Владимир Неелов (Центр СК)
Ход вооружённого конфликта на Украине развивается в логике военных противостояний последних десятилетий. Его характерной чертой является активная вовлечённость негосударственных игроков: добровольцев, отрядов ополчения, наёмников. В наёмники зачастую записывают и сотрудников частных военных компаний (далее – ЧВК), вместе с тем это в корне неверно. В силу объёмов настоящей работы нет смысла подробно останавливаться на отличиях (как правовых, так и относящихся непосредственно к их деятельности), так как на эту тему существует значительное число исследований, однако важно отметить, что в отличие от любой, даже самой организованной группы наёмников, коэффициент эффективности ЧВК намного выше. Кроме того, они чаще всего выполняют задачи принципиально разного характера. Об этом говорит, в том числе, опыт конфликтов последних двух десятилетий, в которых эти структуры применялись.
После государственного переворота на Украине, страна закономерно стала ареной скрытого противостояния западных государств с одной стороны, России – с другой. Одним из важнейших инструментов, который используют США и их союзники в данном конфликте, являются именно ЧВК. Анализ открытых источников позволяет утверждать, что, начиная с февраля-марта 2014 года, на территории страны по контрактам с центральным киевским правительством, а также с частными лицами и структурами действуют ЧВК из ряда стран, прежде всего из США, Польши и Великобритании. Они выполняют ряд функций: оперативное и стратегическое планирование, обучение командного и личного состава, охрана лиц и отдельных объектов. Достоверных сведений о непосредственном участии сотрудников ЧВК в боевых действиях не имеется.
Украина традиционно была привлекательна для ЧВК. Так, Одесса, благодаря удачному географическому положению и в силу региональных особенностей, стала одним из крупнейших перевалочных пунктов для лиц, желающих отправиться на войну. В связи с этим, иностранные ЧВК вели здесь активную деятельность вплоть до открытия собственных представительств. Однако если до событий 2013-2014 года Украина интересовала зарубежных подрядчиков, главным образом, как источник качественного и относительно дешёвого персонала, то государственный переворот и последовавшие за этим события, позволили им выйти на этот рынок в новом качестве: подрядчиков, выполняющих конкретные заказы как со стороны ряда украинских предпринимателей и олигархов, так и от центрального правительства в Киеве.
Пик информационной активности по теме присутствия ЧВК на Украине приходится на март-июнь 2014 года, то есть после государственного переворота и начала пророссийских выступлений на юго-востоке страны. География присутствия ЧВК на первом этапе в основном совпадала с географией протестной активности: Харьковская, Донецкая, Луганская, Днепропетровская области. Кроме того, отмечалось присутствие сотрудников ЧВК в Киеве.
Основные задачи, под которые мог осуществляться найм ЧВК на этом этапе в указанных выше регионах: обучение и координация на местах сотрудников правоохранительных органов, а также специальных подразделений. Цели: ликвидация протестной активности в указанных регионах; вывоз сопровождение частных лиц и персонала с территорий, охваченных восстанием. Подобные задачи ранее уже выполнялись в Ираке, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Косово и некоторых других регионах следующими зарубежными компаниями: DynCorp (США), Academi (США), Greystone Limited (США), а также Erinys (Великобритания). Утверждать однозначно, что сотрудники именно этих компаний были задействованы при выполнении данных миссий, не приходится, однако опыт предыдущих подобных конфликтов и характер поступающих сведений позволяет говорить о высокой степени вероятности присутствия именно этих фирм. Важно также отметить, что в середине апреля 2014 года, когда отряды ополчения на юго-востоке устанавливали контроль над городами Донбасса, в Киев тайно приезжал глава ЦРУ Джон Бреннан. По имевшимся на тот момент данным, одной из причин его визита был именно вопрос о «пропаже 20 американских граждан» на подконтрольных ополчению территориях. Предполагалось, что пропавшие могли являться сотрудниками одной из ЧВК.
В Днепропетровской области представители иностранных ЧВК действуют в рамках контрактов, заключённых с Игорем Коломойским или с принадлежащими ему предприятиями. Достоверно установить, какие именно ЧВК и на какие задачи были подряжены, не представляется возможным. По некоторым данным, речь идёт о специалистах из Academi и аффилированной с ней Greystone Limited. Кроме того, можно предположить, что основными функциями приглашённых сотрудников являются: обучение персонала из числа так называемых «отрядов Игоря Коломойского», организация охраны объектов и личной охраны, информационно-аналитическая работа.
