адави, Аби Исаак Аль-Джувини, Мухаммед Саид Руслан. 2-За протесты: Мухаммед Хассан (этот шейх пытался занимать среднюю позицию, но потом поддержал революцию), Нашаат Ахмад, Мухаммед Абд Аль-Максуд, Джамал Кутоб, Важди Гунейм, Амер Халид, Хазим Салах Абу Исмаил, Фаузи Аль-Саид 3-Неоднозначенные мнения: александрийская салафитская школа, Ясира Бурхами Эти шейхи принимали разные (иногда даже противоречивые) позиции касательно бывшего президента Мухаммеда Мурси, и действующего президента Абд Аль-Фаттах Ас-Сиси (см. [47]) |
Марокко | Религиозные лидеры озвучивали различные позиции относительно политических реформ и демонстраций. Некоторые заявили о намерении создать политическую партию (см. [47]). |
Катар | Шейх Кардави, поддержал демонстрации в Сирии и Египте, и выступил против демонстраций в Бахрейне (см. [48]). |
На этом примере очевидно, что принятие фетв научно не обосновано, т.е. нет фиксированных правил для принятия фетвы. Политические, социальные и экономические условия очень сильно влияют на содержание фетвы, хотя источник всех фетв это исламский «фикх».
Один из свежих примеров – позиция вооруженных группировок Сирии относительно участия в конференции в Астане по урегулированию конфликта в Сирии. Движение Ахрар Аш-Шам*, фронт Ан-Нусра* (*запрещены в РФ решением суда) были против участия, а Совет ученых Сирии поддержал участие в конференции. Хотя источник исламского права у всех один.
Один из ключевых вопросов: Существует ли «единый суннитский взгляд» или «единый шиитский взгляд» касательно различных социальных и политических проблем исламского мира? И почему? Для ответа на этот вопрос, необходимо понять источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения или фетвы (см. таб.5).
Таблица 5. Источники исламских правоведов
Суннизм | Шиизм |
Коран: Священная книга мусульман. | Коран: у шиитов, толкование Корана можно только посредством «четырнадцати непорочных». |
Сунна: Сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем.
Примечание: Надо отметить, что все эти сообщения передавались устно от сподвижников (сахаба) пророка Мухаммада. На арабском языке слово (сахаба) является множеством числом слова (сахеб), т.е. сподвижник, которые виделись с пророком и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни). По мнению представителей суннизма, все сахаба – честные, правдивые и справедливые люди. Шесть основных суннитских сборников хадисов были собранными исламскими богословами примерно через 200 лет после смерти пророка Мухаммеда. Другое название «Ас-Сихах аль-Ситта», то есть «достоверная шестерка»: 1.Аль-Бухари «Аль-Джами ас-Сахих» или «Сахих Аль-Бухари» 2.Муслим «Аль-Джами ас-Сахих» или «Сахих Муслим» 3.Абу Дауд «Сунан» 4.Ат-Тирмизи «Джами» 5.Ан-Насаи «ас-Сунан аль-Сугра» 6.Ибн Маджа «Сунан» Среди всех сборников хадисов, именно «Аль-Джами ас-Сахих» признается у суннитов самым надежным и важным источником. |
Сунна:
1-Шииты-двунадесятники: высказывания, действия и деяния пророка Мухаммеда, его дочки Фатимы, и двенадцать имамов: Али ибн Абу Талиба, Хасана ибн Али, Хусейна ибн Али, Зайн-аль-Абидина, Мухаммада аль-Бакира, Джафара ас-Садыка, Мусы аль-Казима, Али ар-Рида, Мухаммада аж-Джавада, Али аль-Хади, аль-Хасана аль-Аскари, Мухаммада аль-Махди. То есть «четырнадцать непорочных» 2-Алавиты, также как у шиитов-двунадесятников, «четырнадцать непорочных» являются источниками всех знаний, и только на их основе можно выводить решения (Шииты и алавиты не признают достоверными предания, передаваемые со слов некоторых сподвижников пророка (см. [49]). 3-Исмаилиты Серия имамов после Джафар ас-Садык, начинается с Исмаилом как на схеме 1. 4-Друзы У друзов серия имамов совпадает с исмаилитами до имама ал-Хакима Биамриллаха, который считается последним.
