Исследовательский ЦЕНТР в области внешней политики и политики безопасности, военно-политической ситуации в мире, осуществляет мониторинг СМИ, занимается информационно-издательской деятельностью.
Президенты Киргизии и Узбекистана Алмазбек Атамбаев и Ислам Каримов в дни саммита ШОС, который состоится 12–13 сентября в Бишкеке, могут принять окончательное решение по строительству железной дороги «Китай–Киргизия–Узбекистан». Об этом в интервью региональной прессе заявил посол Киргизии в Узбекистане Эмилбек Узакбаев. Однако ряд экспертов скептически относятся к реализации железнодорожного проекта.
Киргизия заинтересована в строительстве железной дороги «Китай–Киргизия–Узбекистан». По словам президента Алмазбека Атамбаева, она остро необходима республике. «Дорога не только свяжет Север и Юг, и тогда Киргизия станет единой, но и принесет транзитную прибыль», – считает Атамбаев. По прикидкам экспертов, речь может идти примерно о 210 млн. долл. в год. Атамбаев сообщил, что проект одобрен в Пекине, и «Узбекистан тоже должен одобрить».
Проект железной дороги полностью вписывается в принятую в начале нынешнего года «Национальную стратегию устойчивого развития Киргизии на период 2013–2017 гг.», где основное внимание уделено развитию инфраструктуры республики. Но железнодорожный проект вызвал шквал критики со стороны ряда политиков и общественных деятелей, считающих, что Пекин вряд ли без особой выгоды для себя станет решать национальные задачи Киргизии. Эксперты убеждены, что эта дорога прежде всего небходима Пекину.
«Китаю нужен выход на Узбекистан и далее к Каспию, в Иран. Помимо железной дороги в Казахстан с двумя переходами – Достык и Хоргос, Китай в центральноазиатском направлении готов построить еще одну ветку, которая свяжет Узбекистан и Киргизию со своими северными провинциями», – говорит эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов. Однако в таком виде железная дорога разделит Киргизию на Юг и Север и усугубит противостояние регионов, и только прокитайское лобби в Киргизии утверждает, что железнодорожная магистраль якобы соединит два часто противостоящих друг другу региона страны. Что же касается мифических доходов от транзита грузов, то Кубат Рахимов убежден, что они не покроют расходов от строительства дороги в высокогорных условиях.
«Если исходить из интересов Киргизии и Узбекистана, то потребности в этой дороге нет. Ни Киргизия, ни Узбекистан не производят товаров, которые были бы востребованы на рынках Азии, кроме минеральных ресурсов и углеводородов. А это уже интересы Китая», – сказал «НГ» руководитель Института стратегического анализа Сергей Масаулов. Пекин последовательно реализует энергетические и инфраструктурные проекты. «Китай прокладывает газопроводы, строит железные дороги и автотрассы. Вся эта инфраструктура в оптимальном режиме поможет ему экономически использовать Центральную Азию для своих нужд и потребностей», – отметил Масаулов.
В киргизском обществе неоднократно муссировались слухи о том, что Поднебесная может решиться взять на себя бремя расходов по строительству железной дороги. Но взамен потребовать допуска к киргизским месторождениям серебра, алюминия, меди и угля. Правда, премьер-министр республики Жанторо Сатыбалдиев опровергал этот сценарий, заверяя, что власти не рассматривают вопрос передачи Китаю месторождений, и, в частности, алюминиевого месторождения Сандык в Нарынской области.
Ключевым долгое время оставался вопрос о том, какой стандарт железнодорожной колеи будет выбран для дороги. Китай изначально настаивал и добился того, что дорога будет иметь европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана –1520 мм. «Появление в Киргизии колеи китайского стандарта автоматически ставит под вопрос безопасность. Не только киргизской, но и российской. Ее уровень понизится в Сибири, Поволжье и на Урале», – сказал «НГ» руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По его мнению, это вопрос не просто китайско-киргизских или киргизско-российских отношений, это «вопрос будущего самой России». Но на сегодня помешать планам строительства железной дороги, похоже, могут только натянутые отношения президентов Киргизии и Узбекистана. И не случайно одно время Бишкек вел переговоры с Пекином по поводу возможной замены в проекте Узбекистана на Таджикистан. Китай вроде бы не возражал, но потом стороны решили проект не переигрывать.