Следующий период, в который была зафиксирована определённая деятельность зарубежных ЧВК на Украине, – май-август 2014 года. В этот период происходила наиболее активная фаза ведения боевых действий в Донбассе за 2014 год. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно сотрудники иностранных компаний готовили и осуществляли координацию действий в ходе ряда военных операций летней кампании ВСУ. Так, к подготовке операции по окружению и проведению полицейской миссии в районах Славянска имела отношение компания, принадлежащая польскому политику, бывшему депутату Сейма Ежи Дзевульски (Jerzy Dziewulski) [См.: www.jerzydziewulski.pl]. И хотя его фирма не является ЧВК в строгом смысле этого слова, не зарегистрирована в соответствующем международном реестре, список оказываемых ею услуг позволяет отнести её именно к ЧВК.
Присутствие других ЧВК из Польши (а таковых в этой стране две [См.: www.icoc-psp.org/ICoCSignatoryCompanies.html]) не зафиксировано. Вместе с тем, данные об убитых иностранцах регулярно поступают от ополченцев ДНР и ЛНР. Достоверно установить их статус в настоящий момент не представляется возможным, однако вероятность того, что это сотрудники ЧВК, невысока: характер выполняемых данными компаниями функций чаще всего не предполагает непосредственного участия в боестолкновениях.
Сентябрь 2014-январь 2015 года – период после заключения первых Минских договорённостей. В это время наблюдался спад информационной активности, связанной с ЧВК на Украине. Вместе с тем, характер принятого 12 декабря 2014 года Конгрессом США «Акта поддержки свободы на Украине» уже тогда позволял предположить, что в случае реализации его положений будут активно привлекаться ЧВК из США, в том числе для проведения обучения, стратегического планирования, а также поставок и обслуживания военной техникой. Подобные функции в первую очередь способны выполнять следующие американские компании: MPRI (планирование операций и определение стратегии), Kellog Brown & Root (тыловое и техническое обеспечение, обучение обслуживанию поставляемой техники).
В конце декабря 2014 года в прессу просочилась информация о возможном контракте украинской стороны с одной из ЧВК, которая с января 2015 года начнёт подготовку батальона ВСУ для ведения боевых действий в городских условиях [См.: tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1680831]. При этом указывалось место, где планируется осуществлять подготовку: Яворовский учебный центр ВСУ (Львовская область). В конце февраля 2015 года данная информация подтвердилась с публикацией группой «КиберБеркут» документов, касающихся контактов Киева с американской ЧВК Green Group [См.: www.cyber—berkut.ru/main/20150227_00.php]. Основное внимание тогда уделили информации о попытках США добиться от своих европейских союзников согласия в вопросе о поставках летального вооружения на Украину. Вместе с тем опубликованные документы свидетельствуют о том, что американская сторона добилась существенных успехов в части подготовки ВСУ, Национальной гвардии, специальных служб, налаживании снабжения. Работа ведётся по самому широкому спектру вопросов: связь, стратегическое планирование, пограничный контроль, кибербезопасность, логистика, снайперская подготовка, совершенствование военного законодательства, создание Сил специальных операций Украины. Всё это происходит с внедрением концепции C4ISR (англ. – Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance). Она используется странами НАТО и предполагает необходимость тесной взаимосвязи между всеми элементами, задействованными на поле боя. Важно отметить, что к внедрению планируется также концепция Военно-гражданского сотрудничества, которую в Альянсе развивают со времён войн на Балканах.
План мероприятий включает в себя 3 ключевых этапа: 1. Проведение оценки и планирование мероприятий; 2. Внедрение планов в практическое поле и налаживание работы по обучению; 3. Получение первых результатов, их оценка и проведение дополнительных мероприятий. Первый этап был фактически завершён 17 октября, когда состоялось совместное заседание украинско-американской комиссии. В настоящий момент идёт осуществление мероприятий, относящихся ко второму этапу. На состоявшемся 3 февраля 2015 года заседании объединённой комиссии был особо выделен пункт о включении в неё Канады и Великобритании. Об активном вовлечении последней в конфликт посредством предоставления помощи Киеву также свидетельствуют указанные документы.
Предполагается, что первые ощутимые результаты от запланированных мероприятий по повышению уровня подготовки ВСУ и Нацгвардии будут заметны к сентябрю-октябрю 2015 года. К этому моменту в зоне АТО трижды должна осуществиться ротация личного состава, прошедшего обучение в Международном центре миротворчества и безопасности (англ. – International Peacekeeping and Security Centre), расположенном в упомянутом выше городе Яворов Львовской области, а также очередные совместные с НАТО учения «Быстрый трезубец». Реализация третьего этапа запланирована на 2016 год.