5-Зейдиты Имамы: Али, ал-Хасан, ал-Хусейн, Али Зайн ал-Абдин, Зайд (но в Сирии нет Зейдитов. они только в Йемене) |
Иджма
Аль-Иджмау – единодушное мнение всех учёных-факихов по какому-либо вопросу шариата, в какой-либо период времени, при условии, что ничто не мешало всем учёным высказать своё мнение. |
Иджма |
Акль не является источником исламского права у суннитов. | Акль – это арабское слово,
и означает (ум). |
аль-Кияс – религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, изложенными в Коране, и принятыми пророком Мухаммадом. | Все эти источники
не существуют у шиитов. |
Дополнительные источники:
1-аль-Истихсаан: выбор в пользу решения, отличающегося от решений по подобным ситуациям из-за наличия на это причин. 2-аль-Истисълаах – решение, в котором предполагается выгода (нейтральная) 3-Урф традиция, обычай 4-аль-Истисъхааб – доказывать что-либо прежним состоянием или отсутствием доказательств изменения 5-шариат прежних пророков 6-мнение отдельного сподвижника 7-саду зараи: запрещение того, что приводит к запрещенному |
Выяснение всех отличий между суннитами и шиитами не является целью этой статьи, но хочу подчеркнуть несколько примечаний. Об этих спорах можно посмотреть здесь (см. [50]).
Во время правления пророка Мухаммеда его высказывания и действия являлись законами. По любому вопросу можно было обратиться к нему за ответом. После его смерти исламская империя быстро расширилась, и возникла необходимость создания новых законов для государства. В то время укрепление государства стало главной целью, а не собственно сами исламские стандарты и законы, которые пророк Мухаммед хотел распространить. В этом смысле государство или Халифат превратились в парадигму ислама. Задачей религиозных ученых стало найти оправдание для поведения политиков халифов. Таким образом пошел процесс политизация религии, что привело к образованию прагматично-ориентированной религии, которая по факту представлена суннитским вариантом ислама. Таким образом, можно сказать, что суннизм стал официальной религией в исламской империи в средние века, и остается по сути таковой в большинстве мусульманских стран в наши дни.
Ввиду того, что шиизм развивался в иных условиях, далеко от любых властных центров, процесс политизации религии в средние века запущен не был. И поскольку шиизм основывался на парадигме знания Аллаха, в рамках шиизма возникли мистические и гностические учения.
5. Политический анализ сирийского кризиса
Из приведенного, в предыдущих разделах, видно, что сирийский социум имеет очень сложную структуру, причем все его элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения. Таким образом, сирийский конфликт является многомерным социальным явлением, на возникновении и развитии которого сказывается множество внутренних и внешних факторов.
Более того. Основными участниками сирийского конфликта являются правительственные силы и группировки разного толка. В состав групп поддержки входят: Россия, Китай, Иран, США, ЕС, Турция, Лига арабских государств (ЛАГ), СМИ и сирийская оппозиция, проживающая за границей. В качестве второстепенных участников принимают участие различные страны мира, региональные и международные организации. Как мы увидим дальше, на разных этапах развития конфликта, группы поддержки иногда выступали в качестве основных участников.
Основными причинами конфликта считают старые проблемы Сирии, такие как:
-Отсутствие демократической жизни,
-Ограничение свободы слова.
Начиная анализировать сирийский кризис, я бы хотел акцентировать внимание читателя на следующих предположениях:
1-Участники конфликта строят свое поведение, исходя не из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели, формирование которых подчинено определенным закономерностям[51].
2-Событийные факты или событийные обобщения, по нашему мнению, приводят к большим когнитивным искажениям, особенно при изучении конфликтных ситуаций. Наши навыки работы с быстротекущими массивами информации подсказывают, что многие аналитики-политологи строят выводы на основании одного события или подобранной группы событий.
3-Нарушение причинной связи между действиями является, по нашему мнению, важным фактором отклонения от реальности. Поскольку, опираясь на происходящие события, с помощью этого аппарата можно подтвердить верность предположений, основанных на прошедших событиях. Этим инструментом пользуются почти все участники сирийского конфликта.
В цели упрощения анализа, мы разобьем сирийский кризис на несколько этапов: 1-предконфликтный этап; 2-этап возникновения; 3-этап развития; 4-этап затухания. На каждом этапе, как мы увидим дальше, изменились оппоненты, группы поддержки оппонентов и также второстепенные участники конфликта.
