ЧИТАТЬ (скачать) на русском языке 0,35Mb PDF
«Документ Монтрё» имеет декларативный уклон, это набросок для возможной международной нормативной базы по деятельность частных военных компаний. Его положения не являются обязательными и носят рекомендательный характер.
17 сентября 2008 года 17 стран согласовали «Документ Монтрё», содержащий правила и положения о практических методах в отношении частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов. Документ Монтрё стал итогом международного процесса, инициированного в 2006 году правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста.
Данный документ в месте с сопроводительным письмом постоянного представителя Швейцарии при ОНН был направлен на имя Генерального секретаря ООН.
Сам документ состоит из двух частей. В перовой дается определение таким понятиям как ЧВК (в документе они обозначены ЧВОК — частные в военные и охранные компании), персонал ЧВК, государства-контрагенты и т.д.
Согласно документу ЧВК (ЧВОК) — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.
Взаимодействие ЧВК с государствами относятся к одной или сразу нескольким категориям:
1. Государства-контрагенты — это государства, которые непосредственно заключают с ЧВОК контракты об оказании услуг, в том числе, в соответствующих случаях, когда такие ЧВОК заключают субконтракты с другими ЧВОК.
В этом случае Государства обязаны принимать меры для пресечения нарушений международного гуманитарного права, совершаемых персоналом ЧВК. Если они являются оккупирующими державами, то на них лежит обязательство принимать все меры в их власти для восстановления и обеспечения, насколько это возможно, общественного порядка и безопасности. Государства-контрагенты обязуются не подряжать ЧВК для осуществления деятельности, которую международное гуманитарное право вменяет в обязанность органу власти.
Государств-контрагенты несут ответственность за нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, когда такие преступления вменяются в вину государству-нанимателю согласно обычному международному праву если они:
a) включены государством в состав регулярных вооруженных сил в соответствии с его внутригосударственным законодательством;
b) являются членами организованных вооруженных сил, групп или подразделений, находящихся под командованием, ответственным перед государством;
c) наделены полномочиями осуществлять элементы правительственной власти, если они формально уполномочены действовать в этом качестве или фактически действуют по поручению государства или под его руководством.
2. «Государства территориальной юрисдикции» — государства, на территории которых действуют ЧВК.
По мимо декларативных призваний о обязанности таких государств соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия направленные на их защиту интересна оговорка, что в ситуациях оккупации обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.
3. «Государства происхождения» — это государства национальной принадлежности ЧВК, т.е. где та или иная ЧВК зарегистрирована или инкорпорирована; если государство, в котором ЧВК инкорпорирована, не является государством, где находится ее главная контора, то тогда государство, в котором находится главная контора ЧВК, является «государством происхождения».
Государства происхождения обязаны при конкретных обстоятельствах принимать надлежащие меры для пресечения и расследования соответствующих нарушений ЧВК. На государствах происхождения лежит обязательство принимать любые законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения Женевских конвенций.
Вторая часть содержит практические рекомендации для разработки нормативных актов каждой из категорий государств. В ней определяется круг услуг которые могут или не могут быть переданы на подряд ЧВК, процедура отбора ЧВОК и заключения с ними контрактов, критерии при отборе ЧВК, условия контрактов и т.п.