Американская сторона прорабатывает сценарии участия (той или иной степени вовлечённости) в вооружённом конфликте в Донбассе. Для этого, в том числе, задействуются ЧВК. Так, в начале марта текущего года, когда стало известно, что компания Glacier Technology Solutions LLC объявила о наборе граждан, свободно владеющих украинским и русским языками, для участия в проведении тренировок морской пехоты США. Предполагается, что это должно будет упростить взаимодействие между американскими специалистами и обучаемыми с украинской стороны.
Следует отметить, что помимо иностранных ЧВК, имеющих контракты с государственными или частными структурами, на Украине существуют официально зарегистрированные национальные ЧВК. Согласно международным документам, таковых четыре. Вместе с тем, на сегодняшний день достоверно известно об участии в вооружённом конфликте в Донбассе компании Omega Consulting [См.: www.omega—consulting.com.ua], которой руководит Андрей Кебкало. Весной 2014 года компания открывала вакансии «консультанта», которую планировалось закрыть к 1 мая 2014 года. Одним из предъявляемых к кандидатам требований являлось наличие Донецкой, Харьковской или Луганской прописки. Официально компания признала своё участие в операциях по «экстренному выводу персонала Заказчика из Автономной Республики Крым и Донбасса» [См.: www.omega-consulting.com.ua/department_ru/dep1_ru.html]. В настоящий момент отдел по связям с общественностью признаёт наличие контрактов, связанных с действиями в регионах Донецка и Луганска, однако утверждается, что правительственных заказов не поступал – все договоры заключены с частными лицами или предприятиями.
Таким образом, проведённый нами анализ показывает, что в ходе вооружённого конфликта на Украине правительством Киева и частными лицами (главным образом, олигархами) заключались контракты с ЧВК, прежде всего из США и Польши. По мере развития вооружённого противостояния ЧВК привлекались к выполнению ряда функций: охрана объектов и лиц, оперативное и стратегическое планирование, обучение персонала на всех уровнях, вывоз и сопровождение лиц и персонала. Активного участия сотрудников ЧВК непосредственно в боевых действиях в Донбассе не зафиксировано, что обусловлено рядом причин, главная из которых наличие достаточного числа мотивированных добровольцев-националистов в рядах национальной гвардии и добровольческих батальонах, которые также требуют обучения.
В силу отсутствия юридических оснований для оказания непосредственной помощи Украине со стороны США, а также поставок летального оружия, Соединённые Штаты прибегают к активному использованию негосударственного инструмента, коим и являются ЧВК. Как показал проделанный анализ, при помощи данных организаций оказывается самый широкий спектр услуг по совершенствованию ВСУ, Национальной гвардии и других силовых структур Украины. Учитывая опыт войн в бывшей Югославии, когда с помощью инструкторов ЧВК MPRI хорватской стороне удалось осуществить успешную наступательную операцию против сербов, факт выполнения задач самого высокого уровня зарубежными ЧВК по заказу украинской стороны следует признать серьёзной угрозой для ополчения ДНР и ЛНР.
Иностранные ЧВК имеют достаточную материально-техническую базу на территории Украины, значительные связи и опыт работы. Следует признать, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе использование ЧВК правительственными и частными структурами будет возрастать в силу отсутствия серьёзных намерений реализовывать мирный сценарий. Серьёзные шансы выйти на украинский рынок в новом качестве (помимо указанных ранее) есть у компаний, уже имеющих серьёзную материально-техническую базу и связи в этой стране (например, BritAm, Erinys или исчезнувшая после серьёзного скандала Muse Professional Group). При этом ЧВК, зарегистрированные на Украине, на сегодняшний день проявили себя сравнительно неактивно. Достоверно известно об одной украинской ЧВК, которая выполняла и продолжает выполнять задачи, связанные с участием в данном конфликте. Однако в среднесрочной перспективе можно ожидать развитие национального украинского рынка ЧВК.
С точки зрения России, представляется перспективным использование собственных ЧВК для выполнения самого широкого спектра поставленных заказчиком задач. Это вполне соответствовало бы современным правилам игры, по которым действовали западные государства в конфликтах последних десятилетий. Однако для этого необходимо создание соответствующего законодательства, о чём на протяжении последних трёх лет ведутся серьёзные дискуссии.