5.1. Предконфликтный этап
Этот этап охватывает период правления президента Башара аль-Ассад с 2000г. до конца 2010г. Приход во власть представителя молодого поколения вызвал широкие дискуссии о путях дальнейших политических и экономических реформ. Однако сирийское руководство в реализации ожидаемых политических и социальных преобразований столкнулось со многими внутренними и внешними трудностями. Таким образом, внутриполитическое положение в стране оставалось крайне сложным.
Во внешней политике, надо отметить, что обеспечение мер укрепления арабского единства, поддержка арабских движений сопротивления израильской оккупации и защита арабских интересов в Ливане, Палестине и Ираке, в целом, характеризовали внешнеполитическое положение Сирии во время правления как Хафеза аль-Асада, так и Башара аль-Асада.
«Интифада» аль-Акса в сентябре 2000 г. создала условия для преодоления разногласий между Сирией и организацией ФАТХ; в то же время, ХАМАС и «Исламский джихад» функционировали в Дамаске. После приход ХАМАС во власть, по результатам выборов 2006г. правительство, сформированное ХАМАС во главе с Исмаилом Ханией получило хорошую поддержки со стороны Дамаска. Сирия, также осудил агрессию Израиля против Газы в 2008-2009[52].
В первые, же годы правления Башара Асада улучшились отношения с Ираком; Сирия выступила против продления принятых ООН соответствующих санкций. Несмотря на критику, особенно со стороны США, Ирак стал поставлять нефть в Сирию. Сирия осудила начавшиеся против Ирака в марте 2003 г. военные действия США. В Дамаске и в других сирийских городах были организованы демонстрации протеста. Более того, Сирия оказала помощь иракскому сопротивлению против США[53].
По требованию Франции и США, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций 2 сентября 2004 года, принял резолюцию №1559. Главным пунктом этой резолюции является вывод иностранных сил из Ливана, и прекращение вмешательства во внутренние дела Ливана. 14 февраля 2005 года бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири был убит в результате взрыва в Бейруте. В 2005 году Сирия была вынуждена вывести свои войска из Ливана, выполняя резолюцию СБ ООН №1559, согласно которой все иностранные вооружённые силы должны были покинуть Ливан. В 2006 г. во время агрессии Израиля против Ливана, Сирия стояла на стороне «Хезболлах» [54].
Из предыдущих событий видно, что, на протяжении последних десяти лет вмешательство США во внутренние дела государств Ближнего и Среднего Востока (Афганистан, Ирак, Иран, Сирия, Ливан, Палестина) не прекращались. В результате отношения Сирии с США постоянно ухудшались. Но это не суть важно, поскольку такая же обстановка постоянно и была раньше.
Постоянное наглое вмешательство вызвали возмущение народов региона против США, тогда как представители официальных властей были бессильны перед США. Опыт народов арабского региона подсказывает, что официальные руководители на протяжении последних шестидесяти лет не могли ничего сделать в отношении конфликтов арабских стран со своими врагами; и примеров таких много: палестинско-израильский конфликт, оккупация Ирака, войны в Ливане, в Судане, в Сомали и т.д. Многолетние переговоры с США или Израилем не смогли решить никаких вопросов в арабском регионе. Ощущение огромной несправедливости, переживаемое на протяжении вот уже шести десятилетий, несомненно, усугубило чувства безнадежности и унижения в арабском мире. Исламские партии были единственной силой, которая смогла противостоять США в регионе. Несмотря на сущность этих сил, арабский народ нашел в них надежду на решение всех своих проблемах. Во многих дискуссиях между людьми с различным уровнем образования можно было услышать фразу: «Ислам – это решение для всех наших проблем». Самые радикальные исламские силы, в том числе «Аль-Каида»* (*запрещена в России решением суда), могли найти моральную поддержку в арабском народе, ведь главное – «противостояние бесцеремонности и высокомерию США»! Конечно, никем из сирийской исламской интеллигенции не обсуждалась исламская форма правления в государстве. Но народ верит в том что «исламом можно все решать», а «удачным примером» способности ислама стала средневековая исламская империя.
