Опубликовано: Notum.info.
Наивысший кредитный рейтинг «Газпрома», впервые присвоенный компании китайским рейтинговым агентством «Dagong Global Credit Rating», а также стабильная оценка рейтинга экономики России, которая в 2015 году оказалась выше, чем у США, породили самые разные дискуссии и заявления. Одни высказываются о том, что в этом не будет практически никаких особых международных выгод, вторые называют случившееся преувеличением, третьи усматривают здесь действия Китая Западу «назло» и так далее. Как обстоит ситуация на самом деле, прокомментирует руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александр Собянин.
«Наивысший кредитный рейтинг китайского агентства «Dagong» бесполезен для «Газпрома» и «Рейтинг не значит капитал» — материалы под такими заголовками вышли на днях в «Ведомостях». В них, вопреки явным, очевидным перспективам, открывающимся перед российской компанией (и Россией, в целом) в связи с наивысшим кредитным рейтингом от китайского рейтингового агентства «Dagong Global Credit Rating», пестуется мысль о том, что «привлечь долговой капитал это вряд ли поможет», что большинство мировых инвесторов все же «обращают внимание на рейтинги S&P, Fitch и Moody’s» и, в целом, все эти оценки Китаем — это «скорее политический жест» и ничего более. Подобные заявления призваны сбить с толку и увести подальше от реального положения дел, а из этого следует, что есть от чего уводить…
Как уже было отмечено в нашей предыдущей статье, сотрудничество России и Китая развивается многовекторно и более, чем интенсивно, а попросту говоря — ширится и множится. В частности, это касается и перспективы создания и своего отдельного рейтингового агентства «вне политики». Однако и здесь в российской элите находится немало критики. Так, Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам считает, что «все это от лукавого» и «создавать рейтинговое агентство из-за того, что не согласен с оценками международных агентств, нельзя». Ирина Хакамада, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека и вовсе рассуждает крайностями, говоря о том, что «…если Россия опустит железный занавес и перейдет на мобилизационную самоокупаемость, то рейтинги вообще не нужны».
Россия не опускает «железный занавес», а все больше разворачивается на Восток, задействуя новые возможности и механизмы, открывающиеся на азиатских рынках, и, более того, создает новое экономическое пространство в стратегическом партнерстве со странами Азии и Латинской Америки, выдвигая определенные предложения и совместные требования к США. Об этом, об изменениях мировой финансовой архитектуры, об оправданности высокого кредита доверия Китая к России и российским компаниям и о многом другом рассказал в своем экспертном комментарии нашему изданию Александр Дмитриевич Собянин, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры, профессиональный востоковед:
«Китай верит в надежность «Газпрома» и в энергостратегию Игоря Сечина. Касаемо присвоения «Газпрому» наивысшего кредитного рейтинга, наши российские либералы выдают черное за белое и белое за черное, говоря о том, что «высший рейтинг «Газпрома» повлияет только на инвесторов из Китая» или что «рейтинг не значит капитал». Рейтинговое агентство «Dagong Global Credit Rating Co, Ltd.» было учреждено 21 год назад по инициативе Народного банка Китая и Комиссии по экономике и торговле Госсовета КНР. Агентство работает с китайским и иностранным частным бизнесом, неся полную ответственность за свои рейтинги и рекомендации как перед инвесторами, так и перед китайским государством, возглавляют агентство выходцы из госструктур КНР.
Нынешние действия России в финансовой сфере в меньшей степени вытекают из необходимости реагировать на «войну санкций» и в большей – из объявленной Владимиром Путиным еще в 2012 году стратегии. Согласно данной стратегии, российские деньги должны возвращаться из оффшоров в страну, государство переходит к стратегии собственного промышленного развития, плюс государство объявило о всесторонней поддержке азиатских банков и инвесторов. Эти меры получили развитие в 2013 году, и за прошедшие полтора года Россия серьезно закрепилась на трех крупных финансовых площадках Азии: на Гонгконгской, Шанхайской и Сингапурской биржах. Причем в Гонгконге и частично в Шанхае на биржах уже торгуются акции многих крупнейших российских государственных и частных компаний. Еще раз подчеркиваю, к «войне санкций» это не имеет отношения, однако санкции Запада данный процесс ускорили. Агентство «Dagong Global Credit Rating» присвоило «Газпрому» наивысший рейтинг «ААА» со «стабильным» прогнозом во вполне конкретное время — наш газовый госмонополист будет проводить IPO на Гонконгской бирже, и рейтинговое агентство дает потенциальным участникам IPO «Газпрома» свою ответственную рекомендацию — высший уровень надёжности.
«Газпром» и «Роснефть» в Китае знают очень хорошо, к компаниям есть большая степень доверия в части выполнения взятых обязательств. В КНР понимают, что у России как государства могут быть определенные проблемы ввиду санкционной войны Запада, но даже с учетом оного видят устойчивость вышеперечисленных российских корпораций на рынке.
Кстати, именно при стратегической поддержке Китая стала возможной реализация энергетической стратегии Владимира Путина, которую реализует Игорь Сечин. При его кураторстве на базе Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже создается площадка для торговли углеводородным сырьем, а в дальнейшем и другими видами минерального сырья, в рублях и юанях, что позволит России выйти из-под диктата доллара и ФРС, Базеля, МВФ, ВБ.
Здесь важно, что общемировые финансовые структуры — МВФ, Всемирный банк, Базельский банк (Банк международных расчетов расположен в швейцарском Базеле, определяет правила международных финансовых расчётов, Центробанки ведущих торговых государств являются учредителями БМР) — де-юре международные, а де-факто подчинены американца. Именно они определяют финансовые правила, которые потом через эти международные структуры транслируются на весь мир. И в контексте энергетической стратегии Путина-Сечина важно, что 2 февраля 2015 года в Пекине в рамках международного формата RIC (Russia — India — China, это отдельный формат в рамках более известного формата BRICS) прошла встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая. Помимо обсуждения ситуации в Украине, позиции ШОС в части включения новых членов Шанхайской организации сотрудничества, главным экономическом вопросом стало заявление министров Сергея Лаврова, Ван И и Сушмы Сварадж, где они потребовали от США завершить реформу МВФ. В 2010 году на саммите G-20 Барак Обама согласился с предложением стран RIC провести реформу МВФ, в частности, поставив влияние конкретной страны на решения Фонда в зависимость от размера взноса страны в капитал МВФ. На сегодня США имеют гарантированную квоту в 17,69% и единоличное право вето (любое решение МВФ принимается 85% голосов, т.е. США единственные имеют блокирующий пакет при голосовании). Это позволяло и позволяет до сих пор именно США, а не странам вкладчикам МВФ определять международную финансовую политику по отношению к той или иной стране или региону мира. Согласиться-то президент США согласился, но провести согласие через Конгресс за эти четыре года не смог. Поэтому пекинский ультиматум России, Китая и Индии означает, что страны RIC не намерены далее бесконечно ожидать реформы МВФ, продолжая по факту финансировать за счет русской, китайской и индийской экономик спасение экономики США, спасение доллара. Это означает, что в 2015 году либо США поделятся с RIC политической властью над глобальными финансами, либо страны BRICS начнут собственные действия в рамках Фонда развития БРИКС и Пула резервных валют («Банка БРИКС»).
Анализируя все это, напрашивается вывод, что Россия независимо от Запада и санкционного давления создает новое Северо-Тихоокеанское пространство экономического развития, с опорой на Китай и Индию, естественно, допуская дальнейшее включение США. Вклад России в это пространство развития — мощь Вооруженных сил РФ, энергетические полезные ископаемые и русское стратегическое планирование».