Китайская дорога разрежет Киргизию пополам. Инфраструктурные проекты Пекина затрагивают безопасность России
Автор: Александр Собянин, 10 Сен 2013 • 03:59 Отзывов нетФОТО: Алмазбек Атамбаев уверен в необходимости китайской дороги. Фото с официального сайта президента Киргизии.
Опубликовано: Независимая газета.10.09.2013 .
Президенты Киргизии и Узбекистана Алмазбек Атамбаев и Ислам Каримов в дни саммита ШОС, который состоится 12–13 сентября в Бишкеке, могут принять окончательное решение по строительству железной дороги «Китай–Киргизия–Узбекистан». Об этом в интервью региональной прессе заявил посол Киргизии в Узбекистане Эмилбек Узакбаев. Однако ряд экспертов скептически относятся к реализации железнодорожного проекта.
Киргизия заинтересована в строительстве железной дороги «Китай–Киргизия–Узбекистан». По словам президента Алмазбека Атамбаева, она остро необходима республике. «Дорога не только свяжет Север и Юг, и тогда Киргизия станет единой, но и принесет транзитную прибыль», – считает Атамбаев. По прикидкам экспертов, речь может идти примерно о 210 млн. долл. в год. Атамбаев сообщил, что проект одобрен в Пекине, и «Узбекистан тоже должен одобрить».
Проект железной дороги полностью вписывается в принятую в начале нынешнего года «Национальную стратегию устойчивого развития Киргизии на период 2013–2017 гг.», где основное внимание уделено развитию инфраструктуры республики. Но железнодорожный проект вызвал шквал критики со стороны ряда политиков и общественных деятелей, считающих, что Пекин вряд ли без особой выгоды для себя станет решать национальные задачи Киргизии. Эксперты убеждены, что эта дорога прежде всего небходима Пекину.
«Китаю нужен выход на Узбекистан и далее к Каспию, в Иран. Помимо железной дороги в Казахстан с двумя переходами – Достык и Хоргос, Китай в центральноазиатском направлении готов построить еще одну ветку, которая свяжет Узбекистан и Киргизию со своими северными провинциями», – говорит эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов. Однако в таком виде железная дорога разделит Киргизию на Юг и Север и усугубит противостояние регионов, и только прокитайское лобби в Киргизии утверждает, что железнодорожная магистраль якобы соединит два часто противостоящих друг другу региона страны. Что же касается мифических доходов от транзита грузов, то Кубат Рахимов убежден, что они не покроют расходов от строительства дороги в высокогорных условиях.
«Если исходить из интересов Киргизии и Узбекистана, то потребности в этой дороге нет. Ни Киргизия, ни Узбекистан не производят товаров, которые были бы востребованы на рынках Азии, кроме минеральных ресурсов и углеводородов. А это уже интересы Китая», – сказал «НГ» руководитель Института стратегического анализа Сергей Масаулов. Пекин последовательно реализует энергетические и инфраструктурные проекты. «Китай прокладывает газопроводы, строит железные дороги и автотрассы. Вся эта инфраструктура в оптимальном режиме поможет ему экономически использовать Центральную Азию для своих нужд и потребностей», – отметил Масаулов.
В киргизском обществе неоднократно муссировались слухи о том, что Поднебесная может решиться взять на себя бремя расходов по строительству железной дороги. Но взамен потребовать допуска к киргизским месторождениям серебра, алюминия, меди и угля. Правда, премьер-министр республики Жанторо Сатыбалдиев опровергал этот сценарий, заверяя, что власти не рассматривают вопрос передачи Китаю месторождений, и, в частности, алюминиевого месторождения Сандык в Нарынской области.
Ключевым долгое время оставался вопрос о том, какой стандарт железнодорожной колеи будет выбран для дороги. Китай изначально настаивал и добился того, что дорога будет иметь европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана –1520 мм. «Появление в Киргизии колеи китайского стандарта автоматически ставит под вопрос безопасность. Не только киргизской, но и российской. Ее уровень понизится в Сибири, Поволжье и на Урале», – сказал «НГ» руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По его мнению, это вопрос не просто китайско-киргизских или киргизско-российских отношений, это «вопрос будущего самой России». Но на сегодня помешать планам строительства железной дороги, похоже, могут только натянутые отношения президентов Киргизии и Узбекистана. И не случайно одно время Бишкек вел переговоры с Пекином по поводу возможной замены в проекте Узбекистана на Таджикистан. Китай вроде бы не возражал, но потом стороны решили проект не переигрывать.
Виктория Панфилова