В этой атмосфере в «темных узлах» Сирии, начал возникать«рак радикализации», особенно эти процессы усилились после оккупации Ирака. В этом период произошли несколько событий-признаков того, что «исламская тенденция» начала развиваться.
5.2. Этап возникновения кризиса
Этот этап начался с момента падения режима бывшего президента Египта Хусни Мубарака и продолжился до 05 октября 2011, когда Россия и Китай воспользовались правом вето и заблокировали в СБ ООН принятие резолюции против Сирии, предусматривавшей санкции в случае продолжения властями подавления оппозиции [55].
Этот этап характеризуется пиком усилий в информационной войне против Сирии. Основными участниками стали представители официальных властей и сирийский народ.
В этом параграфе, термин «конфессия» указывает любую религиозную группу. Также мы будем использовать термин «конфессиональность» для описания того состояния общества, поведенческие нормы которого определяются на конфессиональном уровне (т.е. на уровне религиозной принадлежности). Итак «конфессиональность» события, конфликта или чего-либо подобного означает описание события или конфликта с точки зрения конфессиональной принадлежности. Также, под термином «конфессиональное чувство» подразумевается то чувство, которое возникает у человека в том, что у него нет (защиты) кроме его конфессии, которой он принадлежит. Кроме того, термин «конфессионализация» обозначает совокупность действий, которые усиливают «конфессиональное чувство».
Как уже видели в предыдущих разделах, религиозные течения глубоко укоренились в структуре сирийского населения. Поскольку конфессиональная принадлежность в сирийском случае отражает степень веры человек в Бога. Вера – безоговорочный факт, отрицание которой связана с угрозой изоляции человека от своего сообщества. Конфессии, в течение истории, играли важнейшую роль во всех политических событиях арабского региона. Большинство происходивших войн в последнем тысячелетии были инициированы на религиозной почве.
Итак, конфессиональность является доминирующим фактором в определении социальных отношений, она базируется на автоматической солидарности (присяге). Так как, представители разных этнорелигиозных групп, участвуют в государственной жизни, входят в госструктуры, конфессиональность укрепляется разными экономическими, политическими и культурными структурами. В результате, индивиды находятся сразу в нескольких полях: 1-объективные (экономические, политические …и т.п.), которые действуют по «верхним механизмам». 2-субъективные (габитус), которые действуют на основе «внутренних механизмов».
Необходимо отметить, что во время правления Асадов, было запрещено обсуждение на публике конфессиональных вопросов. Это считалось преступлением, наказуемым в соответствии с сирийским уголовным кодексом лишением свободы на срок в 3 месяца. Главной целью политической элиты Сирии было сохранение национального единства. Фразы «национальное единство», «укрепление национальное единство», «не угрожать национальному единству», «смута спит» можно было услышать каждый день от официальных представителей власти. Ведь, все понимали, в том числе и враги Сирии, что игра на этой почве может поставить под угрозу национальную безопасность и стабильность страны.
Многие протестующие, демонстранты даже не думали о таких идеальных понятиях как «свобода», «демократия»…и т.п. Кроме того, в сирийском социуме эти слова имели отрицательный оттенок из-за недавней оккупации Ирака. Сирийский народ хорошо понимает, что американские защитники демократии и свободы слова, прав человека, сами каждый день нарушают эти принципы в соседних странах: Ливане, Ираке, Афганистане и др. Многие вышли с демонстрантами, желая выполнения определенных жизненных потребностей и запросов.
Президент Башар Асад начал организовать встречи с народными представителями разных регионов, провинцией, кланов, племен, религиозных течений и т.п. и пытался понять требования людей. По всей видимости, президента Асад добился на этом поприще хороших успехов. Со временем демонстрантов становилось меньше и меньше, , и на разных телевизионных каналах можно было услышать такие комментарии: «странно, что сирийский народ только по пятницам выходит» и т.п.
Эффект «стадного чувства», присоединения к большинству не сработал так, как это было в Тунисе, Египте и Ливии. Но с другой стороны, информационная война против Сирии усиливалась все больше и больше, что подливало масла в огонь и раздувало пожар. И очень много телевизионных каналов, в том числе религиозные, начали работать против Сирии, такие как AlJazeera, AlArabia, Orient, Safa, Wesal и др. Цель была очевидна: «конфессионализация» конфликта, и очень многие люди старшего поколения сразу это поняли [56].
