ФОТО: Забродский Андрей Георгиевич
Доклад представлен для третьего заседания Общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Рогозина Д.О. (27.03.2013)
Забродский А.Г.
Директор Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН, член-корреспондент РА
Развитие сферы исследований и разработок (НИОКР) обеспечило в свое время решение задач индустриализации и обороны страны, ее технологическую и экономическую независимость. Сегодня перед Россией стоят сходные вызовы: ускоренная реиндустриализация и инновационное развитие высокотехнологичных отраслей, обеспечение конкурентоспособности своей продукции на рынке ВТО, крупномасштабное перевооружение армии. Готова ли к этим вызовам сфера НИОКР?
Несколько десятилетий назад она представляла собой могущественную СИСТЕМУ со своими субъектами − институтами бывшей отраслевой науки, а в новых направлениях − также и академическими институтами. Крупные проекты запускались Постановлениями Правительства при участии Госплана и Госкомитета по науке и технике (ГКНТ), который выполнял роль межведомственного координатора. За 20 лет в России фрагментарно сложилась новая СИСТЕМА организации НИОКР, в которой по-прежнему доминирует госучастие. Оно реализуется через не очень эффективные и мало увязанные между собой ФЦП с главными показателями в виде объемов затрат и главным итогом в виде освоенных средств. Нередки случаи недобросовестной конкуренции, низок уровень приемки выполненных работ. ФЦП не решают главной проблемы нынешней сферы НИОКР – ее невостребованности со стороны реального сектора экономики, включая ВПК. По причине недостатка заказов и инвестиций эта сфера сократилась и ослабла (особенно пострадали отраслевая и военная наука), утратила соответствие мировому уровню по технической вооруженности и инфраструктуре, а во многих направлениях − и по самим разработкам. Несмотря на это, часть ее субъектов сохранила научные школы и коллективы разработчиков, способные обеспечить вывод на производство конкурентоспособной продукции при условии их технического перевооружения. С другой стороны, взращиваемым новым субъектам НИОКР (Университеты, Сколково, малый и средний инновационные бизнесы, государственно-частное партнерство), куда перемещаются объемы финансирования работ, средства на создание необходимой инфраструктуры и техперевооружение, в обозримом будущем не под силу взять на себя ответственность за решение масштабных задач и вызовов, стоящих перед сферой НИОКР.
Государству пока не удалось обеспечить уровень перспективного планирования, необходимый для разработки жизненно важных «дорожных карт», и даже решить более простую задачу адекватного среднесрочного планирования. Несмотря на элементы принуждения, не удается мотивировать бизнес на инновационное развитие своих предприятий. Важная инициатива по созданию технологических платформ вязнет в межведомственных согласованиях. В Госдуме ждут своих изменений около 150 законов и актов, регулирующих вопросы налогообложения, трансферт технологий и интеллектуальной собственности. К числу вопросов, требующих решения на законодательном уровне относится, например, вопрос уплаты налога на прибыль при приобретении оборудования, что сильно усложняет и без того трудную задачу техперевооружения.
Многолетний опыт успешного участия ФТИ им.А.Ф.Иоффе в крупных госпроектах, обеспечивших развитие экономики страны и ее обороноспособности, показывает, что могущественное государство и сильная наука − понятия неразделимые. С минимальными потерями преодолев период 90-ых, ФТИ активно приступил к реализации программы развития. Основным инструментом его, как и раньше, стали крупные проекты в НИОКР в направлениях, где имеется превосходство наших научных школ и востребованность со стороны рынка (госзаказ на конкурсной основе через различные ФЦП и заказы со стороны промышленности): по развитию отечественной солнечной энергетики наземного и космического базирования, гетероструктурной фотоники (полупроводниковых лазеров, фотоприемников и светодиодов различного назначения), разработки эффективных электронакопителей, приборов и устройств импульсной полупроводниковой электроники и широкополосной радиоэлектроники, ряда новых функциональных и конструкционных материалов. Выполнение этих проектов позволило удвоить академический бюджет ФТИ.
Пока, однако, ФТИ не удалось в полной мере реализовать свой потенциал по части прикладных разработок, в том числе в интересах национальной безопасности, и решить важнейшую для себя и всей сферы НИОКР задачу техперевооружения. Развитие ФТИ в интересах науки и государства сопряжено с постоянным преодолением системных проблем, включая решение вопросов нормативной и законодательной базы. Свежий пример: отклонение 20 марта 2012 г. Госдумой поправки, инициированной ФТИ им. А.Ф. Иоффе в ФЗ «Об оружии» не позволит возобновить не ведущиеся уже 4 года испытания прозрачной брони и приведет к закрытию ее разработок в институте.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в России СИСТЕМА функционирования сферы НИОКР не в состоянии дать адекватный ответ на стоящие перед ней серьезные вызовы и нуждается в реформировании, Начинать его необходимо с вопросов государственного управления и регулирования, причем с того сегмента, который наиболее к этому подготовлен. Речь идет о создании СИСТЕМЫ эффективного функционирования сферы НИОКР, определяющей развитие обороноспособности государства.
В понятие этой «СИСТЕМЫ» вкладывается следующий смысл. Должна быть создана структура для восстановления функций средне- и долгосрочного планирования НИОКР в интересах военно-промышленного комплекса, а также технологий двойного применения. Должна быть налажена необходимая координация усилий производителей ВВСТ («системщиков») и субъектов НИОКР. (Штабом для такой координации могла бы поначалу послужить Военно-промышленная комиссия). Необходимо максимально возможное вовлечение существующих ФЦП и госбюджетов субъектов НИОКР (в частности, возможно использование части бюджета РАН) в выполнение поставленных задач. Фонд перспективных исследований было бы желательно уберечь от перекосов и ошибок в деятельности различных ФЦП, ибо здесь промахи и ошибки окажутся особенно болезненными. Желательно вообще, чтобы, особенно на первых порах, главной его задачей было бы не столько «рулить деньгами», которых, скорее всего, все равно не будет хватать, а помогать в формировании цепочек от головных организаций к многочисленным соисполнителям, т.е. формировать необходимую среду и базы данных.
Необходима поддержка на уровне изменения законодательной и нормативной базы, лоббирование на всех уровнях проектов развития сферы НИОКР в интересах национальной безопасности и двойного назначения. Наконец, по результатам работы всех элементов «СИСТЕМЫ» должна быть установлена строжайшая персональная ответственность.
Со временем, чтобы реформированный оборонно-промышленный комплекс смог превратиться в локомотив экономического развития страны, нужно будет расширить реформированную область сферы НИОКР для ОПК на всю эту сферу. Возможно создав при этом по образцу государств – членов БРИКС Министерство науки и технологий как межведомственный координационный орган для всей сферы НИОКР, «наследника» бывшего ГКНТ. Тогда, наконец, наука в России вернет себе звание главной производительной силы общества.