"Документ Монтрё": правила и пожелания для ЧВК

ЧИТАТЬ (скачать) на русском языке 0,35Mb PDF

«Документ Монтрё» имеет декларативный уклон, это набросок для возможной международной нормативной базы по деятельность частных военных компаний. Его положения не являются обязательными и носят рекомендательный характер.

17 сентября 2008 года 17 стран согласовали «Документ Монтрё», содержащий правила и положения о практических методах в отношении частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов. Документ Монтрё стал итогом международного процесса, инициированного в 2006 году правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста.

Данный документ в месте с сопроводительным письмом постоянного представителя Швейцарии при ОНН был направлен на имя Генерального секретаря ООН.

Сам документ состоит из двух частей. В перовой дается определение таким понятиям как ЧВК (в документе они обозначены ЧВОК — частные в военные и охранные компании), персонал ЧВК, государства-контрагенты и т.д.

Согласно документу ЧВК (ЧВОК) — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.

Взаимодействие ЧВК с государствами относятся к одной или сразу нескольким категориям:

1. Государства-контрагенты — это государства, которые непосредственно заключают с ЧВОК контракты об оказании услуг, в том числе, в соответствующих случаях, когда такие ЧВОК заключают субконтракты с другими ЧВОК.

В этом случае Государства обязаны принимать меры для пресечения нарушений международного гуманитарного права, совершаемых персоналом ЧВК. Если они являются оккупирующими державами, то на них лежит обязательство принимать все меры в их власти для восстановления и обеспечения, насколько это возможно, общественного порядка и безопасности. Государства-контрагенты обязуются не подряжать ЧВК для осуществления деятельности, которую международное гуманитарное право вменяет в обязанность органу власти.

Государств-контрагенты несут ответственность за нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, когда такие преступления вменяются в вину государству-нанимателю согласно обычному международному праву если они:

a) включены государством в состав регулярных вооруженных сил в соответствии с его внутригосударственным законодательством;

b) являются членами организованных вооруженных сил, групп или подразделений, находящихся под командованием, ответственным перед государством;

c) наделены полномочиями осуществлять элементы правительственной власти, если они формально уполномочены действовать в этом качестве или фактически действуют по поручению государства или под его руководством.

2. «Государства территориальной юрисдикции» — государства, на территории которых действуют ЧВК.

По мимо декларативных призваний о обязанности таких государств соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия направленные на их защиту интересна оговорка, что в ситуациях оккупации обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.

3. «Государства происхождения» — это государства национальной принадлежности ЧВК, т.е. где та или иная ЧВК зарегистрирована или инкорпорирована; если государство, в котором ЧВК инкорпорирована, не является государством, где находится ее главная контора, то тогда государство, в котором находится главная контора ЧВК, является «государством происхождения».

Государства происхождения обязаны при конкретных обстоятельствах принимать надлежащие меры для пресечения и расследования соответствующих нарушений ЧВК. На государствах происхождения лежит обязательство принимать любые законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения Женевских конвенций.

Вторая часть содержит практические рекомендации для разработки нормативных актов каждой из категорий государств. В ней определяется круг услуг которые могут или не могут быть переданы на подряд ЧВК, процедура отбора ЧВОК и заключения с ними контрактов, критерии при отборе ЧВК, условия контрактов и  т.п.