Усилие США и ЕС в СБ ООН были заблокированными российским и китайским вето 05-10-2011.
На этом этапе очень сложно определить позиции разных этно-религиозных и родоплеменных групп, поскольку источником информации о происходящем являлись СМИ, которые выпускали противоречивую и неверную информацию. Все же, анализируя ход событий, можно сделать следующие выводы:
— Некоторые адепты религиозных меньшинств (алавиты, друзы, исмаилиты), которые участвовали в первых демонстрациях, остановили свое участие, особенно после развития конфессиональности в обществе. По данным СМИ, в городе Дераа, демонстранты выдвинули такие лозунги: «Алавиты – в гроб, христиане – в Бейрут» [57].
-Позиции христиан были неоднозначными! В некоторых регионах предпочитали не вмешиваться, поскольку эта борьба между алавитами и суннитами за власть. В других регионах стояли на стороне официальной власти Сирии (в пригороде Кафарбо, забросали машину посла США яйцами и помидорами, как сообщил сирийский канал аль-Дуния в 2011).
-В некоторых регионах сирийской пустыни (восток провинции Хама) по разным причинам развивались конфликты между бедуинскими кланами и племенами. Это событие отражает тут факт, что официальная власть начала потерять контроль в этом районе.
Очевидный результат этого этапа: пошел импульс, который стал достаточным для роста «спящих раковых клеток». «Настроить людей против намного проще, чем их настроить за».
5.3. Этап развития кризиса
Этот этап продолжался от блокирования резолюции СБ ООН до начала военной операции России в Сирии. После совместного российского и китайского вето, арабские страны поняли, что американское или международное вмешательство в Сирию, как это было сделано в Ливии, невозможно. Поэтому, этот этап характерен, главным образом, вооружением сил оппозиции через границы Сирии с Иорданией и Турцией, что привело к эскалации конфликта в сторону гражданской войны, которая продолжается до сих пор, хоть и находится у в стадии затухания. Говоря об этом периоде, подчеркнем следующие основные моменты:
-Возникновение большого спектра исламских группировок – их численность достигла несколько сотен. Характерная черта этих группировок – постоянные объедения и расколы, разногласие по всему происходящему в Сирии. В некоторых случаях, эти разногласия привели к вооруженным конфликтам между самими группировками. Это несмотря на то, что в своих фетвах и политических позициях они базируются на одном же источнике права, а это «исламский фикх». И данный факт отрицает существование «единого взгляда» на происходящее события в суннитском варианте ислама (см. [58] для ознакомления с всеми силами сирийского поля).
-Террористическая группировка ИГИЛ* (*запрещена в России решением суда) представляет собой уникальное социально-политическое явление. Но опытный взгляд обнаружит, что ИГИЛ* пытался создать свое «государство» на костях остальных группировок. Его основная парадигма – «исламский халифат». Слово «халифат» вызывает моральную поддержку в суннитском мире, поскольку в суннитском сознании глубоко заложено представление, что во времена исламского халифата в средние века, мусульмане правили всем миром. Следует отметить, что террористическая группировка «Фронт ан-Нусра»* (* запрещена в РФ решением суда) не смогла выйти на международный уровень, и набрать столько боевиков со всего мира, хоть они оба являются филиалами террористической организации «Аль-Каида»* (*запрещена в России решением суда). Получается, что вооружившись парадигмой ИГИЛ* (*запрещена в России решением суда), т.е. парадигмой халифата, можно оправдать любые действия, в том числе, самые жестокие убийства. Так как «святая цель» — «создание халифата».
На этом этапе, все этнорелигиозные меньшинства поддерживали позицию сирийских правительственных сил; Поскольку, режим халифата хуже любой диктатуры в мире.
Позиции племен и кланов были очень неоднородными. В некоторых племенах, часть была в составе государственных вооруженных сил, а другая — против. В других случаях, некоторые племена и кланы полностью воюют на одной или другой стороне [59,60].
5.4. Этап затухания
Начинается с момента российской военной операции, которая привела к освобождению сирийского города Алеппо, и последующему режиму прекращения огня, мирной конференции в Астане в Казахстане.
Заключение
1. В этой статье мы дали качественную оценку сирийскому конфликту, определили, что этот конфликт подошел к этапу затухания благодаря военной операции Российской Федерации.
