ФОТО: Собянин Александр Дмитриевич, член Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры.
Опубликовано: Выступление на Научно-практической конференции «Россия и Абхазия: навстречу единому экономическому пространству» // ИА ОСинформ.
Александр Собянин
Дорогие коллеги!
Позвольте остановиться лишь на 2 моментах — на вопросе обеспечения государственной безопасности России в Северокавказском и Азово-Причерноморском регионах, а также на том, какие проекты, на наш взгляд, являются на сегодня важнейшими для будущего Абхазии.
Исчерпывающие выступления Юрия Михайловича Лужкова и Сергея Васильевича Багапша, других выступающих, позволяют уйти от экономического анализа ситуации в Республике Абхазия. Все ранее сказанное четко показывает, как глубока интеграция абхазской экономики с российской.
Как вы хорошо знаете, президент России Владимир Путин придает исключительное значение Олимпиаде-2014. Неслучайно он лично летал на решающее заседание Международного Олимпийского комитета, неслучайно так оперативно правительство Российской Федерации приняло 30 октября Федеральный закон № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта». Это, напомню, в дополнение к Федеральной целевой программе, принятой 8 июня 2006 года, № 357 «О Федеральной целевой программе «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» [объем финансирования ФЦП 313,887 млрд. рубл.]. Общий объем средств на строительство объектов олимпийской инфраструктуры, которые заявлены от лица государства и частных корпораций составляет на сегодня 14-17 млрд долларов. А вы хорошо знаете, что почти всегда смета расходов на олимпиаду превышается в 2-3 раза по сравнению с изначально заявленной.
Теперь позвольте отойти на несколько лет назад, ко времени противостояния кандидата Сергея Багапша и кандидата Рауля Хаджимбы. Море грязного компромата было вылито тогда как на членов семьи Владислава Ардзинбы и Рауля Хаджимбу, так и на победившего Сергея Васильевича Багапша. В числе прочего была попытка привязать имя гендиректора «Черноморэнерго» к именам Александра Анкваба и отца-сына Яхьи и Инала Казанов. Последний посыл был адресован в первую очередь силовым структурам России. Что такое семья Казанов и какова была реальная стратегия США? Речь шла о трех важнейших следствиях, которые были бы, слава богу это оказалось неправдой, в случае прихода проамериканского режима в Абхазии.
Первое. Деятельность семьи Казанов — это американская игра на объединение под антироссийскими знаменами народов адыго-абхазской группы. Американцы никогда бы не допустили поглощения Абхазии Грузией, но начали бы возбуждать население в Адыгее, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии.
Второе. Радиоразведка США от абхазско-грузинской границы была бы передислоцирована к абхазско-российской, что создало бы неприемлемые риски безопасности как для резиденции «Бочаров ручей» и других таких объектов, так и ряда стратегических военных объектов и полигонов на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области.
Третье, и самое важное, важнее, чем два предыдущих момента.
Примерно в то же время в США активизировалась дискуссия в среде экспертов и аналитиков о необходимости придания Волго-Дону статуса международных вод, наподобие того, какой имеют Дунай и ряд других международных водных путей. Ключевыми условиями для начала реальной политической кампании по вхождению чужих морских флагов на Каспий должны были стать коса Тузла и изменение статуса на Азове и Абхазия.
Прошло несколько лет. Мы все убедились в ничтожности тех прошлых страшилок, Россия успешно, хоть и несколько топорно, решила вопрос и по Тузле, и по Абхазии. И это стало возможным лишь потому, что руководство Абхазии во главе с Сергеем Багапшем не только полностью подтвердило курс на независимость и дальнейшее вхождение Абхазии в состав России, но сделало гораздо больше — обеспечило стабильность и безопасность в Абхазии, перешло в экономической политике от стратегии выживания туристической, лесной и пищевкусовой промышленности к стратегии развития всех отраслей хозяйства республики.
Теперь ситуация изменилась. Одно дело обеспечивать безопасность президента России и военных объектов МО и ФПС России, и другое дело обеспечить безопасность Олимпиады, куда приедут сотни тысяч гостей со всего мира. Эта задача сложнее.
Уверен, что помимо предпринимаемых мер по эту сторону границы крайне важно не только силами силовых структур Абхазии, но и силами непосредственно Минобороны и Федеральной пограничной службы России обеспечивать оперативные мероприятия на регулярной основе на глубине в несколько десятков километров по ту сторону независимой Абхазии. Юридически это решаемо. Такой опыт есть не только у США, Турции, Пакистана, Марокко, других стран, но и у России. Я имею ввиду наших пограничников и отдельные десантно-штурмовые группы в ряде провинций Афганистана, которые действовали вне мандата Ограниченного контингента советских войск, зачастую даже не на уровне межгосударственных договоренностей, а на уровне сотрудничества приграничных регионов.
Это первый пункт моего выступления. Второй гораздо короче, о проектах.
Я бы просил коллег не переоценивать очередную бархатную революцию в Грузии. Неслучайно американцы активно поддерживают оппозицию, неслучайно активизировалась оппозиция против Саакашвили в Великобритании и ряде других стран. Шило на мыло, кто бы там ни пришел. Не надо питать иллюзий.
Республика Абхазия состоялась как государство.
Республика Абхазия доказала свою полноценность.
Ни при каком грузинском руководстве возвращения в состав Грузии не будет. Но будет, на основе опыта Абхазской АССР, курс на возвращение в состав России.
Что же в этой связи представляется важнейшим? На взгляд экспертов Ассоциации приграничного сотрудничества, это не туризм и не сельское хозяйство. Эти две отрасли, а также некоторые лесоторговые компании развиваются более чем успешно. И огромная заслуга в этом правительства Москвы и личной позиции Юрия Михайловича Лужкова. Это не порты и не железнодорожный транспорт, у проектов железнодорожного развития Республики Абхазия лоббистов ничуть не меньше, чем у курортов.
А вот прорывным направлением могло бы стать строительство автодорожной сети с качественным технологически современным дорожным покрытием. Тут не только вопрос безопасности России, но и мощный стимул для инвесторов. Потенциальных инвесторов немало — «Русский уголь», «Уралвагонзавод», НПО «Луч», «Релтранссбыт» и другие близкие к СКЖД транспортные компании, компании, заинтересованные в абхазских лесе, угле, барите, свинце, других полезных ископаемых. Все инвесторы заинтересованы, но никто не будет вкладываться в инфраструктуру, так обстоит и в самой России.
Это вопрос компетенции правительства Республики Абхазия, и он при желании решаем. Статус непризнанности не является непреодолимым препятствием. У международного сообщества большой опыт не только по гуманитарным операциям, но и по решению инфраструктурных задач в зонах тлеющих военных конфликтов, в зонах с неурегулированным статусом. А если будет даже частичное, небольшое, софинансирование со стороны международных организаций, то в России быстро найдутся инвесторы, которые будут вкладываться в строительство дорог в Абхазии. Без хороших дорог на строительстве олимпийских объектов мы увидим лишь гальку, щебень и гастарбайтеров из Абхазии, но в самой Абхазии серьезно никто вкладываться не будет. Дороги после российских решений по Олимпиаде-2014 становятся важнейшим направлением.
Безопасность России на хорошем расстоянии от Псоу и качественное дорожное покрытие. Это сейчас самое главное.