2. Сирийский социум имеет очень сложную структуру в связи с наличием различных этнорелигиозных и родоплеменных групп с разными культурами и историей.
3. Возможность радикализации суннизма находится в его основах, поскольку суннизм являлся официальной религией (исламской империи [халифата]), в средних веках.
4. Террористическая группа ИГИЛ* (*запрещена на территории РФ решением суда) опирается на парадигму «халифата» для оправдания «любого действия», в том числе, насилия и терроризма.
Литература, ссылки и примечания
1. | Fred Halliday «Radical Universalism», translated to Arabic, Publishing house AlSaki, Beirut (2002). |
2. | -http://arabic.cnn.com/middleeast/2014/07/07/isis-statement-saudi-israel |
3. | R. Brubake «Religious Dimensions of Political Conflict and Violence», Sociological Theory, Vol. 33, No.1, p.1–19 (2015). |
4. | C. Hof «Sectarian Violence in Syria’s Civil War», The Center for the Prevention of Genocide (2015) |
5. | Г. К. Прозорова «Родоплеменной фактор в современной Сирии», Вестник Дипломатической академии МИД России — Россия и мир, № 1 (3), стр. 68 (2015). |
6. | Мюллер А. «История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов», М.: Астрель : АСТ, Москва (2004). |
7. | Алиев А.А. «Курайшиты: Историко-генеалогический справочник», Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ИНИОН РАН, Москва (2014). |
8. | См. например: Ибн Касир «Начало и конец» |
9. | Бурхануддин аль-Халаби «Сират аль-Халабийа» |
10. | Мухаммад ат-Табари «Тарих ат-Табри: История народов и королей или история апостолов и царей». |
11. | Ибн Хишама «Биография Пророка» |
12. | Сайд Ала-Комни «Хашиметская Партия», 4-е издание, дом издательства: Мактабет Мадболи АльСагир, Каир (1996), (на Арабском) |
13. | https://en.wikipedia.org/wiki/Early_Muslim_conquests |
14. | -https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Islam |
15. | Э. П. Пир-Будагова «История Сирии. ХХ век» Институт востоковедения РАН., М.:
ИВ РАН (2015). |
16. | Реда Ата «Древние арабские миграции», Центр Дамаска Теоритических Исследований и Гражданских Прав», Дамаск (2009). На арабском языке.
(доступно по ссылке: http://www.mokarabat.com/s6501.htm) |
17. | Омар Кахала «Справочник Древних и Современных Арабских Племен», 7-е издание, дом издательства: эр-Рисала, Бейрут (1994). На арабском языке. |
18. | Ссылки: (на 23-02-2017)
-http://www.sasapost.com/syria-reception-of-refugees-throughout-history/ -http://www.badil.org/ar/component/k2/item/1753-art8.html |
19. | R. Ziadeh “Kurds in Syria”, United States Institute of Peace, Special report 220 (2009). |
20. | Yesim Yaprak Yildiz “Nowhere to turn: The Situation of Dom Refugees from Syria in Turkey”, September (2015). |
21. | Ссылки: (на 23-02-2017)
-https://joshuaproject.net -http://www.assakina.com/center/parties/18329.html -https://en.wikipedia.org/wiki/Circassians_in_Syria -http://time.com/4125881/syrian-turkmen-rebels-downed-russian-warplane -http://www.assakina.com/center/parties/18329.html -https://en.wikipedia.org/wiki/Nawar_(people) -http://www.huffpostarabi.com/2015/11/25/story_n_8646648.html |
22. | -http://www.sasapost.com/ethnic-groups-in-syria-and-iraq |
23 | В. Л. Новосельский «Цыгане Израиля и Палестинской автономии», Журнал: Евразийские исследования, №3 — с.65-76 (2008). |
24 | Ali Abdallah AlJabawi “Gypsies tribes”, Publishing house AlTakween, Damascus (2006). |
25 | Faiz Sara “Ethnic Minorities in the Middle East”, Publishing house Magreb-Mashrek, Damascus (2000). |
26 | Uwe Halbach “The Circassian Question”, German Institute for International and Security Affairs, Berlin (2014). |
27 | -http://www.al-akhbar.com/node/200585
-http://alarab.co.uk/?id=1233 |
28 | http://www.ancme.net/studies/12 (на 23-02-2017) |
29 | https://sycitizen.wordpress.com/2011/09/05/ |
30 | Report of World Council of Churches & Norwegian Church Aid: The Protection needs of Minorities from Syria and Iraq, November 2016. |
31. | Ссылки: (на 23-02-2017)
-https://en.wikipedia.org/wiki/Religion_in_Syria -http://www.bbc.com/news/world-middle-east-16108755 -http://www.islamist-movements.com/13268 -https://www.alaraby.co.uk/society -http://www.twitt-book.com/ -http://www.emaratalyoum.com/politics/reports-and-translation/2012-03-20-1.469833 -http://www.marefa.org -http://www.beirutme.com/?p=720 -http://ishtartv.com/viewarticle,43344.html -http://looklex.com/e.o/syria.religions.htm -http://countrystudies.us/syria/ -https://www.ewtn.com/library/CHISTORY/SYRIAHIS.HTM |
32. | -https://en.wikipedia.org/wiki/Salman_al-Murshid |
33. | -https://en.wikipedia.org/wiki/Druze_in_Syria |
34. | -https://en.wikipedia.org/wiki/Twelver |
35. | -https://en.wikipedia.org/wiki/Isma%27ilism |
36. | -https://en.wikipedia.org/wiki/Christianity_in_Syria |
37. | -https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Syria |
38. | M.F. Oppenheim, E. Braunlich and W. Gaskel “Bedouin”, Harrassowitz, Leipzig (1943).
Translated to Arabic by: M. Kilo and M. Kbabibo, 2e edition, AlWarrak Publishing, London (2007). In Arabic. (доступно по ссылке: http://waqfeya.com/book.php?bid=7475) |
39. | М.-С. Аль-Дагейм Аль-Найми «Социальная Карта Сирийских Племен», Газета АльХайят, № 17679, 30 августа 2011. На арабском языке.
(доступно по ссылке: http://www.sauress.com/alhayat/302433) |
40. | -Tribes on the Levant’s Map, Levant Research Institute, 31 Aug. 2014. In Arabic.
(link: http://levantri.com). -Ахмад Васфи Закария «Кланы Леванта», 2-е издание, издательство: Аль-Фикер, Дамаск (1983). ссылки: -http://www.ahewar.org/debat/show.art.asp?aid=161060 -http://www.sehha.com/world/index.php?showtopic=30074 -http://www.islamist-movements.com/4919 -http://www.alruwalahnews.net/ -http://www.alroos.net/vb/archive/index.php/t-5950.html -https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201609211020204286/ -http://www.alnssabon.com |
41. | Структурно-функциональный подход был разработан французский социологом и философом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917); идеи этого подхода были развиты известными этнологами и социальными антропологами А. Радклифф-Брауном (1881–1955), Б. Малиновским (1884–1942) и особенно американскими социологами Т. Парсонсом (1902– 1979) и Р.К. Мертоном (1910-2003). См. например:
И. Н. Яблокова (ред.) «Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению», М.: Гардарики (2000). |
42. | Фетва №19936, сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, том 15, стр. 367, дом издательство Аль-Муайд, Эр-Рияд (1424 хиджры). |
43. | -http://www.assakina.com/fatwa/6255.html |
44. | -http://www.aljazeera.net/news/pages/0b3a6bed-d70d-4f4c-ab2c-9111bc92f87d |
45. | Газета Эр-Рияд, №15596, 07-03-2011г. |
46. | -https://www.youtube.com/watch?v=PfqG1MtXkIU
-http://www.islamtoday.net/albasheer/artshow-12-149525.htm |
47. | -http://www.nadorcity.com/ |
48. | -http://iumsonline.org/ar/aboutar/newsar/h81/ |
49. | Сподвижники, передавшие наибольшее число хадисов Абу Хурайра (5374 хадиса) и Аиша бинт Абу Бакр (2210).
i)Надо отметить, что Абу Хурайра принял ислам в 7 хиджры и пророк умер в 11 хиджры, т.е. его сопровождение с пророком длилось не более 3 года ii)Касательно Аишы, можно читать в книге «Сахих Муслим» следующий хадис с номером 1453: «Передают от Аишы что Салим, подопечный Абу Хузайфы был с Абу Хузайфой и его семьёй в их доме и она, — она подразумевала дочь Сухайля, — пришла к Пророку, и сказала: «Салим достиг того, чего достигают мужчины и уразумел то же, что и они. При этом он заходит к нам и я подозреваю, что из-за этого на душе Абу Хузайфы что-то есть.» И Пророк, сказал ей: «Покормим его своей грудью и станешь харамом для него и тогда то, что на душе Абу Хузайфы уйдёт.» Она вернулась и сказала: «Я покормила его своей грудью и то, что было на душе Абу Хузайфы уже ушло.» В 2007г., на основании этого хадиса, один профессор университет аль-Азхар создал фетву о том, что женщины на работе могут кормить грудью своих коллег мужчин на работе, что вызвало волну возмощения в арабском мире, а профессор был вынужден отменить эту фетву. см. ссылки: -https://www.alarabiya.net/articles/2007/05/16/34518.html -https://www.alarabiya.net/articles/2007/05/21/34660.html (по таким соображениям, шииты не прнимают хадисы эти двух и много других) |
50. | Д.А. Шагавиев «Исламские течения и группы: Учебное пособие», Казанский Федеральный Университет, Казань (2015). |
51. | А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский «Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие», 2-е изд. перераб., СПб.: Питер (2009). |
52. | Ссылки:
-https://en.wikipedia.org/wiki/Second_Intifada -http://www.aljazeera.net/news/arabic/2006/1/26 — https://ru.wikipedia.org/wiki/Операция «Литой свинец» |
53. | Ссылка:
-http://www.aljazeera.net/news/reportsandinterviews/2007/8/22 |
54. | Ссылки:
-http://www.clhrf.com/unresagreements/1559.arabic.pdf -https://en.wikipedia.org/wiki/Assassination_of_Rafic_Hariri -https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая ливанская война |
55. | Ссылки:
-https://ria.ru/arab_sy/20111005/449474204.html -http://ara.reuters.com/article/topNews/idARACAEA1L0D320140222 |
56. | Архивы каналов: Сафа, Весал
Ссылки: -https://www.alarabiya.net/articles/2011/03/26/143052.html -http://archive.aawsat.com/details.asp?section=4&article=614300& issueno=11806#.WLNLOH_avIU -http://islammemo.cc/akhbar/arab/2011/03/26/119978.html -https://www.youtube.com/watch?v=5VlvWWvYhEQ |
57. | Ссылка: http://www.tayyar.org/News/Lebanon/3716 |
58. | Bulbajer «Guide to the Factions of the Syrian Civil War», 19 Jan 2016.
(link: https://docs.google.com/document/d/1aI3yAmNGW1vLpJCOrhiVLqpUUIX9PG1RNsCqJGGfhxI/ edit#) |
59. | Племени и оппозиция между оппозицией и властью – 21 сентября 2016
Доклад агентства спутник: https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201609211020204286/ |
60. | Aron Lund “Syria’s Bedouin Tribes: An Interview With Dawn Chatty”, July 02, 2015, Carnegie Middle East Center.
http://carnegie-mec.org/diwan/60264 |
Аннотация: В статье анализируются особенности этно-религиозного и родоплеменного фактора в сирийском конфликте с использованием структурно-функционального анализа исламских учений, рассматривается вопрос генезиса и развития группировок суннитской вооруженной оппозиции и причины радикализации некоторых из них. Также была проанализирована сущность родоплеменного фактора в рамках традиционных межклановых и межплеменных отношений внутри Сирии трансграничных отношений с соседними арабскими странами.
Ключевые слова: Сирия, Дамаск, Ближний Восток, Башар Асад, оппозиция, гражданская война, кризис, ислам, конфессия, религия, племя, клан, ИГИЛ* (*запрещена в России решением суда).
Abstract: In the article we analyzed specifics of the ethno-religious and clan-tribal factors in the context of Syrian civil war. On the basis of structural functional analysis results, we have studied the emergence of armed Sunni groups in opposition, and the causes of radicalization. Also, tribal factor have been studied in the frame of traditional internal and external relations.
Keywords: Syria, Damascus, Middle East, Bashar Assad, opposition, civil war, crisis, Islam, religion, denomination, clan, tribe, ISIL, ISIS* (*banned in Russia by court issue).